Сравнительная характеристика образов лирического стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится...»

Разделы: Литература

Класс: 2

Ключевые слова: стихотворение, Тютчев


Предметная задача: составление паспорта героя

Цель учителя: обучить составлению сравнительной характеристики образов (героев) с помощью «Паспорта героя»

Цель обучающихся: сравнивают и характеризуют образы (героев) на основе анализа их поступков (действий), авторского отношения к ним, собственных впечатлений.

Предметный результат:

  • находить слова, которые помогают представить образ;
  • объяснять значение слов и выражений в лирическом тексте;
  • получат возможность познакомиться с приёмом противопоставления

Метапредметные результаты:

Познавательные:

  • находить авторское сравнение;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • формировать умение извлекать информацию из текста;
  • пользоваться словарём учебника;
  • формировать умение обобщать по признакам;
  • сравнивать образы произведения, характеризовать их поступки.

Регулятивные:

  • формулировать цель и учебную задачу;
  • планировать свою деятельность;
  • осуществлять взаимный контроль, оценивать свои достижения.

Коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (заполнение «паспорта героя»);
  • слушать и понимать речь других;

Личностные результаты:

  • стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • умение осознавать и определять эмоции образов, придуманных автором и соотнесение с реальной жизнью;
  • формирование стремления к победе.

Материалы для учащихся:

материалы: папка читателя: «паспорт героя», текст стихотворения, «копилка слов», карточка оценивания.

инструменты: ручка, синий и зелёный карандаш, простой карандаш, линейка.

Материалы для учителя: презентация (объявление, рефлексия)

Сценарий урока

Этапы:

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

Формирование потребности:

Доброе утро. Меня зовут Мария Владимировна. Ребята, я участвую в конкурсе молодых педагогов, который называется «Педагогический дебют». Я надеюсь, что сегодня я могу рассчитывать на вашу поддержку.

Сегодня мы будем работать со стихотворением, которое вы дома будете учить наизусть.

Мне Наталья Анатольевна рассказала, что вы очень любите принимать участие в конкурсах. Поэтому я предлагаю в вашем классе провести конкурс на звание «Лучшего чтеца 2 «Б» класса.

- Как и в любом конкурсе, победителя ждёт награда.

 Положительный настрой

Формирование образа желаемого результата

Объявление

Внимание!

12 апреля на уроке литературного чтения будет проходить конкурс на звание «Лучшего чтеца 2 «Б» класса стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится...».

Критерии оценивания:

  1. Правильность
  2. Выразительность
  3. Артистичность

На слайде

Мотивационный

Если это конкурс, то какой конечный результат вы хотели бы получить?

Работа с критериями.

- Как вы понимаете первый критерий?

- Как вы думаете, достаточно ли только выучить стихотворение, чтобы победить в конкурсе?

- Как вы понимаете слово «артистичность»?

... - От какого слова произошло это слово?

Предполагаемы е ответы:
- победить
- принять участие
- получить приз ...

Учащиеся объясняют, как они понимают эти критерии оценивания.

 

Целеполагание

Конечный результат вы сформулировали. А как вы будете его достигать. Что нужно для этого сделать?

-Я вас правильно поняла, что, составив характеристику героев, вы сможете облегчить для себя выполнение домашнего задания?

Фиксирует учебную задачу на доске:

Составить характеристику образов (героев) для подготовки к выразительному чтению.

-Подготовить выразительное чтение.

-Составить характеристику образов.

-Да

Подготовиться к конкурсу: научиться выразительно читать стихотворение

Планирование

- Как будем действовать, чтобы достичь нашу цель?

Составляют план своих действий

  1. Познакомиться со стихотворением.
  2. Найти незнакомые слова и объяснить их.
  3. Дать характеристику героям.
  4. Потренироваться в выразительном чтении.

Выполнения действий

Прогнозирование.

-Ребята, как вы думаете соответствует ли оформление объявления названию произведения? Объясните своё предположение.
Предлагаю проверить ваши предположения.

Итак, действуем по плану.

Первичное восприятие

Послушайте стихотворение, с которым вы будете участвовать в конкурсе и подумайте, чьи предположения подтвердились и почему?(аудиозапись)

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Постарайтесь объяснить.
(можно предложить копилку слов)

Отвечают на вопрос учителя.

Работа с учебником с.107

Ознакомительное чтение

-Прочитайте, текст теперь самостоятельно и найдите незнаковые слова?

Словарная работа

Все ли слова вам были понятны?

И всё засуетилось – забеспокоилось, всё тает.

