Цели:
- раскрыть значение человеческих судеб на фоне государственной власти;
- показать через межпредметные связи особенности жанра песни;
- развивать логическое и образное мышление в их синтезе.
Метод: поисковый.
Форма: урок-сотворчество.
Структура урока:
- Музыкальное и цветовое восприятие художественного слова (Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?)
- Восприятие через цветовые ассоциации настроений двух центральных героев (Ой, уж где вы, добрые молодцы?)
- Восприятие художественных образов через образы-символы (Кто побьет кого, того царь наградит; а кто будет побит, тому Бог простит.)
- Создание образа-символа государственной власти (Я топор велю наточить-навострить…)
- Создание образа «кольцо жизни» (Bсему народу христианскому слава.)
ХОД УРОКА
1. Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
Учитель: Мы продолжаем работу по произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Это наш заключительный урок, где мы постараемся с вами действительно спеть эту песню, так как прочувствуем это произведение через музыку, цвет и символы, которые помогут понять характер образов и смысл произведения. И начнем мы урок с музыкального этюда, который посвящен описанию рассвета над Москвою в 3 части Песни. Понаблюдаем, как музыка иллюстрирует художественные строки Лермонтова.
Учащиеся открывают 3-ю часть Песни.
Учитель музыки: Замечу, что произведения Лермонтова отличаются необыкновенной музыкальностью, да и сам поэт был музыкально одарен, великолепно играл на фортепиано, пел и даже сочинял музыку. На его стихи написано множество романсов, песен, пьес, и «Песня про купца Калашникова» - не исключение. В частности была написана опера А. Рубинштейна «Купец Калашников» в середине XIX века, рукопись которого, к сожалению, утеряна, а так же балет современного композитора Казенина «Песня про купца Калашникова». Но сегодня на уроке прозвучит музыка других не менее великих русских композиторов, которая должна помочь нам более глубоко раскрыть смысл и образное содержание лермонтовской песни. Сейчас я ставлю фрагмент, иллюстрирующий строки описания зари.
Звучит музыка.
Ученики: Сначала звучит светлая, нежная музыка, радостная (мажор), где показывается рассвет зари, а (минор) тревожная музыка обрывает «мажор» на авторских вопросах: «Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? На какой ты радости разыгралася?»
Учитель: Итак, тревогу рассвета передают два тревожных вопроса. Почему, мы разберемся потом, а сейчас давайте посмотрим как в связи с этим меняется образ зари. Посмотрите внимательно какой была заря до этих тревожных вопросов. Какие художественно-выразительные средства использует автор, чтобы сделать впечатление более ярким?
Ученики: Игривая заря, улыбающаяся, играючи, разгоняючи. Разметала кудри золотистые. Автор, подчеркивая характер народной песни, употребляет постоянные фольклорные эпитеты: Москва великая, златоглавая; стена кремлевская, белокаменная; тучки серые; заря алая. Кроме эпитетов и олицетворений автор использует инверсию (заря алая) для того, чтобы подчеркнуть значимость эпитета «алая».
Учитель: Сделав наблюдение за характером зари, какое мы можем дать толкование эпитету «алая»?
Ученики: Алая – радостная, улыбающаяся.
Учитель: Алая – эпитет символичный и многогранный. Мы посмотрим, как этот символический цвет проходит через все произведение и разберемся в его предназначении. Итак, эпитет «алая» меняется и приобретает тревожное значение. Мы видим это не только в музыке, но и в динамике цветовой ассоциации.
Учитель ИЗО: Сегодня мы на уроке создадим картину – цветовую ассоциацию. Изменение характера алой зари от радостного до тревожного, кровавого состояния мы передадим цветовым пятном на нашем полотне.
Идет работа на интерактивной доске.
Учащиеся подбирают цвета, передающие
изменение характера зари.
Учитель:Итак, мы видим, что тревожные вопросы в песне изменяют значение эпитета «алая». Это психологически настраивает нас на восприятие кулачного боя.
2. Ой, уж где вы, добрые молодцы?
Учитель: В кулачном бое принимают участие два центральных героя: Кирибеевич и Калашников, две могучие сильные страстные натуры. Наша задача – раскрыть их сложный, неоднозначный характер, психологию образов. Автор неслучайно рисует их именно такими: сложными и неоднозначными. А мы попытаемся разобраться в этом опять же через музыкальные и цветовые ассоциации. Давайте посмотрим на описание героев в начале кулачного боя и сравним их. Начнем с Кирибеевича.
Учащиеся читают отрывок о Кирибеевиче (стр. 129).
Учитель: Каков Кирибеевич?
Ученики: Посмеивающийся, уверенный в себе, удалой, нагловатый.
Учитель: А какой эпитет в его одеянии наиболее ярко характеризует опричника и заставляет нас насторожиться?
Ученики: Поправляет шапку алую.
