Целеполагание и задачи:
– обучать сравнительному анализу стихотворений, учитывая идейно-тематические и художественные особенности;
– показать глубокое чувство любви к Родине в стихотворениях А.Блока и А.Белого;
– активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся;
– развивать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения и выслушивать мнение товарищей;
– воспитывать чувство патриотизма.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Форма урока: урок-анализ (с элементами групповой работы).
Оборудование урока:
– тексты стихотворений “Россия” Александра Блока и “Родина” Андрея Белого;
– учебник,
– компьютер,
– мультимедиаэкран,
– репродукции картины И.Левитана,
– портреты Александра Блока и Андрея Белого,
– аудиозапись стихотворения А.Блока “Россия” в исполнении Вячеслава Тихонова;
Раздаточный материал:
– справочник-памятка с понятиями и
определениями изобразительных средств (для
работы в группах);
– тест.
Эпиграф
“Поэты интересны тем, чем они
отличаются друг от друга,
А не тем, в чем они подобны друг другу”.
А.А.Блок
Ход урока
I. Организационный момент.
Создание ситуации успеха.
Учитель: Сегодня, (дата), мы встречаемся с вами на уроке литературы, чтобы в очередной раз соприкоснуться с прекрасным. Я хочу пожелать вам успешной, плодотворной работы. Возможности для такой работы есть у всех. Будьте активны, не бойтесь высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, спорить, ибо в споре рождается истина. Удачи!
II. Реализация темы урока:
1. Слово учителя:
– Тема Родины – одна из ведущих тем многих русских поэтов. Не исключением стали и те, стихи которых мы будем читать, слушать, анализировать.
2.Задание классу:
– Прочитайте название темы урока и эпиграф. Опираясь на эти записи, попробуйте сформулировать цели и задачи уроки (ответы детей, учитель корректирует высказывания учащихся).
3.Беседа по вопросам и заданиям, помещённым на мультимедиаэкране (приложение №1):
А) В каком году родились А.Блок и А.Белый?
Б) К какому литературному течению принадлежали
оба поэта? (Актуализация полученных ранее знаний:
повторим, что такое символизм.)
В) В каком году были написаны стихотворения
“Родина” А.Белого и “Россия” А.Блока?
Г) Обратите внимание на названия стихотворений.
Обобщите свои ответы и сделайте вывод.
4. Словарная работа с понятиями “оптимизм”, “пессимизм”. (Приложение №2).
– Как назовём людей, которым свойственно то или иное мировоззрение?
Оптимист – человек, полный оптимизма.
Пессимист – человек, склонный к пессимизму.
5. Реализация домашнего задания (чтение стихотворений наизусть).
Перед декламацией стихов задаётся вопрос:
– Кого из авторов вы назвали бы оптимистом, а кого пессимистом? Попытайтесь интонацией при чтении показать оптимистическое и пессимистическое настроение.
6 .Прослушивание стихотворения А.Блока “Россия” в исполнении профессионала.
– Прослушаем стихотворение А.Блока “Россия” в исполнении артиста Вячеслава Тихонова. Чтение будет иллюстрировано репродукцией картины Исаака Левитана, “мастера печального пейзажа”. Соотнесите стихотворение с картиной. (Высказывания учащихся.)
7. Анализ стихотворений А.Блока “Россия” и А.Белого “Родина”. (Работа в группах)
– А теперь подробно исследуем тексты двух произведений и выясним:
“Какая же она, Россия Блока? Какая же она, Россия Белого?”
(Проблемный вопрос). Учащиеся занимаются поисковой работой и выясняют, при помощи каких изобразительных средств и стилистических фигур поэты дают своё представление о России. Пользуясь памятками (приложение № 2), ученики каждой группы находят средства и приёмы, определяют размеры и готовятся к выступлению по защите своего стихотворения.
8. Физминутка (упражнения для глаз, мозгового кровообращения под музыку).
9. Представитель группы “оптимистов” анализирует стихотворение А.Блока “Россия”, аргументированно высказывает точку зрения своей группы и делает вывод.
Вывод: Россия у Блока – жена, любимая женщина, образ женственной красоты. Происходит признание в любви, горькой и неизбежной, которая передаётся с большой силой и искренностью. Образ России приобретает конкретные черты, поэт создаёт зримый, ясный, узнаваемый образ.
Представитель группы “пессимистов” анализирует стихотворение А.Белого “Родина” и отвечает на вопрос о России Белого.
Вывод: У Белого всё передаётся в мистических ужасах, которые виделись ему в современной России. Стихотворение имеет трагическое начало.
III. Итог урока. Рефлексия.
– Обратите внимание на последние строфы обоих стихотворений и на пунктуацию в них. Какой можно сделать вывод?
Ответы детей: У Блока восклицание, подъём! У Белого риторический вопрос, овеянный трагизмом. У первого надежда и уверенность в будущее России. У второго мрачное, болезненное отношение к Родине.
– Одинаковые по возрасту молодые поэты, такое разное восприятие Родины и отношение к ней. Любят ли они Родину? (Ответы учащихся).
– Скажите, а что вы думаете о современной России, нашей Родине? Какие чувства и мысли возникают у вас по поводу нынешнего положения России? Ведь мы живём в непростое время, в эпоху перемен, реформ. Уверены ли вы в возрождении нашей Родины? С чем , по вашему мнению, это возрождение связано? Станет ли “невозможное возможным”? Оптимисты вы или пессимисты?
IV. Тест (приложение №4).V. Домашнее задание:
Написать эссе на тему: “Актуальны ли стихи Блока и Белого в XXI веке?”
VI. Выставление отметок за урок.
– Благодарю за интересный, результативный урок!