Литература
-
А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества. Пьеса "Вишневый сад" 2014
Урок построен как семинар с элементами ролевой игры. Уровневые задания, предложенные в данном материале, помогут учителю обобщить знания по литературе XIX века, расширить знания учащихся о жизни и творчестве А.П. Чехова. На уроке проводится исследовательская работа, помогающая раскрыть содержание пьесы «Вишневый сад», рассматривается тема ответственности человека за свои поступки, поднимается тема экологии.
-
Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы 2014
Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня учителя задумываются над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Автор статьи делится опытом по использованию инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе.
-
М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" - историческая поэма о России XVI века
2014
Цель урока: продолжить изучение поэтических произведений на историческую тему, сопоставляя с данными истории и выявляя авторскую позицию; выявить художественное своеобразие поэмы и ее связь с фольклором; развивать монологическую речь, аналитическое мышление; воспитывать чувство сопричастности к прошлому страны, патриотизм.
-
Судьба русской женщины (по рассказу А.Солженицына "Матренин двор" и повести Ф.Абрамова "Пелагея") 2014
Урок адресован учащимся 9-го класса. В качестве внеклассного чтения им рекомендуется прочитать повесть Абрамова «Пелагея». Задача урока – сравнить судьбы женщин, подчеркнуть их нравственные начала, ответить на проблемные вопросы, поставленные авторами произведений, поразмышлять о смысле жизни.
-
Загадка Шекспира: был или не был? 9-й класс 2014
Цели урока: активизировать познавательную деятельность учащихся; вовлечь их в творческую поисковую работу, пробуждая интерес к личности и творчеству У.Шекспира; приобщить учащихся к духовному наследию культуры эпохи Возрождения; способствовать воспитанию высоких эстетических и нравственных чувств.
-
Литературно-музыкальная гостиная "Маленькая страна" поэтического творчества Н.А. Кудрявцевой (уроженке с. Мулино Нагорского р-на Кировской обл.) 2014
Цель литературно-музыкальной гостиной – знакомство с жизнью и творчеством уроженки с. Мулино Нагорского района. На занятии дети, родители, педагоги узнали, что на нашей родной земле есть замечательные поэтические таланты. Н.А. Кудрявцева училась в Мулинской школе, затем стала учителем, всегда писала стихи. Свои стихотворения Нина Аркадьевна посвящает воспоминаниям о детстве, любимой школе, сельской библиотеке, родном селе, речке Вятке, природе, друзьях...
-
Литературное кафе "Бродячая собака". Разработка открытого внеклассного мероприятия по литературе. 9–11-й классы 2014
Понятие «Серебряный век» появилось в 60-х годах XX века, уже после смерти всех его представителей. Сами себя они называли модернистами. В новой литературе наметились три основных течения: символизм, акмеизм, футуризм. Местом паломничества писателей, композиторов, художников, критиков разных верований и направлений стало литературное кафе «Бродячая собака», открывшееся 31 декабря 1911 года в Петербурге.
-
Проблема трагической любви в рассказе И.А. Бунина "Чистый понедельник" 2014
Цели урока: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством И.А. Бунина, книгой «Темные аллеи»; проанализировать рассказ «Чистый понедельник»: раскрыть проблему любви, выяснить причины трагической судьбы героев; познакомить с духовным наследием России; развить навыки аналитического чтения эпического произведения.
-
Образ святой Руси в зеркале литературы 2014
Личный пример учителя является сегодня основным принципом организации духовно-нравственного развития и воспитания личности. Обращение к русской святости - одна их важнейших задач возрождения России. Формирование духовно-нравственной личности является одной из главных целей изучения предмета «Литература».
-
Духовно-нравственное величие женщины в поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины" 2014
Цели урока: воспитывать нравственные качества: долг, ответственность, сопереживание, милосердие, любовь к семье, патриотизм, стойкость, мужество; формировать гражданскую идентичность; познакомить обучающихся с историей написания поэмы Некрасова «Русские женщины», историческими событиями, отраженными в произведении; ввести понятие «дилогия»; раскрыть тему, проблему, мотив, идею, пафос поэмы; обучать актерскому мастерству.
-
Игра "Кто хочет стать миллионером?"
2014
Урок служит расширению кругозора учащихся и популяризации знаний в рамках общеобразовательных дисциплин, формированию умения использовать полученные знания в игровой ситуации, воспитанию активной жизненной позиции и уверенности в своих знаниях. Представлен один тур игры из разработанных семи.
-
Литература и Коран. 93 сура Корана "Утро" и пушкинский "аналог" – "Клянусь четой и нечетой…" 2013
Главная цель урока – определить степень сходства и различия 93-й суры из Корана и произведения А.С. Пушкина «Клянусь четой и нечетой…». Для этого проводится предварительное ознакомление с догматами ислама. Сопоставление текстов помогает понять художественный смысл пушкинского обращения к Корану. В результате процесс взаимопроникновения разных национальных культур становится понятным и логичным.
-
Мировое значение творчества Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой и культура ХХ века
2013
Цели урока. показать величие литературного и публицистического наследия Толстого, тесно связанного с культурно-историческим процессом ХХ века; раскрыть мировое значение его творчества.
-
Урок внеклассного чтения "Своя игра" по повестям А.П.Неркаги "Белый ягель" и "Анико из рода Ного" 2013
Урок проводится в форме известной телевизионной игры. Условия проведения адаптированы для учащихся 9-11-х классов. Урок направлен на развитие интеллектуальных способностей учащихся, расширение их кругозора, формирование интереса к творчеству писателей Ямала и воспитание любви к родному краю.
