Сравнительная характеристика творчества А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Оборудование:  портреты А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Цели:

  • Развивающие:
    • услышать различия поэтических голосов, обусловленные мировоззрением и особенностью личности каждого поэта,
    • развивать вкус к высокому поэтическому слову,
    • развивать образное мышление,
  • Общеобразовательные (обучающие): закрепить навыки сравнительного анализа,
  • Воспитательные: задуматься о быстром течении жизни, о роли и месте в ней человека.

I.

1. (На доске портреты А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова)

– Вы, конечно, догадались, о ком пойдёт речь на уроке? В день смерти Пушкина В.Ф.Одоевский сказал: «Солнце русской поэзии закатилось». В 20 веке философ Дм.Мережковский продолжил мысль Одоевского: «Пушкин – дневное, а Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется».
Первая мысль бесспорна.  А вот вторая? Поэтому позволю себе в конце фразы, обозначившей тему урока, поставить вопросительный знак. Это и будет проблемным вопросом  урока. Наша задача – подтвердить или опровергнуть точку зрения Мережковского.

2. Но прежде чем говорить о лирических произведениях Пушкина и Лермонтова, мне бы хотелось вместе с вами осмыслить понятия «дневное» и «ночное». Какие ассоциации вызывают у вас эти образы? (Уровень природы, уровень чувств, уровень человека) (Ассоциативная таблица была предложена И.Н.Свечниковой, доцентом АГУ, кафедра русской литературы)

Дневное светило
Природа
Солнце
День
Свет
Тепло
Ночное светило
Природа
Луна
Ночь
Тьма
Прохлада
Чувства
Радость
Уверенность
Чувства
Печаль
Сомнения, неопределённость
Человек
Полон жизненной энергии
Душевная гармония, покой
Способен понять и принять противоречия жизни
Человек
Сомнения в себе
Лишён внутренней гармонии
Борьба чувств в душе
Разочарован в мире и себе

II.

1. Теперь мы готовы от абстрактных рассуждений о дневном и ночном перейти к разговору о наших великих поэтах. Но вот вопрос: в каких стихотворениях наиболее ярко проявится мировоззрение поэта: в любовной лирике, пейзажной, лирике дружбы или философской?
Всем ли понятен термин «философская лирика»? Это лирика размышлений о жизни, о своём месте в ней, о своём предназначении.

2. Приходим к выводу, что вернее всего сопоставить стихотворения о предназначении поэта и стихотворения – размышления о жизни.

III.

1. Чтение стихотворений  А.С.Пушкина  «Поэту» и М.Ю.Лермонтова «Пророк».

2. Основные вопросы: 

А) каким видят поэта  Пушкин и Лермонтов?
Б) как складываются отношения поэты и толпы?

А.С.Пушкин «Поэту»

 Поэт – царь: свободен, независим от толпы, самодостаточен, уверен в благородстве того дела, которому посвятил жизнь.
Поэзия – подвиг благородный, п.ч. подчинена не сиюминутности, а вечности и создаётся взыскательным художником вопреки мнению толпы. Поэтому он сознательно выбирает одиночество.
Поэзия – явление самодостаточное, не нуждающееся в оправдании, в чьём-либо одобрении.
Поэт выше толпы: её похвалы, суд, смех – детская резвость не трогают его, не колеблют уверенности в благородном подвиге.

М.Ю.Лермонтов «Пророк»

Пророк, т.е. его устами говорит сам Бог, он учит тому же, чему и пушкинский поэт: любви и правде.
Он одинок, но одиночество это вынужденное: он отвергнут толпой, которой не нужно учение порока, его угрюмство и гордость вызывают раздражение и презрение.
Но, отвергнутый толпой, пророк возвращается к ней. Откуда? Из пустыни, где, казалось бы, и должна была быть найдена гармония (вертикальное пространство, общение со звёздами). Чем же обусловлено это возвращение? Миссией, которую должен выполнить пророк? Может быть, неуверенностью в себе (он не царь, а нищий). Тогда путь к людям – возможность обретения душевного равновесия, гармонии, покоя.

