Урок внеклассного чтения "Сила доброты в повести Лидии Чарской "Записки маленькой гимназистки". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело. В.Г.Белинский.

Ход урока

- Имя писательницы, о произведении которой мы будем сегодня говорить, многим известно. Лидия Чарская посвятила своё творчество детям. Детские поступки, характеры, взаимоотношения – всё охватила она в своих повестях и рассказах.

- Эпиграфом к уроку “Сила доброты в повести ..” являются слова В.Г.Белинского “Детские книги….”.

- Как вы понимаете слова русского критика? (Обсуждение)

- Какие чувства воспитывает в читателях Л.Чарская? Обратимся к повести “Записки маленькой гимназистки”. (Анализ повести)

- Понравилась вам повесть? Чем? (Ответы учащихся).

- Поговорим о главной героине произведения. Начнём с имени.

- Что означает имя ЕЛЕНА? ( Елена – греч. – свет)

- Как звала её мамочка? (Ленушка)

- Какую характеристику имеет в грамматике суффикс –ушк?

(уменьшительно-ласкательный суфф. (= любовь, нежность матери к ребёнку).

- Расскажите кратко историю Лены.

(Пересказ событийных моментов: трагические события: болезнь и смерть мамы, приезд в город к дяде, знакомство с двоюродными братьями и сёстрами).

- Как приняли Лену в семье дяди?

- Что вы можете сказать о новых родственниках Лены? (Данное задание – домашнее: подготовить рассказ о новых родственниках Лены).

  • Глава 4 “Семейство Икониных”.
  • Глава 5 “Разбитая ваза”.
  • Глава 6 “Горбунья. Новый враг”.

- Как вы думаете, почему Лену невзлюбили в семье дяди?

- Заполним таблицу “Друзья и враги Лены” (Работа в группах)

Друзья:

  • Проводник Никифор Матвеевич
  • Его дочь Нюра
  • Графиня Анна Симолинь
  • Дуняша (служанка в доме Икониных)
  • Враги
  • Матильда Францевна (гувернантка Икониных с.209)
  • Сёстры Нина, Жюли, братья Толя, Жорж.
  • Тётя Нелли.

- Почему дети в семье Икониных были злыми? (Мама уделяла мало времени детям, считала, что мальчиков вообще не надо ласкать, не обращала внимания на бедняжку Жюли).

(Работа в группах.)

- Характеристика детей. (Учащиеся ведут обсуждение в группах, находят цитаты, подтверждающие их ответы, затем работаем всем классом).

Вывод:

  • Нина – похожая на мать – надменная красавица.
  • Жорж – эгоистичный мальчик.
  • Жюли – несчастная горбунья, обозлённая на всех из-за своего уродства.
  • Толя – ещё совсем маленький мальчик, повторяющий слова за взрослыми, но именно Толя первый изменил своё отношение к Лене. В какой момент это произошло? (Читаем главу “Филька пропал” 10, “Маленький друг” 11). (Чтение по ролям)

- В мальчике проснулось чувство жалости.

- Как назвал Толю старший брат? (Пятница)

- Героя какого произведения вспомнил Жорж? (Д.Дефо “Робинзон Крузо”) с.263.

- А почему именно Пятница?

- Итак, врагов становится меньше. (Обращаемся к таблице, имя Толи пишем в колонку ДРУЗЬЯ)

- А теперь поговорим о Жюли. (Лично мне сразу стало жалко эту девочку)

Поиграем: 1 ученица – Жюли, она отвечает на вопросы ребят из групп: зачем мешала Лене?

  • Почему строила козни?
  • Как повлияла на тебя сестра Лена? С. 298 (Ролевая игра)

(Жюли = Юля. 1. Закрыла филина в коробке – он задохнулся; 2. Бросила в печку красную книжку учительницы нем. яз. – Лена в гимназии ходила с табличкой “Воровка”. Это было стыдно, унизительно, несправедливо).

- Кто помог Лене преодолеть неприятности, кто её поддержал в трудную минуту? ( графиня Анна Симолинь).

- С кем из сказочных героев ассоциируется эта героиня? (Вспомните названия произведений, в которых героям в их беде помогают добрые волшебники или обыкновенные люди) (Игра “Кто больше”)

  • “Морозко”
  • “Золушка”
  • “Госпожа Метелица”
  • “Кощей Бессмертный”
  • “Царевна-лягушка” ….

- Итак, Ленушка приобрела в лице Анны и настоящего друга, и доброго заступника.

- Как вы думаете, какой момент в повести можно считать наивысшим подъёмом в развитии действий, т.е. кульминацией?

(Лена услышала от тёти Нелли , что перевернулся поезд, следовавший из Петербурга. Она решила, что погиб Никифор Матвеевич, отец её подруги Нюры….с.303 “ Ужасная новость”)

- Как повела себя Лена?

(Выборочное чтение главы 21 – 23)

- В семье Икониных переживали об исчезновении Лены?

- “Переживали” - это слово было знакомо семейству до появления Лены в их доме?

- Что значит “переживать”?

- Что изменилось в сердцах Икониных? (Работа в группах)

Изобразите в цвете: дом Икониных до появления Лены в нём и с появлением девочки.

(До- жестокость, эгоизм, одиночество, недружелюбие

С появлением – дружба, внимание, радость, сопереживание.)

- Графиня предложила Ленушке стать её названой сестрой и остаться жить в её доме.

- Какой выбор сделала Лена?

(Осталась в семье дяди).

Работа в группах

- Как вы понимаете слова графини: “…у меня тебя ждёт вечный праздник, а здесь ты должна стать утешением…”? (Обсуждение).

- И вновь обращаемся к словам В.Г.Белинского: “Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело”.

Действительно, Лидия Чарская делала великое дело – воспитывала и продолжает воспитывать (ведь умирает писатель, но его книги живут) сердечную доброту в людях, счастье общения.

Домашнее задание (по выбору учащихся):

1. Написать отзыв о книге Л.Чарской “Записки маленькой гимназистки”.

2. Написать сочинение – рассуждение на тему “Правильно поступила Лена, оставшись у дяди?