Сравнение как средство выразительности речи в произведении М.Пришвина "Кладовая солнца"

Разделы: Литература


Цели и задачи урока:

  • Продолжение знакомства со сказкой-былью М.Пришвина “Кладовая солнца”;
  • Знакомство учащихся со сравнением, его разновидностями, ролью в тексте;
  • Формирование умения использовать сравнение в своей речи;
  • Развитие речи, воображения.

Оборудование:

  • Художественный текст (учебник-хрестоматия В. Я. Коровиной для 6 класса),
  • Компьютер,
  • Проектор,
  • Музыкальный центр,
  • Аудиозапись Вивальди “Времена года”,
  • Толковые словари (можно разных авторов),
  • Распечатки с фрагментом текста “Кладовая солнца”,
  • Репродукция И.Шишкина “На севере диком”,
  • Цветная бумага,
  • Магниты.

Ход урока

1. Приветствие.

2. Постановка целей и задач.

Звучит музыка Вивальди.

- Ребята, вам понравилось это музыкальное произведение?

- А вот этот музыкальный отрывок? (включаю на 15 секунд)

- Какой отрывок понравился больше? и почему?

- В результате чего выбрали музыку? (в результате сравнения)

- Что вы невольно делали, когда слушали музыку? Какую мыслительную операцию совершали? А не пытались ли вы сравнить эти два музыкальных отрывка?

Именно этим мы и будем заниматься сегодня на уроке.

Ребята, обратите внимание на эпиграф нашего урока – слова Конфуция, философа из Древнего Китая “Всё познаётся в сравнении”. - Как вы понимаете смысл этого выражения? (Нас окружает мир предметов и явлений, мир красок и звуков, очертаний. Человек постоянно стремиться что-то с чем-то сравнить, уловить сходство и различие явлений – это помогает ему познать мир.)

- Как бы вы определили тему сегодняшнего урока? (открываю тему, ранее закрытую)

- Ребята, а как вы думаете, что мы должны узнать о сравнениях?

Итак, сегодня мы с вами познакомимся с таким интересным средством выразительности речи, как сравнение, с его разновидностями.

Беседа.

Посмотрите, пожалуйста, на репродукцию.

- Вспомните автора и название полотна. (Картина И.Шишкина На севере диком”)

- Когда мы смотрим на эту картину, какие строки возникают в нашей памяти?

Прочитайте выразительно это стихотворение М.Ю.Лермонтова (1 слайд):

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.

- О чём это стихотворение? (Об одиночестве: под образом сосны подразумевается человек, одинокий, никому не нужный)

- Какие средства выразительности подчёркивают эту мысль? (Инверсия – на севере диком, стоит одиноко, дремлет качаясь; эпитеты – дикий север, прекрасная пальма; олицетворение – сосна дремлет, ей снится, ассонанс)

- Что такое риза?

Давайте посмотрим толкование этого слова в словарях, поработайте в парах. Кто находит значение слова риза, читает его толкование (у каждого на парте лежит словарь).

- Кто знает, как найти нужное слово в словаре? (По алфавиту)

- Какова роль этого сравнения в тексте? (Подчёркивается печаль, грусть сосны, её отрешённость).

- Ребята, сравните стихотворение М.Ю.Лермонтова и картину И.Шишкина. Что общего можно выделить в произведениях разного вида искусства? (Сосна одна, ей тяжело, неуютно)

Сообщение новой темы.

Многие лингвисты не относят сравнение к тропам, объясняя это тем, что в сравнениях нет слов в переносном значении.

- Какова ваша точка зрения на данную проблему? (Если это выразительное, яркое, образное сравнение, как у Лермонтова, то происходит “приращение” смысла, следовательно, это троп).

- Какое бы вы дали определение сравнению?

Откройте словарик литературных терминов в конце вашего учебника, найдите определение, прочитайте его.

Запишите определение в тетрадь (2 слайд):

Сравнение – это изображение одного предмета путём сопоставления его с другим.

