"Погружение" в текст художественного произведения

Разделы: Литература


ЦЕЛЬ: Приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развитие их способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы и отражённых в ней явлений жизни и на этой основе формирование эстетических вкусов, потребностей, гражданской идейно-нравственной позиции (т.е. через подготовку квалифицированного читателя – к формированию духовно богатой личности).

ЗАДАЧИ:

  • Освоение культуры работы с текстом (как устным, так и письменным).
  • Развитие критического мышления (способности структурировать знания, формулировать проблемы, предлагать и оценивать пути их решения, рационально защищать полученные выводы, понимать, развивать и использовать понятия и обобщения, отличать факт от мнения);
  • развитие речи (обогащение словарного запаса, усиление коммуникативных свойств речи, овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка);
  • развитие творческих способностей учащихся.
  • Учить самостоятельности, активности при совместной работе в группе, умению корректно отстаивать свои взгляды.

ВСТУПЛЕНИЕ,

Приобщение к чтению – основная задача учителя литературы; и не просто приобщить, а воспитать, пробудить интерес, любовь к чтению. Но в последнее время мы всё чаще употребляем другой глагол – “заставить” читать. Конечно же, нам понятно, что “заставить” любить книгу невозможно. Книги в жизни большинства современных школьников являются лишь очередным заданием на дом (прочитать “от сих до сих”). Вернуть ученика к книге – сложная задача. Против нас сильные противники – телевидение, компьютер и др. достижения научной мысли. Конечно, сейчас уже разработаны и нами апробированы многие методики, когда эти противники стали нашими союзниками. Но оказывается, что современная техника всё равно далека прежде всего от Слова. И это СЛОВО наших писателей мы стараемся донести на уроках до учеников.

Сергей Аверинцев в “Похвальном слове филологии” написал, что “филология есть искусство понимать сказанное и написанное. Её дело – кропотливая деловитая работа над словом, над текстом. Слово и текст должны быть для настоящей филологии существенней, чем самая блистательная концепция”. (Литература: Приложение к газете “Первое сентября”. – 2007. №1.-с.37.)

Чтобы быть услышанным, мы используем различные методы работы с текстом произведения.

Всем нам знакомо высказывание: “Учитель должен быть немного актёром”. Выразительное чтение, чтение по ролям – что это, как не основы актёрского мастерства?

И чтобы урок не стал “театром одного актёра” - учителя, - я стараюсь вовлечь в актёрскую игру учеников.

Известно, что ребёнок развивается, познаёт мир в игре. Это основная форма работы с детьми младшего возраста. И если в начальной школе игра как форма обучения ещё применяется, то в среднем и уж тем более в старшем звене мы порой забываем, что перед нами ещё дети, для нас они прежде всего ученики, в которых мы должны вложить определённые знания, умения, навыки. Основы ролевой игры наши ученики знают с детства (“дочки-матери”, “казаки-разбойники”, игры в войну у мальчиков, в школу – у девочек и т.д.). Так почему же эти их знания, умение перевоплощаться не использовать на уроках литературы, постигая смысл произведений классиков?

Так и возникли мои уроки “погружения” в текст художественного произведения.

Метод “погружения” в текст художественного произведения является составной частью технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”. Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо – те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаём информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идёт не о первичном обучении письму и чтению, как это происходит в начальном звене школы, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости.

С помощью письма ученик рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима.

“Погружение” в текст произведения – это своеобразное “присвоение” материала, возможное только при условии, что он (материал) понят, “переведён” на “свой” язык. Ученик настолько проникся мыслями, чувствами, поступками героев, что сам начинает думать, как они, просчитывать их поведение в различных ситуациях, даже говорить на “языке” персонажей художественного текста. Ибо “…чем сильнее рассказываемая нам история захватывает нас именно как “жизнь”, в своей собственной, как бы независимой от художника жизненной созерцательности, чем безогляднее мы верим и отдаёмся её вымыслу, тем значительнее для нас встреча с созданным художником миром, именно как встреча с искусством. Это изначальное, опорное условие нашего подхода к искусству, неотменимый содержательный канал его восприятия, вне которого встреча с искусством никогда не станет для нас тем процессом встречи с душой художника, о которой говорил Толстой”.(И.Виноградов. “Духовные искания русской литературы”. – М., 2005.)

