Способы активизации познавательной деятельности на уроках внеклассного чтения

Разделы: Литература


Среди многих тем программы 5 класса особый интерес вызывает изучение произведений, представляющих жанр фантастики (“научной” и “ненаучной”).

Дети читают такие произведения охотно. Можно воспользоваться таким благоприятным моментом и через творческую деятельность попытаться научить многому. Важно дать понятие об особенностях данного жанра с научной точки зрения. Вот что об этом говорит “Словарь литературоведческих терминов”:

“научно-фантастический жанр - вид художественной литературы, где в основу произведения положена научная или техническая проблема, осуществление которой можно предположить в будущем”. Это определение можно записать в тетрадь, можно прийти к выводу после изучения некоторых произведений, выделив специфические черты и ряд особенностей, присущих данному жанру.

Важно то, что изучение подобных произведений - благодатный материал для развития творческой деятельности учащихся. Организовывая работу по чтению и изучению художественного текста, целесообразно обратить внимание школьников не только на занимательность сюжета, нужно подвести учеников к тому, чтобы осмыслить внутренний смысл произведения, композиционный строй, средства выразительности. Этому помогает составление плана, в том числе и цитатного. Составление цитатного плана - сложное и проблематичное дело даже для учащихся старших классов, не говоря уже о пятиклассниках. Но через игру, через творчество, можно к этому прийти. С этой целью нами был разработан урок под названием “Жанр научной фантастики. А Конан Дойл “Затерянный мир””.

Главной целью занятия было детальное знакомство с произведением, развитие умения целостно воспринимать произведение, учить выделять главные эпизоды и иллюстрировать их, сопровождая нужными цитатами из текста. Особый упор делался на то, что нужно создать диафильм, а для этого необходимо не только проиллюстрировать ключевые эпизоды, но и расположить в нужной последовательности, в точном соответствии с текстом.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Мотивация урока.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы будем создавать диафильм по отрывку из романа А. Конан Дойла “Затерянный мир”.

Давайте вспомним, как построен диафильм. Диафильм состоит из отдельных кадров. Кадр состоит из рисунка и цитаты. То есть рисунок дан в соответствии с эпизодом, какого-либо текста. Это может быть сказка или рассказ. В нашем случае это отрывок из романа.

Что для этого нужно? (Выделить ключевые эпизоды и сделать соответствующее сопровождение из текста.)

1) Какие же эпизоды являются ключевыми?

(Класс выделяет ключевые эпизоды.)

- Сон в палатке. Мысль о прогулке.

- Прогулка по ночному лесу.

- Встреча с животными у водопоя.

- Стегозавр!

-Бегство.

- Падение в яму.

- Куда же делись мои спутники?

2) Выразительное чтение эпизодов в нужной последовательности.

3) Разделим класс на две группы.

1 группа художники-иллюстраторы.

2 группа редакторы-сценаристы.

Задача для первой группы: проиллюстрировать отобранные эпизоды в точном соответствии с текстом.

Задача для второй группы: проследить за соответствием содержания рисунков с текстом.

Подобрать нужные цитаты и правильно их оформить.

( Роль учителя - корректировка деятельности учащихся.)

3. Работа в группах.

4. Монтаж диафильма:

а) Сверение с текстом выполненных иллюстраций;

б) Правильность оформления цитат.

5. Выводы:

Как выглядит мир, созданный А. Конан Дойлом?

Каким человеком выглядит Мелоун? (Любознательный, умный, смелый, находчивый, добрый.) Подтвердите свои ответы примером из текста.

Ребята, посмотрите на нашу работу. Чему мы научились, создавая наш диафильм? (Выделять ключевые эпизоды, составлять цитатный план.)

Цитатный план:

“В ту же ночь мне пришлось выдержать такое испытание, о котором я до сих пор не могу вспомнить без ужаса…Вот как это случилось. В ту ночь дежурил Соммерли. Я не мог уснуть”.

“Какая ночь для прогулки! Меня осенило: а почему бы не прогуляться?”

“Как страшно было в лесу! В лесу было темно, но, привыкнув к темноте, глаза мои начали кое-что различать”.

“На берегу появились два зверя, похожих на крупных армадиллов. Они припали к воде и быстро заработали длинными красными лентами языков. Это были лось и американский олень. Они всей семьей пили воду…”

“На тропинке появились уродливые существа. Где же я видел этого урода…Это же стегозавр. Минут пять стегозавр стоял рядом со мной”.

