Народная мудрость в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Разделы: Литература


Задачи, которые решались на уроке:

  • Обучающие: ввести учащихся в неповторимый мир авторской сказки, помочь увидеть им глубину содержания, народную мудрость и мораль, выйти на понимание смысла названия, активизировать познавательную и поисково-исследовательскую деятельность учащихся, продолжать работу над теоретико-литературоведческими понятиями, работать над развитием речевых навыков: чтения-понимания, говорения, выразительного чтения, разными видами пересказа.
  • Воспитательные: воспитание доброты, милосердия, чувства коллективизма и взаимовыручки, любви к труду.
  • Развивающие: развитие художественного восприятия через выразительное чтение, иллюстрирование, инсценирование, устное рисование (пробуждение эмоций на художественный текст).

Оборудование урока: портрет писателя, рисунки учащихся.

Ход урока

Нету хуже, когда у человека душа сухая.
Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы
К.Г.Паустовский

Вступительное слово учителя.

В каждом настоящем писателе живёт учитель. К.Г.Паустовский, написавший за всю свою жизнь немало произведений, считал, что смысл литературы заключается в том, чтобы звать людей к прекрасному. Он не приемлет равнодушных к окружающему, душевно чёрствых. Поэтому эпиграфом этого урока я взяла именно его слова. Сегодня мы должны будем понять, чему учит нас сказка "Тёплый хлеб", почему она так называется, что сказочного и что реального в ней и как через живое слово можно понять смысл художественного произведения.

А пока давайте восстановим события сказки.

Война:Как много жизней она унесла, как много судеб она сломала, неся разруху, голод, ожесточение и боль и людям, и животным.

(Инсценирование отрывка сказки о первой встрече Фильки с Конём).

Эврическая беседа с классом.

- Ребята, почему обезумела метель?

- Что произошло после метели?

- Какое определение автор даёт морозу? (Колючий мороз). Что это значит? Является ли данное определение эпитетом?

- Что мы узнаем из текста о Фильке?

- Можем ли мы сказать, что он тоже колючий?

- Когда Филька понял, что поступил плохо? ( Не тогда, когда обидел коня, а позже, когда заплакал над рассказом бабки).

- Что это был за рассказ?

- Можно ли поправить злодейство? (Можно и нужно, но только преодолев препятствие и искупив вину).

- Каким предстаёт перед нами ночной пейзаж? Какой эпитет ярче всего характеризует эту картину? (Жгучая пустота. Ничего нет в мире - одна пустота. Филька понял, какое зло может принести "холодное сердце").

- Как он идёт к дому Панкрата? ("Бежать он уже не мог, а шёл, тяжело загребая ногами").

- Что посоветовал Панкрат и что надумал Филька?

- Почему Филька говорит: "Наши ребята хорошие"? Значит, какой человек может позволить себе выражение "Ну тебя!", может отмахнуться от чужой беды? (Злой, равнодушный, жестокий).

- Если Филька изобретёт спасение от стужи, каким он станет человеком? Найдите эпитет. (Чистый человек).

Словарная работа. Индивидуальное задание: выписать из словаря все значения слова "чистый" и объяснить, в каком значении употреблено слово в данном контексте.

Чистый - в словаре 8 значений, в данном контексте употреблено во втором: "нравственно-безупречный, честный, правдивый, беспорочный".

- Какой эпитет указывает на то, что зло ещё не исправлено? (Солнце в тот день встало в тяжёлом дыму").

- Как пришло спасение?

- Как вы думаете, что сыграло большую роль в успехе: совместный труд людей или волшебство, связанное с болтливой сорокой? (Труд людей).

Индивидуальное задание: выбрать в тексте сказочные и реальные мотивы.

Реальное

Война, раненый конь, голод, злоба

людская, озлобленный мальчик, инвалид, просящий подаяние, решение Фильки идти за помощью к людям, совместная работа, труд, растопляющий льды, возвращение к жизни мельницы и всей деревни.

Сказочное

Мельник-колдун, колючий мороз в валенках, рассказ бабки о столетнем происшествии, болтливая сорока, думающая лиса, конь, способный наказывать.

Обращение учащихся к словам Д.Уэбстера: "Люди вместе могут совершить то, что не в силах сделать в одиночку:" Труд и взаимовыручка заставляют отступить беду, несчастье, зло.

- Как изменился мир, когда люди взялись за общее дело? (В нём нет пустоты: капель, шум листвы, звонкие берёзовые дрова).

- Автор говорит, что по деревне поплыл запах тёплого хлеба. Является ли в данном случае слово "тёплый" эпитетом?

Словарная работа. Индивидуальное задание: выписать из словаря все значения слова "тёплый".

Тёплый - в словаре 4 значения, в данном контексте употреблено в первом: "дающий, источающий тепло".

- Можно ли поставить точку, закончить сказку?

- Найдите в тексте авторские эпитеты в описании природы, которые указывают, что зло ещё до конца не исправлено? (Ветер гнал рыхлые тучи, вперемежку неслись то холодные тени, то горячие солнечные пятна).

- Как Филька помирился с конём?

- Прав ли Панкрат, когда говорит: "Филька не злой человек"?

- Как изменился Филька?

- По каким словам мы можем судить, что конь простил Фильку? ("Конь положил голову на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия". И, наверное, от тепла, которое исходило уже не от человека с холодным сердцем, а от человека с добрым сердцем).

Словарная работа.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

В старину отзывчивого, доброго человека называли человеком с милым сердцем. И Шевелёв писал: "Милосердие - это деятельная доброта".

- Какое выражение с последней страницы сказки могло бы стать пословицей, потому что оно содержит в себе народную мудрость? ("Не только человеку извинения требуются!")

Индивидуальное задание: найти в сказке выражения, которые могут быть пословицами, поговорками, содержат народную мудрость?

  • "Зачем помирать? Надеяться надо".
  • "Льготного срока не будет".
  • "Будет и мука, и вода, и всеобщее спасение".
  • "За твою дурь расплачиваться своим горбом".
  • "От теплоты лёд начал оседать".
  • "Сорока - самая болтливая птица на свете".
  • "Хлеб-соль подносить".
  • "Бери хлеб, мирись!"
  • "Сорока трещала, как пулемёт".

- Почему же сказка о Фильке и о коне называется "Тёплый хлеб"? (Хлеб примирил Фильку и коня).

- В каком значении употреблено слово "тёплый" в названии сказки? Является ли оно эпитетом? (Слово "тёплый" употреблено в значении "согревающий душу, ласковый, приветливый, отличающийся внутренней теплотой").

- Какова же народная мудрость сказки? (Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому).

Беседа о рисунках учащихся. Связные ответы на вопрос, что нарисовали и почему.

Заключительное слово учителя.

Евгений Евтушенко писал:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

- Каких зверей нужно убить внутри себя? Через что надо переступить, чтобы стать милосердным?

К.Г.Паустовский хотел, чтобы читатели его произведений были добрыми, любили окружающий мир, чувствовали родство с ним и готовность в любой момент прийти на помощь. Поэтому любимый герой его сказок - человек отзывчивый, чуткий, с добрым и милым сердцем. Мы живём в мире, где много жестокости, зла, равнодушия, но христианские заповеди учат нас любить и прощать. Старые мудрые люди говорят: "Лучше подавать, чем просить". Помоги человеку добрым словом, добрым делом, и настанет время, когда и тебе помогут, как помогли Фильке ребята.

Домашнее задание.

  • Письменно ответить на вопрос: Какую роль в тексте художественного произведения играют эпитеты?