Цели урока.
- Систематизация и закрепление знаний по романам “Война и мир” и “Преступление и наказание”
- Расширение кругозора
- Закрепление знаний по истории
- Развитие способностей анализа и синтеза
- Развитие умений и навыков анализа текста
- Развитие речи, памяти, логики
- Контроль усвоения текстов
- Подготовка к написанию сочинения
- Нравственное воспитание
Оснащение
- Вопросник (на экран)
- Тексты романов (выбранные отрывки)
- Историческая справка о Наполеоне (на экран)
- Краткий конспект статьи Ф. Ницше “Антихристианин”
- Мультимедийный проектор и экран
- Слайды к романам
Вопросы
- Жизнь Наполеона (историческая справка)
- Образ Наполеона в романе “Война и мир”
- Судьба Андрея Болконского (желание прославиться)
- Судьба Родиона Раскольникова
- Теория Раскольникова (параллель со статьёй Ницше)
- Любовь в судьбе героев романов
- Почему такие разные люди увлечены стремлением к личной славе, хотят возвыситься над другими
- В чём преступление Раскольникова
- Если Болконский - преступник, то в чём его преступление (перед женой, перед Наташей, перед сыном)
- Наказание героев
- Почему Толстой “убивает” своего героя, а Достоевский “дарует” герою жизнь
- Кто (или что) провоцирует героев на отказ от прежних взглядов и устремлений
Ход урока
- Рассказ о Наполеоне
- Разбор статьи “Антихристианин”
- Работа по вопросам с текстами романов
- Составление таблицы – сравнения героев
- Выводы
- Домашнее задание (сочинение по выбранной теме)
Материалы к уроку.
1. Историческая справка.
Наполеон родился 15 августа 1769 года в г. Аяччо на о. Корсика. Закончил Бриеннскую военную школу. Во Франции ему было тяжело по финансовым причинам. Сторонился шумных компаний из-за внешности, сильного итальянского акцента и финансовых проблем. Был объектом насмешек. В 1784 году был переведён в лучшую в стране Парижскую военную школу. В чине младшего лейтенанта артиллерии был направлен в гарнизон г. Валансе. С восторгом встретил Великую Французскую революцию, т.к. надеялся на освобождение своих соотечественников на Корсике. Надежды не оправдались, он забрал семью во Францию и больше на родину не возвращался.
В 1793 году в Тулоне вспыхнул мятеж, город был захвачен англичанами. Осада длилась 2 месяца. Капитан Буонапарте (Наполеон) предложил свой план штурма. Через сутки город пал, а Наполеону было присвоено звание генерала. Ему было 24 года. В июле произошёл государственный переворот, а Наполеон вышел в отставку.
В 1795 году мятеж охватил Париж. Снова призвали Наполеона, который жестоко расправился с мятежниками. После этого Наполеон предложил план захвата Италии и получил армию, правда, голодную, плохо обученную и почти безоружную. С ней и начал итальянскую кампанию в 1796 году. В 1798 году Италия подписала мирный договор, а у Наполеона уже был план завоевания Египта, Британской колонии. На этот раз Наполеон получил всё в огромных количествах, но кампания приостановилась: Бонапарт оставил армию и совершил государственный переворот во Франции, став Первым консулом (в 1802 году этот титул ему присвоят пожизненно, а было нашему герою 37 лет!). в мае 1804 года Наполеон провозглашён императором. И он очень хотел завоевать мир. В 1805 году в Аустерлице французы разгромили огромные войска союзников. Осталась Россия. Здесь император Франции потерял 600 тысяч человек. Армия буквально растаяла. Бросив остатки умирающего войска, Бонапарт вернулся в Париж. Затем была битва под Лейпцигом. А в Фонтенбло Наполеон вынужден был подписать отречение от престола. Затем наступила ссылка на о. Эльба (с сохранением титула).
Горячая корсиканская кровь требовала действий, и в феврале 1815 года с небольшим отрядом император покидает остров. Во Франции его встретили с ликованием, почти все войска перешли на его сторону. В течение 20 дней Бонапарт покорил страну без единого выстрела. 20 марта 1815 года начались “Сто дней” триумфального правления. В июне того же года состоялась битва при Ватерлоо. Против Франции выступила почти вся Европа. Битва была проиграна, Наполеон сослан на О. Св. Елены, под надзор англичан. Титула он был лишён. 5 мая 1821 года Наполеон умер, в 1840 году его прах был перезахоронен в Париже.
Наполеон последовательно шёл к личной диктатуре – от консула до императора. Он создал новую аристократию с пышными титулами. Менялась и армия. По словам писателя Стендаля, “мундиры делались всё богаче…сердца под ними черствели”.