-
Открытый урок по литературе на тему "Особенности поэтической речи". 5-й класс 2013
Урок литературы позволяет сформировать у учащихся представление об особенностях стихотворной речи, средствах художественной выразительности. В ходе работы на уроке ребята практикуются в сочинении собственных четверостиший. Данный приём позволяет закрепить литературоведческие понятия, умение пользоваться словарём литературоведческих терминов.
-
Урок по комедии А.Грибоедова "Горе от ума". Тема: "Кого любит Софья Павловна? 9-й класс 2013
Урок литературы в 9-м классе по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» проводится с целью проанализировать отношения главных героев.
-
Праздник "День славянской письменности и культуры" 2013
Цель праздника: обеспечить мультимедийную поддержку учебного материала для активизации учебно-воспитательного процесса.
-
Интегрированный урок по английскому языку и русской литературе "1150 лет славянской письменности" 2013
24 мая 2013 года мир отпраздновал 1150-летие славянской письменности, созданной великими просветителями, святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием. Целью интегрированного урока, прошедшего в нашей школе 17 мая в 5-х, 7-х и 10-х классах, явилось ознакомление учащихся с историей славянской письменности, расширение их кругозора новыми знаниями о славянских просветителях Кирилле и Мефодии.
-
Литературное краеведение. Лирические песни ненцев. Тематика и художественная форма лирической песни 2013
Этот урок даёт возможность учителю литературы показать учащимся, что лирическая песня есть как у русского народа, так и у малочисленных народов России. На занятии ребята смогут ознакомиться с текстами лирических песен ненцев, увидеть наглядно тематику и художественную форму лирической песни.
-
Конспект урока литературы по антикоррупционному просвещению. Тема: «Вневременное значение поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"» 2013
Цели урока - формирование умения грамотно анализировать прочитанное художественное произведение и проводить сравнительный анализ разных произведений; освоение текстов художественных произведений русской классической литературы и писателей-северян.
-
Бинарный урок по литературе и английскому языку "Маленькие шедевры" 2013
Урок построен по технологии групповой поисковой деятельности на основе метафорического мышления. Перед учащимися ставится задача написать хокку на русском и английском языках. Ученики работают в группах, парах и индивидуально (повторяют выразительные средства языка). Прослушивают, проговаривают составленные хокку. Во время физкультминутки - релаксация под японские хокку на фоне японской музыки.
-
Духовная и нравственная ценность рассказов В.М. Шукшина
2013
Урок можно проводить в качестве урока внеклассного чтения после изучения творчества И.А.Гончарова в 10-м классе или в 11-м классе при изучении творчества В.Шукшина. Большая роль отводится учителю, важна эмоциональность урока, умение ненавязчиво и логично связывать происходящее в рассказах с жизнью. Презентация к уроку даёт возможность детям получить не только знания, но и хороший позитивный настрой.
-
Использование опорных конспектов на уроках литературы 2013
Использование опорных конспектов позволяет развивать творческие способности учащихся, формирует у них основы критического мышления. Создание опорного конспекта – сложная творческая задача, требующая от учителя и учеников глубокого знания материала, способности к обобщению и абстрагированию. Приводятся примеры использования опорных конспектов на уроках литературы.
-
Философия любви. Урок по произведению Экзюпери "Маленький принц" 2013
Урок знакомит с биографией писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Рассматриваются понятия «тщеславие», «честолюбие», «альтруизм». Учащиеся работают с художественным образом, постигают значение образа-символа, анализируют художественное произведение, используя ценностные понятия.
-
Урок внеклассного чтения "Волшебные инструменты" (музыка в эпосе народов мира). 5-й класс 2013
Урок направлен на знакомство с народными музыкальными инструментами и их звучанием. Расширяются знания учащихся о сказках народов мира, о музыке и музыкантах.
-
Падение интереса к чтению у современных школьников 2013
В статье изучается поиск современных форм и методов развития литературных интересов школьников.
-
Урок литературы по теме "Моя святая тайна, мой вересковый мед". 5-й класс 2013
Урок зарубежной литературы в 5-м классе знакомит учащихся с произведением Р.Л. Стивенсона «Вересковый мед», расширяет их знания о жанре «баллады», дает возможность познакомиться с понятием «литературный перевод».
-
Обучение сочинению на литературную тему 2013
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, воспитывает, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует, побуждает задуматься над тем или иным вопросом, лучше понять его, привести в порядок свои мысли, тем самым обогатив себя. Сочинение является важнейшей формой аттестации учащихся. Именно поэтому статья посвящена крайне актуальной и важной проблеме – обучению написания сочинения на литературную тему.
-
Применение технологии "Развитие критического мышления" в урочной и внеурочной деятельности 2013
В статье рассмотрены вопросы управляемости педагогического процесса и создании инструментария для работы учителя: педагогические технологии в педагогическом процессе, внедрение инноваций.
-
Что такое настоящий подвиг? По рассказу М.Горького "Старуха Изергиль". 7-й класс 2013
Цель урока: помочь учащимся осмыслить понятие «подвиг», поступки героев с точки зрения человеческой личности; показать особенности ранней прозы Горького, отметить её народно-поэтические истоки; воспитывать уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, добру, мужеству, служению людям.