Сравнительная литературоведческая и лингвистическая характеристика стихотворений А.А. Блока и И.Северянина "Моя Россия"

Разделы: Литература


Сравнительная литературоведческая и лингвистическая характеристика стихотворений А. А. Блока «Россия» («Опять, как в годы золотые...») и И. Северянина «Моя Россия» («Моя безбожная Россия...»).

Моя страна... Россия... Невозможно не любить свою Родину... Это чувство заложено в сердце каждого человека с самого рождения и становится основой всего существования. Для поэта любовь к Родине – это сама его жизнь. В ней он черпает новые силы для творчества.

Во все времена русские поэты в своих произведениях воспевали Родину. Особенно выразительно и волнующе эта тема звучала в годы тяжёлых испытаний, глобальных перемен в жизни России и народа.

Александр Блок и Игорь Северянин – поэты Серебряного века – жили и творили в эпоху напряжённых и трагических событий, которые переживала Россия. Это время смятения и страха, тревожных противоречивых сомнений и надежд на лучшее. Война, революция, жестокий режим террора и его последствия не могли не повлиять на творчество поэтов, разделивших свою судьбу с судьбой своего отечества, несмотря на то что одному из них пришлось покинуть Родину.

Перед нами два стихотворения: «Россия» А. Блока и «Моя Россия И. Северянина». Объединяет их слово «Россия». Это указывает на общность темы, но в художественное воплощение идеи и содержания каждый поэт вносит что-то «свое», так как основная мысль определяется личностью автора и отношением к окружающей его действительности. В названии «Моя Россия» выражено более личностное отношение автора к Родине.

Основная идея этих двух стихотворений – любовь к Родине. Но у Блока – это признание в любви как к России с «прекрасными чертами», так и к нищей, с «серыми избами» и «острожной тоской». У Игоря Северянина любовь – восхищение Россией, ее исторической судьбой, «безбожной», «священной», «ползучей» и «крылатой» страной.

Произведение Александра Блока написано в 1908 году, после событий первой русской революции. Сложное, трагическое время. Поэт в России, он охвачен тревогой за её будущее, осознает нерасторжимость своей судьбы и судьбы Родины, он пытается понять ее глубинную сущность, незримую тайну. Это раздумье о прошлом, о настоящем и будущем отечества. Стихотворение разбито на строфы, и каждая заканчивается многоточием, которое приглашает читателя вместе с лирическим героем к размышлению.

Стихотворение Игоря Северянина написано в 1924 году. В это время поэт находится в вынужденной эмиграции. Оторванность от родины, ностальгия по русскому, родному, вера в возрождение России нашли отражение в его лучших стихотворениях этого периода. «Моя Россия» – астрофическое произведение, в нем нет пауз, блоковской недосказанности, приглашения к размышлению. Это принятие исторического пути России, воспоминания о ярких событиях в жизни страны, восхищение «снеговыми равнинами», «ночами пламно-ледяными», «песнями разрывными», поэтому забыты лирическим героем заботы, слезы, «серые избы» родины.

Сближает эти два стихотворения мотив, связанный с образом дороги, который у Блока является обрамляющим: в начале стихотворения предстает в виде тройки («Три стёртых треплются шлеи»), а в конце называется прямо («Дорога долгая легка») и связывается с «глухой песней ямщика». Дорога – это не только путь на бескрайних русских просторах, но и жизненный путь человека и всего народа, путь нелёгкий, часто мучительный. Этот образ является традиционным в русской литературе. Сразу вспоминается образ гоголевской Руси – тройки. Но Блок переосмысливает его: здесь нет стремительности движений – замедляет его неспешный ритм и многоточие в конце строфы:

И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи...

У Игоря Северянина мотив дороги – это путь России от «безбожной» до «крылатой» страны. Как и у Блока, здесь не ощущается быстроты движения, в стихотворении нет ни одного глагола, но жизнь в России никогда не прерывалась, и это движение передаётся автором назывными предложениями, в которых плавно, неторопливо, последовательно меняются образы:

Её порывы огневые,
Её мечты передовые,
Её писатели живые,
Постигшие её до дна!
Её разбойники святые,
Её полёты голубые,
И наше солнце и луна!

Стилистическая фигура, лежащая в основе композиции данного стихотворения, – параллелизм, он помогает автору раскрыть связь сменяющихся образов и придаёт произведению возвышенно – напевную интонацию. А анафора («И эти земли...», «И эти бунты...», «И эти спицы ...», «И эти сбруи...») свидетельствует о том ,что тема близка сердцу поэта и волнует его. Повторяющийся союз и (полисиндетон), подчёркивая соединяемые члены предложения (образы), приводят к логическому выводу:

И вся она, и вся она –
Моя ползучая Россия,
Крылатая моя страна!

Первая строфа стихотворения «Россия» начинается словом «опять», оно помогает автору привлечь читателя к раздумьям, воспоминаниям. О чём же размышляет лирический герой? Может быть, что в жизни человека, народа, страны всё повторяется, что прошлое, настоящее и будущее нерасторжимо связаны, что никакие беды, испытания, страдания, уже минувшие и ещё ждущие впереди, не уничтожат те вечные черты, которые присущи образу России?

