Завершающий урок по роману «Преступление и наказание», рассчитан на 2 часа.
Цель: постичь тайну мастерства писателя через анализ его произведения, подготовить учащихся к написанию сочинения на тему «Мастерство писателей 19 века».
Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной.
(Достоевский. Письмо к брату Михаилу. 1839 г.)
1.Вступление учителя. Известно, что в центре каждого литературного произведения стоит человек с его сложным внутренним миром. Поэтому каждый писатель - это психолог, задача которого раскрыть душу человека, понять мотивы его поступков.
Выдающимся мастером в изучении человеческой психологии является Ф.М.Достоевский, и венцом его исследования души человека является роман «Преступление и наказание». И в целом роман считается социально-психологическим. Почему? (вопрос в класс)
- глубоко исследует душевный мир не только одного человека, но и психологию разных социальных групп: униженных и оскорбленных; образованных бедняков, бунтующих против зла и насилия; преуспевающих дельцов.
2. Вопрос в класс. Давайте вспомним, какие есть традиционные способы проникновения во внутренний мир героя?
- портрет, пейзаж, речь, авторская характеристика, поступки героев, взаимохарактеристика, дневники, письма героя (причем дневники и письма не оставляют сомнений в искренности героя).
Безусловно, Достоевский использовал опыт своих предшественников и современников. Но вместе с тем он оказался новатором в этих приемах.
3. Рассмотрим и сравним портреты героев Достоевского и Лермонтова.
1) М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Портрет Печорина. (Либо учитель сам читает вслух отрывок из романа, содержащий портрет Печорина, либо заранее каждому ученику выдает печатный экземпляр, и тогда выразительно вслух читают сами ученики). Вопрос в класс. Что можно сказать о таком портрете? Что мы узнаем о герое?
- портрет у Лермонтова очень полный, его можно назвать психологическим. Лермонтов, указав на противоречивые черты во внешности, обращает внимание на противоречия и внутренние.
2) Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Портрет Раскольникова (ч.1, гл.1).
Вопрос в класс? В чем особенность этого портретного описания?
- сжато, очень схематично, только яркие, выделяющиеся детали (одежда, шляпа).
Вопрос в класс. Этот портрет больше обращен на психологию героя или его социальный статус?
- на социальный статус (автор обращает внимание читателя не столько на внешность, сколько на одежду молодого человека: на его лохмотья, на изношенную шляпу и т.п.).
3) Портрет Свидригайлова (ч.6, гл.3). Вопрос в класс. Что мы узнаем из портрета?
- Свидригайлов красив, моложав. Но: лицо - маска, взгляд слишком тяжел и неподвижен, губы слишком алы для такого возраста, глаза слишком ярки. Кого он напоминает? Дьявола.
4) Портрет Сони (ч. 4, гл.4; ч.3, гл.4). Задание. Выписать основные детали ее портрета (самостоятельно).
- «худенькая», «прозрачные руки», « бледные щеки», «с ясным лицом», «ясные голубые глаза», «выражение лица доброе и простодушное», «похожая на ребенка».
Это образ ангела. Она похожа на ребенка. Заметим, что любимые герои Достоевского похожи на детей, потому что дети, по Достоевскому, - это образ Христов. В библии сказано: «Будьте как дети», т.е. будьте негреховными существами.
Вопрос в класс. О чем говорит этот портрет?
- в душе таких людей, как Соня, нет зла и греха, они несут с собой добро и не могут лгать.
5) Портрет Мармеладова (ч.1, гл.2). Учащиеся самостоятельно отвечают на два вопроса:
- каких деталей в портрете больше: подчеркивающих социальный статус или черты характера?
- какие детали раскрывают внутренний мир героя?
Вывод. Какие особенности в изображении героев присущи Достоевскому?
- краткость, схематичность, символичность, выхватывает только главные детали.
4. Но более, чем портрет, у Достоевского важна речь героев. Здесь нужно обратить внимание на манеру речи, манеру общения и манеру произносить внутренние монологи.
Все герои Достоевского самовыражаются на пределе; кричат в исступлении, шепчут в бреду; говорят сами с собой, исповедуются. А что может быть лучшей рекомендацией искренности, чем состояние истерики, злобы, раздражения, когда открывается весь внутренний мир. В кризисных ситуациях, в скандалах, в напряженнейших эпизодах герои выплескивают свою душу. В речи героев, всегда взволнованной, невзначай проскальзывает то, что они больше всего хотели бы скрыть, утаить от окружающих. Это особый прием Достоевского, именно речь взволнованного человека может много сказать о его внутреннем состоянии. Этим и воспользовался Порфирий Петрович. Он давит на сознание Раскольникова, повторяя слова: «казенная квартира», «порешить», «обух», заставляя Раскольникова волноваться все более и более и доводя его до конечной цели - признания. В момент разговора с Порфирием Петровичем Раскольников получает тяжелую моральную травму, он волнуется и выплескивает свою душу.
Вопрос в класс. Вспомните еще эпизоды, в которых герои бредят, волнуются, злятся.
5. Очень интересны монологи героев (особенно внутренние). Раскольников постоянно говорит сам с собой. Проанализируем один из его монологов (ч.1, гл.4).
Вопрос в класс. Как строится его монолог?
- он обращается сам к себе, задает вопросы и отвечает, его можно разделить на несколько голосов.
Вопрос в класс. Каков характер вопросов?
- дразнящие, обличительные, герой издевается на собой.
Вопрос в класс. Каково его внутреннее состояние, почему он с таким наслаждением себя дразнит?
- герой возбужден, расстроен, сознание его воспалено, он поддразнивает себя, чтобы «непременно что-нибудь сделать, во что бы то ни стало решиться, хоть на что-нибудь…».
