Литература
-
"Сочинение – это просто". Урок-практикум. Обучение анализу стихотворения 2011
Автор учит учащихся анализу стихотворения, воспитывает культуру письменной речи и публичных выступлений. Учащиеся совершенствуют навыки анализа и интерпретации литературного произведения.
-
"Спасательный круг в огромном темном море тайги". Урок-исследование по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро" 2009
Урок литературы в 5-м классе по рассказу В.П. Астафьева. Учебный материал организован таким образом, чтобы ученики имели возможность реализовать себя, продемонстрировать творческие способности, взаимодействовать и с учителем, и между собой в творческих группах.
-
"Спешите делать добрые дела…" Урок внеклассного чтения по сказке О.Уальда "Счастливый Принц". 6-й класс
2014
Творчество Оскара Уайльда считается одной из ярчайших страниц мировой литературы. Любая сказка писателя может стать толчком к рождению человечности, поводом к серьезным размышлениям о человеке и его позиции. Почему выбрана именно сказка «Счастливый Принц»? Потому что в ней, может быть, более чем в других звучит мысль о счастье делать добро, о том, как это важно сделать вовремя, причем она не становится нравоучением, а красиво и искусно вплетена в повествование, что к ней нельзя не прийти.
-
"Сплошное сердце". Опыт литературно-лингвистического анализа стихотворения В.В. Маяковского "Лиличка". 10-й класс 2011
Цель статьи – показать опыт литературно-лингвистического анализа работы со стихотворным текстом. Литературно-лингвистический анализ лирического стихотворения позволяет интегрировать уроки русского языка, литературы, словесности, использовать новые педагогические технологии, совершенствовать общеучебные навыки.
-
«Союз волшебных звуков, чувств и дум…». Природа в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» 2011
Комбинированный урок по литературе в 7-м классе призван научить анализировать описания природы на страницах повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», служит формированию умения строить текст-описание, развитию способности сознательного использования языковых средств текста в собственной речи.
-
Соцреализм и соц-арт — об одном по-разному. Урок для учащихся 11-х классов 2008
Урок представлен в виде сравнения двух направлений советского искусства ХХ века: соцреализма и соц-арта. Благодаря наличию большого количества изобразительного материала и использованию современного оборудования для его демонстрации, учащиеся самостоятельно формулируют через подводящий диалог выводы и сравнительные оценки на основании увиденного. Дети учатся отстаивать и аргументировать собственную точку зрения, использую свои знания и новую информацию, полученную на уроке.
-
Сочетание моментальных зарисовок природы с раздумьями о жизни, о вечности как одна из характерных особенностей поэзии Ф.И. Тютчева 2012
Урок проводится по программе Г.И. Беленького. В течение урока предусмотрены различные виды деятельности, что способствует изучить достаточно объёмный материал. В разработке данного урока приведено выступление учащихся одной группы.
-
Сочинение - описание по картине А.А. Пластова "Летом". 5-й класс 2013
Цель урока: подготовить учащихся к сочинению – описанию картины с элементами повествования.
-
Сочинение в 8-м классе по картине Н.К. Сверчкова "Приезд А.С. Пушкина в чувашскую деревню" 2009
Целью данного урока является подготовка учащихся к написанию сочинения по картине с привлечением местного материала и активизацией знаний учащихся по истории, литературе и культуре родного края; ознакомление с историей появления картины; привитие учащимся любви к своему народу и родному краю, формирование гордости за причастность к великому наследию чувашского народа.
-
Сочинение в старших классах (на материале рассказа И. Бунина "Легкое дыхание") 2014
Сочинение – творческая работа. Владение речью, законами построения логичного и убедительного текста пригодится в любом деле. Общие рекомендации учителя по анализу рассказа И. Бунина «Легкое дыхание» будут полезны каждому, готовящемуся к ЕГЭ по литературе.
-
Сочинение по картине "Богатыри". 6-й класс 2011
Урок литературы в 6-м классе призван подготовить обучающихся к написанию сочинения по картине, формировать у них речевые умения, отбирать материал и систематизировать его, строить сочинение в определенной композиционной форме.