А ты всё та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...

Автор, используя точные красочные эпитеты, вспоминает патриархальные «золотые годы» с «расхлябанными колеями» дорог, с «песнями ветровыми», с «серыми избами». Всё это кажется таким вечным, неизменным, надёжным, и именно в этой надёжности он предчувствует возможное обновление: «И невозможное возможно...»

В первых строфах так ясно передана тоска по уходящей патриархальной России, а в шестой строфе явно слышится предчувствие грядущих перемен.

Первые две строчки стихотворения «Моя Россия» представляют собой одно восклицательное предложение:

Моя безбожная Россия,
Священная моя страна!

«Моя», – говорит лирический герой, принимая всё то, что с ней происходило и происходит, признает её своей, пусть она безбожна, неправедна и слишком много грехов лежит на её совести, но для него она «священная», то есть «святая, важная». В этих строках скрыта надежда на покаяние, ведь Россия всегда была глубоко верующей страной. Эта надежда звучит и в последних строках: «священная Россия» из «безбожной» и «ползучей» станет всё-таки «крылатой», у неё есть будущее. Но от «ползучей» до «крылатой» России лежит огромное расстояние, которое предстоит ещё преодолеть.

Оба поэта, используя контрастные эпитеты, «золотые» – «стёртые», «расписные» – «расхлябанные», «безбожная» – «священная», «ползучая» – «крылатая» – изображают Россию разноликой, противоречивой.

У Блока Россия предстаёт в прекрасном женском образе, невольно ассоциируется с чувством первой любви:

Твои мне песни ветровые –
Как слёзы первые любви.

Благодаря искусному использованию автором художественно-выразительных средств (олицетворение, сравнение) это чувство любви становится глубоко интимным, личностным. Бесконечно трепетную нежность испытывает лирический герой к России, а рядом ещё один глубокий символический образ – крест (« И крест свой бережно несу»). Крест – символ и ответственности, и вины перед Россией за то, что лирический герой не смог уберечь её от страданий. Он разделяет всю трагедию происходящего в своей стране и готов делить с ней любое горе...

Игорь Северянин, по словам В. Брюсова, стараясь обновить поэтический язык, вводил в него «отважные неологизмы» и «самые смелые метафоры». Яркие авторские неологизмы, созданные на основе антитезы, удачны и в данном стихотворении: «пламно-ледяные», «бешено-степные», «крыльчатые», метафора «шей лебяжьих крутизна». Оксюморон помог автору передать красоту земель русских, называя их неземными.

«Разбойники святые» – это, возможно, Емельян Пугачёв, Степан Разин, под их предводительством совершались на Руси «бунты удалые». «Святые» не значит безгрешные, а те ,что пытались спасти свой народ ,помочь простым людям... Поэт восхищается революционным духом свершившихся преобразований в стране, для этого использует эпитеты «огневые», «передовые».А писатели живые, постигшие её (Россию) до дна» – это те, кто принимает, понимает, любит Россию и «нищую», и прекрасную. В числе этих писателей Северянин видит и Александра Блока.

Обилие восклицательных знаков в стихотворениях говорит о глубокой внутренней эмоциональности, связанной с чувством восхищения, любви к Родине, которое переполняет лирического героя того и другого произведения. А риторический вопрос у Северянина привлекает внимание читателя к определённому образу:

Её равнины снеговые,
Её цыгане кочевые, –
Ах, им ли радость не дана?

Читая стихотворение «Россия», мы попадаем под обаяние его неторопливой интонации, передающей ощущение значимости того, о чём размышляет лирический герой. Размеренное звучание четырёхстопного ямба, перекрёстная рифма, чередование женских и мужских клаузул создают лёгкость восприятия и плавность интонации.

Ощущение медленного движения передают звуковые средства художественной выразительности (аллитерация, ассонанс) как у Блока, так и у Северянина.

И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи...

(А. Блок)

И молодые, как весна
И разливные, как волна

(И. Северянин)

А гласные звуки: о-а-и-е – помогают почувствовать мелодичность, красоту звучания строк. Отступая от привычного северянинского стиха (анапест с наращениями на один или два слога), поэт пишет стихотворение « Моя Россия» тем же размером. Лёгкость и плавность достигаются также чередованием женских и мужских клаузул, а рифма используется составная.

Стихотворения «Россия» и «Моя Россия» объединяет одна общая тема, тема любви к России. Но любовь Блока, на мой взгляд, более трагична. В каждой строке чувствуется глубокая боль за всё, что происходит на его глазах с его Россией, поэтому «и крест свой бережно несу». И в этом поэт видит своё счастье – быть рядом, вместе, это как «слёзы первые любви».

У Игоря Северянина – это, как мне кажется, больше объяснение в любви к России издалека, поэтому в стихотворении преобладают зрительные образы, образы- воспоминания.

Но не возникает сомнения, что и Александр Блок, и Игорь Северянин любят Россию глубоко и искренне.