Идейно-художественное своеобразие рассказа В.Закруткина "Подсолнух"

Разделы: Литература


Цели:

  • учить находить художественные средства выражения и определять их роль в произведении,
  • учить определять идею произведения, авторскую позицию,
  • дать понятия образ праведника, реминисценция.

Задачи:

  • знать:
    • средства создания и характеристики образов;
    • роль композиции рассказа в раскрытии идейного замысла рассказа.
    • идейный замысел рассказа «Подсолнух»
  • познакомиться с терминами: реминисценция, образ праведника.
  • уметь:
    • находить средства создания характеристики образов.
    • находить элементы композиции в тексте
    • определять авторскую позицию и средства её выражения.
    • уметь выражать своё отношение к авторскому замыслу.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Сообщение темы, целей, хода урока

III. Актуализация знаний

Фронтальный опрос:

  1. Что вы знаете о композиции как литературоведческом понятии?
  2. Вспомните приемы создания характеристики образа? (речь, портрет, авторская хар-ка, пейзаж, интерьер, поступок…)
  3. В каких произведениях используются данные средства  создания характеристики образа героя? Какова их функция в тексте?

IV. Переход к изучению новой темы

– Вы прочли рассказ В.Закруткина «Подсолнух». А что вы знаете об это писателе?

Дополнительное слово учителя

– Произведения В.Закруткина – это  «деревенская проза».
– В 2008 году исполняется 100 лет со дня рождения писателя.

Индивидуальное сообщение ученика о дате написания и издания рассказа

V. Анализ рассказа «Подсолнух»

– Какой эпизод  запомнился больше всего из рассказа, почему?
– Какие слова остались непонятными?

Групповая работа. Работа с текстом 1-4 абзаца:

1 группа: Выпишите из текста приметы пейзажа, указывающие на то, что действие происходит в донской степи.

2 группа: Найдите в тексте приемы авторской, портретной характеристики героя. Как В.Закруткин изображает дончака, степняка? В чем его отличительные особенности?

3 группа: Дайте речевую характеристику героев рассказа. (Опираясь на весь текст.) В какой местности так говорят?

Аналитическая беседа:

– С чего начинается рассказ?
– Какое настроение рождает пейзаж степи? Какие краски преобладают в описании?
– Пейзаж задает тон всему рассказу, предсказывает, что будет и «темное», и «светлое».
– Чем пейзаж в.Закруткина отличается от пейзажей других писателей? Какая природа здесь показана?

Пейзаж донской степи. Проверка работы  1 группы.

– С какой целью используется автором пейзаж?
– Что особенного в изображении степи? (Небо отображает землю)
– Как вы думаете, почему автор именно так  показывает пейзаж? (Взаимосвязь в природе, равноправие Неба и Земли. Выражение авторского мировоззрения, восприятия мира. Отсюда непонимание в «Матери Человеческой» причин поклонения Богородице, а не земной женщине. Земля важнее чем Небо.)
– Чем является пейзаж в композиционном отношении (плане)? (Экспозиция)
– На фоне контрастного пейзажа (небо – степь) мы знакомимся с главным героем. Он находится между двумя началами Небо и Земля, подчеркивается одиночество Отца.
– Кто он?
– Что вы знаете о нем из текста?

Проверка работы 2 группы

Для учителя:

                                                            ОТЕЦ

 

ТЕКСТ

Характеристика

Грозно топал

Авторская х-ка. Уверенный характер

Знали его все(+)

А/х.Уважаемый

К молчанию привык

А/Х.Молчаливый, спокойный

Удостаивал двумя-тремя словами

А/Х.Неразговорчивый

Высокий, плечистый с могучей грудью

Портрет.   Сильный

До революции батрачил

А/Х.Степенный, смиренный

Чабановал в совхозе

А/Х.Труженик

Острый взгляд замечал все, что творилось вокруг

А/Х.Наблюдательный
Все любили и побаивались этого большого, крепкого старика Уважали, любили

При  невзрачной, угрюмой, молчаливой внешности герой обладает внутренней силой духа,  напоминает богатыря = таков герой – дончак  В.Закруткина.

Проверка работы 3 группы

Нехай, грыз, брешите, черт-ма, ни в жисть, навроде Разговорная, простая, народная, диалектная – речь степного крестьянина.