-
Сочинение-миниатюра "От А до Я" 2012
В статье автор акцентирует внимание на важности использования методов личностно ориентированной технологии при обучении школьников написанию сочинений-миниатюр. Они развивают воображение и творчество учащихся, способствуют развитию самосознания, укрепляют и развивают веру в себя, в свой творческий потенциал.
-
Сочинение-описание произведений народного промысла 2004
1. Народные умельцы создали Хохлому, Палех, Городец, Гжель - образцы русского декоративно-прикладного искусства. 2. Мастера народного промысла в своих произведениях воспевают красоту мира. Наша задача - научиться видеть, понимать и ценить образцы народной культуры. 3. Описывая произведения народного промысла, мы развиваем свое мышление, речь, обогащаем словарный запас языка. Учимся передавать свое настроение.
-
Сочинение-описание с элементами повествования памятника русской архитекруры (Собор Василия Блаженного) 2011
Любой урок подготовки к сочинению – это не только формирование речеведческих навыков, но и подготовка к раскрытию души. При выполнении данного вида работы предполагается, что ученик должен опираться на свои фоновые знания, которые характерны для жителей нашей страны, которые вызывают сходные ассоциации и представления.
-
Сочинение-отзыв о книге на уроках литературы в старших классах 2020
Мы учимся. Учимся читать, думать, писать, видеть незаметное, ощущать неощутимое. Человеку свойственно делиться своими мыслями о прочитанной книге, впечатлениями о просмотренном фильме, и эти впечатления бывают разными. Это рождает споры, которые интересны лишь в том случае, если человек может обосновать свое мнение. Школьники учатся обосновывать свое мнение в сочинении-отзыве, потому что в его основе лежит не только передача своего впечатления, но и анализ литературного произведения, его содержательной стороны и художественных особенностей.
-
Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Формулируем, комментируем, аргументируем. 11-й класс 2012
На уроке подробно объясняется, как строится сочинение-рассуждение – задания части С ЕГЭ по русскому языку. Основанное на тексте Д.С. Лихачева занятие учит находить и формулировать проблему высказывания, комментировать ее, высказывать свое мнение по проблеме и приводить нужные аргументы, пополняя «банк» аргументов из художественной и публицистической литературы.
-
Сочинение-рассуждение публицистического стиля в формате ЕГЭ по тексту Б. Васильева «В списках не значился…» 11-й класс
2015
Урок развития речи предполагает комплексный анализ повести Б. Васильева «В списках не значился», учит писать сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ, составлять и отбирать необходимые материалы.
-
Сочинения различных жанров (практические рекомендации) 2012
В статье на примерах (все сочинения написаны автором) показаны особенности каждого жанра. Эти сведения не только имеют образовательную цель, но и предполагают практическое применение. Нам часто приходится излагать свои мысли письменно: писать дружеское послание, вести личный дневник или деловые записи, отражать события во время путешествия, составлять рецензию на прочитанную книгу или просмотренный фильм.
-
Сочинения-миниатюры на основе цитат (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") 2013
В статье рассматриваются особенности сочинений-миниатюр на основе цитаты (на примере романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир"). Выделяются следующие виды миниатюр: дополнение, штрихи к портрету, комментарий, размышление, дискуссия, истолкование. Комментируются учебные задачи миниатюр. Приводится пример включения сочинения-миниатюры в урок по теме: "Образ Наташи Ростовой".
-
Сочинялки (урок-игра) 2010
На уроке детям объясняется, как сочиняются стихотворные строчки и какая может быть польза от такого занятия.
-
Спектакль-воспоминание "Ленинградский метроном" (сценарий и постановка) 2010
Главная цель спектакля – разбудить в детях интерес к истории Родины, к самым трагическим и героическим страницам истории родного города, перекинуть мостик между поколениями, связать знания и чувства, историю города с историей отдельно взятой семьи, чтобы память о блокаде жила и передавалась из поколения в поколение.
