Цели:
- учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность);
- находить мораль в произведении;
- отработать навыки выразительного чтения;
- развивать интеллект, умение делать выводы;
- побуждать на добрые чувства, воспитывать высокие моральные качества.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация урока.
1. Введение на тему урока.
- Вспомните, что такое "Эзопов язык?"
- Чем отличаются басни от сказок? (Cлайд 1 как итог обсуждения)
2. Работа по теме урока.
- Наверно вы уже знаете этого писателя И.А. Крылова. Что вы о нем знаете? (Слайд 2)
- Что вы можете сказать о характере этих животных?
- А вот, что рассказал о них И.А. Крылов, слушаем запись чтения. (Гиперссылка от картины)
- Поделитесь своими мыслями.
- Да, есть такая басня и у Эзопа "Ворон и лисица". Наша цель сегодня: установить, чем же отличаются басни Эзопа и Крылова. (Слайд 3)
3. Чтение басен по учебнику. Сравнение.
- Можно прочитать по ролям эти басни? (Формы разные)
- Что можете сказать о сюжете этих басен? о героях? (Слайд 4) (Сюжет практически один и тот же, но у Эзопа басня прозаическая, у Крылова написана в стихотворной форме, у Эзопа действует ворон и держит мясо, У Крылова - ворона держит сыр. Прямая речь очень выразительна. У Эзопа лисица ещё и философствует, читает мораль, ау Крылова - мораль в начале басни)
4. Самостоятельная работа по тексту.
- В тетрадях заполните таблицу (слайд 5). "Отличия басен: жанр, герои, сюжет, завязка, кульминация, развязка, мораль)
- Проверка выполнения. Защита работ.
5. Инсценирование басен.
- Какая из басен нравится больше и почему?
- Да, басню Крылова можно инсценировать мульт. фильм сделали по ней, потому что герои получились очень характерные. Посмотрим? (Слайд 6 гиперссылка)
6. В баснях под видом животных, птиц баснописец показывал людей.
- От каких недостатков советовал избавиться в этих баснях? (Слайд 7)
- Да, Басни учат узнавать обман и хитрость под любым обличием.
- Кем могла бы быть льстивая лисица? Какой наряд больше подходит? (Слайд 8)
7. Заключение.
- Как вы думаете, для чего и зачем написаны басни? (Слайд 9)
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?