Интегрированный урок русского языка и литературы "Духовные ценности и духовная память"

Разделы: Русский язык, Литература


Цели и задачи урока:

  • раскрыть содержание понятий “духовные ценности” и “духовная память”, прояснить мотивы поведения героя рассказа;
  • закрепить умение находить причастный и деепричастный обороты в предложении, совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость;
  • развивать интерес к русской литературе, прививать интерес к русскому языку, навык самостоятельной работы над созданием собственного текста по заданной теме;
  • воспитывать миролюбие, доброту, уважение к старшим, чувство собственного достоинства.

Методические приемы: беседа, пересказ текста, конструирование предложений, элементы анализа текста.

Оборудование: портрет писателя, репродукции картин, рабочий листок по русскому языку ( у каждого ученика), учебник, мини ЕГЭ по произведению.

Количество уроков: 2

Класс: 7

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

Сегодня у нас с вами одновременно урок русского языка и литературы. На протяжении нескольких уроков мы знакомились с творчеством писателя Валентина Григорьевича Распутина, рассказом “Уроки французского”. В нем говорится о голодном послевоенном детстве, о трудностях, с которыми сталкивались мальчишки того времени , об учительнице французского языка, которая сумела дать самый главный урок своему ученику – урок взаимопонимания, уважения человеческого достоинства, помощи, не унижающей того, кому она адресована. Сам автор считал, что “это в немалой степени автобиографический рассказ, то есть такой, где автор описывает события из своей жизни.

Для чего он это делает?

Вовсе не из-за недостатка воображения, как может показаться, и не из-за желания непременно рассказать обо всем, что пережил. Есть такие понятия как: “духовные ценности”, “духовная память”, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста.

Вот так и случилось, что спустя более чем 20 лет писатель сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то с ним, пятиклассником, мальчишкой из глухой сибирской деревни. Вернее, стал записывать то, что никогда не забывалось, что постоянно просилось в нем на люди. Он написал этот рассказ в надежде, что те уроки, которые преподала учительница лягут на душу как маленького , так и взрослого читателя.

ИТАК, СЕГОДНЯ НА УРОКЕ мы раскроем понятия “духовная память” и “духовные ценности” и проясним мотивы поведения мальчика.

2. Беседа по вопросам:

  1. Мы оставили героя в очень сложной ситуации: его жестоко и подло избили
  2. Кто начал драку?
  3. Как ведет себя герой в драке и после нее?
  4. Чем была драка для Вадика и Птахи?
  5. В чем разница между героем и Вадиком по отношению к игре? (честно – бесчестно)
  6. Какими словами и выражениями можно оценить поведения Вадика и Птахи? (жестокость, бессердечие, обман, бесчестие)

3. Работа с листком по русскому языку

4. Пересказ эпизода

От слов “В школе, наутро после драки …..” до слов “ ….. так домой ехать нельзя …”

  1. Как учительница выясняет, что случилось с героем?
  2. Какие чувства испытывает герой?
  3. Какие качества героя проявляются в этом эпизоде?
  4. Каким представляется директор? Что в образе запоминается, бросается в глаза?
  5. Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна?

(работа с текстом и рабочим листком, составляя характеристику)

Комментарий учителя

В восприятии деревенского мальчика “ в одежде” - это значит не в обносках, не в перешитых с чужого плеча вещах, как у него)

  1. Какой художественный прием применяет автор в описании Лидии Михайловны? (АНТИТЕЗА учитель – ученик , два портрета )
  2. Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков?
  3. Почему мальчик нарушает слово не играть на деньги?
  4. Почему Лидия Михайловна заставила героя дополнительно заниматься? (мальчик этого не понимал, рассказчик, взрослый уже человек, вспоминая события своего детства, понимает, что учительница спасала его, помогала ему )
  5. Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы?
  6. Какие черты характера проявляет герой? ( запись в листок )
  7. Почему Лидия Михайловна решилась на игру в “замеряшки”?
  8. Чем она рисковала?
  9. Что выдавало ее во время игры?
  10. Какие эпитеты можно подобрать для характеристики Лидии Михайловны? (умная, образованная, воспитанная)
  11. Какими словами можно охарактеризовать поступки учительницы? (доброта, сочувствие, сострадание, милосердие, гуманность, человечность )
  12. Была ли для Лидии Михайловны игра развлечением?
  13. Какова была ее тайная цель?
  14. Почему она пыталась “мошенничать”? (усыпить бдительность ученика, не желающего брать подачки)

5. Чтение по ролям – эпизод “разоблачения”

* Как повел себя директор? ( работа с листком)

Комментарий учителя ( директор должен был знать о бедственном положении ученика и постараться ему помочь, однако в арсенале директора были карательные методы)

* Как ведет себя Лидия Михайловна?

