Цели: ознакомление с произведением А.С. Пушкина.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с биографией А.С. Пушкина.
2. Добиваться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.
3. Развивать навыки выразительного чтения, память, мышление учащихся, умение связно рассказывать о своих впечатлениях.
4. Воспитывать любовь к красоте родной природы.
Оборудование:
- портрет А.С.Пушкина, репродукции картин о зиме,
- мультимедиа проектор, карточки со словарными словами.
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
- Прозвенел звонок, начинается урок. Улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошего настроения. Сегодня у нас необычный урок. Не покидая класса, мы отправимся в зимний лес (слайд 3).
II. Подготовительная работа к восприятию нового материала.
1. Беседа.
- Какое время года вам нравится? (слайды 4,5,6)
- Интересно вам узнать, какое время года нравится мне?
- Я думаю вы догадаетесь, побывав на этом уроке.
2.Рассматривание репродукций картин о зиме.
Звучит музыка (слайд 7).
- Пройдите по классу и рассмотрите внимательно репродукции картин.
- Что заметили? (Репродукции картин о зиме.)
- Какой жанр изобразительного искусства? (Пейзаж.)
- Вспомните стихотворения о зиме или строчки. Покажите, к какой репродукции они подходят и прочтите строки. (Дети подходят к репродукции картины и читают стихотворения о зиме.)
- От чего в душе поэта рождаются такие образы? (Сама природа помогает создавать такие образы)
- Какими качествами надо обладать, чтобы создать такие образы?
- Как вы думаете, надо иметь особое зрение? (Да, необходимо уметь наблюдать за природой, замечать красоту природы,)
- А что ещё надо иметь поэту? (Воодушевление, слух, хорошее настроение.)
- Возьмите с собой хорошее настроение.
III. Определение темы урока.
Проблема.
1. Работа в группах (слайды 8,9,10,11).
- Когда я слышу слово зима... Продолжите мысль, обсудив это в группах.
I ряд | II ряд | III ряд |
Я чувствую: | Я слышу: | Я представляю: |
Проверка.
1 группа:
- Когда я слышу слово" зима" - я чувствую радость в своей душе, чувствую красоту природы.
2 группа:
- Когда я слышу слово" зима" - я слышу звуки природы: завывание ветра, хруст снега, шум деревьев.
3 группа:
- Когда я слышу слово" зима" - я представляю белые поля, крыши домов, покрытые снегом, разные следы зверей в лесу.
- Молодцы! Хорошо поработали в группах, все справились с заданием.
2. Слушание музыки Э.Грига (слайд 12).
- А теперь послушайте музыку, попробуйте догадаться, о каком времени суток написал музыку Э.Григ.
- О чём это произведение? (Об утре)
- Как вы догадались?
- Послушайте строчки к этому произведению (слайд 13):
Солнышко всходит,
И небо светлеет,
Природа проснулась,
И утро пришло.
- Определите тему нашего урока. (Зимнее утро.)
IV. Сообщение темы и целей урока (слайд 14).
- Сегодня на уроке мы откроем для себя ещё одно удивительное стихотворение А.С.Пушкина "Зимнее утро", познакомимся с красотой родной природы, научимся понимать настроение лирического героя и читать стихотворение выразительно; познакомимся с биографией поэта.
V. Работа над новым материалом (слайд 15).
На доске портрет А.С.Пушкина.
Александр Сергеевич Пушкин
1799 - 1837 гг.
1. Сообщения учащихся об А.С.Пушкине (биография поэта).
6 июня 1799 года, в районе немецкой слободы на окраине Москвы в семье дворянина родился Александр Сергеевич Пушкин. Отец поэта - Сергей Львович - был потомок знатного рода. Он любил литературу, был дружен с известными тогда русскими писателями, собрал богатую библиотеку. Мать поэта - Надежда Осиповна - урождённая Ганнибал, была образованна, остроумна, хороша собой.
