Проектная деятельность как средство мотивации на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Литература




Счастье не в том, чтобы хотеть того,
чего ты хочешь, а в том, чтобы хотеть
того, что делаешь.
Л.Н. Толстой

Как педагоги мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учеников. Мы знаем, что будущее потребует от них огромного запаса знаний и в области различных предметов, и в области современных технологий. Подготовка молодёжи к будущему заключается не только  в плане «готовности работать». Ученики должны освоить новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии всё глубже проникают в жизнь. По результатам последнего международного тестирования пятнадцатилетних подростков выяснилось, что «российские школьники не умеют:

а) распознавать практические задачи;
б) формулировать их;
в) переводить проблемы в область задач;
г) соотносить их с контекстом полученных знаний;
д) анализировать и оценивать результаты.

Они обучены лишь воспроизводить заданное и решать задачи «по образцу». Работа ребят над созданием проектов по русскому языку и литературе способствует развитию творческих возможностей учащихся, их самостоятельности, с одной стороны, и умению работать в группе, в коллективе, с другой. Сама работа над созданием проекта способствует устранению тех недостатков в компетенциях наших учащихся, которые отмечены международной организацией.

Опираясь на свой опыт работы по проведению уроков, включающих  проектную деятельность, я пришла к выводу, что есть определённая система подготовки и проведения таких занятий. Готовясь к такой форме работы, учитель должен помнить, что существует два плана подготовки проекта: «видимый» и «невидимый».

Реализация замысла проекта начинается с «невидимого». Во-первых, заранее  нужно продумать, какие темы могли бы стать предметом обсуждения. Обычно, это такой материал предметный, который имеет неоднозначную оценку в науке. Это необходимо сделать заранее, так как уроки-проекты должны быть внесены в календарно-тематическое планирование, с одной стороны, и учащиеся должны думать, что идея провести такие уроки идёт не от учителя, а от них. Продумав темы, учитель должен заинтересовать ребят. Провести анкетирование и выяснить, что им интересно. Опыт моей работы показывает, что на русском языке ребятам интересны темы : «Местоимение», «Главные и второстепенные члены предложения», «Односоставные предложения», «Сложное предложение». А на выходе из школы учащиеся осознанно на протяжении 2-3 лет работали над вопросами: «Современные процессы в разделе «Орфоэпия», «Молодёжный слэнг». На литературе ребята с большим удовольствием осваивали тему: «Чудики» В.М. Шукшина» в 8 классе, а в 10 классе они уже совершенно самостоятельно определили, что хотят поработать над вопросами: «Маленький человек в русской литературе», «Тема наполеонизма в литературе», «Тема воспитания гражданина в русской литературе» и т. д. И учитель здесь уже выступает в роли супервизора.

Первый урок – это всегда дискуссия об учебном проекте по выбранной теме (15 мин.). Вырабатываются критерии оценок, это должна быть бальная система, так как она поможет более полно оценить знания учащихся. Консультацию на первых таких уроках, считаю, необходимо заложить в бальную систему. В дальнейшем эта необходимость отпадёт, так как это станет потребностью ученика. Проговаривается план проведения уроков. Устанавливаются сроки. Вырабатываются гипотезы и проблемы. Обсуждается форма (количество слайдов, презентация, буклет). Оговаривается место поиска нужного материала: Интернет, библиотека, учебный материал различных предметов, литература научная, публицистическая, художественная. Решается, как провести анкетирование. Обязательно проговаривается практическая необходимость работы над таким проектом: каков будет продукт совместной деятельности. А продуктом совместной деятельности станет материал, который будет ценен для учащихся и учителей тем, что ребята создали его сами и потому им интересен, его можно использовать как образцы киноверсий и как вставки в урок.

Каждый из последующих уроков должен входить в запланированную систему уроков по данной теме. Учитель отводит на эту работу 2-3 минуты, где он интересуется, как осуществляются запланированные этапы работы, подобрана ли литература, обращает внимание на стенд, на котором находится вся информация по осуществляемому проекту (листы планирования самостоятельной деятельности, сроки выполнения проекта, требования к оформлению, бальная система и т. д.), задаёт всё новые и новые проблемные вопросы, которые связаны с темой урока. Например, нужен ли разряд определительных местоимений? Или, а, может быть, «я», «ты», «он»… – это существительные?  А, возможно, местоимение – не самостоятельная часть речи? И т. д.