Теперь рассмотрим строение сравнения. В сравнении обязательно есть “предмет” - то, что сравнивается, и “образ” - то, с чем сравнивается этот “предмет”, а сравниваются они на основании “признака”. Схематично это выглядит следующим образом (3 слайд):

“предмет” —>  “признак” <— “образ”
то, что сравнивается то, на основании чего сравнивается то, с чем сравнивается

- Найдите эти элементы сравнения в стихотворении “На севере диком...” (“предмет” - сосна, “образ” - риза, “признак” - великолепие, необычайная красота, торжественность).

- Итак, сделайте вывод о роли сравнений в речи. (Сравнения помогают точно, правильно выразить мысль, заставляют читателя сопереживать героям произведения, войти в мир, созданный автором).

Сравнения очень часто входят в состав сравнительного оборота и отделяются на письме запятыми. В сравнительном обороте часто находят место слова: как, словно, точно, будто, как будто (записаны на доске). Запомните, как пишутся эти слова, запишите их себе в тетрадь.

- Какой части речи являются эти слова? (союзы)

Работа с текстом.

Ребята, мы сегодня с вами не просто поговорим о сравнениях, а постараемся понять, в чём заключается особенность сравнений в произведениях М.М.Пришвина (4 слайд), в письме к которому М.Горький писал: “Я думаю, что такого природолюба, такого проницательного знатока природы и чистейшего поэта, как вы, в нашей литературе ещё не было”. Рассмотрим сравнения в сказке-были “Кладовая солнца”, которую вы только что прочитали.

- Вспомните, какие средства выразительности позволили вам представить всё происходящее в рассказе живо, словно наяву? (Сравнение, эпитеты).

Особое внимание уделим такому приёму выразительности речи, как сравнение.

На доске записаны предложения из этого произведения:

По стебельку, как..., в разные стороны тянутся зелёные маленькие листики (крылышки).

Косач сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как... (мостик между деревьями).

- Постарайтесь догадаться, какие сравнения использовал автор, или подберите своё точное, красивое сравнение. Запишите часть предложения, выделенную цветным мелом, и в пропущенную часть фразы запишите это сравнение. И я в это время займусь словотворчеством. (Все работают письменно).

- Посмотрим, что у нас получилось. Какие необычные сравнения вы подобрали к слову листики? (Желающие читают)

А я придумала сравнение “как лодочки”.

- Как вы думаете, кто подобрал сравнение более удачное?

У Пришвина же мы прочитаем “как крылышки”.

- Какие сравнения придумали к сложившимся сучьям и сосне?

А я придумала сравнение “как домик”. У Пришвина же мы прочитаем “как мостик”.

Заметили, что найти что-то необычное в предмете, найти яркое сравнение совсем не просто? Нужно пробудить воображение, фантазию.

- Проведём наблюдение: в чём заключается разница сравнений М.М.Пришвина со сравнением М.Ю.Лермонтова “как ризой” (5 слайд)? Понятно ли вам было это слово риза сразу?

- В чём заключается своеобразие сравнений М.М.Пришвина? (Они конкретные, точные).

Обратите внимание: форма, вид литературы диктует, какие сравнения уместны в том или ином тексте.

- Ребята, а давайте сейчас докажем, что в сказке-были “Кладовая солнца” много сравнений. Найдите их в тексте. (Кто находит, поднимает руку, зачитывает сравнения).

- Какова их роль в тексте? (Помогают создать образ более точно, конкретно)

Ребята, обратите внимание, на сравнения – “остановилась как вкопанная” и “как ошпаренный”.

- Почему перед союзом как здесь нет запятой? Что представляет из себя этот оборот с точки зрения лексики? (фразеологизм)

Знаете ли вы, что в русском языке более 140 фразеологических сравнений? Вспомним некоторые из них.

Сейчас предлагаю двум смелым проверить, насколько хорошо они знают фразеологизмы. (Обращаюсь с заданием к ним) Вам необходимо вставить пропущенные слова во фразеологизмы. (Работают самостоятельно с обратной стороны доски):

  • Как... (корова) языком слизнула
  • Как... (зеницу) ока
  • Как ... (сыр) в масле катается
  • Как ... (белка) в колесе

(Всему классу) Мы с вами будем работать вместе.

