Цели урока:
обсудить и осмыслить содержание
сказок Г.Х.Андерсена.
Оформление: рисунки к сказкам, выполненные детьми; выставка книг; презентация.
Ход урока
1. Орг. момент. Слайд 2.
Объявление темы урока, целей. Знакомство с эпиграфом.
"Не беда появиться на свет в утином гнезде,
если ты вылупился из лебединого яйца".
Х.К. Андерсен.
2. Слово о писателе. Слайд 3.
Андерсен Ханс Кристиан, датский писатель.
Родился 2 апреля 1805 года в провинциальном городке Оденсе на острове Фюн в семье сапожника и прачки. Рано потеряв отца, он в полной мере испытал горечь и унижение бедности. В Копенгаген Андерсен попадает в 14 лет, пытаясь получить работу и мечтая стать поэтом.
В 1822 году 17-летний юноша, не имевший даже элементарного образования, садится за парту вместе с малышами. В 1828 он уже студент университета, а в 1829 на сцене Королевского театра в Копенгагене ставится пьеса Андерсена "Любовь на башне святого Николая, или Что скажет партер".
С этого времени жизнь писателя - бесконечный творческий труд, частые путешествия по Дании и за границу, незабываемые встречи с Гейне, Гюго, Дюма-отцом, Шуманом, Вагнером, Диккенсом и другими.
В основе литературных сказок Андерсена лежат не только народные сказки, но и народные предания, поверья, пословицы, а также отдельные литературные произведения. В его сказках всегда торжествуют добро и любовь.
В России сказки Андерсена впервые были изданы на русском языке в 1844. Всемирная слава пришла к нему при жизни. В Дании, где дольше всего не признавали талант писателя, в 1867 г. его избирают почетным гражданином родного Оденсе. Писатель умер 4 августа 1875 года. В стране был объявлен национальный траур. На могиле поэта-сказочника - его любимые белые розы.
- Какие сказки Андерсена вы читали?
3. Викторина "Узнай героя". Слайд 4.
- Сегодня мы будем говорить только о четырех сказках Андерсена. Но прежде чем мы приступим к их обсуждению, проверим, узнаете ли вы героев по их описанию.
1) Нежная и хорошенькая, легкая и маленькая, прелесть как хороша. (Дюймовочка)
2) Держался стойко и даже глазом не моргнул, ничуть не загордился. (Оловянный солдатик)
3) Тихая, задумчивая, прелестное лицо, плавная походка и горящие глаза. (Русалочка)
4) Ужасно велик, совсем не похож на остальных. (Гадкий утёнок)
4. Анализ сказок.
1. "Гадкий Утенок". Слайд 5.
Учитель зачитывает вступление к сказке.
Итак, именно в такой день появились на свет утята серой утки. И первые их слова: "Ах, как велик мир!" Хочется добавить: "И как прекрасен!". Но для всех ли?
- Как принял этот свет гадкого утенка? Почему его так прозвали?
- Как реагирует мама-утка на все нападки против гадкого утенка?
(Доброе сердце плавает, лучше всех, селезень, поэтому ему не нужна красота. "Я думаю, он окрепнет и пробьет себе дорогу").
- И мама-утка была права. Но какие ещё трудности пришлось преодолеть утенку, прежде чем он нашел свое место в жизни?
(Выжили со двора; болото, дикие утки; охота, собаки; избушки, кот и курица; дом крестьянина, зима).
- Чем заканчивается сказка?
(Встреча с лебедями)
Слайд 6.
- "И старые лебеди склонили перед нами свои головы. А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он был счастлив, но нисколько не возгордился - доброе сердце не знает гордости". Почему?
2. "Дюймовочка". Слайд 7.
- Следующей героине сказки Андерсена тоже пришлось немало пережить, прежде чем она обрела своё счастье. Расскажите историю появления на свет самой маленькой девочки? Почему её так назвали?
- В отличие от гадкого утенка, Дюймовочка с первого дня проявления на свет была окружена любовью и заботой. Когда начались её несчастья? Кто виноват в этом?
- Кто помог бедной девочке и почему?
- Расскажите о дальнейших приключениях Дюймовочки.
(Встреча с жуком)
- Почему жук не захотел больше держать при себе Дюймовочку?