Ольга, два сына - Александр и Лёва. Александр рос молчаливым и замкнутым. Как было принято в то время в дворянских семьях, детям наняли гувернёров-иностранцев. Маленький Александр с детства пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Благодаря книгам он в совершенстве знал французский язык и литературу.
Юность Пушкина прошла в Петербурге. В 1811 году в Царском Селе открылся Лицей - учебное заведение для юношей благородного происхождения. Лицеистов было мало - тридцать мальчиков. Одним из них был Александр Пушкин. В Лицее он нашёл друзей, которые горячо полюбили поэта и оценили его талант.
Самым близким Пушкину человеком стала его няня Арина Родионовна Матвеева. Она первая познакомила Александра с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Многие рассказы няни он записывал, а затем использовал их сюжеты в своих сказках.
2. Рассказ учителя (дополнение).
- У каждого возраста свой Пушкин. Для вас Пушкин, прежде всего поэт-сказочник. Специально для детей Александр Сергеевич сказок не сочинял, но все сказки его стали любимы русским народом и детьми
Однако в круг детского чтения вошли всемирно известные сказки: "Сказка о попе и работнике его Балде" (1830), "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди" (1831), "Сказка о рыбаке и рыбке" (1833), "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" (1833), "Сказка о золотом петушке" (1834).
По произведениям поэта созданы музыкальные произведения, оперы, балеты, сняты художественные и мультипликационные фильмы.
- Что вы нового узнали об А.Пушкине?
3. Блицвикторина по произведениям А.С.Пушкина (слайды 16,17,18).
1) В какой сказке А.Пушкина есть такие строки: "В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут?" ("Сказка о царе Салтане")
2) В каких сказках Пушкина присутствует число 33? ("Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о царе Салтане")
3) В поэме "Руслан и Людмила" есть такая строчка: "Там чудеса, там леший бродит:"
- Кто такой леший? (Леший - в славянской мифологии- хозяин леса)
4) Каким фруктом отравилась царевна в "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях?" (Яблочком.)
5) Мимо какого острова проплывали гости- господа? (Мимо острова Буяна)
6) От кого царь Гвидон спас царевну-Лебедь? ("Ты не коршуна убил, Чародея погубил.")
7) Сколько лет рыбачил старик в "Сказке о рыбаке и рыбке?" ("Он рыбачил 30 лет и 3 года")
- Вы замечательно справились с этим заданием, хорошо знаете произведения А.Пушкина.
- Хотите познакомиться с новым стихотворением А.Пушкина?
4. Чтение стихотворения "Зимнее утро" учителем наизусть (слайд 19).
- Послушайте стихотворение А.Пушкина "Зимнее утро".
- Поделитесь своими мыслями, чувствами.
5. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно, отметьте карандашом трудные и непонятные для вас слова.
6. Словарно-лексическая работа (слайды 20,21,22).
- Встретились вам трудные и непонятные слова в стихотворении?
- Посмотрите на вертушки, есть ли среди них те, которые отметили вы?
- северная Аврора
- северная звезда
- вечор
- нынче
- нега
- Объясните смысл этих слов.
- Давайте обратимся за помощью к консультантам в учебнике: Кентавру Хирону (с.153, раздел "Музей") и коту Учёному (с.157, раздел "Музей").
Северная Аврора: Аврора - древнеримская богиня утренней зари. Имеется в виду наступление утра на севере.
Северная звезда - так называли планету Венера. Здесь игра слов. Венера - это древнеримская богиня любви и красоты: именно так лирический герой называет свою возлюбленную.
Нега (устаревшее) - блаженство, приятное состояние, иногда - сон.
Вечор (устаревшее) - вчера.
- Какие ещё слова вы отметили?
- Попросите в классе товарищей объяснить значение этих слов (слайд 23):
- мгла
- мутное небо
- дремлешь
- янтарный блеск
-Хорошо поработали, а теперь отдохнём.
