Цели и задачи урока:
- раскрыть содержание понятий “духовные ценности” и “духовная память”, прояснить мотивы поведения героя рассказа;
- закрепить умение находить причастный и деепричастный обороты в предложении, совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость;
- развивать интерес к русской литературе, прививать интерес к русскому языку, навык самостоятельной работы над созданием собственного текста по заданной теме;
- воспитывать миролюбие, доброту, уважение к старшим, чувство собственного достоинства.
Методические приемы: беседа, пересказ текста, конструирование предложений, элементы анализа текста.
Оборудование: портрет писателя, репродукции картин, рабочий листок по русскому языку ( у каждого ученика), учебник, мини ЕГЭ по произведению.
Количество уроков: 2
Класс: 7
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
Сегодня у нас с вами одновременно урок русского языка и литературы. На протяжении нескольких уроков мы знакомились с творчеством писателя Валентина Григорьевича Распутина, рассказом “Уроки французского”. В нем говорится о голодном послевоенном детстве, о трудностях, с которыми сталкивались мальчишки того времени , об учительнице французского языка, которая сумела дать самый главный урок своему ученику – урок взаимопонимания, уважения человеческого достоинства, помощи, не унижающей того, кому она адресована. Сам автор считал, что “это в немалой степени автобиографический рассказ, то есть такой, где автор описывает события из своей жизни.
Для чего он это делает?
Вовсе не из-за недостатка воображения, как может показаться, и не из-за желания непременно рассказать обо всем, что пережил. Есть такие понятия как: “духовные ценности”, “духовная память”, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста.
Вот так и случилось, что спустя более чем 20 лет писатель сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то с ним, пятиклассником, мальчишкой из глухой сибирской деревни. Вернее, стал записывать то, что никогда не забывалось, что постоянно просилось в нем на люди. Он написал этот рассказ в надежде, что те уроки, которые преподала учительница лягут на душу как маленького , так и взрослого читателя.
ИТАК, СЕГОДНЯ НА УРОКЕ мы раскроем понятия “духовная память” и “духовные ценности” и проясним мотивы поведения мальчика.
2. Беседа по вопросам:
- Мы оставили героя в очень сложной ситуации: его жестоко и подло избили
- Кто начал драку?
- Как ведет себя герой в драке и после нее?
- Чем была драка для Вадика и Птахи?
- В чем разница между героем и Вадиком по отношению к игре? (честно – бесчестно)
- Какими словами и выражениями можно оценить поведения Вадика и Птахи? (жестокость, бессердечие, обман, бесчестие)
3. Работа с листком по русскому языку
4. Пересказ эпизода
От слов “В школе, наутро после драки …..” до слов “ ….. так домой ехать нельзя …”
- Как учительница выясняет, что случилось с героем?
- Какие чувства испытывает герой?
- Какие качества героя проявляются в этом эпизоде?
- Каким представляется директор? Что в образе запоминается, бросается в глаза?
- Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна?
(работа с текстом и рабочим листком, составляя характеристику)
Комментарий учителя
В восприятии деревенского мальчика “ в одежде” - это значит не в обносках, не в перешитых с чужого плеча вещах, как у него)
- Какой художественный прием применяет автор в описании Лидии Михайловны? (АНТИТЕЗА учитель – ученик , два портрета )
- Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков?
- Почему мальчик нарушает слово не играть на деньги?
- Почему Лидия Михайловна заставила героя дополнительно заниматься? (мальчик этого не понимал, рассказчик, взрослый уже человек, вспоминая события своего детства, понимает, что учительница спасала его, помогала ему )
- Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы?
- Какие черты характера проявляет герой? ( запись в листок )
- Почему Лидия Михайловна решилась на игру в “замеряшки”?
- Чем она рисковала?
- Что выдавало ее во время игры?
- Какие эпитеты можно подобрать для характеристики Лидии Михайловны? (умная, образованная, воспитанная)
- Какими словами можно охарактеризовать поступки учительницы? (доброта, сочувствие, сострадание, милосердие, гуманность, человечность )
- Была ли для Лидии Михайловны игра развлечением?
- Какова была ее тайная цель?
- Почему она пыталась “мошенничать”? (усыпить бдительность ученика, не желающего брать подачки)
5. Чтение по ролям – эпизод “разоблачения”
* Как повел себя директор? ( работа с листком)
Комментарий учителя ( директор должен был знать о бедственном положении ученика и постараться ему помочь, однако в арсенале директора были карательные методы)
* Как ведет себя Лидия Михайловна?
