Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело. В.Г.Белинский.
Ход урока
- Имя писательницы, о произведении которой мы будем сегодня говорить, многим известно. Лидия Чарская посвятила своё творчество детям. Детские поступки, характеры, взаимоотношения – всё охватила она в своих повестях и рассказах.
- Эпиграфом к уроку “Сила доброты в повести ..” являются слова В.Г.Белинского “Детские книги….”.
- Как вы понимаете слова русского критика? (Обсуждение)
- Какие чувства воспитывает в читателях Л.Чарская? Обратимся к повести “Записки маленькой гимназистки”. (Анализ повести)
- Понравилась вам повесть? Чем? (Ответы учащихся).
- Поговорим о главной героине произведения. Начнём с имени.
- Что означает имя ЕЛЕНА? ( Елена – греч. – свет)
- Как звала её мамочка? (Ленушка)
- Какую характеристику имеет в грамматике суффикс –ушк?
(уменьшительно-ласкательный суфф. (= любовь, нежность матери к ребёнку).
- Расскажите кратко историю Лены.
(Пересказ событийных моментов: трагические события: болезнь и смерть мамы, приезд в город к дяде, знакомство с двоюродными братьями и сёстрами).
- Как приняли Лену в семье дяди?
- Что вы можете сказать о новых родственниках Лены? (Данное задание – домашнее: подготовить рассказ о новых родственниках Лены).
- Глава 4 “Семейство Икониных”.
- Глава 5 “Разбитая ваза”.
- Глава 6 “Горбунья. Новый враг”.
- Как вы думаете, почему Лену невзлюбили в семье дяди?
- Заполним таблицу “Друзья и враги Лены” (Работа в группах)
Друзья:
- Проводник Никифор Матвеевич
- Его дочь Нюра
- Графиня Анна Симолинь
- Дуняша (служанка в доме Икониных)
- Враги
- Матильда Францевна (гувернантка Икониных с.209)
- Сёстры Нина, Жюли, братья Толя, Жорж.
- Тётя Нелли.
- Почему дети в семье Икониных были злыми? (Мама уделяла мало времени детям, считала, что мальчиков вообще не надо ласкать, не обращала внимания на бедняжку Жюли).
(Работа в группах.)
- Характеристика детей. (Учащиеся ведут обсуждение в группах, находят цитаты, подтверждающие их ответы, затем работаем всем классом).
Вывод:
- Нина – похожая на мать – надменная красавица.
- Жорж – эгоистичный мальчик.
- Жюли – несчастная горбунья, обозлённая на всех из-за своего уродства.
- Толя – ещё совсем маленький мальчик, повторяющий слова за взрослыми, но именно Толя первый изменил своё отношение к Лене. В какой момент это произошло? (Читаем главу “Филька пропал” 10, “Маленький друг” 11). (Чтение по ролям)
- В мальчике проснулось чувство жалости.
- Как назвал Толю старший брат? (Пятница)
- Героя какого произведения вспомнил Жорж? (Д.Дефо “Робинзон Крузо”) с.263.
- А почему именно Пятница?
- Итак, врагов становится меньше. (Обращаемся к таблице, имя Толи пишем в колонку ДРУЗЬЯ)
- А теперь поговорим о Жюли. (Лично мне сразу стало жалко эту девочку)
Поиграем: 1 ученица – Жюли, она отвечает на вопросы ребят из групп: зачем мешала Лене?
- Почему строила козни?
- Как повлияла на тебя сестра Лена? С. 298 (Ролевая игра)
(Жюли = Юля. 1. Закрыла филина в коробке – он задохнулся; 2. Бросила в печку красную книжку учительницы нем. яз. – Лена в гимназии ходила с табличкой “Воровка”. Это было стыдно, унизительно, несправедливо).
- Кто помог Лене преодолеть неприятности, кто её поддержал в трудную минуту? ( графиня Анна Симолинь).
- С кем из сказочных героев ассоциируется эта героиня? (Вспомните названия произведений, в которых героям в их беде помогают добрые волшебники или обыкновенные люди) (Игра “Кто больше”)
- “Морозко”
- “Золушка”
- “Госпожа Метелица”
- “Кощей Бессмертный”
- “Царевна-лягушка” ….
- Итак, Ленушка приобрела в лице Анны и настоящего друга, и доброго заступника.
- Как вы думаете, какой момент в повести можно считать наивысшим подъёмом в развитии действий, т.е. кульминацией?
(Лена услышала от тёти Нелли , что перевернулся поезд, следовавший из Петербурга. Она решила, что погиб Никифор Матвеевич, отец её подруги Нюры….с.303 “ Ужасная новость”)
- Как повела себя Лена?
(Выборочное чтение главы 21 – 23)
- В семье Икониных переживали об исчезновении Лены?
- “Переживали” - это слово было знакомо семейству до появления Лены в их доме?
- Что значит “переживать”?
- Что изменилось в сердцах Икониных? (Работа в группах)
Изобразите в цвете: дом Икониных до появления Лены в нём и с появлением девочки.
(До- жестокость, эгоизм, одиночество, недружелюбие
С появлением – дружба, внимание, радость, сопереживание.)
- Графиня предложила Ленушке стать её названой сестрой и остаться жить в её доме.
- Какой выбор сделала Лена?
(Осталась в семье дяди).
Работа в группах
- Как вы понимаете слова графини: “…у меня тебя ждёт вечный праздник, а здесь ты должна стать утешением…”? (Обсуждение).
- И вновь обращаемся к словам В.Г.Белинского: “Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело”.
Действительно, Лидия Чарская делала великое дело – воспитывала и продолжает воспитывать (ведь умирает писатель, но его книги живут) сердечную доброту в людях, счастье общения.
Домашнее задание (по выбору учащихся):
1. Написать отзыв о книге Л.Чарской “Записки маленькой гимназистки”.
2. Написать сочинение – рассуждение на тему “Правильно поступила Лена, оставшись у дяди?