* как достигается временная протяженность этой сцены?

(работа с листком ….. она “медленно, …….)

Почему учительница не объяснила свой поступок директору?

Какая черта характера объединяет учителя и ученика в этой сцене?

(чувство собственного достоинства – рабочий листок)

6. Выразительное чтение

Эпизод со слов “ Через три дня……….”

(Это называется послесловие. Оно открывает новые черты личности Лидии Михайловны: выдержка, чувство ответственности, она ничем не выдала своего душевного состояния при прощании с мальчиком, поддержала его. Всю “вину” она взяла на себя. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала другую жизнь, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал, что не одинок, что есть на свете ДОБРОТА, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ЛЮБОВЬ. ЭТО И ЕСТЬ “ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ”

- Какие главные уроки преподал нам Распутин?

У нас еще есть понятие “духовная память”

- Как вы это понимаете?

(это мысли взрослого человека, его память)

ВЫВОД: доброта, милосердие должны быть главными принципами во взаимоотношениях людей, они жили и живут во все времена, даже самые страшные, и нельзя оправдать свою жестокость, злобу, царящие вокруг или тяжкими временами; жить на земле всегда тяжело, так не будем отягощять свою жизнь отсутствием доброты, сочувствия.

РАБОЧИЙ ЛИСТОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧЕНИКА (-ЦЫ) ………………………….

Игровая ситуация … переросшая в открытое силовое столкновение – мальчишескую драку.

Мальчики, которые избивали героя ( ………………..), были старше и сильнее.

Он почти не защищается, только кричит в отчаянии, отстаивая справедливость.

ОТСТАИВАЯ - ……………………………………………………..

Лидия Михайловна ( ………………………………………………

………………………………………………………………………)

Черты характера героя: ………………………, ……………………., …………………………., ……………………..

Художественный прием - ………….. ( противопоставление)

Сцена “разоблачения”

Директор ……………………………………………………..

Лидия Михайловна ………………………………………….

“Духовные ценности”: ……………………………………..

………………………………………………………………..

“Духовная память” …………………………………………….

…………………………………………………………………..

… она медленно, медленно поднялась с колен … раскрасневшаяся и взлохмаченная ……..

Героя и Лидию Михайловну объединяло ………………………

  • И больше я ее никогда не видел.
  • Раньше я видел яблоки только на картинках, но, догадался, что это они.

Мини-ЕГЭ по литературе
В.Г. Распутин “Уроки французского”

Прочитайте фрагмент текста от слов “ ……. Стоя друг против друга на коленях, мы заспорили о счете.” до слов “ И он воздел над головой руки.” и выполните задания А 1- А 5, В 1 – В 4, С1

А 1. определите жанр произведения, из которого взят фрагмент:

1) роман

2) повесть

3) очерк

4) рассказ

А 2. какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) открывает повествование

2) является развязкой сюжетного действия

3) является кульминацией сюжета

4) является эпилогом

А 3. от какого лица ведется повествование

1) от первого

2) от третьего

3) через систему рассказчиков

4) это монолог героя

А 4. как ведет себя Лидия Михайловна, понимая, что директор застал ее за непозволительным для учительницы занятием?

1) не знает, что делать

2) она спокойна

3) пытается срочно что-то придумать

4) быстро уходит

А 5. с какой целью автор при характеристике Лидии Михайловны использует такие слова и выражения: “медленно, медленно поднялась с колен”. “спокойно ответила”?

1) выявляет отсутствие в героине серьезного отношения к жизни

2) наделяет ее героическими чертами

3) характеризует мужество героини

4) подчеркивает сложность ситуации

В 1. укажите художественно – выразительное средство, которое помогает автору описать образ и выразить свое отношение к нему ( “пораженный голос”, “твердый, звенящий голос”, “удивленный голос” )

Ответ: ………………………………………………………………..

В 2. назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий ( “ … заспорили о счете”, “Мы кричали, перебивая друг друга …”)

Ответ: …………………………………………………………………

В 3. выпишите из фрагмента название игры, в которую играли Лидия Михайловна с главным героем.

Ответ: ………………………………………………………………….

В 4. выпишите из фрагмента слова, с помощью которого директор охарактеризовал поступок Лидии Михайловны

Ответ: …………………………………………………………………..

С 1. как ведет себя Лидия Михайловна во время игры с мальчиком и во время беседы с директором школы?

4-6 предложений …………………………….