(Общественное мнение, сочли безобразной ,т.к. не похожа на них).
- Как развивались события дальше?
(Встречи с Мышью, Ласточкой, Кротом).
- Почему Дюймовочке не понравился крот, ведь он богат, образован, норы большие, а шуба бархатная?
(Не любил цветы , всегда жил в норе, не любил свет и солнце).
- Почему ласточка взяла девочку с собой в страну, где никогда не кончается лето и цветут чудесные цветы"?
- Как вы считаете, заслужила ли свое счастье Дюймовочка? Почему?
3. "Стойкий оловянный солдатик".
- Следующая история о храбрости и несгибаемом мужестве. Итак, "было когда-то 25 оловянных солдатиков, родных братьев. Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного..." Почему? Слайд 8.
- И была у солдатика мечта. Какая?
(Балерина)
- Но вот в один момент все переменилось. Кто виноват в несчастиях солдатика? Что вызвало ненависть тролля?
- Перечислите испытания, выпавшие на долю солдатика.
(Упал на улицу; плыл по реке; рыба; снова дома; бросили в огонь)
- Отступился ли от своей мечты солдатик? Забыл ли он балерину?
- Как закончилась эта печальная история?
(":наутро горничная, выгребая золу, нашла вместо солдатика оловянное сердечко. А от танцовщицы осталась одна только блестка, и была она обгорелая и черная, словно уголь.".)
4. "Русалочка". Слайд 9.
- Иногда герои погибают, так и не отступив от своей мечты. Такой была и Русалочка, героиня следующей сказки.
- Чем отличалась Русалочка от своих сестер.
(Любила рассказы о людях, живущих на земле.)
- О чем больше всего мечтала Русалочка?
("Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом тоже подняться на небо".)
- Возможно ли это? При каком условии?
- Добивается ли Русалочка осуществления своей мечты? Каким образом?
(Морская ведьма. Цена - голос, боль в ногах)
- Сбылась ли мечта Русалочки? Почему принц не смог полюбить Русалочку?
Слайд 10.
- Хотя Русалочка и погибает ,но все же она может заслужить себе бессмертную душу своими добрыми делами и обрести ее через триста лет. Ведь она стала дочерью воздуха! В честь героини этой сказки в Копенгагене у входа в порт высится изящная скульптура Русалочки. Люди до сих пор не перестают восхищаться самоотверженной и бессмертной любовью этой девушки.
5. Подведение итогов.
- Что объединяет эти сказки? Какие герои интересны сказочнику?
(Непохожесть, даже ущербность героев. Все они преодолевают препятствия на пути к счастью, мечте).
- Какие качества помогают героям в этом?
6. Словарная работа. Слайд 11.
Мужественный - храбрый, не теряющий присутствие духа в опасности.
Упорный - настойчивый в достижении целей.
Самоотверженный - жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага.
Благородный - 1) очень честный и открытый; 2) изящный, красивый.
7. Обобщение.
- Герои сказок Андерсена - существа гонимые, слабые, внешне некрасивые, но честные, добрые и внутренне сильные. Писатель использует прием противопоставления внешнего и внутреннего содержания, то есть АНТИТЕЗУ.
- Вспомните, в каких произведениях вы уже встречали подобный прием?
- А теперь ещё раз обратимся к эпиграфу. Как можно объяснить эти слова Андерсена?
Слайд 12.
8. Заключительное слово учителя.
- В главное в сюжете сказки - это чудо. Прежде чем гадкий утёнок преобразился, он пережил множество лишений, трудностей, приготовился к смерти. Чудо случается в тот самый момент, когда герой и читатель его менее всего ожидают. Гадкий утёнок ждал самого худшего, а дождался такого счастья, о котором не мог и мечтать. Он считал себя самым уродливым, а оказался "прекраснейшей между прекрасными птицами".
Человек от момента рождения верит в чудеса, просто нужно любить мир и видеть в нем прекрасное. Чудо встретить очень легко и просто, но для этого нужно быть красивым внутренне, как в песне поется: "...просто надо быть правдивым, благородным, справедливым, умным, честным, сильным, добрым, - только и всего!".
9. Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение к эпиграфу урока.