“Мне послышались сзади странные звуки. Сердце замерло у меня в груди примысли, что за мной кто-то гонится. Меня могло спасти только бегство. Ноги мои подкашивались, и я бежал, бежал с ужасом”.

“И вдруг оглушительный треск, я лечу в бездну, а дальше тьма и пустота забвения…Когда я очнулся от обморока…Яма была глубокая, с отвесными краями и ровным дном, двадцати футов в поперечнике”.

“Лесная чаща безмолвствовала… Но если это действительно звери или какое-нибудь одно чудовище, то что же стало с моими спутниками? Мой усталый, измученный мозг отказывался разгадать эту загадку”.

Д/З: Прочитать главы из книги А. Беляева “Голова профессора Доуэля”.

Детям очень понравилась идея создания диафильма. Они взялись за работу с нетерпением. Учителю ими же была отведена скромная роль – наблюдателя и помощника только в крайних случаях. Главные эпизоды были определены, подобраны нужные цитаты, сделаны иллюстрации. Материал был смонтирован правильно, в нужной последовательности. Затруднение вызвало оформление цитат в соответствии с правилами пунктуации. После завершения работы были подведены итоги, в ходе чего пришли к выводу, что научились многому: составлять цитатный план, оформлять цитаты, запоминать содержимое текста в нужной последовательности. Таким образом, через творчество была активизирована познавательная и мыслительная деятельность, новые знания получены в ненавязчивой форме. Но тут хотелось бы сказать, что возникает опасение такого свойства: по прошествии времени может быть забыта линия правильной последовательности текста. Здесь нелишним было бы провести закрепление с помощью графической записи нужных элементов – эргономики. Такую работу можно провести (даже лучше это сделать так) в самом начале урока, перед тем, как дети начнут иллюстрировать текст. Это привело бы в систему всю деятельность.

Так как литература обладает небывалой воспитательной силой, уроки по изучению произведений научно-фантастического жанра могут способствовать нравственному и духовному развитию учащихся, поскольку писатели – фантасты ставят задачу не столько развлекать, как думают многие, сколько заставляют задуматься о проблемах, стоящих перед человечеством. Одна из них – злодей, вооружённый знаниями. В этой связи можно подробнее рассмотреть урок по изучению глав из романа А. Беляева “Голова профессора Доуэля”. Он носил название “Профессор Доуэль и профессор Керн ”.

Главной целью данного урока была сравнительная характеристика героев. Учащимся были предложены вопросы такого свойства:

1. В чём разница между учеными? Ведь ученые не бездари, как можно понять при поверхностном чтении (имеется в виду Керн). Подтвердить примером из текста, что Керн тоже умён и талантлив. (В ином случае он не смог бы проделать опыты подобного рода, даже присвоив результаты чужого труда)

2. Какие цели у двух героев, и какими средствами они их достигают?

Доуэль Керн
Развитие науки на благо человечества... Обрести личную славу...

3. Обратитесь к описанию кабинета профессора Керна, к его портрету. Что можно сказать о герое, исходя из того, что описание жилища и внешности вводятся автором для того, чтобы усилить какие-либо черты характера?

4. Сравните двух ученых (их отношение к науке, к людям, черты характера). Сделайте выводы. Дети в своих ответах в числе прочего отметили следующее: нельзя пользоваться результатами чужого труда; профессор Керн идет на преступление ради достижения своих целей, он служит не людям, а самому себе, используя беспомощность Доуэля. Он совершенно равнодушен к чужим судьбам.

5. Подумайте, чем опасны такие люди, как Керн. Почему раздел, который мы изучаем, называется “Осторожно: наука!”? Здесь как нельзя кстати пришлись слова Ш. Холмса, произнесенные им в известном рассказе А. К. Дойла “Пестрая лента”: “Ах, сколько зла на свете, и хуже всего, когда злые дела совершает умный человек! Когда врач совершает преступление, он опаснее всех прочих преступников. У него сильные нервы и опасные знания...”

6. Напишите мини-сочинение, в котором нужно высказать свое мнение о проблеме, затронутой автором. В своей работе расскажите о том, что вас больше всего удивило, обрадовало, возмутило, что заставило задуматься, какие чувства вы испытали, познакомившись с произведением.

