Цель урока:
I. Учитель. Дома, используя собственные наблюдения, учебники, другие источники, вы записали в своих тетрадях три, на ваш взгляд, главные особенности творчества Есенина. Прочитаем и обсудим.
В процессе работы - запись на доске. Например:
"Песенность" (напевность, народность, мелодичность)
Мотивы тоски по родине, по деревне как утраченному идеалу
Диалектическое разрешение трагических противоречий жизни
Метафоры, построенные на олицетворении образов природы
"Сквозные" образы: небо, звезды, месяц, вода, заря, ветер, берёза...
Автобиографичность: "Что касается автобиографических сведений, - они в моих стихах:" (С. Есенин)
Чтобы проверить на практике сделанные нами выводы, предлагаю выполнить следующее задание.
II. Из пяти стихотворений (авторы и даты не указаны) необходимо выбрать два текста Есенина для сравнительного анализа. Аргументировать выбор
1. ***
Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки;Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкамО красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.
2. БЕРЕЗЫ
Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю - и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей.На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад...Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез...
3. ***
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Последовательно исключаем стихотворения
Пушкина: обращаем внимание на нехарактерные для Есенина ритмический узор, интонацию, отсутствие рифм; попутно проверяем эрудицию - некоторым удаётся "опознать" автора;
Рубцова: сразу настораживает строка "На войне отца убила пуля" - стихотворениям Есенина присуща автобиографичность, а подобного факта в его биографии нет;
"Не жалею, не зову, не плачу...": отмечаем типичные для Есенина темы и мотивы, образы, но предпочитаем написанные в один период (и соответственно сходные по мировосприятию лирического героя), а потому и более удобные для сопоставления оставшиеся два текста:
4.
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
Кто-то тайный тихим светом
Напоил мои глаза.С чьей-то ласковости вешней
Отгрустил я в синей мгле
О прекрасной, но нездешней,
Неразгаданной земле.Не гнетет немая млечность,
Не тревожит звездный страх.
Полюбил я мир и вечность
Как родительский очаг.Все в них благостно и свято,
Все тревожное светло.
Плещет рдяный мак заката
На озерное стекло.И невольно в море хлеба
Рвется образ с языка:
Отелившееся небо
Лижет красного телка.
5.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...
Где ты, где, моя тихая радость -
Все любя, ничего не желать?
III. В сильном классе - обмен впечатлениями и наблюдениями по цепочке (возможны попытки сформулировать идею, что облегчит дальнейшие поиски).
Вероятные варианты ответов:
Необычные метафоры заставляют по-новому взглянуть на знакомые, привычные предметы и явления окружающего мира.
Лирический герой стремится к единению с природой как воплощению счастья.
Отмеченные в начале урока как традиционные для Есенина образы природы в этих стихотворениях воплощают стремление поэта к гармонии внутреннего мира и внешнего...
Благозвучие, точные рифмы, анафоры придают песенный характер обоим стихотворениям.
Есенин сам любуется окружающим миром и нам помогает увидеть его красоту...
Олицетворение наоборот - образ человека наделяется природными характеристиками - отражает мировоззрение автора...
