Цели урока:
- совершенствовать восприимчивость учащихся к поэзии, развивать художественный вкус, учить понимать поэзию;
- обучать грамотному, правильному анализу лирических произведений.
Оборудование: Портрет А.А. Блока, иллюстрации учащихся к стихотворениям.
Ученик: “Был Пушкин и был Блок…Все остальное – между”, - так сказал Владислав Ходасевич. Так ценили современники Блока. Ценили потому, что он писал о святом: любви. Любви к Родине, матери, женщине.
Ученик: 1905-1910 гг. значили для Блока многое. Они были редкостно продуктивными. Он переживал с большим душевным подъемом революцию 1905 года. Он поддерживал знакомство с самыми видными деятелями культуры, литературы: М. Горьким, Л.Н. Андреевым, В.Ф. Комиссаржевской. И он прощался с Прекрасной Дамой:
Ты в поля отошла безвозвратно.
Да святится Имя твое. 16 апреля 1905 г.
Блок входил в “страшный мир” реальной жизни. Ощущение неблагополучия жизни, ее трагических противоречий не оставляет поэта.
Трагедия “страшного мира” многогранна. Но самым страшным явлением в нем было для Блока унижение и поругание любви, обреченность любви. Для Блока сокровенная сфера любви являлась проверкой человека на человечность.
Беседа по стихотворению “Незнакомка” (1906 г.)
- Каков строй образов? (Два строя образов)
- Как изображен “страшный мир”?
Мы видим обычный ресторан в дачном уголке Озерки под Петербургом. Все конкретно, реально. Это подтверждает друг Блока Евгений Иванов, бывавший с ним там. Но, с другой стороны, это особое жизненное пространство. В нем все “страшно”: “горячий воздух дик и глух”, всем управляет “тлетворный дух”. Здесь застой, “каждый вечер” одно и то же, бессмысленное повторение бессмысленных действий. Их совершают “испытанные остряки”. Их шутки, жесты, поступки, совершаемые “среди канав”, далеко не свежи, потасканны.
А в небе, ко всему приученный.
Бессмысленно кривится диск.
Это апофеоз пустоты жизни, ее движения по мертвому кругу, где “истина в вине”, где торжествует пошлость. Здесь же и герой. Он присутствует в ресторане в одном ряду с “пьяницами с глазами кроликов”, они “…рядом у соседних столиков”. Но он еще не стал таким же, как они, не поглощен ими, он способен видеть и чувствовать живое, новое, прекрасное, у него есть нравственное зрение, ясное сознание.
- Каков второй строй образов в стихотворении?
Это Незнакомка и лирический герой. Лирического героя посещает видение Незнакомки, (“Иль это только снится мне?”). Мир ресторана и Незнакомка – это сплошная музыка ассонанса.
- Каков мир Незнакомки?
У неё, как у Прекрасной Дамы, очи, “синие, бездонные”.
Дыша духами и туманами
Она садится у окна …
... И веют древними поверьями
Ее упругие шелка.
Это мир любви, красоты, неземного очарования. И в этот мир погружается поэт:
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то сердце вручено, . . .
. . . В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Он опьянен не вином, а близостью этого мира, мечтой о стране любви, возможностью уйти от мерзости. Он заворожен. Перед ним вновь “синий, бездонный” мир Прекрасной Дамы, и ему доступна величайшая тайна любви.
Конец неожиданный. Поэт уступает “страшному миру”, соглашается с завсегдатаями ресторана:
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Но это реалии все-таки земной жизни. Это всего лишь “горькая самоирония”, а в душе читателя остается другая мелодия, другой подтекст. Поэт показал, что истинная красота и любовь неприкосновенны, ничто пошлое из “страшного мира” не может их запятнать, и, являясь в этот мир, они несут в него гармонию, прекрасную музыку, заглушающую все будничное, рычанье “пьяного чудовища”.
Беседа по стихотворению “В ресторане” (1910 г.)
Стихотворение “В ресторане” написано 4 года спустя. Блок шел по пути все большего обнажения противоречий “страшного мира”, все мучительнее становилось для него осознание унижения любви в нем.
- Остался ли в стихотворении “В ресторане” тот же фон, на котором происходит встреча поэта и прекрасной женщины?
Да, мир тот же. Зал “переполнен”, “грянули струны”, “исступленно запели смычки” в нем, “…цыганка плясала и визжала заре о любви”. Новая незнакомка живет на земле, она совсем не похожа на видение.
- Остались ли прежними Он и Она?
Нет. Они переключаются из мира ресторана в мир любви.
Я послал тебе чайную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.
Но они земные. Противоречия земного мира уже прошли через их души. Он встречает “…дерзко //Взор надменный”. Она “намеренно резко” говорит кавалеру: “И этот влюблен”. Они пытаются вернуться в мир любви, они близки друг другу тем, что одиноки в “страшном мире”, чувствуют желание найти в нем “берег очарованный и очарованную даль” Они стремятся сломать отчуждение, враждебность, надменность, высокомерие.
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки. . .
. . . Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка.
Но уже через мгновение все разрушено. Героям очень трудно. Им приходится преодолевать не только внешние препятствия, но и собственную раздвоенность, внутренние противоречия между желанием любви и принадлежностью к миру пошлости. Сосуществуют, а не сменяют друг друга дерзость и смущение, надменность, презрение и дрожание руки в одном человеческом существе.
А для Блока эта противоречивость сознания служит мерилом катастрофичности бытия, предвестием гибели этого мира.
Однако Блок оптимистичен. В стихотворении прослеживается двойственность; в нем видна как невозможность, так и непобедимость любви, ее неодолимая способность преодолеть одиночество и отчужденность, навязанные “страшным миром”. Героиня уходит, крича: “Лови!..”, “Лови” и не забывай взгляд любви.
Для Блока любовь – святое и нетленное, то, чем жива жизнь, и это отражено в обоих стихотворениях.
Подведем итог урока. Рассмотрите ваши иллюстрации. Кто, на ваш взгляд, более полно отразил в своем рисунке глубокий смысл стихотворений А.А. Блока.
Список использованной литературы.
- Пути анализа литературного произведения. Пособие для учителя. Под редакцией Б.Ф. Егорова, М.,”Просвещение”. ,81г.
- Работа над стихом в школе. Л.В. Тодоров “Просвещение”, М., 1996 г.
- Ю.А. Озеров . Раздумья перед сочинением .Высшая школа., 1990г., М.
- Медведев В.И. Изучение лирики в школе., 1985.
- Трихизько В.А. Постижение лирики, М, 1988.
- Б.С. Локшина. Поэзия А. Блока и С.Есенина в школьном изучении Ленинград. “Просвещение”, 1978.
- B.C. Баевский. История русской поэзии, М.,1996.
- И.А. Фогельсон, Литература учит. М., “Просвещение”, 1990.
- И.Е. Каплан. Анализ произведений русской классики. Школьный курс. М., 87