Проблемная ситуация:

– Как вы думаете, почему главного героя  все звали Отцом?

(– был стариком, из уважения, авторитет;
– он называл всех, кто моложе , даже животных, сынками;
– дань памяти о погибшем за Родину сыне).

Беседа:

– Что мы знаем о сыне?
– Как история сына отразилась на Отце? (Используя  текст).

Воспоминание обожгло его, сдавило сердце Постоянная боль, память об утрате
не заплакал и тогда Выносливый, твердый характер
когда оставался один, вслух произносил «ероически погиб» тяжело перенес потерю  сына, не мог забыть о случившемся, не мог успокоиться 

– Подумайте, почему воспоминанию о сыне в тексте предшествует образ лебедя?
– Что символизирует лебедь? Что скрывается за образом лебедя, какие ценности? (Верность, чистота, забота, нежность, память, преданность)
– Как вы считаете, обладает ли Отец этими качествами? Поясните свою мысль.
– Почему Отец решил вырастить подсолнух? (Дать жизнь подсолнуху, для Отца значит, дать продолжение жизни частичке сына.)
– Как в тексте показано обращение Отца с семечком? Зачитайте.

Осторожно, точно лаская, положил
Подержал во рту
Засыпал перетертой пушистой землей
Любящий, помнящий сына, заботящийся о нем…

– Расскажите, как Отец ждал прорастания семечки?
– Вспомните, как воспринял Отец весть о взошедшем подсолнухе? («...глаза засияли влагой», «прикоснулся пальцем к слабому ростку» – словно к ребенку).
– Как вы понимаете слова Отца «Ну что ж, значит,  живой…»? (Слова о подсолнухе , но за ними  ощущается образ сына).
Как рос подсолнух?
– Найдите описание подсолнуха. Какие приемы использует автор? Какое ощущение при этом возникает у читателя? (Олицетворение: листья отбиваясь от ветра, лопотали, сравнение: желтели густо, как пчелиные соты»)
– А что произошло, когда подсолнух заболел? Дайте оценку этим событиям. (Все старались спасти подсолнух)
– Почему пастухи обращаются за помощью сначала к зоотехнику, а затем к агроному? (Подсолнух для них что-то живое).
– Какая сцена в рассказе наиболее ярко показывает заботливое отношение Отца  к подсолнуху? (Во время грозы.)
– В чем проявилось участие Фоки?
– Как вы думаете, случайно ли дан образ дяди Фоки в тексте?

Учитель обращает внимание на ассоциацию с Фомой Неверующим. Сила Веры Отца, его Надежды, Любви заставляет поверить и Фоку в будущее подсолнуха.
Можно провести параллели Фока – Фома Неверующий, Отец – Спаситель, Носитель Веры, Надежды, Любви. Обратите внимание на триединство в христианстве Отца, Духа и Сына. Может быть главный герой все же ближе не к Христу, а к Отцу Небесному, так как не проповедует, а является носителем веры, силы духа. И это является ответом на вопрос рассказа: небо = степи. Небо повторяет картину земли или же наоборот, земля является отображением небесной жизни. Отец Небесный спускается на землю.

– Давайте в таком же ключе посмотрим на образ Доньки, сопоставим его с героем библийского сюжета «Притчи о блудном сыне». (Донька – «блудный сын», обретший веру, нашедший Отца,…)

Чтение и анализ эпизода:

– Зачитаем абзац , где показаны мысли Доньки, когда он бежит за зоотехником.
– Как вы можете проанализировать эту фразу : «Чудо явиться всем»

Слово учителя: Здесь уже  прослеживается связь с Новым  Заветом «чудо  явится всем» – явление Христа народу. На самом деле это глубокое произведение с элементами реминисценции.

Реминисценция – это включение автором в свое произведение образов, стихов, фраз и т.п. из другого литературного произведения. Это воспоминание, ассоциация с другими художественными текстами, образами.
Реминисценция именно на христианскую тему (Библия, Новый Завет)  имеется не только в этом рассказе, но и в   повесть «Матерь Человеческая». Видение обычных земных людей сквозь призму небесного христианского мира– это мировоззрение В.Закруткина , его мировосприятие.

