Урок внеклассного чтения в 5-м классе по циклу стихотворений "Фейные сказки" Константина Бальмонта

Разделы: Литература


Цели урока:

  • знакомство с поэтом, циклом стихотворений "Фейные сказки",
  • повторение темы " художественные средства языка",
  • воспитание любви к природе, к близким людям.

Оборудование: портрет поэта, выставка книг, рисунки детей, карта мира.

Оформление доски:

  • Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 - 1942)
  • 35 книг стихов
  • 20 книг прозы
  • переводы: Э. По - 5 книг
  • Шелли - 3 книги
  • Кальдерон - 4 книги
  • Уайльд приблизительно
  • Марло 10 000 печатных
  • Руставели страниц
  • И другие:

1. Вступительное слово.

- Многие ли из вас слышали имя этого поэта?

В наши дни трудно поверить в то, что Константин Бальмонт был одним из самых знаменитых поэтов России начала 20-го века. Его стихи не только читали, учили, знали, но и посвящали свои стихи ему.

Бальмонт был неутомимым тружеником, больше всего в жизни он ценил учебные занятия, причём всегда занимался самообразованием. Ежегодно прочитывал целые библиотеки, читал запоем с детства. В 5 лет он самостоятельно научился читать, и отец, очень радостный и растроганный, подарил ему первую книгу, что-то о дикарях-океанийцах. С тех пор Бальмонт читает Пушкина и Жуковского, Лермонтова и Некрасова, Андерсена и, конечно, Жюль Верна и Майн Рида.

Каждый день регулярно писал, изучал языки. Зачем?

(прочитайте запись на доске)

- Много ли это?

Бальмонт оставил огромное литературное наследство.

В своей жизни он много путешествовал, объездил весь мир, совершил кругосветное путешествие: Канарские острова, Африка, Зеландия, Гвинея, Цейлон, Индия и много других мест. Но больше всего он любил Россию:

"Нет для меня ничего прекраснее и священнее её. Верю в неё - и жду."

Когда Бальмонт писал эти строки, он был за границей. А хотелось ему в Россию, и он возвращается. Много путешествует и по России. После 1917 года пришлось покинуть Россию, и уже навсегда, так как на Родине для него настали трудные времена:

После отъезда о нём забудут в России почти на 40 лет. А Константин Бальмонт до самой смерти мечтал о России:

И мне в Париже ничего не надо,
Одно лишь слово нужно мне: Москва.

Даже похоронить завещал в Москве в Новодевичьем монастыре и строки А.С.Пушкина приписал:

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать.
Но ближе к милому пределу
Мне всё ж хотелось почивать.

Умер Бальмонт в декабре 1942 года, в Париже, во Франции, оккупированной фашистами. В Россию и мёртвым ему не удалось вернуться: шла война. На его надгробной плите по-французски написано:

Константин Бальмонт - русский поэт

Поэзия Константина Бальмонта через много-много лет вернулась к нам, и сегодня мы познакомимся с книгой его стихов "Фейные сказки".

- О чём говорит название этой книги?

В Москве в 1905 году была напечатана эта книга, в ней 71 стихотворение. Посвящена она Нине Константиновне, дочери К.Бальмонта.

- Какой писатель посвящал свои произведения дочке? (Д.Родари)

Чтение стихотворения "Посвящение" (или подготовленный ученик).

Солнечной Нинике, с светлыми глазками -
Этот букетик из тонких былинок.
Ты позабавишься Фейными сказками,
После блеснёшь мне зелёными глазками, -
В них не хочу я росинок.

Вечер далёк, и до вечера встретится
Много нам, гномы, и страхи, и змеи.
Чур, не пугаться, - а если засветятся
Слёзки, пожалуюсь Фее.

- Какими чувствами проникнуто посвящение? (любовь, нежность)

- Как Бальмонт называет свою дочку? (ласково - Ниника)

- А какие ещё слова помогли вам определить, что поэт очень любит девочку? (глазки, букетик, росинки, слёзки)

- С чем сравнивает слёзы? (росинки)

- Какой это приём? (сравнение)

- Давайте подумаем, какая она, Фея?

Чтение стихотворения "Фея" (читает ученик).

