Цели урока:
- расширение знаний о романе А.С.Пушкина «Дубровский» и его героях; о понятии «сравнительная характеристика»;
- развитие умений самостоятельно мыслить, делать выводы из прочитанного, формулировать собственные суждения и подкреплять их примерами из текста;
- воспитание чувства дружбы, великодушия, благородства; интереса к русскому слову и русской культуре.
Оборудование урока: презентация «Сравнительная характеристика Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилы Петровича Троекурова. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Дубровский», электронная доска, иллюстрации к отдельным эпизодам романа «Дубровский».
Методические приёмы:
- беседа; коллективное составления примерного плана сочинения;
- сообщения учащихся по отдельным аспектам темы;
- словарная работа;
- анализ эпизодов произведения.
Ход урока
I. Организационный момент
- Приветствие учащихся. Формулирование темы урока.
- Определение задач урока:
- определить особенности сравнительной характеристики как жанра сочинения;
- составить примерный план сочинения и отработать отдельные его позиции;
- подобрать и проанализировать ключевые эпизоды романа, соответствующие заявленной теме;
- сформулировать позицию автора по отношению к героям романа и аргументировать свои выводы примерами из текста.
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа с учащимися:
- Каков смысл понятия «сравнительная характеристика»?
- Отличительные особенности сравнительной характеристики по сравнению с другими видами сочинения?
- Как вы понимаете термин «антитеза»?
2. Выводы из беседы:
- Сравнительная характеристика - это один из видов рассуждения, при котором сравниваются персонажи художественного произведения, явления, понятия.
- Выполнять сравнение желательно по определённому плану, например:
- Сравнивать надо по одним и тем же существенным признакам.
- Сравнение ведётся параллельно, а не последовательно, так как при последовательном сравнении получается две темы, а не одна.
- Если в сравниваемых объектах много общего, то начинать следует со сходства.
- При сравнительной характеристике используются сопоставления и противопоставления; вскрываются причины, объясняющие черты сходства или различия, связанные с индивидуальными качествами персонажей, с разными условиями формирования их характеров.
III. Разработка темы предстоящего сочинения
- Коллективная работа над примерным планом сочинения.
- Примерный план сочинения.
I. Описание жизни провинциальных дворян - одна из тем романа А.С.Пушкина «Дубровский»
II. Сравнительная характеристика старшего Дубровского и Троекурова
- Общее, объединяющее начало (ровесники; одно сословие; похожее воспитание; служили и вышли в отставку; женились по любви и овдовели; некоторые черты характера - нетерпеливы и решительны).
- Основной принцип сопоставления - антитеза (противопоставление).
- Положение в обществе и наличие богатства.
- Состояние имения каждого помещика.
- Основные черты характера.
- Как решают дела?
- Увлечения, забавы, занятия.
- Отношение к дружбе и друзьям.
- Как относятся герои к своим детям?
- Отношение к крепостным.
III. Как относится автор к старшему Дубровскому и Троекурову?
3. Обсуждение отдельных аспектов темы сочинения по составленному плану
Положение в обществе Дубровского-старшего и Троекурова
- Дубровский - обедневший дворянин, не имеет положения в обществе.
- Троекуров - богат, имеет большой вес и влияние в обществе.
Как каждый из помещиков решает свои дела?
- Дубровский надеется на закон и пытается добиться справедливого решения суда.
- Троекуров прибегает к подлогу и взяткам.
Каково их отношение к дружбе и друзьям?
- Дубровский ценит в дружбе равноправие и взаимоуважение.
- Троекуров не умеет дружить: стремится к превосходству, любит лесть, низкопоклонство.
Основные черты характера А.Г.Дубровского и К.П.Троекурова
- Дубровский: великодушный, благородный, верный принципам чести и достоинства, понимающий, сочувствующий, справедливый, смелый, самостоятельный, гордый.
- Троекуров: надменный, своенравный, эгоистичный, самолюбивый, жестокий, самонадеянный.
Как они относятся к крепостным крестьянам?
- Дубровский: с пониманием, знает по именам, не вызывает страха и неприязни.
- Троекуров: строго, высокомерно, жестоко, нетерпимо. Вызывает чувство страха и неприязни.
Их отношение к своим детям
- Дубровский: любит сына, потакает ему, не отчитывает за большие расходы, прощает, стремится понять и оправдать.
- Троекуров: самолюбив, не терпит самостоятельности, не считается с чужим мнением, поступает по-своему.
4. Анализ ключевых эпизодов романа в соответствии с темой сочинения
- Случай на псарне.
- Письмо Дубровского.
- Поведение в суде.
- Желание Троекурова отобрать родовое имение Дубровских.
- В «медвежьей» комнате.
- Троекуров подыскивает жениха дочери.
5. Работа с иллюстрациями отдельных эпизодов романа
- Троекуров и Дубровский на псарне.
- Приезд сына к умирающему отцу.
- Похороны Дубровского-старшего.
- История с запиской.
6. Позиция автора по отношению к героям
- Отношение автора к Андрею Гавриловичу Дубровскому: с сочувствием, с симпатией, с пониманием.
- Отношение автора к Кириле Петровичу Троекурову: осуждение, неприязнь.
IV. Рефлексия
- Что нового узнали о романе и его героях?
- В чём заключается своеобразие сравнительной характеристики?
- Какой основной приём лежит в основе сопоставления образов Дубровского-старшего и Троекурова?
V. Домашнее задание
- подготовиться к классному сочинению: откорректировать коллективно составленный план сочинения или составить свой; подобрать из текста цитатный материал; продумать варианты вступления и заключения;
- перечитать некоторые эпизоды романа «Дубровский» в соответствии с темой сочинения (по необходимости).