Цели:
- познакомить с основными способами объяснения лексического значения слов;
- формировать умение пользоваться толковым словарем, словарями синонимов и антонимов.
Ход урока
1. Орфографический минимум “Лингвистическая терминология”
Учитель читает значения терминов, обучающиеся записывают слова в кроссворд (один ученик заполняет кроссворд на интерактивной доске).
По горизонтали:
1. Наука о языке. (Лингвистика)
2. Раздел лингвистики, изучающий звуки речи. (Фонетика)
3. Раздел лингвистики, изучающий морфемы. (Морфемика)
4. Раздел лингвистики, изучающий правила постановки ударения и произношения звуков. (Орфоэпия)
5. Этот раздел изучает правила обозначения звуков речи буквами. (Графика)
По вертикали:
1. Раздел лингвистики, который изучает словарный состав языка. (Лексикология)
Сегодня мы продолжаем изучение большого и интересного раздела лингвистики – лексикологии. Речь пойдет о способах толкования слов.
Запишите в тетрадь тему урока: “Способы объяснения лексического значения слов”. (Cлайд 1)
2. Дети инсценируют стихотворение Григория Кружкова “Дотошный старичок”.
Старичок был дотошный,
Подошел и спросил:
- Что такое картошка?
- А точнее?
- Точнее, бегемот без хвоста,
Без ушей и без шеи,
Очень-очень ленивый,
Без зубов и без рта,
Но приятный на вкус.
- Небольшой апельсин.
- А точнее?
- Точнее, загорелый арбуз,
Закопавшийся в землю,
Потому что жара.
- А точнее?
- Точнее, мне обедать пора.
- Можем ли мы понять из шутливых объяснений, что такое картошка или в соответствии с книжным стилем картофель (на доску проецируется презентация, слайд 2).
- А как бы вы объяснили дотошному старичку, что это такое? Запишите свое толкование слова в тетрадь.
4-5 обучающихся читают свои миниатюры.
- Существует несколько способов объяснения лексического значения слова. На стр. 51-52 прочитайте теоретический материал о способах толкования слов и определите, какие из них мы сегодня уже использовали.
Устно отвечая на поставленный вопрос, обучающиеся в тетради и на доске заполняют “картофельную схему”. (У каждого на парте есть рисунок картошки. Ребята кладут его в тетрадь, обводят и с помощью стрелок обозначают способы объяснения лексического значения слова. На доске рисунок картошки с пятью стрелками вниз)
- Все ли способы объяснения лексического значения слова использованы нами при толковании слова “картофель”? (Краткое толкование слова, рисунок)
- Посмотрите на изображение картофеля (слайд 3). Что вас поразило?
- Подберите и запишите прилагательные к слову картофель.
- Найдите в приведенных примерах прилагательные, которые имеют противоположное значение (большой - маленький).
- Как называются такие слова? (Антонимы)
- В справочных материалах на странице 35 найдите лексическое значение слова “большой”, запишите его в тетради. Какой способ толкования использован в словаре? Продолжите заполнение “картофельной схемы” (подбор синонимов).
На доску проецируется слайд 4. Подбор синонимов способствует созданию более широкой характеристики предмета, усиливает впечатление от этого предмета.
- В толковом словарике найдите слова, которые толкуются с помощью синонимов.
- Прочитайте задание к упр. 153. Какой способ толкования слов вы будете использовать? Заполните “картофельную схему” (слайд 5). Определите лексическое значение одного слова, используя подбор антонимов. Можете пользоваться словарем.
- Какой способ объяснения лексического значения слова еще не был проиллюстрирован? Этому способу будет посвящен следующий урок, а сейчас подведем итог сегодняшнего урока.
- Из словаря синонимов выберите слова, используя способ подбор синонимов, определите понятие и запишите слово.
- Оцените, насколько хорошо вы поняли тему урока, заштриховав соответствующую часть картошки. Если вам было интересно, сделайте штриховку красным цветом, если не очень – зеленым.
Домашнее задание: используя материал упражнений 136, 141, 144,153, составить кроссворд, используя изученные способы толкования слов.