Цели урока:
- знакомство с поэтом, циклом стихотворений "Фейные сказки",
- повторение темы " художественные средства языка",
- воспитание любви к природе, к близким людям.
Оборудование: портрет поэта, выставка книг, рисунки детей, карта мира.
Оформление доски:
- Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 - 1942)
- 35 книг стихов
- 20 книг прозы
- переводы: Э. По - 5 книг
- Шелли - 3 книги
- Кальдерон - 4 книги
- Уайльд приблизительно
- Марло 10 000 печатных
- Руставели страниц
- И другие:
1. Вступительное слово.
- Многие ли из вас слышали имя этого поэта?
В наши дни трудно поверить в то, что Константин Бальмонт был одним из самых знаменитых поэтов России начала 20-го века. Его стихи не только читали, учили, знали, но и посвящали свои стихи ему.
Бальмонт был неутомимым тружеником, больше всего в жизни он ценил учебные занятия, причём всегда занимался самообразованием. Ежегодно прочитывал целые библиотеки, читал запоем с детства. В 5 лет он самостоятельно научился читать, и отец, очень радостный и растроганный, подарил ему первую книгу, что-то о дикарях-океанийцах. С тех пор Бальмонт читает Пушкина и Жуковского, Лермонтова и Некрасова, Андерсена и, конечно, Жюль Верна и Майн Рида.
Каждый день регулярно писал, изучал языки. Зачем?
(прочитайте запись на доске)
- Много ли это?
Бальмонт оставил огромное литературное наследство.
В своей жизни он много путешествовал, объездил весь мир, совершил кругосветное путешествие: Канарские острова, Африка, Зеландия, Гвинея, Цейлон, Индия и много других мест. Но больше всего он любил Россию:
"Нет для меня ничего прекраснее и священнее её. Верю в неё - и жду."
Когда Бальмонт писал эти строки, он был за границей. А хотелось ему в Россию, и он возвращается. Много путешествует и по России. После 1917 года пришлось покинуть Россию, и уже навсегда, так как на Родине для него настали трудные времена:
После отъезда о нём забудут в России почти на 40 лет. А Константин Бальмонт до самой смерти мечтал о России:
И мне в Париже ничего не надо,
Одно лишь слово нужно мне: Москва.
Даже похоронить завещал в Москве в Новодевичьем монастыре и строки А.С.Пушкина приписал:
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать.
Но ближе к милому пределу
Мне всё ж хотелось почивать.
Умер Бальмонт в декабре 1942 года, в Париже, во Франции, оккупированной фашистами. В Россию и мёртвым ему не удалось вернуться: шла война. На его надгробной плите по-французски написано:
Константин Бальмонт - русский поэт
Поэзия Константина Бальмонта через много-много лет вернулась к нам, и сегодня мы познакомимся с книгой его стихов "Фейные сказки".
- О чём говорит название этой книги?
В Москве в 1905 году была напечатана эта книга, в ней 71 стихотворение. Посвящена она Нине Константиновне, дочери К.Бальмонта.
- Какой писатель посвящал свои произведения дочке? (Д.Родари)
Чтение стихотворения "Посвящение" (или подготовленный ученик).
Солнечной Нинике, с светлыми глазками -
Этот букетик из тонких былинок.
Ты позабавишься Фейными сказками,
После блеснёшь мне зелёными глазками, -
В них не хочу я росинок.Вечер далёк, и до вечера встретится
Много нам, гномы, и страхи, и змеи.
Чур, не пугаться, - а если засветятся
Слёзки, пожалуюсь Фее.
- Какими чувствами проникнуто посвящение? (любовь, нежность)
- Как Бальмонт называет свою дочку? (ласково - Ниника)
- А какие ещё слова помогли вам определить, что поэт очень любит девочку? (глазки, букетик, росинки, слёзки)
- С чем сравнивает слёзы? (росинки)
- Какой это приём? (сравнение)
- Давайте подумаем, какая она, Фея?
Чтение стихотворения "Фея" (читает ученик).
Говорили мне, что Фея,
Если даже и богата,
Если ей дарит Лилея
Много снов и аромата, -
Всё ж, чтоб в замке приютиться,
Нужен ей листок один,
Им же может нарядиться
С головы до ног.
