Сравнительный анализ стихотворений С.Есенина "Не напрасно дули ветры…" и "Закружилась листва золотая…"

Разделы: Литература


Цель урока:

  • иметь представление об основных особенностях поэтики Есенина,
  • уметь использовать сравнительный метод для анализа поэтического текста

I. Учитель. Дома, используя собственные наблюдения, учебники, другие источники, вы записали в своих тетрадях три, на ваш взгляд, главные особенности творчества Есенина. Прочитаем и обсудим.

В процессе работы - запись на доске. Например:

"Песенность" (напевность, народность, мелодичность)

Мотивы тоски по родине, по деревне как утраченному идеалу

Диалектическое разрешение трагических противоречий жизни

Метафоры, построенные на олицетворении образов природы

"Сквозные" образы: небо, звезды, месяц, вода, заря, ветер, берёза...

Автобиографичность: "Что касается автобиографических сведений, - они в моих стихах:" (С. Есенин)

Чтобы проверить на практике сделанные нами выводы, предлагаю выполнить следующее задание.

II. Из пяти стихотворений (авторы и даты не указаны) необходимо выбрать два текста Есенина для сравнительного анализа. Аргументировать выбор

1. ***

Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки;

Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам

О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.

2. БЕРЕЗЫ

Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю - и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей.

На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад...

Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез...

3. ***

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Последовательно исключаем стихотворения

Пушкина: обращаем внимание на нехарактерные для Есенина ритмический узор, интонацию, отсутствие рифм; попутно проверяем эрудицию - некоторым удаётся "опознать" автора;

Рубцова: сразу настораживает строка "На войне отца убила пуля" - стихотворениям Есенина присуща автобиографичность, а подобного факта в его биографии нет;

"Не жалею, не зову, не плачу...": отмечаем типичные для Есенина темы и мотивы, образы, но предпочитаем написанные в один период (и соответственно сходные по мировосприятию лирического героя), а потому и более удобные для сопоставления оставшиеся два текста:

4.

Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
Кто-то тайный тихим светом
Напоил мои глаза.

С чьей-то ласковости вешней
Отгрустил я в синей мгле
О прекрасной, но нездешней,
Неразгаданной земле.

Не гнетет немая млечность,
Не тревожит звездный страх.
Полюбил я мир и вечность
Как родительский очаг.

Все в них благостно и свято,
Все тревожное светло.
Плещет рдяный мак заката
На озерное стекло.

И невольно в море хлеба
Рвется образ с языка:
Отелившееся небо
Лижет красного телка.

5.

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...
Где ты, где, моя тихая радость -
Все любя, ничего не желать?

III. В сильном классе - обмен впечатлениями и наблюдениями по цепочке (возможны попытки сформулировать идею, что облегчит дальнейшие поиски).

Вероятные варианты ответов:

Необычные метафоры заставляют по-новому взглянуть на знакомые, привычные предметы и явления окружающего мира.

Лирический герой стремится к единению с природой как воплощению счастья.

Отмеченные в начале урока как традиционные для Есенина образы природы в этих стихотворениях воплощают стремление поэта к гармонии внутреннего мира и внешнего...

Благозвучие, точные рифмы, анафоры придают песенный характер обоим стихотворениям.

Есенин сам любуется окружающим миром и нам помогает увидеть его красоту...

Олицетворение наоборот - образ человека наделяется природными характеристиками - отражает мировоззрение автора...

IV. Работа в группах.

Ключевые образы

Время и место

Символика цвета

Метафоры

Основные мотивы

Сюжет

Лирический герой

Размер, рифма

V. Обсуждение результатов поиска.

Отмечаем общие для обоих текстов пейзажные образы

вечерней зари, звёздного неба, воды, ветра, но

место

озеро - замкнутый в себе самом водоём - завершённость, законченность пруд - вода в него втекает, из него вытекает - предполагается движение

время

упоминается весна (С чьей-то ласковости вешней), но море хлеба возможно только летом осень обозначена золотом листвы и желтизной дола, этот цвет распространяется соответственно на образы берёзы и ивы
Ветры вместе с грозой - символ испытаний, которые остались позади и привели природу и лирического героя к новому состоянию Отрок-ветер по самые плечи

Заголил на березке подол - символизирует хулиганство, озорство, молодость

совпадение цветовых определений:

в синей мгле = синий сумрак, но:

рдяный мак заката

красного телка -

тревожный, но и радостный, сильный цвет

В розоватой воде, розовость вод.

