Цель: учить работать в группах во время подготовки к игре и в процессе игры; воспитывать личностные качества: чувство коллективизма, уважение друг к другу, чувство такта; повторить произведения А.С.Пушкина.
Оборудование:
- часы с секундной стрелкой;
- колокольчики (5 штук);
- барабан или бубен;
- грамоты;
- магнитофон;
- компьютер, проектор, экран;
- названия команд и номера;
- экран результатов.
Пояснение: данное мероприятие проведено в рамках предметной недели в 6 классах. Игра посвящена творчеству А.С.Пушкина. В брейн-ринг играют 6 команд, в игре 6 раундов. На обсуждение вопроса в каждом раунде дается 1 минута, но команда, закончившая обсуждение раньше, имеет право на ответ, оповестив об этом с помощью колокольчика. Если дается правильный ответ, то команде присуждается 1 очко, если ответ неправильный, то в следующем раунде разыгрывается 2 очка и т.д. Эти правила для 1-5 раундов. После каждого раунда команда, набравшая меньшее количество очков, выбывает из игры. В 6 раунде играет выигравшая команда (на личное первенство) для выбора лучшего игрока
ХОД ИГРЫПредставление команд (регламент выступления: каждой команде дается 3 минуты).
1 раундВ I-м раунде участвует 6 команд. Вопросы 1 раунда посвящены сказкам А.С.Пушкина.
Задание:
Узнать, из какого произведения взят отрывок
№ вопроса |
ВОПРОС |
ОТВЕТ |
1. |
Три дня купеческая дочь Наташа пропадала; Она на двор на третью ночь Без памяти бежала. С вопросами отец и мать К Наташке стали приступать. Наташа их не слышит. Дрожит и еле дышит. |
“Жених” |
2. |
Сколько сказок создал А.С.Пушкин? Какие? | 7 – “Жених”; |
3. |
Работает за семерых; До света все у него пляшет, Лошадь запряжет, полосу вспашет, Печь затопит, все заготовит, закурит, Яичко испечет, да и сам облупит. |
“Сказка о попе и работнике его Балде” |
4. |
Он над нею жужжит, кружится Прямо на нос к ней садится Нос ужалил богатырь; На носу вскочил волдырь, И опять пошла тревога: “Помогите, ради бога!...” |
“Сказка о царе Салтане…” |
5. |
В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки, Перед нею усердные слуги |
“Сказка о рыбаке и рыбке” |
6. |
Ветер дале побежал. Королевич зарыдал, И пошел к пустому месту. На прекрасную невесту Посмотреть еще хоть раз. |
“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” |
7. |
Войска идут день и ночь; Им становится невмочь. Ни побоища, ни стана, Ни надгробного кургана… |
“Сказка о золотом петушке” |
8. |
Царь, хоть был встревожен сильно, Усмехнулся ей умильно. Вот въезжает в город он; Вдруг раздался легкий звон, И в глазах у всей столицы… |
“Сказка о золотом петушке” |
9. |
Никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил. |
“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” |
10. |
Служат бояре да дворяне, Наливают ей заморские вина; Заедает она пряником печатным; Вокруг нее стоит грозная стража. |
“Сказка о рыбаке и рыбке” |
11. |
В свете ж, вот какое чудо: Остров на море лежит, Град на острове стоит, Каждый день идет та мдиво: Море вздуется бурливо, Закипит, поднимет вой, Хлынет на берег пустой. |
“Сказка о царе Салтане…” |
12. |
Не будет нам обоим накладно. Поживи-ка на моем подворье, Окажи свое усердие и проворье. |
“Сказка о попе и работнике его Балде” |
Команда, набравшая меньше очков, выходит из игры. Если таких команд 2, то задаются дополнительные вопросы этим двум командам.
II раундВо 2 раунде участвует 5 команд. Вопросы 2 раунда посвящены поэме А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”.
Задание:
О ком из персонажей поэмы А.С.Пушкина “Руслан и Людмила” идет речь?
№ вопроса |
ВОПРОС |
ОТВЕТ |
1. |
Меж подруг она гремела красотою | Наина |
2. |
Все утро сладко продремав, Укрывшись от лучей полдневных, У ручейка наедине, Для подкрепленья сил душевных, Обедал в мирной тишине. |
Фарлаф |
3. |
Она далеко забежала; Не нам с тобой ее достать. |
Людмила |
4. |
Но вот она вновь одна. Не зная, что начать, она К окну решетчату подходит, И взор ее печальной бродит. |
Людмила |
5. |
Воитель смелый, Мечом раздвинувший пределы Богатых киевских полей. |
Рогдай |
6. |
Крикун надменный, В пирах никем не побежденный, Но воин скромный средь мечей. |
Фарлаф |
7. |
Полный страстной думы, Младой хазарский хан. |
Ратмир |
8. |
Твой твердый дух теряет силы; Но зла промчится быстрый миг: На время рок тебя постиг. |
Руслан |
9. |
И взор невольный обратила К высоким чистым зеркалам: Невольно кудри золотые С лилейных плеч приподняла. |
Людмила |
10. |
Он был известен, И был смешной, а никогда Со смехом ужас несовместен. |
Черномор |
Команда, набравшая меньше очков, выходит из игры.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
Учащиеся исполняют романс на стихи А.С.Пушкина “Колокольчик”
III раундВ 3 туре участвует 4 команды. Вопросы 3 раунда посвящены “Повестям Белкина”.
