Театральный урок "Элли находит друзей". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цель и задачи:

  • раскрыть характер любимых героев с помощью театрального искусства;
  • сравнить характеры героев книги, спектакля и мультфильма;
  • воспитывать у учащихся на примере понравившихся героев любимой книги детства чувство взаимовыручки, умение «болеть» друг за друга, взаимопомощи и дружбы.

Опережающие задания:

1. Творческая группа, которая готовила на репетициях театральный отрывок – 5 человек.
2. Творческая группа, которая иллюстрировала эпизоды из книги.

Оформление: по классу разложены искусственные цветы, которые Тотошка вручает Элли. В середине класса на столе стоит стул, где сидит Страшила.
На магнитной доске – рисунки ребят к спектаклю.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя

Одной из самых любимых книг моего детства является книга А.Волкова «Волшебник Изумрудного города», доставшаяся нам с братом от троюродной сестры, т.к. с книгами в то время было очень плохо. Книгу мы читали и перечитывали, раскрашивали картинки.
Я сохранила все свои детские книжки. Теперь они очень старенькие. В том числе и эту, которую люблю перечитывать и сейчас.
А вот что вспоминает А.Волков о повести об Элли и ее друзьях: «Сказочную повесть «Волшебник Изумрудного города» я написал по мотивам сказки американского писателя Лимана Фрэнка Баума (1856-1919), которая называется «Мудрец из страны Оз». Выдуманная Баумом страна и родина Гудвина… была  напечатана в 1900 году.
Многое в сказке Ф.Баума я изменил… … в волшебной стране, где разговаривают не только птицы и звери, но даже люди из железа и соломы, умный Тотошка… у меня заговорил…». А. Волковым написано несколько повестей, которые являются продолжением этой книги, т.к. ему очень не хотелось расставаться с понравившимися героями.
Итак, приглашаю вас в страну любимой сказки!

2. Инсценированный отрывок

Тотошка, радостно лая, собирает цветы и вручает их Элли. Увидев Страшилу, он лает громче.

Страшила. Добрый день!
Элли. Ты умеешь говорить?
Страшила. Научился, когда ссорился тут с одной вороной. Как ты поживаешь?
Элли. Спасибо, хорошо! Скажи, нет ли у тебя заветного желания?
Страшила. О, у меня целая куча желаний! Во-первых, мне нужны серебряные бубенчики на шляпу, во-вторых, мне нужны новые сапоги, в-третьих …
Элли. О, хватит, хватит! Какое из них самое-самое заветное?
Страшила. Самое-самое? Сними меня отсюда! Очень скучно торчать здесь день и ночь и пугать противных ворон, которые совсем меня не боятся!
(Кланяется, представляется Элли)
– Страшила!
Элли. Что ты говоришь?
Страшила. Я говорю: Страшила. Это меня так назвали: ведь я должен пугать ворон. А тебя как зовут?
Элли. Элли.
Страшила. Красивое имя!
Тотошка. А почему ты со мной не здороваешься?
Страшила. Ах, виноват, виноват! Честь имею представиться! Страшила!
Тотошка. Очень приятно. А я Тото! Но близким друзьям позволительно звать меня Тотошкой!
Элли. Ах, Страшила, как я рада, что исполнила самое заветное твое желание!
Страшила. Извини, Элли, но я, оказывается, ошибся. Мое самое заветное желание – получить мозги!
Элли. Мозги?
Страшила. Да, мозги. Очень неприятно, когда голова у тебя набита соломой…
Элли. Как же тебе не стыдно обманывать?
Страшила. А что значит – обманывать? Меня сделали только вчера, и я ничего не знаю…
Элли. Откуда же ты узнал, что у тебя в голове солома, а у людей – мозги?
Страшила. Это мне сказала одна ворона… Элли, можешь ты дать мне мозги?
Элли. Нет, что ты! Это может сделать разве только Гудвин в Изумрудном городе. Я как раз сама иду к нему просить, чтобы он вернул меня в Канзас, к папе и маме.
Страшила. А где это Изумрудный город и кто такой Гудвин?
Элли. Разве ты не знаешь?
Страшила. Нет. Я ничего не знаю. Ты же видишь, я набит соломой и у меня совсем нет мозгов… А если я пойду с тобой в Изумрудный город, Гудвин обязательно даст мне мозги?
Элли. Не знаю. Но если Великий Гудвин и не даст тебе мозгов, хуже не будет, чем теперь… Пойдем с нами! Я попрошу Гудвина помочь тебе.
Страшила. Спасибо!.. Дай, я понесу твою корзинку. Мне это не трудно: я ведь не могу уставать.

Взявшись за руки, друзья поют:

Мы в город Изумрудный
Идем  дорогой трудной,
Идем дорогой трудной,
Дорогой непростой!

