Литература
-
Урок развития речи. Подробное обучающее изложение "История одной сказки" (5-й класс) 2010
Урок развития речи тесно связан с уроком литературы. Работа с текстом Г.Цыферова «Девочка со спичками» становится подготовкой к восприятию одноименной сказки Г.-Х. Андерсена. На уроке дети учатся составлять план, подбирая ключевые слова, учатся анализировать текст. Тест, включенный в урок, может быть использован как отдельная работа, изучающая формирование ОУУН учащихся.
-
Тема милосердия в "Капитанской дочке" А.С. Пушкина 2010
Тема милосердия раскрывается при анализе сцен встреч Гринева с Пугачевым. Проникновенные диалоги главных героев повести представляют собой историю поисков той соборной истины, которая служит одновременно и мерилом истинности, и путем спасения для человека. Пушкин в "Капитанской дочке" предстает перед нами не просто мастером-художником, но и очень мудрым человеком с глубоким нравственным опытом.
-
"Любовь – удел немногих". Испытание любовью героев повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" 2010
Цель урока: формирование у учащихся представлений о решении темы любви в творчестве Куприна. Задача учителя – вызвать эмоциональный отклик на проблему; показать, что любовь – это высшая нравственная ценность, нет несчастливой любви; даже безответная любовь – благодатна. Вместе с учащимися ищем ответ на основной вопрос урока: а в чем же загадка любви, по Куприну?
-
Программа предпрофильного курса "Наставники жизни и спасения – праведники земли русской" 2010
Время вновь востребовало обратиться к истокам духовно-нравственной русской культуры, её ценностям. Жизнь показала, что без знания традиций своего народа, без знания истории страны, без тесного сотрудничества светского и религиозного воспитания невозможно подготовить к будущей жизни достойное молодое поколение: честных, самостоятельных, истинных граждан своей Отчизны.
-
"Если б не было войны…". Час памяти, посвященный 65-й годовщине Победы 2010
Материал представляет собой сценарий литературно-музыкальной композиции для проведения урока по теме «Литература военных лет и литература о Великой Отечественной войне». К сценарию прилагаются: презентация о поэтах-фронтовиках и музыкальные фрагменты для сопровождения.
-
Урок литературы с использованием приемов ТРКМЧП "Духовный мир героев И.С. Тургенева на примере рассказа "Бирюк" 2010
Технология РКМЧП очень эффективна. Она формирует самостоятельность, вооружая способами и методами самостоятельной работы, а также, не отвергая парную и групповую формы работы, учит конструктивному взаимодействию детей друг с другом. Ребята работают с идеями, предложенными ими самими, а не учителем, это помогает поддержать интерес и мотивацию.
-
Конспект урока в 5-м классе "Добро и зло в сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" 2010
Представленный материал ориентирован на учащихся с особыми образовательными потребностями. На уроке учащиеся учатся различать положительных и отрицательных героев; давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучаются умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст.
-
Урок внеклассного чтения в 5-м классе "Но без труда талант не впрок!" (по рассказу А.И. Куприна "Тапер") 2010
Раскрываются характеры детей и взрослых, изображённых в рассказе Куприна «Тапёр». Формируется у учащихся умение аналитического чтения прозаического произведения, работа над развитием логического мышления. Воспитывается у учащихся интерес к творчеству писателя, любовь к литературе.
-
Сценарий "Заочная экскурсия в село Михайловское" 2010
У каждого народа есть первое имя в литературе, которое является бесспорным. Для нас это имя – Александр Сергеевич Пушкин. Посетив музей А.С. Пушкина в Михайловском, захотелось рассказать об этом месте учащимся нашего Центра образования. Так появилась литературно-музыкальная композиция, которую назвали ««Заочная экскурсия в село Михайловское».
-
Урок-рецензия. Вячеслав Кондратьев "Сашка" 2010
Урок-рецензия по повести В.Кондратьева «Сашка» с целью подготовки учащихся к сочинению-рецензии.
-
Урок внеклассного чтения по русской поэзии второй половины XX века "Судьба поэта" 2010
Почему в России во все времена судьба истинного Поэта являет собой трагедию? В поисках ответа на этот вопрос мы обращаемся к судьбам и творчеству В.Высоцкого, Н.Коржавина, И.Бродского. «Поэт в России – больше, чем поэт»… Согласившись с этим утверждением Евтушенко, мы приходим к выводу, что особая миссия, которую Поэт берет на себя, предопределяет его судьбу.
-
Образ дома в поэзии Серебряного века 2010
Основная цель урока – актуализировать для учащихся значимость нравственных категорий человеческой жизни (дом, любовь к родине, почитание, уважение) на материале русской поэзии Серебряного века. В рамках учебного занятия обучающиеся познакомятся с понятиями «дисгармония», «эсхатология», «самостоянье», рассмотрят образ Дома, его составляющие в поэзии Серебряного века, сделают попытку проанализировать значимость категории Дома для поэтов XX века.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Е.Гришковца "Дарвин" в 9–11-х классах "Образование, которое получил, и другого у меня нет…" 2010
Урок внеклассного чтения знакомит старшеклассников с одним из самых ярких представителей современной литературы Евгением Гришковцом. Основной путь изучения – активная работа с текстом художественного произведения и материалами прессы. Урок может быть проведён как в 9-х так и в 10–11-х классах, поскольку в анализируемом рассказе «Дарвин» речь идёт о выборе будущей профессии.