Задание:
Вспомните, из какой повести следующие отрывки.
№ вопроса |
ВОПРОС |
ОТВЕТ |
1. |
“Накануне решительного дня Марья Гавриловна не спала всю ночь; она укладывалась, увязывала белье и платье, написала длинное письмо к одной чувствительной барышне, ее подруге, другое своим родителям. Она трогательно с ними прощалась”. | “Метель” |
2. |
“Старик не снес своего несчастья, он тут же слег в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик. Теперь он соображал все обстоятельства, догадывался, что болезнь была притворной” | “Станционный смотритель”” |
3. |
“Гости ушли; мы остались вдвоем, сели друг против друга и молча закурили трубки. Сильвио был озабочен; не было уже и следов его судорожной веселости” | “Выстрел” |
4. |
“Он думал о проливном дожде, который, за неделю тому назад, встретил у самой заставы похороны отставного бригадира. Многие мантии от этого сузились, многие шляпы покоробились” | “Гробовщик” |
5. |
“Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пени птичек наполняло сердце Лизы младенческой веселостью; боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела”. | “Барышня-крестьянка” |
6. |
“Пели петухи и было уже светло, как достигли они Жадрина. Церковь была заперта. Владимир заплатил проводнику и поехал на двор к священнику” | “Метель” |
7. |
“И я дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях мною истраченных” | “Станционный смотритель” |
В 4 раунде участвует 3 команды. Вопросы 4 раунда посвящены фактам биографии А.С.Пушкина
№ вопроса |
ВОПРОС |
ОТВЕТ |
1. |
Год рождения А.С.Пушкина | 1799 |
2. |
Место рождения А.С.Пушкина | Москва |
3. |
Что изменилось в судьбе А.С.Пушкина, когда ему исполнилось 12 лет? | Поступление в Лицей |
4. |
Кто в Лицее стал самым близким другом Пушкина? | Пущин |
5. |
В присутствии какого поэта Пушкин прочитал в 1815 году свои стихи на экзамене? | Державин |
6. |
В каком городе жил А.С.Пушкин после окончания Лицея? | Санкт-Петербург |
7. |
Кто разделял с Пушкиным его одиночество в ссылке в Михайловском? | Няня Арина Родионовна |
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
(учащиеся исполняют романс на стихи А.С.Пушкина “Цветок”
V раундВ 5 раунде участвует 2 команды. Вопросы 5 раунда посвящены фактам лирике А.С.Пушкина.
Задание:
Вспомните название стихотворения
№ вопроса |
ВОПРОС |
ОТВЕТ |
1. |
Мы вольные птицы; Пора, брат, пора. |
“Узник” |
2. |
Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней |
“И.И.Пущину” |
3. |
И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. |
“Зимнее утро” |
4. |
Буря мглою небо кроет; Вихри снежные крутя; То, как зверь она завоет, То, заплачет как дитя. |
“Зимний вечер” |
5. |
Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. |
“Зимняя дорога” |
6. |
Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. |
“Няне” |
7. |
Мчатся тучи; вьются тучи, Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. |
“Бесы” |
8. |
Последняя туча рассеянно бури; Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. |
“Туча” |
В игре выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
VI раундВ этом раунде играет выигравшая команда и определяется лучший игрок. Данный тур проводится по сказке “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” в форме теста. Правильный ответ выделен красным цветом. Лучшим игроком становится игрок, набравший большее количество очков.
1. Мачеха в сказке Александра Сергеевича
Пушкина:
а) сразу же возненавидела падчерицу;
б) возненавидела ее, когда царь решил выдать дочь
за королевича Елисея;
в) начала завидовать царевне после
приговора зеркальца.
2) Придя в терем богатырей, царевна
обнаружила, что “тут люди добрые живут”, потому
что:
а) обнаружила в нем чистоту и порядок;
б) увидела иконы;
в) поразилась богатству хозяев.
3. Семь богатырей в сказке представляют собой:
а) богатырскую заставу;
б) содружество охотников;
в) вольную семью.
4. Пес в тереме богатырей – это:
а) просто сторожевая собака;
б) волшебный зверь;
в) художественный образ, нужный,
чтобы указать на зло.
5. Елисей обращается к Солнцу, Месяцу и Ветру
потому что:
а) верит в силу языческих заклятий;
б) они – творение бога;
в) такова сказочная традиция.
6. Ни Солнце, ни Месяц, ни Ветер не смогли
ответить Елисею, потому что:
а) не интересовались происходящим на земле;
б) царевну похоронили в пещере, куда
не проникает свет;
в) ее похоронили в полночь.
7. Царевна-мачеха в конце сказки погибает:
а) из-за страха перед наказанием;
б) от собственной злобы;
в) потому что разбила зеркальце.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
(Учащиеся исполняют романс на стихи А.С.Пушкина “Я помню чудное мгновненье”
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.