Способы развития устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Литература


В концепции модернизации образования записано: «Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». В современном постиндустриальном мире произошел переход от концепции « образования на всю жизнь» к формированию концепций, без которых невозможна адаптация выпускников к условиям сегодняшнего мира.

Педагогическими задачами в учебно-воспитательной деятельности учителя-языковеда считаю обогащение школьников эстетическими переживаниями и духовным опытом других людей, тем самым создание условий для саморазвития личности.

Умелое введение учащихся в мир прекрасного, в мир Слова, приобщение к образцам отечественной и мировой художественной литературы, исканиям выдающихся писателей способствует формированию понимания жизни, активного отношения к действительности, эстетических вкусов, высокой общей, языковой и читательской культуры.

Зачем нужен предмет литературы в современной школе? Я считаю, чтобы научить человека мыслить. А для этого следует научить читать художественный текст, что совсем не равносильно умению читать.

К сожалению, в читательской литературе наших школьников имеются серьезные проблемы. Пока само чтение для многих учащихся не является потребностью и тем более систематическим занятием. Поэтому считаю, что изучать литературу в школе нужно только путем организации активной читательской деятельности самих учащихся. Деятельность эта должна быть основана на единстве 3-х компонентов: знаний (текста, имен, фактов, биографии писателей, истории и теории литературы), умений (работа с этими текстами) и читательских способностей (навыков чтения, читательской памяти, начитанности).

В структуре чтения художественного произведения считаю необходимым сформулировать три основных навыка:

  • эмоциональное переживание;
  • пробуждение воображения;
  • конкретизация и детализация представления, выявление, оценка наиболее важных эпизодов.

Следующим этапом будет переход от истолкования текста к его анализу. Важно организовать интерпретацию изучаемого произведения так, чтобы личная учительская трактовка текста воспринималась школьниками как их собственное коллективное открытие. Стараюсь отходить от традиционной формы урока, когда трудится на уроке учитель, класс « внимает», в результате несколько человек что-то умеют, а остальные пассивно наблюдают. Отказываюсь от традиционной беседы, перехожу к эвристическим формам. При проверке провожу не опрос 2-3 учащихся, а интеллектуальную разминку, когда работает весь класс. Так, уроки русского языка в 5-7 классах обычно начинаю с взаимопроверки; учащиеся одного ряда задают вопросы другому ряду. Те свои ответы обязательно подтверждают примерами. В случае затруднения отвечают задавшие вопрос, дополняют ответы друг друга. Затем следует или «немой» диктант, или графический (учитель читает предложений; ученики выполняют его схему). На каждом уроке чередую разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, орфографический, синтаксический и пунктуационный). Опыт работы убедил меня, что основой работы по развитию речевых, мыслительных и грамматических умений и навыков является усвоение теоретического материала. Поэтому на каждом уроке идет повторение изученного. Стараюсь тщательно и обоснованно отбирать упражнения и задания, дифференцированные в зависимости от возможностей и уровня подготовки школьников.

Предметом своего постоянного внимания считаю развитие логического мышления и речевых умений школьников. Это направление обеспечиваю использованием схем, составлением самими детьми обобщающих таблиц и. карточек-зачетов для уроков повторения. Постоянно ставлю вопрос «почему?», требую обязательно доказать высказанное положение примерами. Отказалась от работы «по цепочке»: дети в основном пассивно ждут своей очереди, и у них не вырабатывается умение, навык.

Дети учатся говорить сдержанно, кратко, точно, немногословно. В начале урока обязательно знакомлю учеников с его целью. После объяснения нового материала следует его закрепление путем выполнения различных упражнений с обязательной устной проверкой.

Особое внимание на уроке уделяю объяснению и записи задания на дом, на что всегда отвожу достаточно времени. Задание четко объясняю, несколько примеров как образец разбираем устно в классе.

Каждый урок литературы стремлюсь начать по-новому, стараюсь задать вопросы, вызывающие живой отклик, истинные переживания, увлеченность анализом произведения. Добиваюсь, чтобы тема коснулась и души, и ума детей. Просто знать материал, я считаю, неинтересно. Если же предложить подумать над чем-то сложным, но важным лично для себя, тогда можно и подумать, и поспорить, понять личность писателя, жанр произведения и т.д.

В 5 классе изучаем рассказ Л.Толстого «Кавказский пленник», говорим о его героях, о людях вообще, о нормах нравственности.

Начинаю урок с неожиданного вопроса:

– Кто в вашем классе самый умный?
Ответ:
– Лена, потому что она отличница!
Идет спор, дети приходят к выводу, что не все отличники – умные.
Спрашиваю:
– А кого вы назовете умным в «Кавказском пленнике»?
Завязывается дискуссия, в результате делаем вывод; «Ум нужен доброму человеку. Если человек плохой, злой, то пусть он будет лучше неумным, а то с умом он больше вреда принесет».

Первый урок литературы в старших классах часто провожу в форме «Встречи в литературной гостиной». Ученики готовятся к нему и индивидуально, и в группах: рисуют портрет писателя, иллюстрации к произведениям, обложки к книгам, инсценируют эпизоды, проводят заочные экскурсии по пушкинским, тургеневским, чеховским местам.

Учебный материал стараюсь давать на повышенном по сравнению с программой уровне. Внедряю новые подходы к преподаванию, опираясь на труды ученых лингвистов, литературоведов. Постоянно обращаюсь к опыту В.Ф.Шаталова, Е.Н.Ильина, к статьям в журнале «Учитель Башкортостана», к приложению газеты «Первое сентября», другой воспитательной и методической литературе. И детей, уже начиная с 5 класса, учу пользоваться библиотекой. Для этого провожу библиотечные уроки, обзоры учебной литературы, организую выставки занимательных материалов по русскому языку и литературе. Ученики часто готовят сообщения, доклады на семинарских занятиях, а это требует от них умения пользоваться библиотекой.

