«Чтобы рассказать мою историю, мне надо начать издалека. Следовало бы, будь это возможно, вернуться в прошлое, в самые первые годы моего детства, и еще дальше, в даль моего происхождения». Этими словами начинается Демиан Германа Гессе. Если же рассказывать историю самого Германа Гессе, то нужно «начать издалека», ведь собственное происхождение, детство и юность в течение всей жизни, неизменно и каждый раз по-новому, занимали его мысли и находили отражение в его сочинениях. Уже в Часе после полуночи он писал: «Это свойство поэтов – чаще, чем другие люди, они склонны вспоминать свою самую раннюю жизнь».И он не уставал рассказывать о побуждениях детской души, о переживаниях своей юности со всеми ее конфликтами и трудностями развития. Процесс развития и формирования человека отражён в литературных трудах столь полно.
«Моя тема – изобразить сферу человечности и любви, сферу интимной жизни и сублимации, которую я знаю из его собственного опыта, за точность, искренность и достоверность которой я могу ручаться».Творчество Гессе – это само изображение и самоанализ, спор с собой и погружение в себя; это единственное в своём роде добровольное признание своей вины в литературе нашего века, не знающей ничего подобного. Гессе в своих сочинениях пребывает в сфере собственного «я» весьма осознанно.Речь у него идёт о проблеме человека в этом мире. Благодаря самоанализу, прояснению слоев личной жизни, он расширяет сферу внутренней реальности и включает в нее компоненты всеобщей духовной и душевной ситуации своего времени.
Гессе не оставил после себя ни дневников, ни воспоминаний, он не создал обобщенного изображения собственной жизни, если не считать Краткого жизнеописания, Детства волшебника и небольших автобиографических эскизов. Однако писатель свидетельствует о самом себе в нескольких тысячах писем, во множестве размышлений, памятных заметок, эссе, «писем по кругу», «книг с зарисовками».О личных авторских переживаниях рассказывается в Курортнике и в Путешествии в Нюрнберг, а в более глубоком смысле большинство стихотворений и больших эпических произведений – фрагменты автопортрета и авторского вероисповедания. Едва ли тут нужны дополнительные источники. История становления личности поэта вычитывается из самих произведений, можно сказать, что она идентична им.
Гессе Герман – немецкий романист, поэт критик и публицист, получил Нобелевскую премию по литературе в 1946году «За вдохновенное творчество, в котором все с большей очевидностью проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль».Кроме того, Гессе был награждён Цюрихской литературной премией Готфрида Келлера, Франкфуртской премией имени Гёте, премией Мира Западногерманской ассоциации книгоиздателей и книготорговцев, а также удостоен почетной докторской степени Бернского университета.
Выдающийся немецкий поэт прожил большую часть жизни в Швейцарии, приняв в 1923 году швейцарское подданство. Он много путешествовал в молодые годы по Европе и странам Востока. Огромную роль в формировании его мировоззрения сыграла философия и культура Индии и Китая. Однако, по собственному его признанию, он не пытался преодолеть в себе немца, оставаясь в творчестве продолжателем традиций Гёте и романтиков.
В творчестве Германа Гессе нельзя не заметить странное противоречие: он идеализирует то, что отрицает. Первая мировая война потрясла Г.Гессе, он усомнился в здравомыслии человечества, о чем заявил в публицистических статьях. Призывы Г.Гессе к солидарности интеллигенции не утратили своей актуальности и в начале Второй мировой войны. Он выпускает сборник статей под заголовком «Война и мир» (1940). В художественном творчестве Г.Гессе практически не затрачивал политических проблем, во всех его произведениях в различных аспектах ведутся поиски возможностей максимального самоосуществления личности. В повестях «Кляйн и Вагнер» (1919) и «Последнее лето Клингзора (1920)» герои стоят перед проблемой преодоления экзистенциального одиночества. В течение всей своей жизни Герман Гессе шёл к своей главной книге- роману-утопии «Игра в бисер»(1943). В своём романе он соединил общим устремлением в Страну Востока философов и музыкантов, живописцев и математиков, поэтов и теологов. Он обозначил игрой в бисер некое универсальное творчество, включающую в себя все сферы умственной жизни человечества. В чем-то Г.Гессе предугадал Интернет, усмотрел виртуальную реальность, включающую параллельный мир, аналогичный действительности. Для автора игра в бисер аналогична универсальным достижениям цивилизации. Пафос последнего романа Г.Гессе в отставании духовных ценностей человечества, которые призваны служить нуждам страждущего человека.
Андре Жид писал: «Гессе присуща сдержанность не в движении духа и мысли, но в языковом выражении; а меру выражению придаёт тонкое чувство гармонии, умеренности и уместности и сдержанная ирония, на которую способны лишь очень немногие немцы…»
За свою жизнь Гессе написал более трёх тысяч рецензий для более чем пятидесяти различных немецкоязычных газет и журналов. Представления Гессе о поэте и поэзии, о задачах писателя и его отношении к окружающему миру проясняются в его литературных статьях и рецензиях. Произведения Гессе переведены на 49 языков. В Гессе признавали тип человека-бунтаря, восставшего и протестовавшего в молодости против родительского дома и его условностей, позже – против войны и политической атмосферы своего времени, учившего последовательно и бескомпромиссно стремиться к «свободному осуществлению каждым собственной индивидуальности» и жившего в соответствии с этим.
В работе используется презентация (см. Приложение 1).
Список используемой литературы:
- Целлер Бернхард. Герман Гессе сам свидетельствующий о себе и о своей жизни – Шлябинск, 1998 г.
- Гессе Герман. Избранное. – М., 1977 г.
- Гессе Герман. Письма по кругу. – М., Прогресс, 1987 г.
- Аверинцев С.С. Поэты – М., Школа «Языки русской культуры», 1996 г.
- Пронин В.А. История немецкой литературы. – М., 2007 г.
- Гессе Герман. Паломничество в страну востока. – М., Радуга, 1984 г.
- Гессе Герман. Игра в бисер. – М., АСТ, 2001 г.
- Гессе Герман. Под колёсами. – М., Гослитиздат, 1961 г.
- Гессе Герман. Последнее лето Клингзора. – М., Известие, 1986 г.
- Мусский С.А. Сто великих нобелевских лауреатов. – М., 2004 г.
- Ушакова О.Д. Лауреаты Нобелевской премии. – СПб, 2007 г.