- На доске записано начало фразеологизма, вам нужно будет продолжить крылатое выражение. Кто угадывает, подходит к доске и раскрывает фразу (дополнительно комментируем фразеологизм):

  • Он боится меня (как огня),
  • Всё идёт (как по маслу),
  • Знать (как свои пять пальцев),
  • Не видать (как своих ушей).

Проверим, что получилось у ребят (Те читают получившиеся фразеологизмы).

И во всех этих выражениях встречаются сравнения.

Нужно отметить, что сравнение – один из способов характеристики героя произведения. М.М.Пришвин в “Кладовой солнца” использовал этот приём не раз. Обратите внимание на следующий отрывок (у каждого из вас на столе лежит фрагмент этого произведения с этим текстом).

- Прочитайте его выразительно (желающий читает).

Маленький хитрый человек знал, что от одного малейшего прикосновения собака с визгом радости бросится на него и утопит.

И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения, как боец в определяющем исход борьбы ударе: жить ему или умереть.

Вот ещё бы маленький ползок по земле, и Травка бы бросилась на шею человека, но в расчете своём маленький человек не ошибся: мгновенно он выбросил свою правую руку вперёд и схватил большую сильную собаку за левую заднюю ногу.

Травка с безумной силой рванулась, и она бы вырвалась из руки маленького человека, если бы тот не схватил её другой рукой за другую ногу. Мгновенно вслед за тем он лёг животом на ружьё, выпустил собаку и на четвереньках сам, как собака, переставляя опору-ружьё, пополз к тропе, где постоянно ходил человек. Тут, на тропе, он поднялся, тут он отёр слёзы с лица, отряхнул грязь и, как настоящий большой человек, властно приказал:

- Иди ко мне, моя Затравка!

Услыхав такие слова, Травка бросила свои колебания, - перед нею стоял прежний прекрасный Антипыч. С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею, и человек стал целовать своего друга и в нос, и в глаза, и в уши.

Как вы догадались, этот отрывок о спасении Митраши (6 слайд).

- Найдите сравнения в этом тексте.

- Какова роль сравнений в этом отрывке? (Автор подчёркивает борьбу героя за жизнь, подчёркивает их сближение)

Обратите внимание, автор подчёркивает, как Митраша вырос в этот момент, повзрослел (“как боец”, “как настоящий большой человек”).

- Какое из этих 3 сравнений подчёркивает слияние человека с природой?

В этом и заключается драматический момент: Митраша приобрёл себе друга, и Травка в лице Митраши приобрела себе нового Антипыча. Хорошего друга найти не просто. Трудно прожить одному - о прекрасной пальме мечтает и сосна (в стихотворении М.Ю.Лермонтова).

Творческое задание.

Каждому, наверно, хочется иметь верного друга в образе собаки. Возможно, у кого-то из вас она уже есть. Я же предлагаю сейчас из бумаги сделать собачку. Представьте, какую бы вы хотели иметь собаку, или же изобразите нам своего любимца. Для этого лист сложите пополам, чтобы у вас получился треугольник. Затем сделайте ушки. Чтобы придать собачке доброжелательность, сделаем ушки посимпатичнее: для этого уголочки опустим вниз. Остаётся сделать мордочку – для этого загните небольшой треугольник. Теперь дорисуем глазки, носик - и у нас получилась забавная собачка.

Предлагаю сейчас с помощью магнитов закрепить получившиеся мордочки на этом листе бумаги.

Посмотрите, какое оригинальное панно получилось у нас с вами.

- Чем отличается наше панно от картины И.Шишкина? (Наша картина выглядит оптимистично)

Посмотрите, как наше панно подчёркивает, насколько важно сравнение в речи, в жизни. Нужно свою жизнь выстроить так, чтобы не оказаться одиноким.

Домашнее задание. Подготовиться к написанию сочинения.

Рефлексия. Хотелось бы узнать, какую бы оценку вы поставили сами себе за работу на уроке. У каждого из вас лежит по симпатичной мордочке. Дорисуйте ей губы и обозначьте свою оценку себе за урок:

  • понравилось,
  • ждал большего,
  • не осознал.