Святочный рассказ как литературный жанр (на примере рассказа А.И. Куприна "Тапер" и "Чудесный доктор"). 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цель:

  • формирование понятия "святочный рассказ" через анализ произведений А.И.Куприна "Тапер" и "Чудесный доктор";
  • развитие коммуникативной и культурологической компетенций учащихся;
  • воспитание чувства сострадания к ближнему.

Ход урока

  1. Повторение пройденного: рассказ как эпический жанр.
  2. Подход к новой теме.
  3. Святочный рассказ как разновидность жанра (анализ произведений).
  4. Обобщение.
  5. Рефлексия.
  6. Домашнее задание.

Оборудование: мультимедийный комплекс (экран, проектор, ноутбук), пустые таблицы для заполнения.

СУ Добрый день! Позвольте мне начать наш урок. Я надеюсь, что он принесет пользу вам и мне. Для начала вспомним, что такое рассказ, к какому из родов литературы он относится.
ПОУ Расска?з - малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера.
СУ Являются ли истории о тапере и чудесном докторе, прочитанные вами дома, рассказами.
ПОУ Да, потому что он небольшой по размеру, написан прозой.
СУ А чем похожи эти рассказы?
ПОУ В обоих произведениях происходит чудо в Рождество.
СУ Действительно, вы правы. А знаете ли вы, что рассказы с подобным сюжетом в литературе встречаются довольно часто, и для них придумали особое название - "святочные (рождественские) рассказы". Знаком ли вам этот термин.
ПОУ Нет
СУ А раз уж мы заговорили об этом, значит, темой нашего урока будет:?
ПОУ Рождественский рассказ.
СУ В таком случае, что мы должны узнать на уроке?
ПОУ Особенности "рождественского рассказа" (на примере рассказов "Чудесный доктор" и "Тапер"). Запишите тему в тетради.
СУ Верно, это цель нашего урока, а какие же задачи мы должны решить, чтоб прийти к реализации поставленной цели?
ПОУ Прочитать рассказы

Проанализировать рассказы

Найти общее в них

СУ Все верно, давайте же приступим к анализу произведений. Но прежде вспомним сюжет произведений.
ПОУ Краткий пересказ текстов.
СУ Перед вами лежат листочки с табличками, в течение урока мы заполним все пустые ячейки, это поможет вам самостоятельно создать определение жанра "святочного рассказа".
СУ К какому эпическому жанру относятся оба произведения? Почему?
ПОУ Рассказ (делают запись).
СУ Когда были созданы эти рассказы?
ПОУ Сообщение ученика о времени создания рассказов и их публикации. (Делают запись- время создания - преддверие рождества). Рассказ Куприна "Тапер" был опубликован в газете "Одесские новости" (1900, 25 декабря). Сюжет рассказа основан, как следует из авторского примечания, на реальном факте. "Чудесный доктор" (1897), опубликованный в рождественском номере газеты "Киевское слово", написан в жанре святочного рассказа.
СУ Вспомните и докажите текстом, в какое время происходит действие в обоих рассказах.
ПОУ Время действия - канун рождества (сочельник), (делают запись).
СУ Кто является главными героями рассказа, какие они, ответьте на вопрос, опираясь на текст произведений.
ПОУ Дети.
СУ В какой обстановке находятся дети, счастливы ли они?
ПОУ Бедные, несчастные дети, делают запись.
СУ Куприн показывает ситуацию, типичную для большинства семей России рубежа 19-20 вв. Многие люди в то время умирали от голода и болезней не находя себе и своей семье пропитания. Как же нашим героям удается выйти из сложившейся ситуации? Возможен ли был такой поворот событий на самом деле?
СУ Чем же заканчиваются рассказы, что происходит с героями?
ПОУ Рассказы имеют счастливый конец, обстоятельства складываются так, что все плохое проходит, и жизнь детей налаживается. Случается чудо, помощь приходит случайно.
СУ Какая запись будет следующей?
ПОУ Рассказы имеют счастливый конец (делают запись).
СУ А кто творит чудеса?
ПОУ Бог, волшебник и т.д.
СУ Но ведь не сам Бог спускается на Землю и творит это чудо?
ПОУ Нет. Это делают люди.
СУ Какие же люди помогли свершиться чуду?
ПОУ Пирогов и Рубинштейн.
СУ А вы знаете, кто это? Вымышленные это персонажи или нет? Давайте посмотрим на людей, способных воплотить чудо в жизнь. Что вы напишите на следующем лучике?
ПОУ Чудо происходит благодаря людям.
СУ А теперь самостоятельно сформулируйте определение "рождественского рассказа", продолжив предложение "Рождественский рассказ - это:", сделайте запись в тетради.
ПОУ Формулировка определений, несколько учащихся зачитывают ее.
СУ Как вы думаете, почему в 19 веке были распространены такие рассказы?
ПОУ  
СУ Простые и незамысловатые истории вместили в себя мечты о доброй и радостной жизни, о сердечном и милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом вопреки всему. Эти истории предназначены и для детей и для взрослых, и для искушённого и для начинающего читателя. Читать их лучше всей семьёй и именно в период зимних праздников, когда нет суеты, когда сердца наши смягчены, поэтому рождественские или святочные рассказы не покажутся нам излишне сентиментальными или далёкими от жизни.
СУ Вспомните, какой была наша цель и задачи. Решили мы задачи, достигли ли цели?
ПОУ Вспоминают цели и задачи, делают выводы.
СУ Я уже говорила, что жанр рождественского рассказа является распространенным в литературе. Поэтому домашнее задание будет следующим: Докажите, письменно, что это "рождественский рассказ". (Чарльз Диккенс "Рождественская песнь в прозе", "Сверчок за очагом"; Сельма Лагерлеф "Рождественский гость"; Ф.М.Достоевский "Мальчик у Христа на елке"). Или сами сочините "рождественский рассказ". Спасибо за урок. Урок окончен.

CУ - слово учителя

ПОУ - примерные ответы учеников

Приложение

Презентация