Нудит Зиму вон – вынуждает уйти, выгоняет.

Пуще – сильнее.

Недаром - не напрасно.

Наперекор – назло, вопреки.

Подняли трезвон – звонко запели.

Хлопочет - занимается чем-то очень усердно

Взбесилась – очень сильно разозлилась

Если скажут «Да.», то попросить объяснить значение выделенных слов курсивом.

- Чем воспользовались? (словарём учебника)

Характеристика героев.

- Что дальше по плану?

- Чтобы проще было работать над характеристикой образов предлагаю вам заполнить «Паспорт героя», его вы найдёте в «Папке читателя».

Вы знаете, что такое паспорт?

Паспорт — это документ, в котором записаны данные о человеке.

Но, паспорт может быть не только у человека, но и литературного героя.

Работа с характеристикой героев.

Заполнение паспорта

- Какие образы рисует нам Тютчев?

- Как автор называет Зиму, а как Весну?

- Ребята, обратите внимание, как записаны эти слова? Почему?

- Но… всем известно, что времена года – это неживые предметы.

- А кто скажет, как называется в литературе приём, когда неживым предметам приписывают свойства живых?

Обратите внимание, что паспорт разделен на две части. Как вы считаете, для чего?

Первый пункт. Указываем имя героя.

Второй пункт. Кто создатель этих героев?

Третий пункт. Прописка. Прописка это, то место, где герой проживает. В нашем случае это название стихотворение……. (Если не знают как назвать, то объяснить)

Четвёртый пункт.
Какие действия совершает зима, весна?

Зима

Весна

Действия

Злится
хлопочет
ворчит
взбесилась
пустила убегая

Стучится
Гонит
Нудит
Хохочет
Шумит
Умылася в снегу
Румяней стала

Цель этих действий

Не позволить весне вступить в свои права,
помешать весне

Прогнать зиму,
занять место зимы

Характер

Злая ведьма

Прекрасное дитя, смелая

Результат

отступила

вступила в свои права

Главная мысль

Как бы зима не злилась, а весна всё равно наступит.

 

Заполнение паспорта

Зимы и Весны

Ведьма злая, прекрасное дитя

Олицетворение

Работают с тексом синим карандашом (зима), зелёным карандашом (весна).

При возникновении затруднения со словами, пытаются их объяснить или воспользоваться карточкой-помощницей «Словарик»

 

Какие действия она совершала для достижения цели? Найдите их в тексте и подчеркните….

Достигла результата? …

Аналогично про весну.

Сравнительная характеристика
Ребята, поэт показал два образа – два настроения. Одинаковы ли они?

-Что происходит между этими образами?

-Борьба чего? (если затрудняются)

-В каких словах выражено отношение автора к зиме? .... весне?

-Кто знает, как называется такой приём в литературе?

- Такой прием называется противопоставление.

Автор использовал для того, чтобы показать противостояние добра и зла, старого и нового.

-Какова главная мысль, которую хотел донести до нас Тютчев?

- А почему?

(автор обычные научные факты, описывает, используя различные средства художественной выразительности: олицетворение, противопоставление, метафоры, сравнение)

-А теперь кто-нибудь зачитайте, какие образы получились, которые вы сейчас должны будете передать интонацией, голосом, мимикой.

Борьба Добра и зла
Ведьма злая, Прекрасное дитя

Противопоставление?

Как бы зима не злилась, а весна всё равно наступит.

Потому что так происходит в природе. Автор использует научные факты.

Зачитывают по пунктам паспорта характеристики весны и зимы

Работа над выразительным чтением

-Ребята, слова, которые обозначают действия в этом произведении передают нарастание эмоций образов. И чтобы передать эти эмоции, слова нужно будет выделять голосом, делая на них логические ударения.

- С каким чувством, настроением будем читать стихотворение?

-Как будем читать о весне? А о зиме?

О Весне будем читать радостно, легко, а о Зиме – с недовольством, гневом.

Анализ полученного результата

-Какую учебную задачу ставили перед собой?

-Достигли мы её? Что нам помогло это сделать?

Рефлексия:

-Оцените свою работу на уроке, продолжив фразу :

Сегодня на уроке я научился ...

Мне было трудно ...

Мне понравилось ...

Мне ещё надо ...

Мне очень понравилось с вами работать.

Я желаю вам победы в конкурсе.

-Подготовиться к конкурсу

Составить характеристику образов (героев) для подготовки к выразительному чтению.

-Да

-Мы составили план своих действий. Заполнили «Паспорт героя»