-
Разработка урока. "А.П. Чехов. Рассказ "Ионыч" 2010
Разработка урока литературы для 10-го класса, предполагающая побудить учащихся выявить позиции героев произведения, обучение умению высказывать собственное мнение, содействовать формированию работы с текстом.
-
Фразеологизмы 2010
Урок помогает узнать о фразеологизмах, особенностях определения их лексического значения, научиться употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения.
-
Литературная композиция "Мой друг! Весь день я с ними" 2010
Чтение книг – самая больная тема для учителей филологов. В наши дни очень мало детей увлекаются чтением художественных произведений. Хотя, зачем читать полностью произведения, когда есть возможность познакомиться с содержанием того или иного произведения? Бери и читай! Каких только «версий» школьной программы нет в книжных магазинах.
-
Урок "Образ Петербурга в лирике А.Блока". 11-й класс 2010
В ходе урока учащиеся углубляют знания о творчестве А.Блока, при анализе стихотворений особое внимание уделяется цветописи. На этапе рефлексии отражается осознание темы в целом, которое выражается красками иди другими изобразительным средствами в сочетании со словом: ученики создают рисунок – своё видение города Блока (из «окна» его поэзии) и дают ему словесное обоснование.
-
Маша Миронова и Петр Гринев в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2010
В статье предлагается практический материал из цикла «Произведения русских писателей XIX века» по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В данной работе раскрывается понятие о чести в образе Петра и благородство, мудрость, бескорыстие, душевная доброта в образе Маши. Предложенный материал рекомендован учителям русского языка и литературы.
-
Интегрированный урок русский язык + литература по теме "Учимся писать эссе" 2010
Современные условия образования, насыщенность учебных курсов информацией, в том числе и теоретическими понятиями, введение новых предметных дисциплин – все это выявило проблемы перегрузки учащихся, непрочности усваиваемых ими знаний.
-
Интегрированный урок (обществознание + литература) по теме "Жизнь складывается не только из любви"? 2010
Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание–литература и связан с изучением темы «Социальный конфликт» в 8-м классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания на материале повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось» и фильма И.Фреза, снятого по произведению. Задания, предложенные на уроке помогут учащимся в написании сочинения-рассуждения части С на итоговой аттестации. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике.
-
Урок литературы по роману-эпопее М.Шолохова "Тихий Дон" по теме "Война и мир в "Тихом Доне" М.А. Шолохова 2010
Попытка систематизировать большое по объему художественное произведение кроме обязательных элементов анализа текста включает в себя использование ИКТ. Наряду с анализом текста, пересказом, викториной, работой по карточкам учитель применяет презентацию, а использование интерактивной доски в работе над созданием логико-смысловой модели по тексту позволяет рационально организовать работу на уроке.
-
Урок литературы по теме «Пасхальный рассказ А.П. Чехова "Казак"» 2010
Пасха дала русской литературе жанр пасхального рассказа. Пасхальный рассказ связан с праздниками всего Пасхального цикла от Великого поста до Троицы и Духова Дня. Пасхальный рассказ назидателен – он учит добру и Христианской любви. Его сюжеты: духовное проникновение, нравственное перерождение человека, прощение во имя спасения души, воскрешение человека к духовной жизни, изменение человека к лучшему.
-
Басня как эпический жанр литературы. Особенности русской национальной басни 2010
Цели урока: знакомство с баснями разных писателей по одному и тому же сюжету: ворона и лисица. Выделение особенностей каждой из представленных басен, развитие навыков работы с художественным текстом по предложенному алгоритму.
-
Урок литературы в 8-м классе 2010
Цель урока: помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел, понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за всё, что совершается в жизни.
-
Презентационное сопровождение к уроку литературы "Н.В. Гоголь "Ревизор". 8-й класс" 2010
Данная презентация поможет учителю-предметнику при подготовке к уроку по теме "Чиновники на приеме у "ревизора". Анализ 4 действия комедии "Ревизор". Конспект урока опубликован на сайте Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" за 2006–2007 год.
-
"Чувства добрые я лирой пробуждал…" (по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель") 2010
Занятие проводится с целью помочь увидеть основные художественные особенности произведения; сформировать навыки анализа художественного произведения; познакомить с понятием «маленького человека» в русской литературе.
-
Ожидание чуда. Японские трехстишия – хокку (или хайку) и их создатели. Урок в форме литературного клуба 2010
Урок спроектирован с учетом содержания программы и обязательного минимума содержания общего образования по литературе. Всего на изучение данной темы в 7-м классе отводится 2 часа. В системе уроков данный - первый.
-
Интегрированный урок литература + математика по теме "Символика Золотого сечения в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Пентаграмма в композиции романа" 2010
В ходе урока дети приобретают системные качественные знания по математике (понятие о Золотом сечении, числе "фи"; построение и "загадка" пентаграммы) и литературе (две композиции романа: печатная и хронологическая; кульминация эпизода).
-
Люди в свете зеленой лампы (Урок внеклассного чтения по рассказу А.С. Грина "Зеленая лампа") 2010
Урок может быть проведен как урок внеклассного чтения. В ходе проведения урока учащимся предстоит ответить на ряд вопросов нравственного характера: Что такое добро и что такое зло? Какую ответственность несёт человек за совершённые поступки? Что страшнее: злой умысел или его последствия? Рассказ небольшой по объёму, поэтому даже в слабом классе доступен для прочтения и понимания.
-
Заключительный урок в 5-м классе по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева" 2010
Сказка дает ребенку представление о мире на интеллектуальном и подсознательном уровнях, открывая ему новые горизонты. Она не требует от ребенка обширных знаний и богатого нравственного опыта.