Говорили мне, что Фея,
Если даже и богата,
Если ей дарит Лилея
Много снов и аромата, -
Всё ж, чтоб в замке приютиться,
Нужен ей листок один,
Им же может нарядиться
С головы до ног.
Да, иначе быть не может,
Потому что всё в ней нежно,
Ей сама луна поможет,
Ткань паук сплетёт прилежно.
Так как в мире я не знаю
Ничего нежнее фей,
Ныне Фею выбираю
Музою моей.

- Какой мы видим Фею?

- Почему волшебница?

- Как вы думаете, почему поэт выбрал именно Фею в свои помощницы? (нежная, добрая)

- А какими мы видим фей в других произведениях? (всегда добрые, готовы прийти на помощь)

- Как выглядит Фея?

Читаем стихотворение "Наряды Феи".

У Феи - глазки изумрудные,
Всё на траву она глядит.
У ней наряды дивно-чудные,
Опал, топаз и хризолит.

Есть жемчуга из света лунного,
Каких не видел взор ничей.
Есть поясок покроя струнного
Из ярких солнечных лучей.

Ещё ей платье подвенечное
Дал колокольчик полевой,
Сулил ей счастье бесконечное,
Звонил в цветок свой голубой.

Росинка, с грёзой серебристою,
Зажглась алмазным огоньком.
А ландыш свечкою душистою
Горел на свадьбе с Светляком.

 - Какие наряды носит Фея? Кто ей помогает? (колокольчик, росинка, трава, солнечные лучи, лунный свет)

- Чтобы описать красоту нарядов Феи, какие приёмы использует поэт? (эпитеты: дивно-чудные, голубой, алмазный, душистый)

- Изумрудный - это какой цвет?

- Опал, топаз, хризолит?

(на обратной стороне доски или используя мультимедиа:

  • хризолит - золотисто-зелёный
  • опал - молочного цвета
  • топаз - дымчатый цвет)

- А как сказано о ландыше?

- Что помогло так красиво сказать? (метафора)

Итак, добрую Фею все помогают принарядить, она очень красивая. Есть у Феи и помощник - ветерок.

Чтение стихотворения "Ветерок Феи".

В сказке Фейной, тиховейной,
Лёгкий майский ветерок
Колыхнул цветок лилейный,
Нашептал мне пенье строк.

И от Феи лунно-нежной
Бросил в песни мне цветы.
И умчался в мир безбрежный,
В новой жажде красоты.

А еще через минутку
Возвратился с гроздью роз:
"Я ушёл, но это в шутку,
Я тебе Цветов принёс"

- Каким чувством проникнуто?

- Какой он, ветерок? (озорник, будто живой (олицетворение)

Ветерок помогает поэту сочинять стихи, как настоящий живой помощник:

Нашептал мне пенье строк.

- Понравились ли вам прочитанные стихотворения? Чем? (они напоминают сказку, очень нежную, ласковую, радостные песни)

Константин Бальмонт знакомит нас с миром Феи, где живут её друзья и враги: стрекозы, жуки, муравьи, тритоны, ромашки, лилии, колокольчики. Стихотворения очень напевны, музыкальны, искренни, нежны.

Есть у Бальмонта ещё и другие стихотворения, проникнутые совсем иным настроением. Одно из них - стихотворение "Осень".

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают,
Прочь, за синее Море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснётся
И заплачет спросонья.

- Настроение?

- Почему?

(лёгкая грусть, так как близка осень, птицы улетают, становится холоднее)

- А как об осени говорит поэт? Найдите строчку.

- Что это за приём? (олицетворение)

- Что означает "заплачет спросонья"?

- Зачем поэт использует в стихотворениях изобразительно-выразительные средства? (более точно, красиво, выразительно рассказать нам о чём-то, чтобы было интересно)

- Что вы узнали о поэте, Константине Бальмонте?

- Что вам понравилось?

Своей дочери, Нинике, он рассказывал, как пишет стихи.

Рождается внезапная строка,
За ней встаёт немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека,
Четвёртая смеётся, набегая.

И пятая, и после, и потом,
Откуда, сколько, я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом
И, право, никогда - не сочиняю.

- Как же создаются его стихотворения? (очень легко, сами по себе строчки встают одна за другой)

- Это на самом деле так? (вряд ли, труд поэта нелёгок)

Домашнее задание: выучить наизусть одно стихотворение из книги "Фейные сказки"

Литература.

  1. Константин Бальмонт. Избранное: Стихотворения. Переводы. Статьи./М.: Правда, 1991.