Приём “погружения” в текст предполагает различные ролевые игры: от обычного инсценирования до моделирования отсутствующей в тексте ситуации, исходя из заложенных автором характеристик.

В младших классах это такие задания, как пересказ эпизода от лица одного из действующих героев. Не такое и простое задание: оно требует точного знания характера героя, чтобы “просчитать” его восприятие происходящих событий. Задание инсценировать сказку, басню и т.п. предполагает уже обучение работе в группе. И, наконец, учитывая умения и навыки, полученные в 5-8 классах, в старшем звене можно приступать к более сложным заданиям: моделирование поведения, мыслей и чувств героев, т.е. учащиеся уже могут предположить, что тот или иной персонаж предпримет в ситуации, которую ему предлагает не автор, а современный читатель. Например, такая ситуация – литературный персонаж сам рассказывает о себе; или – герои произведения отвечают на наши вопросы. Можно усложнить задачу: смоделировать сцену, только упомянутую в произведении, но не описанную автором. Или – предположить, что произойдёт с героями по окончании повести или романа.

Способы реализации.

Метод “погружения” в текст художественного произведения хорош тем, что его можно применять и в младших, и в старших классах.

В учебные хрестоматии 5 и 6 классов уже включено такое задание, как пересказ текста от лица действующего персонажа:

1) при чтении и обсуждении глав из повести М.Твена “Приключения Гекльберри Финна”, где повествование ведётся от лица Гека, предлагается передать содержание от лица Тома Сойера (это сделать не так уж и просто, т.к. характер Тома предполагает иное отношение к пересказанному событию – подготовке освобождения негра Джима; поэтому предварительно нужно обсудить, проанализировать черты характера Тома Сойера);

2) при изучении повести А.С.Пушкина “Метель” интересно такое задание: пересказать сцену венчания от лица героини, свидетеля венчания (по выбору), Бурмина.

Изучая комедию Н.В.Гоголя “Ревизор”, мы проводим творческий урок, к которому учащиеся готовятся заранее: разбиваются на группы, с помощью учителя выбирают эпизоды для инсценировки. Учитель не только консультирует детей, но и приучает к мысли, что, играя персонаж, они по-своему трактуют и его характер. (В младших классах мы таким образом инсценируем Сказки, басни Крылова).

Подобные задания подготавливают учащихся к более сложной работе – непосредственному “вживанию” в образ персонажа художественного произведения.

После изучения в 9 классе комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” предлагаю учащимся такую творческую работу – Опросный лист “Представь героя” (она может быть как письменной, так и устной). Из персонажей пьесы учащиеся выбирают “своего” героя и по предложенным вопросам (см. Приложение 1) рассказывают о “себе” (т.е. о Лизе, Молчалине, Скалозубе и т.д.) Такое задание предполагает не только хорошее знание текста комедии, но и понимание характера героя из эпохи 19 века, умение предположить (домыслить), что может думать этот персонаж о происходящих событиях, конечно, ориентируясь на заданные автором характеристики.

В том же 9 классе после изучения поэмы Н.В.Гоголя “Мёртвые души” мы проводим уроки – Заседания “Клуба помещиков”. Класс делится на группы, таким образом получается по 4 – 5 “Маниловых”, “Коробочек”, “Ноздрёвых”, “Собакевичей”, “Плюшкиных”. Каждый “клуб” должен придумать девиз и программу, нарисовать эмблему или герб своего “клуба”. Причём всё это должно отражать основные черты характера, жизни “своего” помещика. А на уроке идёт настоящая борьба по привлечению в “свой” клуб как можно больше членов. Учащиеся представляют не только творческие работы (гербы, эмблемы, программы – см. Приложение 2), но и используют в представлении различные детали одежды, быта персонажей.