Аналитическая беседа:

– Какой момент в рассказе «Подсолнух» является кульминацией? Докажите свое мнение.
– Как вы оцениваете поступок Отца? Почему он поступил именно так?
– Какое отношение к человеку скрыто в это фразе: «Да разве ж мы не для людей его растили»? Поясните.
– Чем являются слова Отца в композиции текста? (Развязка действия)
– Зачем автор обращает наше внимание на то, что Отец «медленно провел ладонью по шершавому заполненному семечками гнезду»? О чем говорит этот жест. (Ощущение сыновей близости, его частички, для Отца подсолнух, как сын)

Слово учителя: В литературе 20 века появляется образ праведника, в произведениях Солженицына, еще ранее в творчестве Лескова.
Кто такой праведник? Посмотрим  в словарь Ожегова.

На доске:

ПРАВЕДНИК:
1) у верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.
2) человек ни в чем не погрешающий против правил нравственности.

Элемент дискуссии:

– Можем ли мы назвать Отца праведником? Объясните свою точку зрения.

Запись в тетради и на доске:

ПРАВЕДНИК:
Прошлое – труженик.
Нынешнее  – не грешит против правил нравственности, добра;
                   – проповедует жизненные принципы гуманизма.
                   – одинок
                   – привязан к родине: «Отец родился, вырос и постарел в этой угрюмой степи»

Слово учителя: Виталий Закруткин в книге «В родном краю» пишет так:
«Где бы я ни был, душа моя тянется к тебе, любимая земля, и я счастлив тем, что живу здесь, что в труде земляков-земледельцев есть малая частица моего труда, что уже поднялись высаженные мною тополя, вишни и яблони, что они незаметно входят в разлив донских садов и останутся людям
– Чем слова самого автора схожи со словами Отца? Сопоставьте их.
– Как  эта фраза помогает понять основную мысль рассказа? (В произведениях В. Закруткина прослеживается взаимосвязь человека и природы, их взаимопроникновение, взаимопродолжение друг в друге.)
– Можем ли мы определить авторскую позицию смысла жизни ? В чем она заключается?

Проблемная ситуация:

Как эта авторская позиция раскрывается в повести «Матерь Человеческая»?
– Как вы считаете, почему Отец и Мария («Матерь Человеческая») не озлобились после случившихся трагедий в их жизни?

Беседа:

– Чем заканчивается рассказ?
– Впервые ли появляется образ лебедей?
– С какой целью автор показывает их в начале и в конце истории об Отце?

(Круговерть в природе, это подчеркивается последней фразой «неминуемый приход весны», кольцевая композиция: ведь история подсолнуха начинается с истории сына,
 а воспоминанию о сыне предшествует появление стаи лебедей).

– Чем является в композиционном отношении последний абзац. Объясните.

Эпилог – выражение авторской позиции, замысла произведения.

– Как вы считаете, где же в рассказе  завязка действия? Объясните свою точку зрения. (Завязка сюжетной линии – история с семечком. Завязка идейного содержания – история сына, здесь особую роль играет как раз образ лебедей. Композиция рассказа становится кольцевой, что выражает авторское мировосприятие: все в мире движется по кругу, всё взаимозаменяемо.)
– Обратите внимание: какой символ имеется в последнем абзаце, для чего его использует автор? (Здесь символичен  « звон дальнего колокола»– божье благословение в делах, поступках героев)

VI. Подведение итогов урока

– Какая идея раскрывается в рассказе «Подсолнух»?
– Почему рассказ назван «Подсолнух»?
– Вспомните, что выносится в заголовок?
– Как основная мысль рассказа  связана с заглавием?
– Какие художественные средства и с какой целью используются в рассказе?
– Какие новые литературоведческие термины появились у вас в словаре? Дайте им определение.
– Как тема исторической  памяти раскрывается в рассказе?

VI. Домашнее задание

На любую из предложенных тем напишите свое  рассуждение (доказательства к тезису):

1. Рассказ В.Закруткина «Подсолнух» – это философское произведение. Докажите это.
2. Рассказ В.Закруткина «Подсолнух» решает проблему смысла жизни человека, потерявшего все самое дорогое. Докажите.

Приложение 1

Приложение 2