Да, иначе быть не может,
Потому что всё в ней нежно,
Ей сама луна поможет,
Ткань паук сплетёт прилежно.
Так как в мире я не знаю
Ничего нежнее фей,
Ныне Фею выбираю
Музою моей.
- Какой мы видим Фею?
- Почему волшебница?
- Как вы думаете, почему поэт выбрал именно Фею в свои помощницы? (нежная, добрая)
- А какими мы видим фей в других произведениях? (всегда добрые, готовы прийти на помощь)
- Как выглядит Фея?
Читаем стихотворение "Наряды Феи".
У Феи - глазки изумрудные,
Всё на траву она глядит.
У ней наряды дивно-чудные,
Опал, топаз и хризолит.Есть жемчуга из света лунного,
Каких не видел взор ничей.
Есть поясок покроя струнного
Из ярких солнечных лучей.Ещё ей платье подвенечное
Дал колокольчик полевой,
Сулил ей счастье бесконечное,
Звонил в цветок свой голубой.Росинка, с грёзой серебристою,
Зажглась алмазным огоньком.
А ландыш свечкою душистою
Горел на свадьбе с Светляком.
- Какие наряды носит Фея? Кто ей помогает? (колокольчик, росинка, трава, солнечные лучи, лунный свет)
- Чтобы описать красоту нарядов Феи, какие приёмы использует поэт? (эпитеты: дивно-чудные, голубой, алмазный, душистый)
- Изумрудный - это какой цвет?
- Опал, топаз, хризолит?
(на обратной стороне доски или используя мультимедиа:
- хризолит - золотисто-зелёный
- опал - молочного цвета
- топаз - дымчатый цвет)
- А как сказано о ландыше?
- Что помогло так красиво сказать? (метафора)
Итак, добрую Фею все помогают принарядить, она очень красивая. Есть у Феи и помощник - ветерок.
Чтение стихотворения "Ветерок Феи".
В сказке Фейной, тиховейной,
Лёгкий майский ветерок
Колыхнул цветок лилейный,
Нашептал мне пенье строк.И от Феи лунно-нежной
Бросил в песни мне цветы.
И умчался в мир безбрежный,
В новой жажде красоты.А еще через минутку
Возвратился с гроздью роз:
"Я ушёл, но это в шутку,
Я тебе Цветов принёс"
- Каким чувством проникнуто?
- Какой он, ветерок? (озорник, будто живой (олицетворение)
Ветерок помогает поэту сочинять стихи, как настоящий живой помощник:
Нашептал мне пенье строк.
- Понравились ли вам прочитанные стихотворения? Чем? (они напоминают сказку, очень нежную, ласковую, радостные песни)
Константин Бальмонт знакомит нас с миром Феи, где живут её друзья и враги: стрекозы, жуки, муравьи, тритоны, ромашки, лилии, колокольчики. Стихотворения очень напевны, музыкальны, искренни, нежны.
Есть у Бальмонта ещё и другие стихотворения, проникнутые совсем иным настроением. Одно из них - стихотворение "Осень".
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.Стаи птиц улетают,
Прочь, за синее Море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснётся
И заплачет спросонья.
- Настроение?
- Почему?
(лёгкая грусть, так как близка осень, птицы улетают, становится холоднее)
- А как об осени говорит поэт? Найдите строчку.
- Что это за приём? (олицетворение)
- Что означает "заплачет спросонья"?
- Зачем поэт использует в стихотворениях изобразительно-выразительные средства? (более точно, красиво, выразительно рассказать нам о чём-то, чтобы было интересно)
- Что вы узнали о поэте, Константине Бальмонте?
- Что вам понравилось?
Своей дочери, Нинике, он рассказывал, как пишет стихи.
Рождается внезапная строка,
За ней встаёт немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека,
Четвёртая смеётся, набегая.И пятая, и после, и потом,
Откуда, сколько, я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом
И, право, никогда - не сочиняю.
- Как же создаются его стихотворения? (очень легко, сами по себе строчки встают одна за другой)
- Это на самом деле так? (вряд ли, труд поэта нелёгок)
Домашнее задание: выучить наизусть одно стихотворение из книги "Фейные сказки"
Литература.
- Константин Бальмонт. Избранное: Стихотворения. Переводы. Статьи./М.: Правда, 1991.