Вывод: поэт Пушкина обладает душевным покоем и твёрдой уверенностью в благородстве дела, которому посвятил жизнь. Поэтому он сознательно выбирает одиночество.
Пророк Лермонтова не обладает душевной гармонией. Поэтому ему необходимо признание своего учения людьми, выполнение миссии, возложенной на него Богом.(Толпа – у Пушкина, люди, ближние – у Лермонтова).
Обратим внимание на таблицу. Вы можете уже дать предварительный ответ на наш проблемный вопрос?

Учитель читает из Мережковского: «В жизни Пушкин весь на людях, но в творчестве один. Лермонтов обратно: в жизни – один, в творчестве идёт к людям; пусть не доходит, но идёт, пусть ненавидит, но не бесстрастен».

IV.

1. В элегиях «Безумных лет угасшее веселье…» и «И скучно и грустно…» поэты размышляют о жизни и своём месте в ней.

2. Выберите и подготовьтесь выразительно прочитать то стихотворение, которое наиболее близко вам. Попытайтесь объяснить, почему вами выбрано именно это стихотворение.(Чтение стихотворений)

3. Сравните первые строки: что чувствуют ЛГ? (Печаль, грусть) Но в чём разница? ( У лирического героя Пушкина было, хотя и прошлом, веселье, безумное, легкомысленное, им была полна жизнь, но память о нём тяжела; вокруг лирического героя Лермонтова бездонная пустота, в прошлом не было ничего)

4. А будущее? У Пушкина представлены две его контрастных возможности: «труд и горе» / «гармонией упьюсь», «блеснёт любовь» (жизнь понимается и принимается как чаша страданий и наслаждений. И труд уже видится вдохновенным творчеством, и не одинокая старость ждёт впереди, а жизнь, согретая любовью. От чего это зависит? От мироощущения человека. И в этом весь Пушкин: ощущая дихотомию жизни, энергичным «но» утверждает оптимистическое её течение).

5. В стихотворении Лермонтова у ЛГ будущего нет вовсе. Почему? Потому что пуста и ничтожна настоящая жизнь: некому подать руку, разделить печаль(у Пушкина: «о други»), вокруг нет тех, кто достоин любви,  желанья и мечтанья не сбываются, собственная душа ничтожна, опустошена;  не страсти, а холодный рассудок руководит ЛГ, он будто останавливает свои порывы словом рассудка. Создаётся  страшное впечатление, что ЛГ Лермонтова  близок к тому, чтобы оборвать свою жизнь. 

Вывод: Лирический герой Пушкина понимает жизнь как бескрайнее, волнуемое море; он видит её разные возможности, но  утверждает оптимистическое отношение к ней. Лирический герой Лермонтова  видит её пустой и глупой шуткой, его пессимизм вызван бессмысленным устройством мира, а ЛГ погружён в безысходное разочарование.

V.

1. Итак, мы обсудили философские стихотворения великих поэтов. Так верна мысль Мережковского или нет? Действительно ли перед нами дневное и ночное светила русской поэзии?

2. Философ прав: гармония поэта Пушкина  противостоит дисгармонии и безысходному разочарованию в жизни поэта Лермонтова. «Дневное» и «ночное» – понятия философские, мировоззренческие, можно сказать, они определяют индивидуальность каждого поэта.

3. Сумеете    ли вы услышать Пушкина и Лермонтова?

Прошли восторги, и печали,
И легковерные мечты…
Но вот  опять затрепетали
Пред мощной властью красоты.

Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье – все готовы –
Никто не хочет грусть делить.

VI.

Домашнее  задание будет связано с прозвучавшим сегодня высказыванием Мережковского: «Вся русская поэзия между ними колеблется». Прочитайте стихотворение Тютчева «Два голоса». Какой из «голосов» условно можно назвать пушкинским, а какой лермонтовским?