Цель:
- формирование понятия "святочный рассказ" через анализ произведений А.И.Куприна "Тапер" и "Чудесный доктор";
- развитие коммуникативной и культурологической компетенций учащихся;
- воспитание чувства сострадания к ближнему.
Ход урока
- Повторение пройденного: рассказ как эпический жанр.
- Подход к новой теме.
- Святочный рассказ как разновидность жанра (анализ произведений).
- Обобщение.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Оборудование: мультимедийный комплекс (экран, проектор, ноутбук), пустые таблицы для заполнения.
СУ | Добрый день! Позвольте мне начать наш урок. Я надеюсь, что он принесет пользу вам и мне. Для начала вспомним, что такое рассказ, к какому из родов литературы он относится. |
ПОУ | Расска?з - малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера. |
СУ | Являются ли истории о тапере и чудесном докторе, прочитанные вами дома, рассказами. |
ПОУ | Да, потому что он небольшой по размеру, написан прозой. |
СУ | А чем похожи эти рассказы? |
ПОУ | В обоих произведениях происходит чудо в Рождество. |
СУ | Действительно, вы правы. А знаете ли вы, что рассказы с подобным сюжетом в литературе встречаются довольно часто, и для них придумали особое название - "святочные (рождественские) рассказы". Знаком ли вам этот термин. |
ПОУ | Нет |
СУ | А раз уж мы заговорили об этом, значит, темой нашего урока будет:? |
ПОУ | Рождественский рассказ. |
СУ | В таком случае, что мы должны узнать на уроке? |
ПОУ | Особенности "рождественского рассказа" (на примере рассказов "Чудесный доктор" и "Тапер"). Запишите тему в тетради. |
СУ | Верно, это цель нашего урока, а какие же задачи мы должны решить, чтоб прийти к реализации поставленной цели? |
ПОУ | Прочитать рассказы Проанализировать рассказы Найти общее в них |
СУ | Все верно, давайте же приступим к анализу произведений. Но прежде вспомним сюжет произведений. |
ПОУ | Краткий пересказ текстов. |
СУ | Перед вами лежат листочки с табличками, в течение урока мы заполним все пустые ячейки, это поможет вам самостоятельно создать определение жанра "святочного рассказа". |
СУ | К какому эпическому жанру относятся оба произведения? Почему? |
ПОУ | Рассказ (делают запись). |
СУ | Когда были созданы эти рассказы? |
ПОУ | Сообщение ученика о времени создания рассказов и их публикации. (Делают запись- время создания - преддверие рождества). Рассказ Куприна "Тапер" был опубликован в газете "Одесские новости" (1900, 25 декабря). Сюжет рассказа основан, как следует из авторского примечания, на реальном факте. "Чудесный доктор" (1897), опубликованный в рождественском номере газеты "Киевское слово", написан в жанре святочного рассказа. |
СУ | Вспомните и докажите текстом, в какое время происходит действие в обоих рассказах. |
ПОУ | Время действия - канун рождества (сочельник), (делают запись). |
СУ | Кто является главными героями рассказа, какие они, ответьте на вопрос, опираясь на текст произведений. |
ПОУ | Дети. |
СУ | В какой обстановке находятся дети, счастливы ли они? |
ПОУ | Бедные, несчастные дети, делают запись. |
СУ | Куприн показывает ситуацию, типичную для большинства семей России рубежа 19-20 вв. Многие люди в то время умирали от голода и болезней не находя себе и своей семье пропитания. Как же нашим героям удается выйти из сложившейся ситуации? Возможен ли был такой поворот событий на самом деле? |
СУ | Чем же заканчиваются рассказы, что происходит с героями? |
ПОУ | Рассказы имеют счастливый конец, обстоятельства складываются так, что все плохое проходит, и жизнь детей налаживается. Случается чудо, помощь приходит случайно. |
СУ | Какая запись будет следующей? |
ПОУ | Рассказы имеют счастливый конец (делают запись). |
СУ | А кто творит чудеса? |
ПОУ | Бог, волшебник и т.д. |
СУ | Но ведь не сам Бог спускается на Землю и творит это чудо? |
ПОУ | Нет. Это делают люди. |
СУ | Какие же люди помогли свершиться чуду? |
ПОУ | Пирогов и Рубинштейн. |
СУ | А вы знаете, кто это? Вымышленные это персонажи или нет? Давайте посмотрим на людей, способных воплотить чудо в жизнь. Что вы напишите на следующем лучике? |
ПОУ | Чудо происходит благодаря людям. |
СУ | А теперь самостоятельно сформулируйте определение "рождественского рассказа", продолжив предложение "Рождественский рассказ - это:", сделайте запись в тетради. |
ПОУ | Формулировка определений, несколько учащихся зачитывают ее. |
СУ | Как вы думаете, почему в 19 веке были распространены такие рассказы? |
ПОУ | |
СУ | Простые и незамысловатые истории вместили в себя мечты о доброй и радостной жизни, о сердечном и милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом вопреки всему. Эти истории предназначены и для детей и для взрослых, и для искушённого и для начинающего читателя. Читать их лучше всей семьёй и именно в период зимних праздников, когда нет суеты, когда сердца наши смягчены, поэтому рождественские или святочные рассказы не покажутся нам излишне сентиментальными или далёкими от жизни. |
СУ | Вспомните, какой была наша цель и задачи. Решили мы задачи, достигли ли цели? |
ПОУ | Вспоминают цели и задачи, делают выводы. |
СУ | Я уже говорила, что жанр рождественского рассказа является распространенным в литературе. Поэтому домашнее задание будет следующим: Докажите, письменно, что это "рождественский рассказ". (Чарльз Диккенс "Рождественская песнь в прозе", "Сверчок за очагом"; Сельма Лагерлеф "Рождественский гость"; Ф.М.Достоевский "Мальчик у Христа на елке"). Или сами сочините "рождественский рассказ". Спасибо за урок. Урок окончен. |
CУ - слово учителя
ПОУ - примерные ответы учеников