Преподавая литературу в старших классах, я невольно задаюсь вопросами: чем заполнить экзистенциальный вакуум, поражающий нынешнее поколение? Как воспитать в современных молодых людях активное восприятие жизни? Что противопоставить пропаганде насилия и лжи, которая обрушивается на юношество с экранов телевизоров и видеомагнитофонов, звучит даже в музыке? Как прийти к диалогу с молодежью, кому передалось безверие их отцов и матерей?
Урок внеклассного чтения проводился неоднократно в практике работы в старших классах перед началом работы над романом-эпопеей «Война и мир» Л.Н.Толстого. Вечная тема, поднятая писателем в произведении, находит отражение в современной литературе. Книги С.А.Алексиевич «У войны не женское лицо» и «Цинковые мальчики», которые предлагаются старшеклассникам для внеклассного чтения и обсуждаются на уроках, вызывают огромный интерес.
Осознавая проблемы тоталитарного общества,
узнавая правду об Афганской войне, размышляя над
изломанными судьбами участников войны в
Афганистане, ученики-десятиклассники иначе
будут воспринимать сегодняшние события в
Абхазии, Чечне и Дагестане, ответные меры США,
наносящих удары по Афганистану, которые
объясняются борьбой с терроризмом.
Книга «Цинковые мальчики» вошла в систему
уроков внеклассного чтения «Время великих
обманов», на которых обсуждаются произведения,
рассказывающие правду о разных периодах истории
нашей страны.
В 2005 году на экраны кинотеатров вышел фильм Сергея Бондарчука «9-я рота», который стал откровением для юношества, потому что о трагических событиях в Афганистане очень мало говорилось. Отзывы о картине разнообразные: кто-то считает фильм слишком жестоким, кто-то говорит о полном правдоподобии, кому-то кажется, что это полуправда. Но все сходятся в одном: нужно больше узнать об Афганской войне, читать, разговаривать с теми, кто был там. Свидетельства участников, тех, кого называли Ограниченным контингентом советских войск, стали основой произведения С.Алексиевич. Поэтому важно не только обменяться впечатлениями о прочитанном, но и прочувствовать трагизм судьбы целого поколения, чтобы найти ответы на волнующие вопросы, попытаться разрешить проблемы, которые волнуют автора.
В классах разного уровня обученности урок проходил всегда на высоком уровне, эмоциональный отклик у учащихся был очень высок.
Актуальность темы, которая будет обсуждаться на последующих уроках внеклассного чтения (в 11 классе по книге В.Маканина «Кавказский пленный»), так очевидна, что проблемы выносятся на уроки истории и обществознания, становятся основой для написания рефератов и создания новых проектов.
Урок позволяет интегрировать знания, полученные на уроке литературы, с основными понятиями гражданского права, историческими закономерностями развития общества, использовать навыки работы с компьютером, приобретенные на уроках информатики.
Обратившись к материалам по Афганской войне 1979-1989 годов, размещенным на серверах Интернет-сети, учащиеся осознают, что общество вынесло урок из этой трагедии, не осталось глухо к проблеме, хотя все в истории повторяется на новом витке (Абхазия, Нагорный Карабах, Чечня). Если тоталитарное советское общество замалчивало все, связанное с войной в Афганистане, и люди жили в двойном измерении, то сегодня создание архивов военных ведомств и открытие их через Интернет – свидетельство демократических изменений в обществе. Благодаря Интернет-сайтам воинам-афганцам предоставлена возможность выплеснуть свою боль в книгах, картинах, песнях и сделать свое творчество достоянием общества, то есть происходит кардинальный поворот в отношении людей, переживших трагедию на войне в мирное время.
Проведенные параллели с войной в Чечне, противостоянием в Абхазии заставляют иначе осмыслить вмешательство в политическую и внутреннюю жизнь другого государства или республики, понять антигуманность действий, направленных против целого народа.