Большое значение имеет «Лист планирования самостоятельной деятельности учащихся». Раздаю его в группы на первом уроке. Ребята не уносят его домой. Он находится всегда на стенде, и учащиеся, и учитель постоянно работают с ним. Это связующее звено между учителем и учащимися. Ребята, заходя  в кабинет, проходят сразу к этим листам, чтобы отметить проделанную работу и поинтересоваться, а что сделано у остальных. Лист здесь непроизвольно выполняет функцию консультанта. Гласность деятельности – вот его основное назначение. На листе обозначены этапы работы, виды деятельности, источники информации, виды информации, т.е. он способствует структурированию работ.

Практика подтверждает выводы методистов, психологов, что коллективная форма работы в проектной деятельности предшествует индивидуальной. И чем старше становятся ученики, тем больше они, поняв систему работы, осознав, сколько творческих возможностей она позволяет им реализовать, стремятся к самостоятельности.

Проекты по литературе, на мой взгляд, отличаются большей сложностью, чем проекты по русскому языку. Именно здесь задействовано большое поликультурное пространство: значительный объём текстов, литературной критики, философских категорий, литературной терминологии, мировоззрений и биографий авторов, исторических материалов, основ мировой художественной культуры. Ученик здесь должен суметь показать важность жизненных процессов, отображённых в художественной литературе, значимость, актуальность проблем. Работа его должна носить цельный, целенаправленный характер.

Я начинаю знакомить учащихся с проектной деятельностью именно на уроках русского языка на теме «Местоимение», так как нет единого взгляда на данную часть речи в науке. И здесь , исследуя поликультурное пространство русского языка, смежных языков, литературы, ребята приобщаются к научной мысли, знакомятся с исследователями языковых явлений, погружаются в тексты, научные статьи, учатся работать с различными ресурсами, извлекать материал. Интересно работают ребята профильных классов по иностранному языку. Они очень часто выходят на вопросы общеязыковых и отличных явлений. Например, в теме «Односоставные предложения» был задан вопрос: « Есть ли национальность у односоставных предложений?»  И, конечно, работать в группах в 6 классе над такими серьёзными научными проблемами – более естественно и эффективно. Такой вид деятельности даёт возможность на проекте проявить каждому участнику свои нравственные возможности (содружество, умение поддержать слабого, преодоление эгоизма, воспитание ответственности, снисходительности., требовательности).

Большое значение отвожу уроку по защите проекта. Это контроль, это праздник. На защиту приглашаются родители, другие учителя. Каждый ученик получит оценку и сам будет участником оценивания, он будет принимать участие в обсуждении достоинств и недостатков каждого проекта, опираясь на оценочный лист. Причём, количество оценочных критериев, становится больше, чем старше становятся учащиеся. Это объясняется повышением требований к проектам старшеклассников. Ребята, находя ошибки  у одноклассников, учатся не допускать подобных в следующих работах. Нужно отметить, что некоторые « слабые» учащиеся , которые никак не хотят реализовываться на обычных уроках с большим желанием включаются в подобную работу, так как это новая форма деятельности. Она повышает мотивацию. Некоторые же из социально неблагополучных семей, напротив, не проявляют интереса, или пытаются занять позицию наблюдателя. Тем более, что компьютера у них дома нет. Постоянно держу их на контроле, приглашаю на консультации. Работаю в содружестве с преподавателями информатики и с группой, в которой находится учащийся. Результат получается всегда положительный.

На защите ребята приходят к серьёзным для себя научным открытиям. Например, на теме «Односоставные предложения» они увидели, что проблемами являются: круг односоставных, деление на группы. Они осознанно знакомились с учёными, которые занимались этими проблемами: Востоков, Буслаев, Потебня, Шахматов. Они узнали, что был период в истории языка, когда возможно было обращения считать односоставным предложением. И т. д.

