Сравнительный анализ стихотворений А.Блока "Незнакомка" и "В ресторане"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • совершенствовать восприимчивость учащихся к поэзии, развивать художественный вкус, учить понимать поэзию;
  • обучать грамотному, правильному анализу лирических произведений.

Оборудование: Портрет А.А. Блока, иллюстрации учащихся к стихотворениям.

Ученик: “Был Пушкин и был Блок…Все остальное – между”, - так сказал Владислав Ходасевич. Так ценили современники Блока. Ценили потому, что он писал о святом: любви. Любви к Родине, матери, женщине.

Ученик: 1905-1910 гг. значили для Блока многое. Они были редкостно продуктивными. Он переживал с большим душевным подъемом революцию 1905 года. Он поддерживал знакомство с самыми видными деятелями культуры, литературы: М. Горьким, Л.Н. Андреевым, В.Ф. Комиссаржевской. И он прощался с Прекрасной Дамой:

Ты в поля отошла безвозвратно.
Да святится Имя твое. 16 апреля 1905 г.

Блок входил в “страшный мир” реальной жизни. Ощущение неблагополучия жизни, ее трагических противоречий не оставляет поэта.

Трагедия “страшного мира” многогранна. Но самым страшным явлением в нем было для Блока унижение и поругание любви, обреченность любви. Для Блока сокровенная сфера любви являлась проверкой человека на человечность.

Беседа по стихотворению “Незнакомка” (1906 г.)

  • Каков строй образов? (Два строя образов)
  • Как изображен “страшный мир”?

Мы видим обычный ресторан в дачном уголке Озерки под Петербургом. Все конкретно, реально. Это подтверждает друг Блока Евгений Иванов, бывавший с ним там. Но, с другой стороны, это особое жизненное пространство. В нем все “страшно”: “горячий воздух дик и глух”, всем управляет “тлетворный дух”. Здесь застой, “каждый вечер” одно и то же, бессмысленное повторение бессмысленных действий. Их совершают “испытанные остряки”. Их шутки, жесты, поступки, совершаемые “среди канав”, далеко не свежи, потасканны.

А в небе, ко всему приученный.
Бессмысленно кривится диск.

Это апофеоз пустоты жизни, ее движения по мертвому кругу, где “истина в вине”, где торжествует пошлость. Здесь же и герой. Он присутствует в ресторане в одном ряду с “пьяницами с глазами кроликов”, они “…рядом у соседних столиков”. Но он еще не стал таким же, как они, не поглощен ими, он способен видеть и чувствовать живое, новое, прекрасное, у него есть нравственное зрение, ясное сознание.

  • Каков второй строй образов в стихотворении?

Это Незнакомка и лирический герой. Лирического героя посещает видение Незнакомки, (“Иль это только снится мне?”). Мир ресторана и Незнакомка – это сплошная музыка ассонанса.

  • Каков мир Незнакомки?

У неё, как у Прекрасной Дамы, очи, “синие, бездонные”.

Дыша духами и туманами
Она садится у окна …
... И веют древними поверьями
Ее упругие шелка.

Это мир любви, красоты, неземного очарования. И в этот мир погружается поэт:

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то сердце вручено, . . .
. . . В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!

Он опьянен не вином, а близостью этого мира, мечтой о стране любви, возможностью уйти от мерзости. Он заворожен. Перед ним вновь “синий, бездонный” мир Прекрасной Дамы, и ему доступна величайшая тайна любви.

Конец неожиданный. Поэт уступает “страшному миру”, соглашается с завсегдатаями ресторана:

Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Но это реалии все-таки земной жизни. Это всего лишь “горькая самоирония”, а в душе читателя остается другая мелодия, другой подтекст. Поэт показал, что истинная красота и любовь неприкосновенны, ничто пошлое из “страшного мира” не может их запятнать, и, являясь в этот мир, они несут в него гармонию, прекрасную музыку, заглушающую все будничное, рычанье “пьяного чудовища”.

Беседа по стихотворению “В ресторане” (1910 г.)

Стихотворение “В ресторане” написано 4 года спустя. Блок шел по пути все большего обнажения противоречий “страшного мира”, все мучительнее становилось для него осознание унижения любви в нем.

  • Остался ли в стихотворении “В ресторане” тот же фон, на котором происходит встреча поэта и прекрасной женщины?

Да, мир тот же. Зал “переполнен”, “грянули струны”, “исступленно запели смычки” в нем, “…цыганка плясала и визжала заре о любви”. Новая незнакомка живет на земле, она совсем не похожа на видение.

  • Остались ли прежними Он и Она?

Нет. Они переключаются из мира ресторана в мир любви.

Я послал тебе чайную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.

Но они земные. Противоречия земного мира уже прошли через их души. Он встречает “…дерзко //Взор надменный”. Она “намеренно резко” говорит кавалеру: “И этот влюблен”. Они пытаются вернуться в мир любви, они близки друг другу тем, что одиноки в “страшном мире”, чувствуют желание найти в нем “берег очарованный и очарованную даль” Они стремятся сломать отчуждение, враждебность, надменность, высокомерие.

Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки. . .
. . . Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка.

Но уже через мгновение все разрушено. Героям очень трудно. Им приходится преодолевать не только внешние препятствия, но и собственную раздвоенность, внутренние противоречия между желанием любви и принадлежностью к миру пошлости. Сосуществуют, а не сменяют друг друга дерзость и смущение, надменность, презрение и дрожание руки в одном человеческом существе.

А для Блока эта противоречивость сознания служит мерилом катастрофичности бытия, предвестием гибели этого мира.

Однако Блок оптимистичен. В стихотворении прослеживается двойственность; в нем видна как невозможность, так и непобедимость любви, ее неодолимая способность преодолеть одиночество и отчужденность, навязанные “страшным миром”. Героиня уходит, крича: “Лови!..”, “Лови” и не забывай взгляд любви.

Для Блока любовь – святое и нетленное, то, чем жива жизнь, и это отражено в обоих стихотворениях.

Подведем итог урока. Рассмотрите ваши иллюстрации. Кто, на ваш взгляд, более полно отразил в своем рисунке глубокий смысл стихотворений А.А. Блока.

Список использованной литературы.

  1. Пути анализа литературного произведения. Пособие для учителя. Под редакцией Б.Ф. Егорова, М.,”Просвещение”. ,81г.
  2. Работа над стихом в школе. Л.В. Тодоров “Просвещение”, М., 1996 г.
  3. Ю.А. Озеров . Раздумья перед сочинением .Высшая школа., 1990г., М.
  4. Медведев В.И. Изучение лирики в школе., 1985.
  5. Трихизько В.А. Постижение лирики, М, 1988.
  6. Б.С. Локшина. Поэзия А. Блока и С.Есенина в школьном изучении Ленинград. “Просвещение”, 1978.
  7. B.C. Баевский. История русской поэзии, М.,1996.
  8. И.А. Фогельсон, Литература учит. М., “Просвещение”, 1990.
  9. И.Е. Каплан. Анализ произведений русской классики. Школьный курс. М., 87