Предмет, класс, уровень |
Литература, 10 класс, базовый уровень |
Цель урока | Дидактическая: создание условий для
осознания и осмысления новой учебной информации; Учебная: формирование оценочных суждений о войне в Афганистане на основании повести С.А.Алексиевич «Цинковые мальчики» через работу с различными видами информации (текст повести, историческая информация, мультимедийная презентация, видеоматериалы). |
Задачи урока | 1. Образовательные:
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
|
Тип урока, форма организации | Тип урока – комбинированный, форма организации – аналитико-исследовательская деятельность |
Оборудование и оснащение урока | Мультимедийное оборудование, презентация Microsoft PowerPoint «Спрятанная война» (по повести С.А.Алексиевич «Цинковые мальчики»), «Война в Афганистане», «Суд над С.А.Алексиевич», видеоролик «Афганистан», текстовые приложения |
Литература | Текст повести С.А.Алексиевич
«Цинковые мальчики»; Теоретическая и методологическая литература: 1. Верстаков В.И. «По горячей земле»; 2. Кушник Ч.Н. «Афганистан глазами очевидца». Критическая и научная литература: 1. Селихов К.С. «Эхо афганских гор»; 2. Торопцев А.Г. «Мировая история войн». |
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Формируемые умения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы и методы |
Результат совместной деятельности |
1. Организационный момент | Организационные умения | Приветствует учащихся, определяет
содержательные рамки урока, создаёт
доброжелательную атмосферу, формулирует тему
урока. (Приложение 1,
слайд №1) – Добрый день, ребята. Мы начинаем наш урок по теме «Спрятанная война» (по повести С.А.Алексиевич «Цинковые мальчики»), посвященной войне в Афганистане. В качестве эпиграфа к уроку я взяла цитату автора данного произведения: «Это такая страшная правда, что она звучит как неправда. Отупляет. Её не хочется знать, от неё хочется защищаться…» (Приложение 1, слайд №2) |
1. Приветствуют учителя, настраиваются
на урок; 2. Фиксируют тему и эпиграф урока в тетради. |
Фронтальная работа с классом, метод эмпатии. | Положительная атмосфера на уроке, готовность к дальнейшей совместной деятельности |
2. Мотивация | Формирование целеполагающих умений, планирование дальнейшей деятельности | Создаёт условия для возникновения у
учащихся внутренней потребности включения в
учебную деятельность. – В 2005г. на экраны кинотеатров вышел фильм Ф.Бондарчука «9 рота», основанный на реальных событиях, ставший откровением об Афганской войне. Повесть С.Алексиевич датируется 1989г. и несмотря на десятки изданий в нашей стране и за рубежом популярность её не ослабевает. Однако не смолкают и голоса критиков, упреки в «очернении армиии», «поверхностном взгляде на войну», «гробокопательстве». Что же рассказала белорусская писательница о той страшной войне? (Приложение 1, слайд №3) |
1. Слушают учителя. 2. Просмотр видеоролика «Афганистан», состоящий из эпизодов фильма «9 рота» (Приложение 2). 3. Дают ответы по основному содержанию повести. |
Фронтальная работа с классом, метод диалога, подводящего к основному содержанию урока | Желание и внутренние потребности работы на уроке |
3. Актуализация знаний по теме | Предметные: умение
работать с исторической информацией (датами,
фактами) и текстом повести; Метапредметные: Регулятивные: умение принять учебную задачу; Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения; Интеллектуальные: умение анализировать полученные сведения, выстраивать логическиецепочки |
1. Актуализирует учебный материал,
фиксирует затруднения в деятельности. – Годы афганской войны не прошли бесследно ни для кого, память о них особенно свежа у тех, кто прошёл этот путь длиною в десять лет. Но мало кто из воинов-афганцев соглашается на интервью или встречи. Они не хотят раскрываться, бередить раны, вспоминать ужасы войны. 2. Учитель цитирует слова воинов Афганистана из текста повести. – В своём произведении С.Алексиевич ничего не придумывает, показывает жестокую военную реальность. Перед нами неординарный автор, основная тематика произведений которого – война. Почему её волнует эта тема, ведь в 1986 она напишет: «Я не хочу больше писать о войне…» 3. Учитель задаёт вопрос классу: «Что вам известно о войне в Афганистане?» |
1. Слушают учителя. 2. Сообщение учащегося «Основные факты жизни и творчества С.А.Алексиевич» (просмотр презентации «С.А.Алексиевич», Приложение 3). 3. Ответы учащихся на поставленные учителем вопросы. 4. Сообщение заранее подготовленного ученика «Военные действия в Афганистане» (Приложение 4). 5. Во время докладов слушают выступление учащихся, делают записи в тетради (Приложение 5) |
Фронтальная и индивидуальная работа с классом, метод диалога, метод эмпатии | Повторение изученного материала, готовность к дальнейшей совместной деятельности |
4. Постановка проблемы, целеполагание | Умение принять проблемную ситуацию, сформулировать и принять учебную задачу | Создаёт проблемную ситуацию. 1. Учитель задаёт вопрос классу: «Что нового вы узнали о войне в Афганистане, показанной С.Алексиевич»? 2. Учитель формулирует проблему: – Повесть действительно показывает страшные картины войны. Нужно ли читать об этом людям XXI века? 3. – Ребята, как вы думаете, какая же цель нашего урока? 4. Учитель формулирует задачи урока. (Приложение 1, слайд №4) |
1. Ответы учащихся на поставленный
вопрос: – «наиболее доскональное отображение той войны»; «совершенно другая война»; «никогда не задумывался всерьёз о жизни воинов-афганцев после окончания войны»… 2. Мнения учащихся расходятся: – «лучше не знать, так легче»; «не хочу читать про кровь и трупы в пакетах»; читать надо, потому что все хотят знать правду от самих афганцев, а не от официальных источников; – всегда буду читать, не люблю, когда меня обманывают… 3. Формулируют цель урока. 4. Слушают учителя. |