Наполеон презирал людей, отличался непомерной жестокостью (в Тулоне по его приказу расстреляли 3000 пленных), видел в солдатах только “пушечное мясо”. Рассказывали, что император, глядя на тонущих в р. Березине солдат, сказал: “ Посмотрите на этих жаб”. Единственная мысль деспота – презрение к человеку, деспот видит всегда униженных людей.
Вопрос: почему Наполеон стал таким? ( принадлежал к угнетаемому народу, в детстве и юности был объектом насмешек и издевательств, испытывал финансовые трудности, хотел отомстить за унижения, подняться “из грязи в князи”.
2. Фридрих Ницше “Антихристианин”.
“Нужно свыкнуться с жизнью на вершинах гор, чтобы глубоко под тобой разносилась жалкая болтовня о политике и эгоизме народов. Нужно сделаться равнодушным и не задаваться вопросом о том, есть ли польза от истины, не окажется ли она роковой для тебя. Почитать себя самого; любить себя самого; быть безусловно свободным для себя самого.
Остальные – всего лишь человечество. Что проку от остальных? Нужно превзойти человечество презрением.
Что хорошо? – Всё, от чего возрастает в человеке чувство силы, воля к власти, могущество. Что счастье? – Чувство возрастающей силы, власти, чувство преодоления нового препятствия. Не мир, а война, не добродетель, а доблесть.
Пусть гибнут слабые и уродливые. Надо ещё помогать им гибнуть.
Что вреднее любого порока? – Сострадание слабым и калекам, т.е. христианство.
Какой тип человека надлежит взращивать, какой наиболее высокоценен, более других достоин жизни, кому принадлежит будущее?
Отдельные удачные феномены беспрестанно появляются; в них действительно воплощён высший тип человека – своего рода сверхчеловек в пропорции к человечеству в целом.
Если отсутствует воля к власти, существо деградирует.
Сострадая слабеешь. В целом сострадание парализует закон развития – закон селекции. Оно поддерживает жизнь в том, что созрело для гибели. Оно бережёт и множит всяческое убожество.
Добродетель – это либо выдумка, либо большая опасность.
Для посредственности быть посредственностью – счастье. Дурно всё, что идёт от зависти, слабости, мстительности”.
Вопрос: что страшно в этой статье? (пропаганда эгоизма, уничтожения слабых, возвеличивание отдельных личностей, приравнивание людей к “толпе, массе, остальным”).
3. Работа с текстами романов (см. вопросы)
4. Составление таблицы.
Параметры сравнения | Болконский | Раскольников |
Возраст | 30 | 23 |
Социальная среда | Дворянин | Разночинец |
Воспитание | Строгое, полувоенное, хорошее образование | Воспитывался матерью, образование не закончил (ушёл из университета) |
Социальный статус | Офицер, князь,принадлежит к высшему свету | Студент-недоучка, репетитор-неудачник |
Внешность | Красив, следит за собой, аккуратен | Красив, но неряшлив, одет в обноски, не имеет возможности и желания следить за внешностью |
Финансовое положение | Стабильное, богат | Практически нищий, перспектив нет |
Мировоззрение | Презирает общество, к которому принадлежит, грезит наполеоновской славой | Презирает всех (и себя в первую очередь), принял взгляды Ф. Ницше |
Жизненные устремления | Стремится к подвигу, хочет славы | Хочет стать сверхчеловеком, вершить судьбы людей |
5. Выводы.
стремятся к личной славе и возвышению над людьми
- те, кто в чём-то неполноценен: в социальном или финансовом отношении;
- с проблемами в личной жизни, в отношениях с окружающими;
- психически неуравновешенные люди, замкнутые или презираемые личности
помочь избавиться от подобных стремлений героям помогает
- разочарование в кумире (Болконский увидел Наполеона и проникся к нему презрением)
- экстремальное событие в жизни (смерть Лизы Болконской, ранение под Аустерлицем, разочарование в военной и государственной службе для Андрея; убийство Лизаветы – для Родиона; кстати, обратить внимание на параллель: смерть в родах жены Болконского – убийство беременной, сходство имён)
- влияние влюблённой женщины (Наташа Ростова, Соня Мармеладова)
6. Домашнее задание.
- Развёрнутое аргументированное сравнение героев на основе таблицы
- Роль влюблённых женщин в жизни героев
- Параллели в романах*
- Свободная тема (формулирует сам учащийся) по одному из романов
Примечание: этот урок и другие разработки можно посмотреть на моём сайте в Яндексе lady - mushnina2013.narod2.ru Там же Вы можете оставить сообщение или пожелание и критику на стене.