Оборудование: портреты А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
Цели:
- Развивающие:
- услышать различия поэтических голосов, обусловленные мировоззрением и особенностью личности каждого поэта,
- развивать вкус к высокому поэтическому слову,
- развивать образное мышление,
- Общеобразовательные (обучающие): закрепить навыки сравнительного анализа,
- Воспитательные: задуматься о быстром течении жизни, о роли и месте в ней человека.
I.
1. (На доске портреты А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова)
– Вы, конечно, догадались, о ком пойдёт речь на
уроке? В день смерти Пушкина В.Ф.Одоевский сказал:
«Солнце русской поэзии закатилось». В 20 веке
философ Дм.Мережковский продолжил мысль
Одоевского: «Пушкин – дневное, а Лермонтов –
ночное светило русской поэзии. Вся она между ними
колеблется».
Первая мысль бесспорна. А вот вторая? Поэтому
позволю себе в конце фразы, обозначившей тему
урока, поставить вопросительный знак. Это и будет
проблемным вопросом урока. Наша задача –
подтвердить или опровергнуть точку зрения
Мережковского.
2. Но прежде чем говорить о лирических произведениях Пушкина и Лермонтова, мне бы хотелось вместе с вами осмыслить понятия «дневное» и «ночное». Какие ассоциации вызывают у вас эти образы? (Уровень природы, уровень чувств, уровень человека) (Ассоциативная таблица была предложена И.Н.Свечниковой, доцентом АГУ, кафедра русской литературы)
Дневное светило Природа Солнце День Свет Тепло |
Ночное светило Природа Луна Ночь Тьма Прохлада |
Чувства Радость Уверенность |
Чувства Печаль Сомнения, неопределённость |
Человек Полон жизненной энергии Душевная гармония, покой Способен понять и принять противоречия жизни |
Человек Сомнения в себе Лишён внутренней гармонии Борьба чувств в душе Разочарован в мире и себе |
II.
1. Теперь мы готовы от абстрактных рассуждений о
дневном и ночном перейти к разговору о наших
великих поэтах. Но вот вопрос: в каких
стихотворениях наиболее ярко проявится
мировоззрение поэта: в любовной лирике,
пейзажной, лирике дружбы или философской?
Всем ли понятен термин «философская лирика»? Это
лирика размышлений о жизни, о своём месте в ней, о
своём предназначении.
2. Приходим к выводу, что вернее всего сопоставить стихотворения о предназначении поэта и стихотворения – размышления о жизни.
III.
1. Чтение стихотворений А.С.Пушкина «Поэту» и М.Ю.Лермонтова «Пророк».
2. Основные вопросы:
А) каким видят поэта Пушкин и Лермонтов?
Б) как складываются отношения поэты и толпы?
А.С.Пушкин «Поэту» Поэт –
царь: свободен, независим от толпы,
самодостаточен, уверен в благородстве того дела,
которому посвятил жизнь. |
М.Ю.Лермонтов «Пророк» Пророк,
т.е. его устами говорит сам Бог, он учит тому же,
чему и пушкинский поэт: любви и правде. |
Вывод: поэт Пушкина обладает душевным
покоем и твёрдой уверенностью в благородстве
дела, которому посвятил жизнь. Поэтому он
сознательно выбирает одиночество.
Пророк Лермонтова не обладает душевной
гармонией. Поэтому ему необходимо признание
своего учения людьми, выполнение миссии,
возложенной на него Богом.(Толпа – у Пушкина,
люди, ближние – у Лермонтова).
Обратим внимание на таблицу. Вы можете уже дать
предварительный ответ на наш проблемный вопрос?
Учитель читает из Мережковского: «В жизни Пушкин весь на людях, но в творчестве один. Лермонтов обратно: в жизни – один, в творчестве идёт к людям; пусть не доходит, но идёт, пусть ненавидит, но не бесстрастен».
IV.
1. В элегиях «Безумных лет угасшее веселье…» и «И скучно и грустно…» поэты размышляют о жизни и своём месте в ней.
2. Выберите и подготовьтесь выразительно прочитать то стихотворение, которое наиболее близко вам. Попытайтесь объяснить, почему вами выбрано именно это стихотворение.(Чтение стихотворений)
3. Сравните первые строки: что чувствуют ЛГ? (Печаль, грусть) Но в чём разница? ( У лирического героя Пушкина было, хотя и прошлом, веселье, безумное, легкомысленное, им была полна жизнь, но память о нём тяжела; вокруг лирического героя Лермонтова бездонная пустота, в прошлом не было ничего)
4. А будущее? У Пушкина представлены две его контрастных возможности: «труд и горе» / «гармонией упьюсь», «блеснёт любовь» (жизнь понимается и принимается как чаша страданий и наслаждений. И труд уже видится вдохновенным творчеством, и не одинокая старость ждёт впереди, а жизнь, согретая любовью. От чего это зависит? От мироощущения человека. И в этом весь Пушкин: ощущая дихотомию жизни, энергичным «но» утверждает оптимистическое её течение).
5. В стихотворении Лермонтова у ЛГ будущего нет вовсе. Почему? Потому что пуста и ничтожна настоящая жизнь: некому подать руку, разделить печаль(у Пушкина: «о други»), вокруг нет тех, кто достоин любви, желанья и мечтанья не сбываются, собственная душа ничтожна, опустошена; не страсти, а холодный рассудок руководит ЛГ, он будто останавливает свои порывы словом рассудка. Создаётся страшное впечатление, что ЛГ Лермонтова близок к тому, чтобы оборвать свою жизнь.
Вывод: Лирический герой Пушкина понимает жизнь как бескрайнее, волнуемое море; он видит её разные возможности, но утверждает оптимистическое отношение к ней. Лирический герой Лермонтова видит её пустой и глупой шуткой, его пессимизм вызван бессмысленным устройством мира, а ЛГ погружён в безысходное разочарование.
V.
1. Итак, мы обсудили философские стихотворения великих поэтов. Так верна мысль Мережковского или нет? Действительно ли перед нами дневное и ночное светила русской поэзии?
2. Философ прав: гармония поэта Пушкина противостоит дисгармонии и безысходному разочарованию в жизни поэта Лермонтова. «Дневное» и «ночное» – понятия философские, мировоззренческие, можно сказать, они определяют индивидуальность каждого поэта.
3. Сумеете ли вы услышать Пушкина и Лермонтова?
Прошли восторги, и печали,
И легковерные мечты…
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты.Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье – все готовы –
Никто не хочет грусть делить.
VI.
Домашнее задание будет связано с прозвучавшим сегодня высказыванием Мережковского: «Вся русская поэзия между ними колеблется». Прочитайте стихотворение Тютчева «Два голоса». Какой из «голосов» условно можно назвать пушкинским, а какой лермонтовским?