Его монологи составляют не только вопросы к самому себе и ответы на них. Он полемизирует с другими персонажами, свою речь он наводняет чужими словами. Причем, каждый новый человек превращается для него в символ, а его имя становится нарицательным («эй, вы, Свидригайлов!», Сонечка, которую он знает по рассказам Мармеладова, превращается для него в символ ненужной и напрасной жертвенности.)
Задание классу. Привести примеры монологов, в которых Раскольников
а) общается с другими персонажами
б) употребляет фразы других лиц
в) герои выступают уже как символы
6. Что еще, кроме портрета и речи персонажей, использует Достоевский в раскрытии психологии героев?
- пейзаж, интерьер.
Но если у того же Лермонтова пейзаж дополняет характер героя, помогает узнать его лучше, с другой стороны, то у Достоевского пейзаж адекватен внутреннему миру героя. Пейзаж как бы сливается с пейзажем души. Петербург оказывает на героя болезнетворное влияние. Читая описание города, комнат, уличных сцен, мы можем судить и о внутреннем состоянии Раскольникова.
Вопрос в класс (на повторение). Еще раз вспомним, какое влияние оказывает на героя пейзаж?
7. Еще один прием - сны. При помощи снов автор помогает читателю выйти на уровень подсознания героя. Вспомним первый сон Раскольникова. Он символичен. Как при помощи этого сна можно охарактеризовать моральное и нравственное состояние Раскольникова? Второй сон - убивают его квартирную хозяйку. «Это кровь в тебе кричит», - говорит Настасья. Попробуйте определить смысл этого сна.
Но не только во снах, но и наяву являются героям страшные образы
- Раскольникову мерещится господин
- Свидригайлова мучают привидения
По мысли Свидригайлова, привидения являются только больным людям. Следовательно, и Раскольников, и Свидригайлов - больны, но не физически, а морально, психически. Только человеку с больной психикой могут сниться кошмары.
8. Следующий прием - символы. Символичны фамилии
- Мармеладов (мягок, прозрачен, преобладают сонорные звуки, звонкие). Это тоже попытка проникнуть во внутренний мир, но уже на уровне подсознания.
- Свидригайлов (по своему звуковому составу представляет уже характеристику).
А что нам говорят фамилии Раскольников, Разумихин? Что означает имя Софья? (на этот вопрос отвечают учащиеся).
Много и других символов. Например, два креста: простонародный (кипарисный) и лизаветин (медный). Кипарис - дерево печали и скорби. А крест - символ высших священных ценностей. Это символ возвышающих душу страданий, возрождения к новой жизни. И неслучайно Соня надевает на грудь Раскольникову кипарисный крестик, а медный оставляет себе.
Другой символ - лестница. Вспомним, в какие моменты Раскольников поднимается и спускается по лестнице? Можно остановиться с учащимися на эпизоде, когда Раскольников идет признаваться в совершенном преступлении (конец 6 части). Трудно подниматься не только физически, но и морально. Почему?
Отцовские серебряные часы с глобусом на оборотной дощечке - символ разрыва Раскольникова с миром.
Двугривенный - знак жалости, сочувствия и помощи. Раскольников выбрасывает его, тем самым отказываясь от помощи. «Как будто ножницами отрезал от себя всех в эту минуту».
Символичен и пейзаж, открывающийся Раскольникову в минуту его душевного воскресения (эпилог, гл.2). Широта, открытое пространство - символ национального русского характера. Вспомним слова Свидригайлова: «…русские люди вообще очень широкие люди, широкие, как их земля». Поэтому теснота и узость болезненно сказываются на русской душе, деформируют сознание, стесняя душу и ум. Поэтому в суженном пространстве и овладевают сознанием страшные идеи. Поэтому пейзаж символизирует освобождение героя от своей идеи.
Символичен и желтый цвет - основной цвет романа.
Вопрос в класс. Где в романе встречается желтый цвет?
- у старухи комната с желтыми обоями
- мебель из желтого дерева
- носит желтую кацавейку
- каморка Раскольникова оклеена желтыми обоями
- ему подают желтый стакан с желтой водой
- после болезни лицо героя желтое
- желтое лицо у Мармеладова и т.д.
Что подразумевает желтый цвет? Желтый цвет приобретает смысл чего-то мучительного, давящего, преступного, нездорового.
9. Прием двойничества. При помощи двойников Раскольникова мы опять же глубже постигаем психологию героя, т.к. они разные грани души главного героя.
Вопросы в класс (на повторение). Назовите основных двойников Раскольникова. Что сближает их с героем (на примере одного).
Вот основные приемы, которые использует Достоевский, чтобы проникнуть во внутренний мир героев. Но ими роман не исчерпывается. Достоевский не знает себе равных по количеству и, главное, виртуозности таких приемов.
10. К завершению разговора о мастерстве Достоевского в раскрытии внутреннего мира героев можно предложить учащимся следующее задание (его можно дать и в качестве домашнего).
А.П.Чехов: «…чтобы стать настоящим писателем, надо посвятить себя исключительно этому делу. Дилетантство здесь не дает уйти далеко. В этом искусстве нужен талант и труд… и прежде всего над языком. Надо вдуматься в речь, в слова. Вы обратили внимание на язык Толстого? Громадные периоды, предложения нагромождены одно на другое. Это искусство, и оно дается после труда. Эти периоды производят впечатления силы». Это Чехов говорил о Л. Толстом. Как могли бы быть написаны последние предложения после многоточия, если бы речь шла о Достоевском?
В качестве домашнего задания можно дать и другое. Попробуйте написать стилизацию, сочинить внутренний монолог в «духе Достоевского» (участвуют два партнера как внутренние голоса одного).