Цели:
- систематизировать и обобщить изученный материал по творчеству
писателей XIX века, выявить уровень усвоения материала
школьниками;
- способствовать формированию у школьников мотивации к учению,
развитию творческого потенциала, умению применять полученные
знания в новых нестандартных ситуациях;
- формировать читательский интерес у учащихся через игровую форму
проведения урока, воспитывать гражданские и нравственные качества.
Оборудование:
- три дорожки: красная, желтая, зеленая;
- медали «Умники и умницы»;
- ноутбуки с заданием по русскому языку;
- карточки с заданиями;
- проектор.
Правила игры:
На данном заключительном уроке представлен финал игры «Умники и умницы», который состоит из пролога, трех этапов и эпилога.
Пролог – это два конкурса: конкурс русского языка и конкурс красноречия. Участники разыгрывают между собой три дорожки. Оценивает игру ребят жюри: преподаватели литературы, старшеклассники. Игрок, выбравший зеленую дорожку, отвечает на четыре вопроса и может ошибаться два раза; играющий на желтой дорожке отвечает на три вопроса и может ошибаться один раз; следующий по красной дорожке отвечает на два вопроса и не имеет права на ошибку. Если финалист не может ответить на выбранный им вопрос, в игру включаются теоретики.
Каждый этап представлен ключевыми словами, в которых зашифрован вопрос.
Эпилог – это беседа по вопросам с теоретиками ( остальными учениками) по биографическим сведениям и творчеству писателей. Возможность ребят, не прошедших в финал, показать знания и получить медаль.
Слово учителя:
- Добрый день, наши уважаемые гости, наше справедливейшее жюри, наши финалисты и теоретики. Сегодня заключительный урок по теме «Писатели XIX века», который мы проведем в форме игры. «Умники и умницы» - это возможность каждого показать свои знания в области литературы, уровень начитанности и навыки ораторского искусства.
Ход игры:
Пролог. Конкурс русского языка
Чтение заранее подготовленным учеником стихотворения «Был у поэта письменный стол…»
Был у поэта письменный стол.
Ящиков было в нем чуть ли не сто.
В ящиках тех
Помещались коробки;
В одной запятые, в другой были скобки,
В третьей – тире, в остальных – многоточия,
Черточки, точки, кавычки и прочее.
Письменный стол содержал он опрятно,
Стихи сочинял он весьма аккуратно.
Пригоршней знаки берет из коробки,
Иное словечко поставит он в (),
Так же частенько и этак и так
Использует он!
Если вдруг встретится образ сомнительный,
Сразу же ставится?
В напрасных усильях чтоб лоб не тереть,
Поэт вместо мыслей поставит -,
Порою «», порой:
И не жалел для концов …
Задание:
Расставьте в предложениях недостающие знаки препинания (зрячие учащиеся работают на ноутбуках, незрячие выполняют задание на заранее подготовленных карточках, где предложение записано по Брайлю).
Муму навострила уши зарычала подошла к забору понюхала и залилась громким лаем.
Герасим обернулся увидал замелькавшие огни и тени в окнах схватил Муму под мышку вбежал в каморку.
Пока жюри проверяет работы финалистов, теоретикам предлагается ответить на вопросы:
- О каком произведении идет речь?
- Кто является автором этих строк?
Верно ответившие теоретики получают медали.
Подведение итогов конкурса
Конкурс красноречия
Финалистам заранее была предложена тема «Мой любимый писатель XIX века. Кто он?».
Для выступлений учащихся определен регламент – три минуты.
Подведение итогов конкурса. Распределение мест между финалистами. Выбор дорожек.
Первый этап (на экране три ключевых слова: писатель, псевдоним, клятва).
Играющий выбирает слово и слушает содержание карточки
1. У себя дома, в имении Ясная поляна под Тулой, он создает школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку». Это один из самых знаменитых писателей России. О каком писателе XIX века идет речь? (О Толстом Л.Н.).
2. Ранние рассказы этого писателя веселые, смешные, остроумные, и печатали их в журналах «Стрекоза», «Будильник». Свои произведения он пишет под псевдонимом, являясь студентом медицинского факультета Московского университета. Назовите фамилию писателя и один его псевдоним (Чехов, его псевдонимы: Антоша Чехонте, человек без селезенки, брат моего брата…).
3. Еще в детстве, познав ужас крепостничества, будущий писатель дал клятву. «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел…В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был крепостное право».
Кто этот писатель и о какой клятве идет речь? (И.С.Тургенев, аннибалова клятва).
Второй этап (на экране три ключевых слова: Казань, прототип, творчество).
Играющий выбирает слово и слушает вопрос
1. Учился он в Казанском университете, в который поступил в 1844 году и из
которого вышел в 1847 году, не окончив курса, так как не мог уложить себя в рамки той университетской науки и того университетского режима.
Судьба какого писателя XIX века была связана с Казанью? (Толстого Л.Н.)
2. Прототип – это лицо, действительно существовавшее в жизни, послужившее основой литературного образа.
Кто является прототипом барыни и Герасима в произведении Тургенева «Муму»?
(Прототип барыни – мать И.С.Тургенева, прототип Герасима – крепостной мужик Андрей, тоже глухонемой, настоящий дворник Тургеневых).
3. Изучая творчество писателей XIX века, вы познакомились с произведением Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Объясните, почему при двух героях, попавших в плен, рассказ назван «Кавказский
пленник»? (Так автор подчеркивает разницу между Жилиным и Костылиным,
говорит о том, что ему больше нравится первый герой).
Третий этап (на экране три ключевых слова: название, Муму, театр).
Играющий выбирает слово и слушает вопрос
1. «Он вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны
широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился…Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…»
Из какого произведения эти строчки, и кто их автор? (А.П.Чехов «Толстый и тонкий»).
2. Почему Герасим назвал собачку Муму?
(Герасим был глухонемым от рождения. Немые знают, что их мычание обращает на себя внимание других, поэтому назвал воспитанницу Муму).
3. Уже в гимназические годы Чехов увлекался театром и литературой. В театр он ходил с братом Иваном.
Как А.П.Чехов во время обучения в гимназии «умудрялся» посещать театр? (Часто они гримировались, чтобы не быть узнанными надзирателями гимназии: посещение допускалось только с разрешения гимназического начальства и в сопровождении родителей).
Если во время продвижения по своим дорожкам финалист ошибается больше установленного правилами, то он становится теоретиком и занимает место среди учащихся.
Подведение итогов с помощью жюри.
Эпилог
Беседа с теоретиками по биографическим сведениям и творчеству писателей.
- В какой лавке работал отец Чехова?
- Назовите фамилию, которую вспоминают герои рассказа «Лошадиная фамилия».
- Какое произведение начинается так:
«Земская больница. За отсутствием доктора, уехавшего жениться, больных принимает фельдшер Курятин, толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрёпанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки - сигара, распространяющая зловоние…» (А.П.Чехов «Хирургия»).
4. Правильно ли указал Жилин адрес на письме? Объясните ответ. (Нет, неправильно).
Вручение медалей ученикам, правильно ответившим на вопросы.
Награждение победителя.
Слово учителя:
- Вот и подошла к завершению наша игра. Сегодня мы повторили, обобщили знания о писателях XIX века. Предлагаю вам оценить свои знания и выставить отметки, обратив внимание на количество медалей в вашей копилке. Те ребята, в копилке которых не оказалось медалей, не должны расстраиваться. Ведь главное в игре – это поддержка вами друг друга, взаимопомощь, взаимоуважение.
Ученики вместе с гостями и членами жюри исполняют песню «Дорогою добра».