Цель урока: используя прием сравнительного анализа, раскрыть существенную разницу между двумя стихотворениями и подвести учащихся к пониманию главной мысли “Бородина”.
Вступительное слово учителя
“Бородино” – одно из самых патриотических стихотворений в русской поэзии. Изображая народ в качестве главного героя Отечественной войны 1812 года, поэт утверждает, что именно народ решил судьбу Бородина и России. И в стихотворении” Бородино” и “Поле Бородина” историческое событие было увидено глазами самого народа, рассказ о Бородинской битве ведет рядовой ее участник – русский солдат, от имени которого говорит Лермонтов.
Учитель: Впервые к теме Отечественной войны юноша Лермонтов обратился в 1830 году в стихотворении “Поле Бородина”. (Чтение строф I- IV).
Всю ночь у пушек пролежали
Мы без палаток, без огней,
Штыки вострили да шептали
Молитву родины своей.
Шумела буря до рассвета;
Я, голову подняв с лафета,
Товарищу сказал:
“Брат, слушай песню непогоды:
она дика, как песнь свободы”.
Но, вспоминая прежни годы,
Товарищ не слыхал.
Пробили зорю барабаны,
Восток туманный побелел,
И от врагов удар нежданный
На батарею прилетел.
И вождь сказал перед полками:
“Ребята, не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали”.
И мы погибнуть обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.
Что Чесма, Рымник и Полтава?
Я, вспомня, леденею весь,
Там души волновала слава,
Отчаяние было здесь.
Безмолвно мы ряды сомкнули,
Гром грянул, завизжали пули,
Перекрестился я.
Мой пал товарищ, кровь лилася,
Душа от мщения тряслася,
И пуля смерти понеслася
Из моего ружья.
Марш,марш! пошли вперед, и боле
Уж я не помню ничего.
Шесть раз мы уступали поле
Врагу и брали у него.
Носились знамена, как тени,
Я спорил о могильной сени,
В дыму огонь блестел,
На пушки конница летала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
От чего имени описываются события Бородинского боя в стихотворениях “Бородино” и “Поле Бородина”?
Ученики: В обоих стихотворениях о Бородинском сражении рассказывают его участники – простые русские солдаты-артиллеристы.
Учитель: Сравните, как начинаются эти стихотворения?
Ученики: В Стихотворении “Бородино” молодой солдат обращается к старому с просьбой рассказать о “дне Бородина”, который “недаром помнит вся Россия”. Рассказ старый солдат начинает с раздумья о людях, вместе с которыми воевал, об их судьбе.
Стихотворение “Поле Бородина” начинается рассказом о ночи перед Бородинском сражением.
Учитель: Прочитайте вторую строфу в стихотворении “Бородино” и первую строфу в стихотворении “Поле Бородина”. Обратите внимание на то, как звучит речь солдата в обоих стихотворениях.
Ученики: В стихотворении “Поле Бородина” рассказ звучит несколько необычно. В речи рассказчика есть приподнятые, торжественные обращения, выражения:
Шептали
Молитву родины своей…
Брат, слушай песню непогоды:
Она дика, как песнь свободы.
В “Бородино” рассказ солдата звучит неторопливо, спокойно. Видно, что он хорошо понимает значение сражения, в котором участвовал со своими товарищами.
Из стихотворения “Бородино” можно взять вторую строфу или последнюю. Спокойно, сосредоточенно вспоминает солдат о прошлом:
Да, были люди в наше время…
Учитель: Как описываются приготовления к бою, его ожидание в этих двух стихотворениях? Обратите внимание на I и II строфы стихотворения “Поле Бородина” и IV –VIII строфы стихотворения “Бородино”. Как вы представляете русских солдат перед боем? Их поведение в бою?
Ученики: В стихотворении “Поле Бородина” темная холодная ветреная ночь. “Шумела буря до рассвета”, – рассказывает солдат. Он рядовой участник боя, он точит штык и шепчет молитвы. Он его самого представить трудно, потому что он использует такие выражения, которые простые люди обычно не употребляют:
Душа от мщения тряслася…
Я спорил о могильной сени…
В стихотворении “Бородино” как будто наяву видишь солдат, которым надоело отступать, и которые с нетерпением ожидают боя с французами. “Есть разгуляться, где на воле”, – говорит рассказчик о поле будущего сражения.
В самые тяжелые дни отступления солдаты не теряют бодрости, чувства юмора. Рассказчик ярко и образно вспоминает о дне, когда произошло Бородинское сражение:
Забил заряд я пушку туго
И думал: Угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Задумчиво, спокойно вспоминает солдат о том, как со своими товарищами мужественно готовился к смертному бою:
… Тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
Учитель. Каким представлен в стихах командир? Какие слова в его речи вам особенно запомнились? Как вы понимаете выражения: хват, сражен булатом?
Ученики: В стихотворении “ Поле Бородина” он назван вождем. И хотя его представить трудно, чувствуется, что это мужественный, отважный человек. К солдатам он обращается с горячим призывом защищать Москву.
В стихотворении “Бородино” полковника представляешь лучше. Он смелый, ловкий человек – “хват”, заботливый командир – “отец солдатам”, и они искренне скорбят о его смерти.
“Сражен булатом” можно сказать о человеке, который погиб, как герой, о человеке, который сражался до последнего дыхания.
Слова вождя из стихотворения “Поле Бородина” без изменения перенесены в стихотворение “Бородино”. Они давно уже стали крылатыми:
Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!