«Невидимый» этап – это «невидимый» план проведения образовательного проекта, включённый в урочную систему. Здесь требуется чёткая организация планирования. В нём обязательно отражаю все виды деятельности, необходимые для реализации проекта. Работу по реализации проекта провожу и во время урока , и во внеурочное время. В проекте осуществляю 3 этапа: подготовительный, обучающий, заключительный.

По теме «Чудики» В. М. Шукшина» проект разместила в Интернете. (Приложение 1)

В заключение обязательно провожу анкетирование. Анкетирование - важная форма работы, составная часть проектной деятельности. Провожу его и на начальном этапе работы (входное), в середине и на заключительном этапе (выходной). Практикую в младших и старших классах разные анкеты. В старших классах это вопросы, направленные на более глубокий самоанализ, на проверку умений сравнивать, сопоставлять, анализировать и синтезировать. В младших (5-7 классах) ребята только учатся это делать, они не готовы ещё это делать с точки зрения возрастной психологии, физиологии и сточки зрения педагогики, поэтому вопросов поменьше, и они являются сгустком, синтезом, главным в определении признаков и особенностей проектной деятельности. Входные анкеты направлены на выяснение интересов учащихся в области исследуемого предмета, какую форму работы по количеству учащихся предпочитает, как относится к консультациям и т. д. Выходной мониторинг даёт возможность учителю проанализировать и оценить результаты совместного с учащимися труда, увидеть допущенные ошибки и при работе в следующем проекте исправить. (Приложение 2)

Вывод. Т.о, возрастная психология и педагогика утверждают, что проектная деятельность удовлетворяет желание подростка почувствовать себя взрослым, удовлетворяет его потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, в доверительном отношении со стороны взрослых а также стремление к эксперименту и фантазированию. Проектная деятельность мотивирует подростка к осознанной учебной деятельности, развивает различные компетенции: коммуникативные, внутрипредметные, межпредметные; вводит учащихся в поликультурное образовательное пространство. Технологии проектной деятельности востребованы высокотехнологичным временем, инновационной экономикой, инновационным образованием. В результате модернизации образования вводятся такие категории, как системный анализ, информационные технологии, семиотика, предполагается необходимость проектирования образовательной траектории каждого ребенка, включая его в гибкую динамическую среду, отличную по содержанию и форме от традиционных уроков. Нужна новая личность с креативным, критическим проектным типом мышления, умеющая: планировать, определять цель, описывать основные шаги, ведущие к поставленной цели, концентрироваться на её достижении на протяжении всей работы, иметь навыки сбора и обработки информации, материалов, анализировать, формировать позитивное отношение. Для реализации этих планов нужен не только новый ученик, но и новый учитель. Уроки русского языка и литературы не исключение из этой системы новых требований. Именно на этих предметах мы получим практически грамотных, умеющих составлять письменный отчёт и преодолевать границы между культурами людей.

В результате своих исследований и своей педагогической учебной практики я создала и апробировала примерную систему уроков по проектной деятельности, которая, на мой взгляд, будет мотивировать учащихся на уроках русского языка и литературы на получение глубоких прочных знаний и практического их применения. Результатами своей работы я поделилась на Международном конгрессе здравоохранения и Международной конференции учителей, проходящих в г. Хабаровске в октябре 2010 г. и нашла поддержку в словах губернатора Хабаровского края В.И. Шпорта, который сказал: «Надеюсь, что выработанные в ходе конференции предложения и рекомендации найдут своё практическое применение и будут воплощены в новых образовательных программах и инновационных проектах».

Библиография

  1. Федеральный компонент государственного стандарта. Сборник нормативных документов. С. 3–15.
  2. Проектная деятельность. Русский язык. 9 класс. Изд. Корифей 2009. Г.В. Цветкова. С. 4–14.
  3. Проектная деятельность в школе. В. Родионов, М. Ступницкая, АНО «Школа «Премьер», МГППУ. 2010. С. 1–4.
  4. Основы психофизиологии. Ю. И. Савченков. Феникс 2009. С. 71–280.
  5. Рекомендации Министерства образования РФ №14-51-140/13 от 21.05.2004. Школьный психолог. 2004. №30. С.5–20
  6. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему? Управление школой. №2 2006. С. 9–12, 24–26.
  7. Intel Обучение для будущего. Москва 2005. С. 1–345.