В 10 классе работу над романом Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание” завершает урок (а точнее, уроки) – Суд над Раскольниковым. Подготовка к такому уроку ведётся тщательная: подбираются ученики на “роли” героев романа, сама назначаю защитника (читателя-исследователя) и прокурора (читателя-следователя), судью; оставшиеся становятся представителями прессы (они освещают “суд” в “своих” газетах). Заранее вывешивается объявление о “суде”. Работаю с каждым участником “суда” : особенно с прокурором и адвокатом. (Материалы к уроку – см. Приложение 3)

Приём “вживания” в образ литературного героя использую на уроке – Пресс-конференции по “Севастопольским рассказам” Л.Н.Толстого. Для каждого из рассказов (обычно по рядам, т.к. три рассказа – три ряда учащихся в классе) назначаются “свои” Автор, Историк, Врач, Военспец, Психолог, Участник событий. Они выходят к столу, где стоят обозначающие их таблички, они и отвечают на вопросы, которые им задают учитель и класс (т.к. не все могут быть Автором, Врачом и т.д., то остальные получают задание – подготовить вопросы по каждому рассказу; причём учащиеся представляются корреспондентами газет и журналов, выходивших в середине 19 века). (Материалы к уроку – см. Приложение 4)

Новый приём работы с текстом – “РАФТ”: Р – роль (от имени кого этот текст), А – аудитория (кому адресован текст), Ф – форма (письмо, поток сознания, записка, дневник и т.д.), Т – тема (о чём). Приём “РАФТ” обеспечивает эмоциональное, познавательное, информативное и аналитическое восприятие текста. Этот приём я использую при изучении романа Л.Н.Толстого “Война и мир”. После чтения третьей части первого тома предлагаю такие вопросы на выбор: “Что мог бы написать в своём дневнике старик Болконский после отъезда отца и сына Курагиных из Лысых Гор?” или “Что могла бы написать в своём дневнике княжна Марья после отъезда Курагиных?” Соответственно получается такой “РАФТ”:

Роль:

  1. Князь Николай Болконский \
  2. Княжна Марья.

Аудитория: для себя.

Форма: дневник.

Тема: сватовство Курагиных.

(Работа учащейся – см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.)

В 11 классе метод “погружения” в текст использую при изучении повести В.Г.Распутина “Прощание с Матёрой”. Проводим урок – Сельский сход. Класс делится на две половины – “за” и “против” затопления Матёры. Каждая группа готовит свои доказательства, факты (из повести), аргументы и контраргументы в защиту своей точки зрения. На таком уроке учимся корректно спорить, доказывать свою точку зрения, выходя в конце “схода” к нравственным проблемам современности.

Уроки внеклассного чтения тоже можно проводить по методике “вживания” в образ. Так урок по повести В.Г.Распутина “Живи и помни” провожу в форме пресс-конференции. Это необычная пресс-конференция, т.к. нет одного стола, а за двумя, отдельно стоящими столами, сидят герои повести Настёна и Андрей Гуськовы (вопрос классу: “Почему они не вместе?”). Предварительно – до урока – объясняется только форма урока, чтобы учащиеся знали, в каком ключе им читать повесть (девушки представляют Настёну, юноши – Андрея), и даётся задание: подготовить вопросы героям. По ходу урока ученики, представляющие героев, могут меняться. (Материал к уроку – см. Приложение 6)

Обычно уроки, построенные по методу “погружения” в текст, бывают заключительными в теме, когда произведение прочитано, проанализировано, и при обсуждении учащиеся уже определились в своём отношении к тем или иным персонажам. Трудность, которая возникает при применении этого метода, объективна: сегодняшний взгляд на литературных героев прошлого. Время неизбежно влияет на наши симпатии и антипатии к литературным персонажам. В зависимости от нынешних проблем мы порой совсем по-иному смотрим на тех, кого не принимали или кому отдавали предпочтение. Хотя они были и остались такими, какими их создали наши великие писатели. Но в том, наверное, и величие их, что персонажи неоднозначны, они не существуют в каком-то едином незыблемом измерении, и каждое новое поколение находит в них именно то, что живо соприкасается с сегодняшним днём.

Презентация.