Учитель: Опять мы встречаем эпитет «алый». Инверсия особо выделяет этот эпитет. Какое значение имеет здесь эпитет «алый»?
Ученики: Значение – активный, праздничный и тревожный одновременно.
Учитель ИЗО: Через какое цветовой пятно мы обозначим Кирибеевича на картине цветовой ассоциации?
Ученики: Красное.
Учитель: А теперь обратимся к Калашникову. Каким его рисует автор?
Учащиеся читают отрывок о Калашникове (стр. 129).
Ученики: Молодой купец, удалой боец, уважающий царя, церковь, народ русский. Он всем кланяется. Он тоже уверен в себе. Он кипит ненавистью, «горят очи его соколиные».
Учитель ИЗО: Итак, перед нами человек, желающий отомстить, постоять за честь жены и семьи. Каким цветовым пятном мы изобразим Калашникова? Черным? Нет. Синим. А почему?
Ученики: Калашниковым владеет ненависть. В его праведном сердце сгущаются темные силы. Но его настроение нельзя обозначить через черный цвет, так как ненависть героя возникла как ответное чувство на причиненное зло. Поэтому надо выбрать синий – цвет праведника, неба, веры, благородства.
Работа на интерактивной доске.
3. Кто побьет кого, того царь наградит; а кто будет побит, тому Бог простит
Учитель: Следующая наша задача – посмотреть как меняется настроение Кирибеевича и Степана Парамоновича в ходе их диалога.
Учащиеся читают диалог по ролям (стр. 130-131).
Ученики: Кирибеевич бледнеет, сказать ничего не может. Он понимает, что перед ним стоит Калашников, муж Алены Дмитриевны. Им владеет не столько страх, что пришел час расплаты, сколько пробуждается совесть.
Учитель: Какое изобразительное языковое средство использует автор, чтобы показать это? Сравнение. Давайте посмотрим на удивительное лермонтовское сравнение: осенний снег. Почему осенний? Может быть потому, что осенний – самый первый, самый чистый. Или, наоборот, раз первый снег, значит, тающий, сероватый. Определить значение осеннего снега помогает двоеточие, которое показывает, как раскрывается это значении.
Учащиеся читают отрывок (стр. 132).
Учитель: Что же чувствует Кирибеевич?
Ученики: Он понимает трагичность своего преступления. Его душа уже покрыта осенним снегом, а тело сковывает мороз. Его душа цепенеет, застывает.
Учитель: Боец ли Кирибеевич сейчас на поле боя?
Ученики: Нет. Душа его не подчиняется твердой воле.
Учитель ИЗО: Давайте сравним два цветовых пятна на нашем полотне. Меняется ли цвет Степана Парамоновича?
Ученики: Нет, оно остается синим.
Учитель ИЗО: А в каких словах героя этот цвет выражается с особой силой?
Ученики: В последних.
Не шутку шутить, не людей смешить,
К тебе вышел я теперь, бусурманский сын,
Вышел я на страшный бой, на последний бой!
Учитель ИЗО: А как изменяется характер цветового пятна Кирибеевича?
Ученики: Его цвет будет бледнеть.
Учитель: Итак, мы видим, что душевное состояние Кирибеевича меняется. Мы видим, как оно меняется и какими художественно-выразительными средствами это достигается. А теперь в ходе кулачного боя мы увидим, что у каждого героя разные и образы-символы.
Учитель музыки: Раз уж мы говорим о взаимопроникновении искусств, давайте зачитаем отрывок из кулачного боя на фоне музыкального фрагмента, посмотрим, как музыка сливается с художественным словом, как она воздействует на чтение.
Учащиеся выразительно читают отрывок (стр. 131) «Кулачный бой» и делают вывод, что музыка усиливает эмоциональное напряжение, утяжеляет впечатление от картины, помогает глубже прочувствовать и осознать образ.
Учитель: Какой, вы, можете предложить образ-символ для Степана Парамоновича.
Ученики: Медный крест, который спасает ему жизнь.
Учитель: И не просто медный крест, а
который «коснулся» и «вдавился в грудь», из-под
которого, как роса «кровь закапала». А крест
символизирует защиту, правду, веру.
А какой мы видим образ-символ Кирибеевича?
Ученики: Это сосенка, под корень подрубленная.
Учитель ИЗО обозначает образы-символы на полотне.
Учитель: Кто же сильнее в данном случае?
Ученики: Конечно, Степан Парамонович. Он побеждает. Автор показывает, что правда на его стороне.
Учитель: Степан Парамонович отомстил за позор, нанесенный его семье. За ним правда. Но почему нас не оставляет равнодушными описание гибели Кирибеевича? Почему автор жалеет его? Где мы это видим?
Ученики читают тонкое лирическое описание смерти Кирибеевича (стр. 132).
Учитель: Почему поэт выражает герою такое сочувствие?
Ученики: Кирибеевич искренне любит Алену Дмитриевну.