листва золотая, желтеющий дол -

детски-наивная, простодушная палитра

Холодному, мрачному, мёртвому, противопоставлено живое, яркое, тёплое

метафоры

Отелившееся небо

Лижет красного телка

Закат и его отражение в воде представляются воплощением единения двух начал через символ материнства

немая млечность -

галактика была страшна безъязыкостью

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...

Мечта лирического героя о слиянии, единении с природой воплощается в образе некоего фантастического существа (телёнка?) космического масштаба

Плещет рдяный мак заката
На озерное стекло -

Вода - твёрдая, закат - жидкий:

"плохая физика, но какая поэзия!"

Воображаемое:

Синий сумрак как стадо овец,

словно становится реальным:

За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец....

мотивы

Все в них благостно и свято И в душе и в долине прохлада

Мотив покоя, гармонии, просветления, чистоты

Все тревожное светло -

мотив примирения:

оксюморон словно примиряет два мира (земной и небесный,

реальный и мир мечты - прекрасной, но нездешней, неразгаданной земли)

Где ты, где, моя тихая радость -

Все любя, ничего не желать?

мотив тоски по уже утраченному (или ещё не найденному?) состоянию покоя

сюжет

От утверждения целесообразности испытаний:

Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза -

к констатации чудесного преображения лирического героя:

Кто-то тайный тихим светом
Напоил мои глаза.

Через избавление от страха и зависимости перед бесконечностью (вечностью):

Не гнетет немая млечность,
Не тревожит звездный страх -

к неизбежности поэтического творчества:

И невольно в море хлеба
Рвется образ с языка...

("Пророк" Пушкина?)

Кружится опадающая листва, высоко поднимает ветер ветви берёзы, звенит и замолкает бубенец - а лирический герой, влюбленный

сегодня в этот вечер, мечтает окунуться в окрашенную закатом воду подобно иве, видит появляющийся над стогом сена месяц и представляет себя жующим сено в облике загадочного существа с мордой месяца... хочет перестать желать...

(что-то в этом можно увидеть лермонтовское: "Я б хотел забыться и заснуть...")

лирический герой

Кто-то тайный тихим светом
Напоил мои глаза.

лирический герой является объектом по отношению к некоему (природному? божественному?) началу

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть -

природа олицетворена и является объектом внимания лирического героя

Я отгрустил
Полюбил я мир и вечность

Я влюблён
Никогда так не слушал:

Лирический герой открывает в себе (в своей душе) новое состояние

размер

Плещет \рдяный\ мак за\ката Хорошо\ бы, на стог \улыба\ясь,
4-стопный хорей, но первая стопа отчётливо хореическая только в 1-3 стихах 4 строфы и 2 и 4 стихах 5 строфы

Пиррихии в начале большинства стихов уподобляют их анапесту (Не напрасно...)

3-стопный анапест напевный, плавный

рифма: aBaB - перекрёстная, с чередованием женских и мужских рифм

VI. Выводы. Запись в тетрадях (в сильном классе - самостоятельно, в слабом - с помощью учителя или сильных учеников).

Второе стихотворение, написанное в 1918 году, словно начинается там, где заканчивается первое (датированное 1917 годом), в котором на смену грусти пришла любовь как ощущение гармонии природы и человека, как приятие мира и вечности - пространства и времени - в качестве родного дома. Лирический герой призван всё назвать (И невольно в море хлеба\ Рвется образ с языка...), стать голосом немой вселенной. Если в первом стихотворении взгляд героя обращён к небу, все метафоры связаны с ним, оно символизирует, прежде всего, мир иной, вечный (сначала - враждебный, пугающий, гнетущий, теперь - родной и любимый), то мир второго текста представляется более камерным и домашним, пейзаж прописан более подробно, и небо, и звезда даны в отражённом, "оземлённом" виде. Вслушиваясь в разумную плоть, герой приходит к желанию раствориться в открывшейся красоте природы, стать её частью. Эволюция лирического героя не приводит к абсолютной гармонии и покою (Все любя, ничего не желать) - остаётся мучительное желание: слиться с природой до конца (Хорошо бы, на стог улыбаясь, \Мордой месяца сено жевать...).

VII. Рефлексия. Подведение итогов.

VIII. Домашнее задание:

  1. Выбрать 2 стихотворения (1 - Клюева, 1 - Есенина) для сравнительного анализа.
  2. Записать 2-3 вопроса (задания) по этим текстам.
  3. Или: сочинение на тему "Каким я представляю лирического героя стихотворений Есенина".