* как достигается временная протяженность этой сцены?
(работа с листком ….. она “медленно, …….)
Почему учительница не объяснила свой поступок директору?
Какая черта характера объединяет учителя и ученика в этой сцене?
(чувство собственного достоинства – рабочий листок)
6. Выразительное чтение
Эпизод со слов “ Через три дня……….”
(Это называется послесловие. Оно открывает новые черты личности Лидии Михайловны: выдержка, чувство ответственности, она ничем не выдала своего душевного состояния при прощании с мальчиком, поддержала его. Всю “вину” она взяла на себя. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала другую жизнь, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал, что не одинок, что есть на свете ДОБРОТА, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ЛЮБОВЬ. ЭТО И ЕСТЬ “ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ”
- Какие главные уроки преподал нам Распутин?
У нас еще есть понятие “духовная память”
- Как вы это понимаете?
(это мысли взрослого человека, его память)
ВЫВОД: доброта, милосердие должны быть главными принципами во взаимоотношениях людей, они жили и живут во все времена, даже самые страшные, и нельзя оправдать свою жестокость, злобу, царящие вокруг или тяжкими временами; жить на земле всегда тяжело, так не будем отягощять свою жизнь отсутствием доброты, сочувствия.
РАБОЧИЙ ЛИСТОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧЕНИКА (-ЦЫ) ………………………….
Игровая ситуация … переросшая в открытое силовое столкновение – мальчишескую драку.
Мальчики, которые избивали героя ( ………………..), были старше и сильнее.
Он почти не защищается, только кричит в отчаянии, отстаивая справедливость.
ОТСТАИВАЯ - ……………………………………………………..
Лидия Михайловна ( ………………………………………………
………………………………………………………………………)
Черты характера героя: ………………………, ……………………., …………………………., ……………………..
Художественный прием - ………….. ( противопоставление)
Сцена “разоблачения”
Директор ……………………………………………………..
Лидия Михайловна ………………………………………….
“Духовные ценности”: ……………………………………..
………………………………………………………………..
“Духовная память” …………………………………………….
…………………………………………………………………..
… она медленно, медленно поднялась с колен … раскрасневшаяся и взлохмаченная ……..
Героя и Лидию Михайловну объединяло ………………………
- И больше я ее никогда не видел.
- Раньше я видел яблоки только на картинках, но, догадался, что это они.
Мини-ЕГЭ по литературе
В.Г. Распутин “Уроки французского”
Прочитайте фрагмент текста от слов “ ……. Стоя друг против друга на коленях, мы заспорили о счете.” до слов “ И он воздел над головой руки.” и выполните задания А 1- А 5, В 1 – В 4, С1
А 1. определите жанр произведения, из которого взят фрагмент:
1) роман
2) повесть
3) очерк
4) рассказ
А 2. какое место занимает этот фрагмент в произведении?
1) открывает повествование
2) является развязкой сюжетного действия
3) является кульминацией сюжета
4) является эпилогом
А 3. от какого лица ведется повествование
1) от первого
2) от третьего
3) через систему рассказчиков
4) это монолог героя
А 4. как ведет себя Лидия Михайловна, понимая, что директор застал ее за непозволительным для учительницы занятием?
1) не знает, что делать
2) она спокойна
3) пытается срочно что-то придумать
4) быстро уходит
А 5. с какой целью автор при характеристике Лидии Михайловны использует такие слова и выражения: “медленно, медленно поднялась с колен”. “спокойно ответила”?
1) выявляет отсутствие в героине серьезного отношения к жизни
2) наделяет ее героическими чертами
3) характеризует мужество героини
4) подчеркивает сложность ситуации
В 1. укажите художественно – выразительное средство, которое помогает автору описать образ и выразить свое отношение к нему ( “пораженный голос”, “твердый, звенящий голос”, “удивленный голос” )
Ответ: ………………………………………………………………..
В 2. назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий ( “ … заспорили о счете”, “Мы кричали, перебивая друг друга …”)
Ответ: …………………………………………………………………
В 3. выпишите из фрагмента название игры, в которую играли Лидия Михайловна с главным героем.
Ответ: ………………………………………………………………….
В 4. выпишите из фрагмента слова, с помощью которого директор охарактеризовал поступок Лидии Михайловны
Ответ: …………………………………………………………………..
С 1. как ведет себя Лидия Михайловна во время игры с мальчиком и во время беседы с директором школы?
4-6 предложений …………………………….