(Появляется Железный Дровосек, Тотошка обнюхивает его)

Железный Дровосек. Ой, ой!
Тотошка. Что за безобразие! Разве можно подставлять порядочной собаке железные ноги?
Страшила. Наверное, это лесное пугало. Не понимаю только, что оно здесь охраняет?
Элли. Это ты стонал?
Железный Дровосек. Да. Уже целый год никто не приходит мне помочь…
Элли. А что нужно сделать?
Железный Дровосек. Мои суставы заржавели, и я не могу двигаться. Но, если меня смазать, я буду как новенький. Ты найдешь масленку в моей хижине на полке.

(Элли уходит за масленкой)

Страшила. Скажи, друг, год – это долго?
Железный Дровосек. Еще бы! Год – это долго, очень долго! Это целых триста шестьдесят пять дней…
Страшила. Триста… шестьдесят… пять… А что, это больше, чем три?
Железный Дровосек. Какой ты глупый! Ты, видно, совсем не умеешь считать!
Страшила. Ошибаешься! Я очень хорошо умею считать! Хозяин сделал меня – раз! Я поссорился с вороной – два! Элли сняла меня с кола – три! А больше со мной ничего не случилось, значит, дольше и считать незачем!

(Возвращается Элли)

Элли. Где смазывать?
Железный Дровосек. Сначала шею, теперь, пожалуйста, руки! Ух, как хорошо!.. дайте мне масленку, я смажу себе ноги, и все будет в порядке. Вы спасли мне жизнь. Кто вы такие?
Элли. Я Элли, а это мои друзья…
Тотошка. Тото!
Страшила. Страшила! Я набит соломой.
Железный Дровосек. Об этом нетрудно догадаться по твоим разговорам. Но как вы сюда попали?
Элли. Мы идем в Изумрудный город к Великому Гудвину…
Железный Дровосек. Зачем вы идете к Гудвину?
Элли. Я хочу, чтобы Гудвин вернул меня в Канзас, к папе и маме.
Страшила. Я хочу попросить у него немножечко мозгов для моей соломенной головы.
Тотошка. А я просто потому, что люблю Элли,  и потому, что мой долг – защищать ее от врагов!
Железный Дровосек. Как вы полагаете, Гудвин может дать мне сердце?
Элли. Думаю, что может. Ему это не труднее, чем дать Страшиле мозги.
Железный Дровосек. Так вот, если вы примите меня в компанию, я пойду с вами в Изумрудный город и попрошу Великого Гудвина дать мне сердце. Ведь иметь сердце – самое заветное мое желание!
Элли. Ах, друзья мои, как я рада! Теперь вас двои, и у вас два заветных желания.
Страшила. Пойдем с нами!

(Взявшись за руки, поют песню. Из засады выскакивает Лев и хочет напасть на Тотошку.)

Элли. Стой! Не смей трогать Тотошку!
Лев. Простите, но я ведь не съел его…
Элли. Однако ты пытался. Как тебе не стыдно обижать слабых! Ты просто трус!
Лев. А как вы узнали о том, что я трус? Вам кто-нибудь сказал?
Элли. Сама вижу по твоим поступкам!
Лев. Удивительно… Как я ни стараюсь скрыть свою трусость, а дело все-таки выплывает наружу. Я всегда был трусом, но ничего не могу с этим поделать!
Элли. Подумать только: ты ударил бедного, набитого соломой Страшилу!
Лев. Он набит соломой?
Элли. Конечно.
Лев. Понимаю теперь, почему он такой мягкий и такой легонький. А тот, второй – тоже набитый?
Элли. Нет, он из железа.
Лев. Ага! Недаром я чуть не поломал об него когти. А что это за маленький зверек, которого ты так любишь?
Элли. Это моя собачка, Тотошка.
Лев. Она из железа или набита соломой?
Элли. Ни то, ни другое. Это настоящая собачка, из мяса и костей.
Лев. Скажи, какая маленькая, а ведь храбрая!
Тотошка. У нас в Канзасе все собаки такие!
Лев. Смешное животное! Только такой трус, как я, и мог напасть на такую крошку…
Элли. Почему же ты трус?
Лев. Таким уродился. Конечно, все считают меня храбрым: ведь Лев – царь зверей! Когда я реву – а я реву очень громко, – звери и люди убегают с твоей дороги… Хорошо еще, что никто не знает, какой я трус… Мне очень стыдно.
Железный Дровосек. Может быть, у тебя сердечная болезнь?
Лев. Возможно.
Железный Дровосек. Счастливый! А у меня так и сердечной болезни не может быть: у меня нет сердца.
Лев. Если бы у меня не было сердца, может быть, и я не был бы трусом.
Тотошка. Скажи, пожалуйста, а ты когда-нибудь дерешься с другими львами?
Лев. Где уж мне… Я от них бегу, как от чумы.
Тотошка. Фу! Куда же ты после этого   годен?
Страшила. А у тебя есть мозги?
Лев. Есть, вероятно. Я их никогда не видел.
Страшила. Моя голова набита соломой, и я иду к Великому Гудвину просить немножко мозгов.
Железный Дровосек. А я иду к нему за сердцем.
Элли. А я иду к нему просить, чтобы он вернул нас с Тотошкой в Канзас…
Тотошка. Где я сведу счеты с соседским щенком, хвастунишкой Гектором.
Лев. Гудвин такой могущественный?
Элли. Ему это ничего не стоит.
Лев. В таком случае, не даст ли он мне смелости?
Страшила. Ему это так же легко, как дать мне мозги.
Железный Дровосек. Или мне сердце.
Элли. Или вернуть меня в Канзас.
Лев. Тогда примите меня в компанию. Ах, если бы я мог получить хоть немного смелости… Ведь это мое заветное желание!
Элли. Я очень рада. Это третье желание, и если исполнятся все три, Гудвин вернет меня на родину. Идем с нами…
Железный Дровосек. И будь нам  добрым товарищем.