Учитель. Как звучат стихи о полковнике?
Ученики. Торжественно.
Учитель. Чем такая торжественность достигается?
Ученики: Описывая полковника, поэт использует слова молвил, сверкнув вместо обычных слов сказал, блеснув. У полковника не глаза, а очи – “сверкнув очами”.
Учитель: А как нужно читать эти строки?
Ученики: В них ощущается твердость, решимость бороться и, если нужно, умереть за родину. Эти слова надо читать неторопливо, твердо, торжественно.
Учитель: А как нужно читать ответ солдат полковнику?
Ученики: Слова:
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Звучат кратко, мужественно, в них слышится чувство собственного достоинства и гордость за солдат-товарищей, с честью сдержавших свою “клятву верности”.
Учитель: Как представляете вы Бородинский бой по “Полю Бородина”?
Ученики: В “Поле Бородина” даны отдельные описания боя:
Безмолвно мы ряды сомкнули,
Гром грянул, завизжали пули…
Шесть раз мы уступали поле
Врагу и брали у него.
Носились знамена, как тени,
Я спорил о могильной сени,
В дыму огонь блестел,
На пушки конница летала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Это яркая картина. Вначале все тихо :безмолвно мы ряды сомкнули .потом грянул залп пушек и послышался свист пуль .везде дым, сквозь которой видны мчащиеся всадники со знаменами в руках, кругом трупы погибших. Но отдельные выражения затрудняют восприятие боя.
Учитель: А как изображено сражение в “Бородино”?
Ученики: В стихотворении “Бородино” слышишь и видишь истинную картину боя. Грозной силой двинулись французы в бой, и началось сражение, подобных которому в истории не было:
Вам не видать таких сражений!..
В описании сражения Лермонтов использует многие строки из стихотворения “Поле Бородина”:
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась – как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди;
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный бой.
И здесь мчатся всадники со знаменами в руках. И здесь все в дыму. Дрожит земля. Блестит огонь, слышится звон стали, визг пуль, вой тысячи орудий. И всюду трупы погибших – русских и французов.
– В этом описании все точно, образно. Картину видишь как нарисованную и слышишь все звуки боя.
Учитель: А теперь еще раз перечитайте отрывки из первого и второго стихотворения. Как раскрыл поэт чувства участников боя? Где рассказ солдата звучит правдивее, проще? Приведите примеры.
Ученики: В стихотворении “Поле Бородина” рассказчик и его товарищи решают до последней капли крови защищать родину:
И мы погибнуть обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Солдат готов мстить за гибель товарищей:
Душа от мщения тряслася,
И пуля смерти понеслася
Из моего ружья.
Отчаянно сражались русские солдаты: шесть раз поле переходило из рук в руки. Многие из них погибли, и рассказчик со скорбью говорит об этом:
Мои товарищи, вы пали!
Но этим не могли помочь.
Но в рассказе солдата не все описывается простым, народным языком. Есть такие выражения, которые простой человек не может использовать в своей речи.
В стихотворении “Бородино” чувства рассказчика переданы глубже и правдивее. Уже в самом начале рассказа мы чувствуем и гордость, и печаль, с которой солдат вспоминает о своих товарищах, и осуждение современных людей:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!..
Мужество русских солдат, их готовность не пожелать своей жизни за родину переданы народным языком:
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
И только вечером, когда битва окончилась, солдаты стали считать свои раны и оставшихся в живых товарищей. А завтра утром вновь они готовы начать бой “и до конца стоять”.
Учитель: Как можно объяснить такие выражения, как “ломить стеною”, “постоим …головою”, “до конца стоять”? Как они помогают понять чувства участников боя?
Ученики: “Ломить стеною” – идти вперед, не останавливаясь перед препятствиями, не боясь ничего; “постоим головою” – не пожалеем жизни, пожертвуем всем; “ до конца стоять” – защищаться до последней возможности, выстоять перед всеми трудностями, погибнуть, но не сдаваться.
– Все эти выражения помогают понять, как беззаветно смелы и мужественны были защитники России, как они были полны решимости до последнего дыхания защищать родину.
Стихотворение “Бородино” в годы Великой Отечественной войны зазвучало с новой силой. Послушайте высказывания поэтов , участвовавших на Великой Отечественной войне 1941- 45гг.
“… Был суровый 1943 год. Стояла наша часть в обороне в лесах Смоленщины… Нас, солдат, в часы затишья, такие часы иногда случались, тянуло в лес. Вот в один из таких дней мы, трое солдат, и отправились в ближайший лес. Саша Попов … достал из вещевого мешка потрепанный томик и начал читать “Бородино”. Мы слушали, затаив дыхание.
Умолк чтец. Мы молчали под впечатлением этих чудесных строк. Может быть, обстановка – короткое затишье между боями – делала мужественные стихи Лермонтова такими живыми, такими от сердца идущими, будто писал великий поэт об одном из наших вчерашних боев, будто нас троих, сидевших с томиком его стихов, звал он не посрамить боевую славу предков наших”. (Таджикский поэт Мухитдин Фархат.)
Вывод учителя.
Учитель: Главная мысль “Бородина” – это жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, столь полному славы и великих дел. А это стихотворение отличается простотою, безыскусственностью, в каждом слове слышится солдат, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии”.
Домашнее задание: Выучить стихотворение” Бородино”.