Усадьбы
старые разбросаны
По
всей таинственной Руси…
Н. С. Гумилев
Русская классическая литература – от Державина до Блока – тесно связана с жизнью дворянской усадьбы. Именно там великие писатели (Пушкин в Захарове, Лермонтов в Тарханах, Некрасов в Карабихе, Чехов в Мелихове, Блок в Шахмотове) уже в детстве познакомились с живым источником русской культуры, национальными традициями и характерами. Боратынский впитал поэзию родного края в тихой Маре, нашел в Муранове «милую страну», в которой «сердце томное, больное … для дружбы расцвело и счастье вновь уразумело». Пушкин впервые ощутил себя национальным поэтом в Михайловском, Тургенев среди парижской суеты уносился мыслью в родное Спасское…
В «деревне» жили прототипы их героев… Каждый писатель творил свой собственный мир, исходя из личностного видения, индивидуального опыта, в реальной атмосфере дворянского гнезда, в котором он родился, воспитывался и жил.
Дворянская усадьба XVIII – начала XIX века – это уникальный культурный мир эпохи русского Просвещения. Интенсивное строительство усадеб началось после выхода «Манифеста о вольности дворянства» (1762), по которому дворянин получал право не служить, а, выйдя в отставку, жить на доходы от родового поместья.
Как научить любить, уважать и беречь свое прошлое? Начинать, думается, нужно с воспитания любви, ответственности за судьбу русской культуры у наших детей. Чеховское Мелихово. Ездила туда на автобусе с детьми. Цель у меня одна – показать, каким обаятельным человеком был Антон Павлович. В конце мая мне довелось побывать там. К дому-музею ведет цветущая сиреневая аллея. А вокруг из зеленой травы большими наивными глазами глядят незабудки. С Мелиховым связаны семь лет жизни А.П. Чехова (1892–1899). Там он написал произведения: «Палата №6», «Черный монах», «Скрипка Ротшильда», «Три года», «Моя жизнь», «Дом с мезонином», «Мужики», «Ионыч», пьесу «Чайка».
И вот мы, экскурсанты, в его кабинете, где сам интерьер, вещи, картины создают представление об изумительном тонком художнике слова.
Большой письменный стол. Уютный диван. Старинный книжный шкаф. На стене картина знаменитого художника-пейзажиста Левитана, а рядом фотографии Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, И.И. Левитана. На письменном столе два подсвечника, чернильница, футляр от пенсне, стопка тонких журналов. Белеет большой лист бумаги, исписанный рукой писателя. На нем – ручка. Кажется, Антон Павлович вышел ненадолго, в свой сад.
«Какой у меня сад! Какой наивный двор! Какие гуси! Липовая аллея…». Может быть, в саду сажает деревья, ухаживает за любимыми розами или в задумчивости присел на берегу небольшого пруда перед домом половить карасей, которым все-таки «собирался дать конституцию».
Взгляд останавливается на аптечке в светло-коричневом футляре. Ее доктор Чехов брал с собой, навещая тяжелых больных. При своем писательстве Чехов был еще земским врачом с большой практикой. Обращает на себя внимание одна фотография. С нее смотрит на нас пленительное умное благородное лицо великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Антон Павлович очень любил музыку Чайковского и самого Петра Ильича. В письме к нему Чехов писал: «Подарил бы Вам солнце, если бы оно мне принадлежало».
В Мелихове в гостях у А.П. Чехова бывали литераторы Суворин, Лейкин, Гиляровский, часто бывал Левитан.
Семья Чеховых была большой и талантливой. Мать Евгения Яковлевна была наделена огромным запасом человечности и доброты. Отец же, Павел Егорович, напротив, был нрава деспотического, но человеком был одаренным: хорошо играл на скрипке. В Таганроге, где родился в 1866 году Антон, он был регентом церковного хора. Родителей своих Антон Павлович очень ценил.
У Антона Павловича было четыре брата: Александр, Николай, Михаил, Иван – и единственная сестра Маша, подругой которой Ликой Мизиновой Антон Павлович был одно время очень увлечен. С весны 1892 года она часто гостила в Мелихове. Письма Чехова к Лике полны шуток и затаенной нежности. Он писал: «Жду Вас и мечтаю о Вашем приезде, как житель пустыни бедуин мечтает о воде».
Адресатом Антона Павловича была и писательница Лидия Алексеевна Авилова. Они познакомились в январе 1889 года в Петербурге – в доме ее зятя, издателя «Петербургской газеты» С.Н. Худекова. Себя Л.А. Авилова узнала в героине чеховского рассказа «О любви». Авилова была замужем. У нее был благополучный муж и дети. Любя Чехова, она испытывала чувство безнадежности.
В чеховских произведениях, написанных в Мелихове, отразились думы писателя о судьбе простого человека.
Чехов никогда не стоял в стороне от нужд крестьянства и интеллигенции. Он был основателем бескорыстной русской медицины, лечил простой люд, покупал и выдавал из домашней аптеки лекарства, строил холерный барак, боролся с холерой в Серпуховском уезде, помогал многим ходатайствами по самым различным делам. А.П. Чехов выстроил три школы: в Тележе, Новоселках и Мелихове. Но что это значит – построить школу, потом вторую, третью? Ведь Чехов не был ни богачом, ни даже просто состоятельным человеком. Он жил литературным трудом. В одном из своих поздних писем Антон Павлович писал: «У меня никогда не было зимнего пальто дороже 50 рублей. Деньги мои улетают от меня, как дикие птицы… Чтобы нажить капитал, остался только один способ – безнравственный. Жениться на богатой или выдать «Анну Каренину» за свое произведение».