Пробуждение и развитие у учащихся интереса к предмету, творческой самостоятельности – могучее средство в обучении детей.

Приступая к каждому новому разделу грамматики, стараюсь убедительно и интересно доказать, что предлагаемый материал нужен, полезен, показываю, где найдут применение эти знания. Рассказ о русской орфографии начинаю с воображаемого путешествия в сказочный город, где нет никаких правил правописания, а жители пишут, как им заблагорассудится. Дети видят, сколько бед и неудобств приносит несоблюдение твердых правил. При изучении лексики и фразеологии совершаем путешествие в «Театр близнецов», в «Королевство Ошибок», школьники рисуют фразеологизмы.

Вместо механической работы (списывание, запись под диктовку и т.д.) увеличиваю интеллектуальную нагрузку: подобрать, самим найти синонимы, антонимы к слову, объяснить этимологию привычных слов, отредактировать текст, прозу превратить в стихи и т.д.

Большие возможности для активизации работы дают литературные игры: викторины, дописывание цитат по памяти, «перевод» русских пословиц, подбор к ним аналогичных башкирских, английских и т. д.

Ничто так не оживляет урок, не вызывает такой заинтересованности учащихся, как умело введенные в урок элементы юмора. Смешное, забавное, остроумное лучше воспринимается, лучше запоминается. Постоянно использую книги И.Б.Голуба и Н.Н.Ушакова «Путешествия по стране слов», Н.Арсирия «Занимательные материалы по русскому языку», сборник «Учимся, играя», различные справочники, словари.

Повышению интереса к предмету служит связь с музыкой, живописью, другими видами искусства, Стараюсь на каждом уроке использовать репродукции картин известных художников, музыкальные иллюстрации к литературным произведениям. Школьники с большим увлечением инсценируют эпизоды, готовят сценарии, выступают в роли басенных героев.
Чтобы добиться результативности и вовлечь учащихся в активный процесс получения и переработки знаний» использую методы интерактивного обучения, основанные на диалоговых формах познания. Это работа в группах, учебная дискуссия, игровое моделирование, деловая игра, «мозговой штурм» и т.д.

Такая форма обучения психологически привлекательна для учащихся, она помогает выработать навыки сотрудничества, коллективного творчества. Они не являются наблюдателями, а сами решают трудные вопросы. Каждая группа находит интересные аргументы в защиту своей точки зрения. Группы организуются по моему усмотрению или по желанию учащихся, Стараюсь к слабому ученику посадить не столько сильного, сколько терпеливого, доброжелательного собеседника, В группах выявляются «мудрец», «знатоки», «ораторы» и т.д. Периодически меняются «должности». Задания для групп должны быть проблемными, требующими коллективных усилий для своего решения, К примеру, группы готовят друг для друга вопросы по определенной теме, по эпизоду произведения. Ответы оцениваются самими учащимися.

Сочинение загадок, составление викторин, инсценирование, сочинение сказок по данному началу, «буриме», моностихи, составление карточки-зачета – эти виды работ используются на уроках и повышают интерес детей к предмету, развивают их коммуникативные способности, развивают речь, учат вести диалог, отстаивать свое мнение.

Стараюсь в каждом школьнике поддерживать надежду на успех. Но успех гарантирован не всякому, а лишь тому, кто прилагает силы. Особое внимание уделяю детям, неуверенным в своих силах, имеющим заниженную самооценку. Стараюсь им внушить веру в себя, поощряю их оценкой «с авансом», «за старание», пишу в тетрадях короткие эмоциональные рецензии: «Молодец!», «Умница!», «Сегодня ты меня приятно удивил!» и др. Часто «трудных» детей заранее предупреждаю об опросе на следующем уроке. Никогда не пытаюсь «поймать» на незнании, даю возможность ответить в другой раз.

Стараюсь вовлекать в учебно-воспитательный процесс родителей учащихся. На родительских собраниях, при индивидуальных встречах, в беседах особое внимание уделяю не столько оценкам детей, сколько их стремлению учиться, старанию, отношениям с одноклассниками. Говорю в первую очередь об успехах, достижениях всех детей, а замечания делаю индивидуально, не делю класс на «отличников», «отстающих». Главное внимание – психологическому климату в классе, желанию учиться, стремлению помочь друг другу. Решительно пресекаю любые попытки посмеяться, позлорадствовать по поводу ошибок, неудач одноклассников. Постоянно напоминаю детям: «Мы все учимся. Любой из нас может ошибиться. Мы должны помогать друг другу – стать умнее, добрее, сильнее!».

Работая по системам авторов школьных учебников (В.В.Бабайцева, Г.С.Меркин), стараюсь вносить в них свои коррективы, направленные на повышение эффективности обучения, чтобы на этой основе добиваться глубоких и прочных знаний. Это подтверждает тот факт, что мои ученики занимают призовые места на районных олимпиадах, участвуют в республиканских и Всероссийских творческих конкурсах. Многие учащиеся пишут стихи, занимаются исследовательской работой. Итоги ЕГЭ по русскому языку 2008, 2009 годов показывают, что большая часть моих учеников в части C смогла выразить собственное мнение о проблемах, затронутых автором, и обосновать его. Сочинения большинства обучающихся отличались смысловой цельностью и композиционной стройностью.

Таким образом, используя разнообразные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, можно добиться определенных результатов в развитии их устной и письменной речи.