Задачи, которые решались на уроке:
- Обучающие: ввести учащихся в неповторимый мир авторской сказки, помочь увидеть им глубину содержания, народную мудрость и мораль, выйти на понимание смысла названия, активизировать познавательную и поисково-исследовательскую деятельность учащихся, продолжать работу над теоретико-литературоведческими понятиями, работать над развитием речевых навыков: чтения-понимания, говорения, выразительного чтения, разными видами пересказа.
- Воспитательные: воспитание доброты, милосердия, чувства коллективизма и взаимовыручки, любви к труду.
- Развивающие: развитие художественного восприятия через выразительное чтение, иллюстрирование, инсценирование, устное рисование (пробуждение эмоций на художественный текст).
Оборудование урока: портрет писателя, рисунки учащихся.
Ход урока
Нету хуже, когда у человека душа сухая.
Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы
К.Г.Паустовский
Вступительное слово учителя.
В каждом настоящем писателе живёт учитель. К.Г.Паустовский, написавший за всю свою жизнь немало произведений, считал, что смысл литературы заключается в том, чтобы звать людей к прекрасному. Он не приемлет равнодушных к окружающему, душевно чёрствых. Поэтому эпиграфом этого урока я взяла именно его слова. Сегодня мы должны будем понять, чему учит нас сказка "Тёплый хлеб", почему она так называется, что сказочного и что реального в ней и как через живое слово можно понять смысл художественного произведения.
А пока давайте восстановим события сказки.
Война:Как много жизней она унесла, как много судеб она сломала, неся разруху, голод, ожесточение и боль и людям, и животным.
(Инсценирование отрывка сказки о первой встрече Фильки с Конём).
Эврическая беседа с классом.
- Ребята, почему обезумела метель?
- Что произошло после метели?
- Какое определение автор даёт морозу? (Колючий мороз). Что это значит? Является ли данное определение эпитетом?
- Что мы узнаем из текста о Фильке?
- Можем ли мы сказать, что он тоже колючий?
- Когда Филька понял, что поступил плохо? ( Не тогда, когда обидел коня, а позже, когда заплакал над рассказом бабки).
- Что это был за рассказ?
- Можно ли поправить злодейство? (Можно и нужно, но только преодолев препятствие и искупив вину).
- Каким предстаёт перед нами ночной пейзаж? Какой эпитет ярче всего характеризует эту картину? (Жгучая пустота. Ничего нет в мире - одна пустота. Филька понял, какое зло может принести "холодное сердце").
- Как он идёт к дому Панкрата? ("Бежать он уже не мог, а шёл, тяжело загребая ногами").
- Что посоветовал Панкрат и что надумал Филька?
- Почему Филька говорит: "Наши ребята хорошие"? Значит, какой человек может позволить себе выражение "Ну тебя!", может отмахнуться от чужой беды? (Злой, равнодушный, жестокий).
- Если Филька изобретёт спасение от стужи, каким он станет человеком? Найдите эпитет. (Чистый человек).
Словарная работа. Индивидуальное задание: выписать из словаря все значения слова "чистый" и объяснить, в каком значении употреблено слово в данном контексте.
Чистый - в словаре 8 значений, в данном контексте употреблено во втором: "нравственно-безупречный, честный, правдивый, беспорочный".
- Какой эпитет указывает на то, что зло ещё не исправлено? (Солнце в тот день встало в тяжёлом дыму").
- Как пришло спасение?
- Как вы думаете, что сыграло большую роль в успехе: совместный труд людей или волшебство, связанное с болтливой сорокой? (Труд людей).
Индивидуальное задание: выбрать в тексте сказочные и реальные мотивы.
Реальное Война, раненый конь, голод, злоба людская, озлобленный мальчик, инвалид, просящий подаяние, решение Фильки идти за помощью к людям, совместная работа, труд, растопляющий льды, возвращение к жизни мельницы и всей деревни. |
Сказочное Мельник-колдун, колючий мороз в валенках, рассказ бабки о столетнем происшествии, болтливая сорока, думающая лиса, конь, способный наказывать. |
Обращение учащихся к словам Д.Уэбстера: "Люди вместе могут совершить то, что не в силах сделать в одиночку:" Труд и взаимовыручка заставляют отступить беду, несчастье, зло.
- Как изменился мир, когда люди взялись за общее дело? (В нём нет пустоты: капель, шум листвы, звонкие берёзовые дрова).
- Автор говорит, что по деревне поплыл запах тёплого хлеба. Является ли в данном случае слово "тёплый" эпитетом?
Словарная работа. Индивидуальное задание: выписать из словаря все значения слова "тёплый".
Тёплый - в словаре 4 значения, в данном контексте употреблено в первом: "дающий, источающий тепло".
- Можно ли поставить точку, закончить сказку?
- Найдите в тексте авторские эпитеты в описании природы, которые указывают, что зло ещё до конца не исправлено? (Ветер гнал рыхлые тучи, вперемежку неслись то холодные тени, то горячие солнечные пятна).
- Как Филька помирился с конём?
- Прав ли Панкрат, когда говорит: "Филька не злой человек"?
- Как изменился Филька?
- По каким словам мы можем судить, что конь простил Фильку? ("Конь положил голову на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия". И, наверное, от тепла, которое исходило уже не от человека с холодным сердцем, а от человека с добрым сердцем).
Словарная работа.
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
В старину отзывчивого, доброго человека называли человеком с милым сердцем. И Шевелёв писал: "Милосердие - это деятельная доброта".
- Какое выражение с последней страницы сказки могло бы стать пословицей, потому что оно содержит в себе народную мудрость? ("Не только человеку извинения требуются!")
Индивидуальное задание: найти в сказке выражения, которые могут быть пословицами, поговорками, содержат народную мудрость?
- "Зачем помирать? Надеяться надо".
- "Льготного срока не будет".
- "Будет и мука, и вода, и всеобщее спасение".
- "За твою дурь расплачиваться своим горбом".
- "От теплоты лёд начал оседать".
- "Сорока - самая болтливая птица на свете".
- "Хлеб-соль подносить".
- "Бери хлеб, мирись!"
- "Сорока трещала, как пулемёт".
- Почему же сказка о Фильке и о коне называется "Тёплый хлеб"? (Хлеб примирил Фильку и коня).
- В каком значении употреблено слово "тёплый" в названии сказки? Является ли оно эпитетом? (Слово "тёплый" употреблено в значении "согревающий душу, ласковый, приветливый, отличающийся внутренней теплотой").
- Какова же народная мудрость сказки? (Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому).
Беседа о рисунках учащихся. Связные ответы на вопрос, что нарисовали и почему.
Заключительное слово учителя.
Евгений Евтушенко писал:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
- Каких зверей нужно убить внутри себя? Через что надо переступить, чтобы стать милосердным?
К.Г.Паустовский хотел, чтобы читатели его произведений были добрыми, любили окружающий мир, чувствовали родство с ним и готовность в любой момент прийти на помощь. Поэтому любимый герой его сказок - человек отзывчивый, чуткий, с добрым и милым сердцем. Мы живём в мире, где много жестокости, зла, равнодушия, но христианские заповеди учат нас любить и прощать. Старые мудрые люди говорят: "Лучше подавать, чем просить". Помоги человеку добрым словом, добрым делом, и настанет время, когда и тебе помогут, как помогли Фильке ребята.
Домашнее задание.
- Письменно ответить на вопрос: Какую роль в тексте художественного произведения играют эпитеты?