У Антона Павловича была душа страстного путешественника. В 1890 году он предпринимает поездку на Сахалин, путешествие было трудным. Через всю Россию, по бездорожью, больной чахоткой. За три с небольшим месяца А.П. Чехов обошел все сахалинские тюрьмы и поселения. Он знал в лицо всех русских каторжников, видел даже легендарную Соньку Золотую Ручку. «Сахалин – место невыносимых страданий» – такой вывод он сделал в книге «Остров Сахалин».
В Мелихове окончательно укрепился авторитет Антона Павловича как главы семьи, опоры близких. Брат писателя Михаил Павлович проявил себя толковым хозяином в Мелихове. Роли в хозяйстве были распределены так: сестра принялась за сад и огород, Михаил за полевое хозяйство, сам Антон Павлович – за посадку деревьев и уход за ними.
Чехов любил и высоко ценил брата Александра, писателя, и особенно Николая, человека добродушного, мягкого. Письма его к братьям полны стремления помочь Александру и Николаю вырваться из болота заурядности. Его письма имеют не только личный, а широкий общий смысл.
«Воспитанные люди, – писал А. П. Чехов Николаю, – должны удовлетворять следующим условиям:
- Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.
- Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам.
- Они платят долги.
- Лжи они боятся, как огня.
- Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.
- Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они горды своим талантом.
- Они воспитывают в себе эстетику: не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу.
- Из уважения к чужим ушам они чаще молчат».
Сам Антон Павлович работал чрезвычайно много. Десятитомное собрание сочинений – итог его творческой деятельности, которая не покидала его ни на минуту. В 1897 году тяжелые легочные кровотечения заставили лечь Чехова в московскую клинику. Вскоре отец умер («выпала самая главная шестерня из мелиховского хозяйства»), без отца опустело и было продано Мелихово, а Антон Павлович строит дачу в Ялте на пыльной Аутской улице. В Ялте он, оторванный от Москвы, от друзей, от Московского Художественного театра, тосковал.
В эту пору в жизнь Антона Павловича вошла Ольга Леонидовна Книппер, актриса Художественного театра.
Чехов и его жена были людьми особенными, единственными в своем роде. Они люди редкой и прекрасной судьбы. У Чехова главное – одиночество писательского труда, у Книппер – сцена, кулисы, спектакли и репетиции.
«Театр дал мне жизнь, дал много горя, дал много радости, дал тебя, сделал меня человеком», - писала О. Л. Книппер-Чехова 16 марта 1902 года. Переписка великого драматурга и актрисы, для которой были созданы пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», мало походила на обычные супружеские письма. Ольга Леонидовна называла себя «мифической женой», потому что больной Чехов жил в Ялте, а его жена играла в Москве. «Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не мы, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству», – писал ей Чехов 27 сентября 1900 года. А 23 января 1902 года с горечью и мукой: «Получил от тебя письмо, в котором ты пишешь, что приедешь на первой неделе поста. Это для того, чтобы уехать в среду на той же неделе в Петербург? О, не мучь меня, моя милая, близкая моя, не мучь!»
Они были очень разные по своему складу люди. «У тебя никогда не было потребности поделиться. Ты человек сильный. Ты все можешь переносить молча». У нее же эта потребность была. Ей хотелось поговорить, и душу отвести.
Чехов же ценил сосредоточенность, был не многословен, писал охотнее, чем говорил, о своей работе не умел говорить совершенно.
В первой половине 1903 года Ольга Леонидовна переживала какой-то болезненно острый душевный конфликт, и это отразилось на ее письмах. Антон Павлович грустно отшучивался. 5 февраля 1903 года он писал жене: «Значит, ты меня уже бросила? Уж не любишь? Если так, то напиши, и я вышлю тебе твои сорочки, которые лежат у меня в шкафу, а ты вышли мне калоши мои глубокие… Если же не разлюбила, то пусть все остается по-старому».
24 января 1903 года Чехов писал жене о молодости, которая пройдет через 2–3 года, о том, что надо торопиться, чтобы вышло что-нибудь.
Этот «гений надежды и отваги», человек необыкновенного душевного изящества прожил короткую, но чрезвычайно интересную и содержательную жизнь.
Умер А. П. Чехов в Баденвейлере в 1904 году.
О.Л. Книппер вспоминала: «В начале ночи Антон Павлович проснулся и в первый раз в жизни сам попросил послать за доктором. Помню только жуткую минуту потерянности: ощущение близости массы людей в большом спящее отеле и вместе с тем чувство полной моей одинокости и беспомощности.
Пришел доктор, велел дать шампанского. Антон Павлович… взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: «Давно я не пил шампанского…», спокойно выпил все до дна, тихо лег на левый бок и вскоре умолкнул навсегда…»
«Хорошо вспомнить о таком человеке, – писал М. Горький в своем очерке о А. П. Чехове, – тотчас в твою жизнь возвращается бодрость, снова входит в нее ясная мысль»
А. П. Чехов – это наша национальная гордость. И здесь, в Мелихове, ясно чувствуешь, что нет забвения для такого таланта, как Чехов.
Экскурсия по усадьбе Мелихово закончилась, а мы еще долго гуляли по музею-заповеднику, любовались весенней природой, дышали чистым воздухом. Уезжать не хотелось. Мы не прощаемся с Мелиховым, мы просто говорим: «До свидания» и оставляем на память монетки, чтобы когда-нибудь вернуться сюда снова.