Другая проблема, которую рассматривает писатели-фантасты – будущее человечества, то, как отражается деятельность людей на состоянии окружающего мира. Этой проблеме был посвящен урок, главной целью которого было выяснение основной идеи произведения и средств ее художественного выражения. Он носил название: “Почему рассказ Р. Бредбери “И грянул гром ” называют рассказом-предупреждением “?

Занятие началось с беседы, выясняющей восприятие содержания прочитанного. Дети стали задавать вопросы, которые возникли у них в ходе чтения рассказа. Свои объяснения учитель начал с вопроса: почему Экельсу нельзя было сходить с тропы, какие последствия это могло вызвать? Дети подробно высказались по этому поводу и подтвердили свои предположения примерами из текста (помятая трава, убитая мышь – это недопустимо, это может привести к непоправимому в Будущем...). После анализа поступков Экельса был сделан вывод: он совершил преступления (струсил, бросил товарищей и сошел с тропы, не подумав о предупреждении Тревиса.) Для того, чтобы наглядно представить себе последствия поступков Экельса, проанализировали содержание объявления, поведение и настроение людей в начале и в конце рассказа. Так кольцевая композиция помогла понять замыслы автора:

- объявление, написанное грамотно;

- доброжелательная атмосфера, люди хотят выбрать доброго президента;

- путешествие в Прошлое;

- охота;

- трусость Экельса;

- уход с тропы;

- изменение атмосферы в прямом и переносном смысле: удовольствие от победы диктатора на выборах;

- объявление с ошибками как следствие всеобщей неграмотности.

На данном этапе работы эффективным средством активизации мыслительной деятельности будет применение эргономики. Можно предложить с помощью графических символов передать последовательность изложения событий. Это позволит объемно и целостно воспринять произведение, более отчетливо понять замыслы автора. После такой работы уместно предложить вопросы и задания обобщающего характера:

- Что хотел сказать автор своим произведением?

- О чем вы задумались, прочитав и обсудив рассказ?

- Что вас удивило, поразило, обрадовало? Может быть, у вас возникли интересные мысли по поводу прочитанного, и вам хотелось бы поделиться впечатлениями? Выразите это в небольшом сочинении. Название своей работе придумайте сами.

Способы активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся различны. Один из эффективных и действенных – применение эргономики при анализе произведения. Это помогает учащимся увидеть содержание произведения объемно, целостно, способствует овладению определенными знаниями и помогает сделать какие-либо заключения без особого труда.

При изучении глав из романа Джонатана Свифта “Путешествия Лемюэля Гулливера” (“ненаучная” фантастика) через эргономику удалось прийти к понятию сатиры. В начале урока учителем было предложено с помощью каких-либо символов изобразить модель того общества, в которое попал Гулливер. Схема была создана и отразила следующее: император, государственный совет, религия, армия и т.д.

Следующим этапом было выявление позитивных и негативных черт. Свои утверждения нужно было обязательно аргументировать. Положительным было названо то, что лилипуты тянулись к знаниям, сам император поощрял развитие наук и т.д. К отрицательным чертам были отнесены угнетение бедных богатыми, непомерные амбиции и жадность правящих, плетение интриг, ничтожные поводы к развязыванию воины. Таким образом, пришли к выводу, что писатель изобразил современное ему общество, а Гулливер - носитель гуманистических идей автора.

Можно сказать, что на уроках по изучению фантастической литературы исподволь закладывались знания о литературоведческих понятиях, формировались умения анализа текста художественного произведения, решались задачи нравственного характера:

- через эргономику – к понятию о композиции художественного произведения;

- через композицию – к раскрытию идеи и авторского замысла;

через сравнительную характеристику – к осознанию нравственных ценностей.

Проблема духовного воспитания приобретает в наше время все большую актуальность. В период политических, социальных, экономических потрясений, современниками которых являемся мы, очень важно сохранить нравственные и духовные ориентиры, без чего невозможно дальнейшее развитие личности молодого человека. Лучшим средством формирования мировоззрения, является обращение к художественному слову, к произведениям русской и зарубежной литературы, поскольку это по большей мере способствует преодолению духовной разобщенности людей, сохранению преемственности в их историческом развитии, обогащению любой культуры всем лучшим, что создано в мировой культуре.