Цели урока:
- формировать умения и навыки сопоставительного анализа лирических произведений разных авторов;
- развивать ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся.
Оборудование: портреты А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, выставка книг, толковый словарь под ред. С.И. Ожегова.
План урока.
- Слово учителя.
- Анализ стихотворения “Узник” А.С.Пушкина.
- Анализ стихотворения “Узник” М.Ю.Лермонтова.
- Самостоятельная работа.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
- Слово учителя.
На сегодняшнем уроке мы сопоставим два стихотворения разных авторов с одинаковым названием – “Узник” А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Опрос по основным литературоведческим понятиям с записью на доске (словарная работа): метафора, гипербола, эпитеты, сравнения, антитеза и т.п.
- Анализ стихотворения “Узник” А.С.Пушкина.
Звучит стихотворение А.С. Пушкина “Узник” (читает заранее подготовленный ученик).
Учитель: Давайте обратим внимание на первую строку пушкинского “Узника”. Какую эмоциональную окраску несут здесь существительные? (Они передают мрачное, тяжелое положение узника – лирического героя стихотворения).
Учитель: Звучат слова о неволе: нет тепла, уюта, (“сырой”), нет свободы (“за решеткой”), нет движения (“сижу”), нет света (“в темнице”). Какое чувство нарастает в первой строфе? (Ощущение неволи; движения второго узника-орла – тоже однообразны, скованны: “махая крылом”, “клюет”, “бросает”…)
- Какое значение здесь имеет слово “гуляет”? (Работа с толковым словарем. “Гулять” - двигаться свободно, избирать путь по своему желанию).
- Мы видим, что на смену напряженной интонации второй строфы приходит интонация возвышенно напевная. Благодаря чему? (Благодаря параллельной связи предложений: (2,3,4 строки раскрывают содержание первой, усиливая чувство) и повторам лексическим (пора туда, где), повторам синтаксическим (сходство предложений), повторам фонетическим (пора - брат – пора- гора – края – ветер да я).
Учитель: Все это позволяет читателю ощутить, что лучше свободы ничего нет, что это естественное состояние мира и что человек – частица его – должен быть свободным. Это стихотворение приобрело народно – песенный характер, стало песней, которая выражает стремление к свободе.
Вывод. Итак, стихотворение было написано в 1820 году, в пору подъема общественного сознания, Пушкиным-романтиком, воплотившим мечту человека о свободе. Это его желание естественно. Прошло 17 лет, и другой поэт, М.Ю.Лермонтов, пишет свое стихотворение “Узник”.
- Анализ стихотворения “Узник” М.Ю.Лермонтова.
Звучит стихотворение М.Ю. Лермонтова “Узник” (читает заранее подготовленный ученик).
- Каков размер этого стихотворения? (Четырехстопный хорей, автор подчеркивает пессимистическое начало в настроении лирического героя).
- Какова интонация начала стихотворения? Обратите внимание на глаголы. (“Отворите”, “дайте”, “поцелую”, “вскочу”, “полечу” - отмечается динамичность происходящего).
- Найти значение слова “динамичность” в толковом словаре (Динамичность – быстрота, скорость).
- Какой эмоциональный смысл несут слова: “сиянье дня”, “черноглазую девицу”, “черногривого коня”, “красавицу”, “сладко”? (Положительный).
- Какой художественный прием лежит в основе этого стихотворения? (Антитеза).
Красота, воля есть в мире, но не для узника, а во 2 и 3 строфах показано то, что окружает узника: “окно высоко”, “дверь тяжелая с замком”, “стены голые кругом”, “тускло светит луч лампады”, “мерными шагами ходит …безответный часовой”.
- Как меняется эмоциональная окраска лексики? (“Одинок”, “нет отрады”, “тускло”, “умирающим”).
- Есть ли здесь связь с пушкинским стихотворением? В чем она проявляется? (Появляются символы свободы, гармонии с миром: “черноглазую девицу”, “красавицу младую”, “черногривого коня”, “в степь, как ветер, улечу”).
- Самостоятельная работа.
- Чем же является “свобода” для узников Пушкина и Лермонтова? (Важнейшим благом, человеческой ценностью. Это у них общее).
- А различие проявляется в чем?
- А.С. Пушкин “Узник”. Сначала – тоска узника по воле, затем – реализуемая мечта о свободе; стихотворение заканчивается на мажорной, радостной ноте. Мы понимаем, что поэт верит в возможность свободы, торжество которой в конце стихотворения вполне реально.
- М.Ю. Лермонтов “Узник”. В начале стихотворения поэт воспевает свободу, а в конце появляется чувство безнадежности; лирический герой абсолютно потерял надежду вырваться на свободу, чего он так жаждал. Свобода здесь предстает как недостижимая мечта, которая сталкивается с жесткой реальностью.
Учитель: Итак, сопоставление двух стихотворений с одинаковым названием “Узник” Лермонтова и Пушкина помогло нам понять чувства и мысли каждого поэта, увидеть разницу в их мироощущении.
- Задание на дом.
Прочитать стихотворение А.Фета “Узник”. Сравнить это стихотворение со стихотворением А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Отметить, чем различаются стихотворения и что у них общего.
Литература:
- Альбеткова Р.И. “Учимся читать лирическое произведение”: (Книга для учащихся). – М.: “Дрофа”, 2003. –(За страницами школьного учебника).
- Лермонтов М.Ю. “Избранные произведения”.- М.: “Художественная литература”,1987.
- Маймин Е.А. “Опыты литературного анализа”.- М.: Просвещение, 1972.
- Пушкин А.С. “Сочинения в трех томах”. Том 1.- М.: “Художественная литература”, 1985.
- Я иду на урок литературы”: 10 класс: Книга для учителя.- М.: Изд-во “Первое сентября”, 2000.