IV. Работа в группах.
Ключевые образы Время и место Символика цвета |
|
Метафоры Основные мотивы |
|
Сюжет Лирический герой Размер, рифма |
V. Обсуждение результатов поиска.
Отмечаем общие для обоих текстов пейзажные образы
вечерней зари, звёздного неба, воды, ветра, но
место |
|
озеро - замкнутый в себе самом водоём - завершённость, законченность | пруд - вода в него втекает, из него вытекает - предполагается движение |
время |
|
упоминается весна (С чьей-то ласковости вешней), но море хлеба возможно только летом | осень обозначена золотом листвы и желтизной дола, этот цвет распространяется соответственно на образы берёзы и ивы |
Ветры вместе с грозой - символ испытаний, которые остались позади и привели природу и лирического героя к новому состоянию | Отрок-ветер по самые плечи Заголил на березке подол - символизирует хулиганство, озорство, молодость |
совпадение цветовых определений:
в синей мгле = синий сумрак, но:
рдяный мак заката красного телка - тревожный, но и радостный, сильный цвет |
В розоватой воде, розовость вод. листва золотая, желтеющий дол - детски-наивная, простодушная палитра |
Холодному, мрачному, мёртвому, противопоставлено живое, яркое, тёплое |
метафоры
Отелившееся небо Лижет красного телка Закат и его отражение в воде представляются воплощением единения двух начал через символ материнства немая млечность - галактика была страшна безъязыкостью |
Мечта лирического героя о слиянии, единении с природой воплощается в образе некоего фантастического существа (телёнка?) космического масштаба |
Вода - твёрдая, закат - жидкий: "плохая физика, но какая поэзия!" |
Воображаемое: Синий сумрак как стадо овец, словно становится реальным:
|
мотивы
Все в них благостно и свято | И в душе и в долине прохлада |
Мотив покоя, гармонии, просветления, чистоты |
|
Все тревожное светло - мотив примирения: оксюморон словно примиряет два мира (земной и небесный, реальный и мир мечты - прекрасной, но нездешней, неразгаданной земли) |
Где ты, где, моя тихая радость - Все любя, ничего не желать? мотив тоски по уже утраченному (или ещё не найденному?) состоянию покоя |
сюжет
От утверждения целесообразности
испытаний:
к констатации чудесного преображения лирического героя:
Через избавление от страха и зависимости перед бесконечностью (вечностью):
к неизбежности поэтического творчества:
("Пророк" Пушкина?) |
Кружится опадающая листва, высоко
поднимает ветер ветви берёзы, звенит и замолкает
бубенец - а лирический герой, влюбленный сегодня в этот вечер, мечтает окунуться в окрашенную закатом воду подобно иве, видит появляющийся над стогом сена месяц и представляет себя жующим сено в облике загадочного существа с мордой месяца... хочет перестать желать... (что-то в этом можно увидеть лермонтовское: "Я б хотел забыться и заснуть...") |
лирический герой
лирический герой является объектом по отношению к некоему (природному? божественному?) началу |
природа олицетворена и является объектом внимания лирического героя |
|
|
Лирический герой открывает в себе (в своей душе) новое состояние |
размер
Плещет \рдяный\ мак за\ката | Хорошо\ бы, на стог \улыба\ясь, |
4-стопный хорей, но первая стопа
отчётливо хореическая только в 1-3 стихах 4 строфы
и 2 и 4 стихах 5 строфы Пиррихии в начале большинства стихов уподобляют их анапесту (Не напрасно...) |
3-стопный анапест напевный, плавный |
рифма: aBaB - перекрёстная, с чередованием женских и мужских рифм |
VI. Выводы. Запись в тетрадях (в сильном классе - самостоятельно, в слабом - с помощью учителя или сильных учеников).
Второе стихотворение, написанное в 1918 году, словно начинается там, где заканчивается первое (датированное 1917 годом), в котором на смену грусти пришла любовь как ощущение гармонии природы и человека, как приятие мира и вечности - пространства и времени - в качестве родного дома. Лирический герой призван всё назвать (И невольно в море хлеба\ Рвется образ с языка...), стать голосом немой вселенной. Если в первом стихотворении взгляд героя обращён к небу, все метафоры связаны с ним, оно символизирует, прежде всего, мир иной, вечный (сначала - враждебный, пугающий, гнетущий, теперь - родной и любимый), то мир второго текста представляется более камерным и домашним, пейзаж прописан более подробно, и небо, и звезда даны в отражённом, "оземлённом" виде. Вслушиваясь в разумную плоть, герой приходит к желанию раствориться в открывшейся красоте природы, стать её частью. Эволюция лирического героя не приводит к абсолютной гармонии и покою (Все любя, ничего не желать) - остаётся мучительное желание: слиться с природой до конца (Хорошо бы, на стог улыбаясь, \Мордой месяца сено жевать...).
VII. Рефлексия. Подведение итогов.
VIII. Домашнее задание:
- Выбрать 2 стихотворения (1 - Клюева, 1 - Есенина) для сравнительного анализа.
- Записать 2-3 вопроса (задания) по этим текстам.
- Или: сочинение на тему "Каким я представляю лирического героя стихотворений Есенина".