VI. Физминутка (слайд 24).
Коммуникативная игра.
Дождик. дождик перестань,
Я поеду во Рязань
С ключиком, с замочком,
С аленьким цветочком.
Ах ты, радуга - дуга
Отворяй - ка ворота
Ключиком, замочком,
Аленьким цветочком.
V. Продолжение работы по новой теме.
1. Беседа по вопросам учебника (с.22). Слайды 25,26.
- Какую строфу из этого стихотворения вы знаете давно? Прочитайте её выразительно.
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -
Пора. Красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
- Что представили? (Представили морозное солнечное утро, искрящийся снег и спящую девушку.)
- Проверьте, может быть каждая строфа является маленьким самостоятельным стихотворением.
- Докажите. Прочитайте эту строфу выразительно.
- Что каждый из вас представляет лучше всего из перечисленного в учебнике?
(Всё стихотворение проникнуто тёплым и нежным отношением лирического героя к своей возлюбленной.)
- Важно ли, что герой в стихотворении не один? (Это придаёт стихотворению особый характер - переживание красоты зимнего утра.)
- Какою вы представляете себе героиню? (Героиня предстаёт нежным и хрупким созданием, возможно молчаливым, легко поддающимся грусти и печали. Вместе с тем, мы узнаём, что героиня необыкновенно красива и любима лирическим героем.)
- Догадайтесь, что она предпочтёт, остаться дома или прокатиться на лошадке?
- А каждому из вас какая идея ближе?
- Как вы думаете, что вдохновило поэта на то, чтобы он написал это стихотворение?
- Молодцы! На все вопросы вы смогли ответить.
2. Выполнение теста (слайды 27,28,29,30).
- А сейчас самостоятельно выполните тест.
Тест.
1. Определи годы жизни А. С. Пушкина:
1) 1769 -1837
2) 1799 - 1837
3) 1786 - 1859
2. Где родился А. С. Пушкин:
1) В селе Мишенское Тульской губернии.
2) В Петербурге.
3) Район Немецкой слободы на окраине Москвы.
3. В каком учебном заведении учился А. С. Пушкин:
1) Благородный пансион.
2) Царскосельский Императорский лицей.
3) Московский университет.
4. Какие сказки написал А. С. Пушкин:
1) "Кот в сапогах", "Красная шапочка", "Золушка", "Бременские музыканты", "Белоснежка".
2) "Спящая красавица", "Синяя борода", "Мальчик с пальчик", "Ослиная шкура".
3) "Сказка о попе и работнике его Балде", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях", "Сказка о золотом петушке".
3. В каком учебном заведении учился А. С. Пушкин:
1) Благородный пансион.
2) Царскосельский Императорский лицей.
3) Московский университет.
4. Какие сказки написал А. С. Пушкин:
1) "Кот в сапогах", "Красная шапочка", "Золушка", "Бременские музыканты", "Белоснежка".
2) "Спящая красавица", "Синяя борода", "Мальчик с пальчик", "Ослиная шкура".
3) "Сказка о попе и работнике его Балде", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях", "Сказка о золотом петушке".
5. Какие стихотворения принадлежат перу А. С. Пушкина:
1) "Уж небо осенью дышало:", "Зимняя дорога", "Няне", "Гонимы вешними лучами", "Осень"
2) "Чудная картина:", "Я пришёл к тебе с приветом", "Ласточки пропали", "мама! Глянь-ка из окошка:"
3) "Весенняя гроза", "Листья", "Зима недаром злиться:", "Есть в осени первоначальной", "Радуга".
3. Проверка теста.
VI. Итог урока (слайд 31).
- Какую проблему решали на уроке?
Рефлексия (слайд 32).
- Дело не понравилось ( почему?)
- Понравилось, но не всё (что не понравилось?)
- Побольше таких дел.
VII. Домашнее задание (слайд 33).
1. Выучить стихотворение наизусть (стр. 21-22).
2. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.