Читаем отрывок (часть 1-ая стр. 121).
Учитель: Докажите свою мысль об искренности любви опричника словами В.Г. Белинского (стр. 136)
Ученики зачитывают слова Белинского.
Учитель: А почему же так поступил Кирибеевич с Аленой Дмитриевной? Чтобы разобраться в этом, давайте прочтем диалог Ивана Грозного со Степаном Парамоновичем.
Учащиеся читают по ролям диалог (стр. 133).
4. Я топор велю наточить-навострить…
Учитель: Почему царь Иван Васильевич казнит Калашникова? Помиловал бы царь купца Калашникова, если бы узнал причину убийства своего любимого опричника?
Ученики: Царь казнит Степана Парамоновича из-за любимого опричника. Царь не помиловал бы купца Калашникова, так как опричники для царя – опора государства. Опричникам многое позволено. Они могут творить все безнаказанно, ведь их защищает царь.
Учитель ИЗО: Итак, за всем этим стоит царь Иван Грозный. Каким же цветовым пятном можно обозначить образ царя?
Ученики: Ярко-красным.
Учитель: А теперь, давайте зачитаем характеристику Ивана Грозного, сделанную В.Г. Белинским, и сделаем вывод, правильно ли мы выбрали цвет (стр. 135).
Учащиеся читают слова Белинского и делают вывод, что действительно красный цвет подходит к образу царя, ведь красный цвет – это цвет крови.
Учитель: Красный цвет – это символ эпохи царя Ивана Грозного. Не случайно и палач в красной рубахе, а орудие убийства – топор. Топор – это образ-символ царя Ивана Грозного.
Учитель музыки: А какой музыкальный образ-символ присутствует в тексте?
Ученики: Колокол.
Учитель музыки: Почему возникает этот образ?
Ученики: Колокол здесь как вестник трагедии, беды, несчастья.
Учитель музыки говорит на фоне колокольного звона: Вообще искусство колокольного звона впервые появилось в Китае. Затем – в Европе в VI век, затем с принятием христианства – в России в X-XI веках. Издревле колокола звучали в знак почитания царственных особ, богатых и знатных людей. Звучал колокол на крещении, на погребении, во время наказания, как мы видим в Песне о Калашникове», колокол призывал людей к молитве, возвещал о праздниках, либо о большом горе. Известны даже лечебные свойства колокола. У многих писателей, художников, музыкантов мы видим этот символ. Колокол – символ единения народа, в сегодняшней жизни – символ возрождения духа традиций. Это один из символов России. И в Песне мы тоже видим этот символ.
Учащиеся читают:
Как на площади народ собирается.
Заунывный гудит-воет колокол,
Разглашает всюду весть недобрую.
Учитель ИЗО обозначает музыкальный символ – колокол.
Учитель: В чем заключается просьба Степана Парамоновича к братьям?
Ученики: Он просит, чтобы помолились за него. За душу его грешную.
Учитель: Для чего это нужно купцу?
Ученики: По христианскому закону он хоть и отомстил, но убил человека (сотворил грех), пролил кровь человека.
5. И всему народу христианскому слава
Учитель: Итак, Степана Парамоновича казнят и хоронят. Давайте прочтем последний припев Песни.
Учащиеся выразительно читают (стр. 134-135).
Учитель: Мы видим, что автор поет славу народу, его силе и стойкости.
Учитель ИЗО: Итак, мы видим, что власть, ломая человеческие судьбы (Калашникова, Алены Дмитриевны, Кирибеевича), никогда не перекроет народ. Каким же цветом мы обозначим народ?
Ученики: Алый, розовый, цвет зари.
Учитель: Мы видим, что алый цвет, как цвет веры в справедливость и правду, как цвет надежды, светлых чувств, побеждает, несмотря ни на что. Конец произведения оптимистичен. Кровь пролилась. Но эта кровь символизирует кровное родство, силу, единство. Все это объединяет народ, делает его сильным и крепким.
Учитель музыки: Таким образом, мы приходим к выводу, что народ выше царской власти, что народ есть великая и могучая сила, Песнь и Славу которой воспевает Лермонтов в своем произведении. В заключение давайте послушаем музыку М.И. Глинки. Это хор из оперы «Иван Сусанин» – гимн-марш «Славься!». Сейчас прозвучит хоровая сцена, которая выражает радость, ликование, мощь, силу народа. Здесь вы услышите звучание колокола, предающее особую торжественность.
Учитель: Итак, слушайте музыкальное произведение, смотрите на наше цветовое панно, сопоставляйте наши музыкальные и цветовые ассоциации с поэтическими строками Лермонтова и внимайте: «Слава народу великому России!».
В заключение урока учащиеся делают вывод, что восприятие «Песни про царя Ивана Грозного, молодого опричника и удалого купца Калашникова» через цвет, музыку, символы помогло более глубоко прочувствовать психологизм произведения и глубину его образов.