Фронтальная работа с классом, метод диалога, подводящего к проблемному вопросу | Осознание цели и задач урока, готовность к дальнейшей совместной деятельности |
5. Получение новых знаний | Личностные: воспитание
уважения к истории своей страны, формирование
патриотических чувств; Предметные: умение работать с художественным текстом, фактами, событиями; знание терминов и определений Метапредметные: Информационные: умение работать с разными источниками информации, извлекать необходимые знания; Регулятивные: умение принять учебную задачу; Коммуникативные: умение вести диалог, выполнять учебную задачу, высказывать свою точку зрения, аргументировать, принимать точку зрения своего собеседника. Интеллектуальные: умение анализировать и делать выводы. |
Руководит этапом решения проблемы,
организовывает работу с текстом повести,
оказывает помощь в анализе произведения (Приложение 1, слайд №5). Учитель формулирует вопросы: 1. Определите и обоснуйте жанр повести. 2. Что означает эпиграф к повести? (Б.Шоу: «История солжёт» (Приложение 1, слайд №6). 3. Прокомментируйте название повести. Какие ввод мы можем сделать? 4. Средний возраст участников войны в Афганистане 19-20 лет. Вернувшись домой, не все смогли продолжить ту жизнь, которую вели до войны (цитирует примеры из текста повести). Наступил период прозрения. 5. После публикации повести «Цинковые мальчики» матери воинов-афганцев подали на С.Алексиевич в суд с обвинением в искажении реальных фактов и «очернении армии». Им казалось, что именно она тот главный виновник гибели и искалеченности их сыновей. |
Составляют план достижения цели и
определяют средства. Анализируют текст повести. 1. Это документальная повесть, её жанр повести – жанр голосов. Воины-афганцы сами говорят о себе, своих друзьях и военных действиях (приводят примеры из текста повести). 2. Действительную правду можно узнать только у участников той войны, исторические факты всегда искажаются. 3. В названии повести автором использован приём оксюморона, переносное значение слов (приводят примеры из текста, записывают определение и примеры в тетрадь). 4. Приводят примеры из текста (искалеченные воины оказались ненужными своей стране, стеснялись носить заслуженные медали). 5. Сообщение ученика по теме: «Суд над С.А.Алексиевич» (Приложение 6). Учащиеся слушают доклад, делают необходимые записи в тетради. |
Фронтальная и индивидуальная работа с классом, метод диалога, эмпатии | Изучение новой темы, получение опыта работы с различными видами информации, приобретение умения выделять ключевые эпизоды, анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, логически строить ответ. |
6. Подведение итогов | Умение анализировать и обобщать полученную информацию, делать выводы | Фиксирует новое содержание, изученное
на уроке, организует оценку деятельности с точки
зрения поставленных целей, возвращает к
поставленной проблеме, определяет выход из
проблемной ситуации. 1. Воины-афганцы, молодые юноши ехали в Афганистан исполнять интернациональный долг. Правда о той войне замалчивалась долгое время, не молчали лишь свидетели той войны, показанные в повести С.Алексиевич. Многие не желают знать правду, потому что она ужасна. Действительно, Афганистан – спрятанная война. До сих пор не известно точное количество погибших (называется лишь приблизительная цифра – 1 млн.человек.) (Приложение 1, слайд №7). 2. Вернемся к эпиграфу урока. Что имела в виду автор повести? 3. На уроке был задан проблемный вопрос: «Нужно ли читать тех страшных событиях и последствиях людям XXI века?» выскажите своё мнение. |
1. Слушают учителя. 2. Высказывают свои мнения и обосновывают собственную точку зрения («несмотря на то, что эта правда "отупляет" для С.Алексиевич тема войны – главная в её творчестве»). 3. Учащиеся формулируют ответы на поставленный вопрос. Мнения разделились, большинство учащихся получили новые знания об афганской войне, о военной жизни. Многие выразили желание прочитать другие произведения С.А.Алексиевич. |
Фронтальная и индивидуальная работа с классом, метод диалога, самоконтроля и самооценки | Закрепление и усвоение нового материала. |
7. Рефлексия | Направляет деятельность учащихся,
организует рефлексию. 1. Многие из вас планируют продолжить обучение в военных вузах, структурах МЧС, тем самым выбрав профессии, связанные с риском для жизни. После прочтения повести не поменялись ли ваши планы? 2. В заключение урока, предлагаю вам посмотреть финальный фрагмент фильма «9 рота», который отражает мнение всех афганцев: «Мы уходили из Афгана… Мы – девятая рота, мы выиграли свою войну…» (Приложение 7) |
1. Определяют неразрешенные на уроке
затруднения как направление будущей учебной
деятельности, осуществляют самооценку
собственной учебной деятельности, соотносят
цель и результаты, степень их соответствия. Ответы учащихся (в повести С.Алексиевич «Цинковые мальчики» показаны настоящие мужчины, защитники своей родины. Память о них и их подвигах бессмертна. Монументы воинам-афганцам находятся во многих городах). 2. Просмотр видеоролика. |
Фронтальная и индивидуальная работа с классом, метод диалога, самоконтроля и самооценки | Анализ ситуации на уроке | |
8. Домашнее задание | Учитель: В качестве домашнего задания вам предлагается написать эссе на тему: «Почему Чечню называют "зеркальным повторением" афганской войны?» (Приложение 1, слайд №8). | Фиксируют домашнее задание в тетради. |