(Взявшись за руки, друзья поют песню)

3. Слово учителя.

В нашем литературном театре есть давняя традиция: поблагодарив актеров за игру аплодисментами, выбрать лучшего или лучших. Сравните образы, которые вы только что увидели с героями книги и мультфильма. Что удалось? В чем сходство? Различие?

Ребята сравнивают героев книги, мультфильма, спектакля, выбирают лучшего артиста. Всех актеров благодарят аплодисментами. Рассматривают рисунки, дают оценку работе второй творческой группы.

4. Литературная викторина.

«Волшебные» вопросы по сказке  А.Волкова «Волшебник Изумрудного города»

Волшебники, колдуны, маги, чародеи, кудесники

«Старая женщина в белой мантии важно выступила впереди трех мужчин; на остроконечной шляпе ее и на мантии сверкали крошечные звездочки. Седые волосы старушки падали ей на плечи».

(Виллина)

«Она показалась Элли очень красивой и доброй и удивительно юной, хотя вот уже много веков правила страной Болтунов».

(Стелла)

«…погрозила в пространство костлявым иссохшим кулаком и стала бросать в котел змеиные головы: «Ух, ненавистные люди! Вот и готово мое зелье на погибель вам! Окроплю леса и поля, и поднимется буря, какой еще на свете не бывало!»

(Гингема)

«…был только один глаз, зато она видела им так, что не было уголка в Фиолетовой стране, который ускользнул бы от ее острого взора»

(Бастинда)

«На нем был пестрый жилет, полосатые брюки и длинный сюртук. В руке у него был длинный рупор, и он испуганно отмахивался от Тотошки»

(Гудвин)

Волшебные слова

Кто это сказал?

Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, скорики, морики.

(Бастинда)

Сусака, масака, лэма, рэма, гэма! Буридо, фуридо, сэма, пэма, фэма!

(Гингема)

Одно из волшебных слов для вызова Летучих Обезьян

(Пикапу)

Одно из волшебных слов для вызова Летучих Обезьян

(Трикапу)

Одно из волшебных слов для вызова Летучих Обезьян

(Лорики)

Слово из заклинания Гингемы

(Фуридо)

Волшебный предмет

Что бы ты попросил у Элли?

(Серебряные башмачки, золотую шапку, серебряный свисточек.)

Трудный путь

В чем прилетела Элли в волшебную страну?

(В фургоне)

Кто нес друзей по небу?

(Летучие Обезьяны)

Чем была вымощена дорога к Изумрудному городу?

(Желтым кирпичом)

В каком поле заснул Лев?

(В маковом)

Перечислите цвета волшебных стран, в которых побывали герои.

(Голубая, Фиолетовая, Розовая, Желтая, Изумрудная)

Кто это?  Что это?

Соломенное Чучело – Страшила
Железный человек – Дровосек
Великий и Ужасный – Гудвин
Волшебница Розовой страны – Стелла
Метла Гингемы – помело
Оружие Железного Дровосека – топор
Ветка, которой Страшила прогнал барсука – прутик
Вещь, которой боялся Страшила – спичка
Подарок Мигунов Страшиле – трость
Синий ветер, вызванный Гингемой – ураган
Материал украшений Изумрудного города – стекло
С помощью чего Элли восстанавливала своего друга – с помощью красок
Лакомство Гингемы – пиявки.

5. Вывод по уроку

Урок закончился награждением актеров, художников и победителей в литературной викторине.

Литература:

  1. Волков, А.Н. Волшебник Изумрудного города [Текст] / А.Н.Волков. (любое издание)
  2. Сухин, И.Г. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все [Текст]: сборник литературных викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей / И.Г. Сухин. – Ярославль: Академия развития,  2006. – 112 с.