-
Специфика изучения лирической поэзии в старших классах. Приёмы пробуждения переживаний, эмоциональной отзывчивости у учащихся (на примере стихотворения А.С. Пушкина "Анчар"). 2018
Главная проблема изучения поэзии - подготовка ученика к полноценному восприятию поэзии. Возможность полноценного восприятия определяется: знаниями, эмоциональной отзывчивостью, художественным воображением. Одинаковых приёмов преподавания литературы нет. Нужно создать такую обстановку, чтобы у детей возникло желание узнать и понять. Знания добываются учеником. Сообщающие методы не должны заменять другие виды работы.
-
Специфика имени "Лиза" в контексте повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" 2012
Автор знакомит учащихся с историческими корнями имени "Лиза". Сравнивает имя "Лиза" в историческом и символическом контекстах. "Свойственность" и "несвойственность", "собственность" и "нарицательность" в имени главной героини повести.
-
Специфика портрета Чичикова в поэме Н.В. Гоголя "Метрвые души" 2012
Целью данной статьи было проследить специфику изображения Гоголем портрета центрального героя поэмы «Мертвые души». Покажется странным, что писатель не дает портрета в общепринятом понимании, а раскрывает характер героя другими средствами.
-
Спецкурс "Принципы нравственности и гуманизма в литературе" 2011
Спецкурс разработан в соответствии с духовно-нравственными требованиями сегодняшнего дня и способствует воспитанию полноценных граждан демократического общества. Все тексты, входящие в спецкурс, объединены общей гуманистической философской проблематикой и способствуют адаптации принципов гуманизма и нравственности в формирующейся философии учащихся, осознанию ими этических норм Международного гуманитарного права.
-
Спешите делать добро (году театра посвящается). Мюзикл “Буратино” 2019
История о приключениях деревянного мальчика, созданная А.Н.Толстым почти 100 лет назад, актуальна и сегодня. Мы решили по-своему рассказать зрителям сказку о Буратино и его друзьях. Песни советской эстрады и хиты 21 века, зажигательные танцы – основа сюжета. Юный зритель погрузится в атмосферу сказки А.Н.Толстого, а старшее поколение по достоинству оценит современное прочтение книги.
-
Спешите делать добрые дела (конспект урока по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма") 2005
Урок "Спешите делать добрые дела" по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма" разработан для учащихся 8-го класса. Данный урок способствует расширению жизненного опыта учащихся, развитию их эмоциональной восприимчивости, обогащению их социально-нравственными ценностями. Основная задача учителя - помочь учащимся почувствовать боль и стыд, ответственность за происходящее, воспитать читателя чуткого, внимательного, думающего, человека нравственного, почитающего своих родителей.
-
Спор М. Горького и Л. Андреева о человеке, России и будущем 2005
Уроки - диалоги строятся по единой схеме: чтение и анализ произведений разных писателей с похожей судьбой, с общей темой или по-разному рассматривающими тот или иной вопрос. Данные уроки интересны именно сравнением и моделированием диалога между одним художником слова и другим. Интересно находить общее и различное в мыслях авторов, комментировать самостоятельно то, что понял, находить и приводить аргументы в доказательство собственных мыслей, тем самым учиться сопоставительному анализу и внимательному чтению.
-
Спор поколений в "Дорогой Елене Сергеевне" (по пьесе Л.Разумовской и одноименному фильму Э.Рязанова) 2010
Занятие знакомит учащихся с жизнью и творчеством драматурга Л.Н. Разумовской. Учащиеся изучают историю создания пьесы «Дорогая Елена Сергеевна», определяют, в чём проявляется открытый трагизм пьесы и фильма, выделяют и сравнивают характер эпохи, явственно проглядывающийся в пьесе и фильме. Также рассматривают проблему «отцов и детей» в рамках пьесы и фильма и сравнивают портреты поколений, созданные Л.Н. Разумовской и Э.А. Рязановым. Урок может использоваться преподавателями русского языка и литературы, классными руководителями, воспитателями.
-
Споры вокруг драмы А.Н. Островского "Гроза" 2009
Предлагаемый урок дается в рамках школьной программы на основе учебного комплекса и учебного пособия под редакцией В.Я. Коровиной, 10-й класс. Занятие предполагает работу в группах, работу с документами, использование интерактивных методов обучения, что способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся.