Литература
-
Урок внеклассного чтения в 1-м классе "Русские народные загадки" 2010
Урок продолжает серию авторских разработок по литературе, целью которых является воспитание эстетически развитого читателя. Младшие школьники знакомятся с отдельными произведениями, сюжетами, героями, созданными в разных культурах на разных временных отрезках.
-
Урок проблемного изучения романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 2010
Работа посвящена проблемному изучению романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в 9-м классе, что позволяет добиться системности в восприятии романа школьниками, более глубоко познакомиться с особенностями авторской концепции, увидеть за конкретным историческим содержанием произведения его общечеловеческую проблематику.
-
Разработка урока по зарубежной литературе "Жизнь как приключение" (по творчеству Р.Л. Стивенсона) 2010
Разработка урока "Приключение длиною в жизнь" - это внекласное чтение в 7-м классе, урок-игра по биографии и творчеству зарубежного писателя Роберта Льюиса.
-
Урок внеклассного чтения в рамках регионального компонента "Я сильнее горячего юга белоснежный мой север люблю…" (стихотворения о Родине А.Д. Чуркина) 2010
Основными целями представленной работы являются: представить возможность формирования у школьников нравственных идеалов на основе культурно-исторических и духовных ценностей родного края; воспитание бережного отношения учащихся к историческому и культурному прошлому родного края, воспитание патриотов своей Родины.
-
Урок по литературному краеведению в 8-м классе "Тамбовская муза Г.Р. Державина". Презентация к уроку 2010
Задача урока – выявить литературное наследие Державина тамбовского периода, особенности поэтического мастерства Г.Р. Державина, воспитывать чувства любви к истории родного края. Уроки проводятся по учебнику «Литературное краеведение» для 8-х классов общеобразовательных учреждений под ред. Поляковой Л.В. и др.
-
Проблемное обучение как средство развития творческой самостоятельности учащихся старших классов на уроках литературы в адаптивной школе 2010
Этапы урока выстроены так, чтобы ученики смогли ответить на проблемный вопрос урока: Кто же прав: те, кто считает, что Зощенко писал для забавы или Маяковский, который назвал писателя «самым большим и самым популярным»? Для этого необходимо: проанализировать произведения Зощенко, определить языковое своеобразие рассказов, сформулировать темы сатирических произведений Зощенко.
-
Изучение творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сказки. Обобщающий смысл сказок 2010
Мастерство Щедрина-сатирика проверено временем. Образы его сказок вошли в состав русского языка, превратились в нарицательные образы-символы. Знакомство с личностью и сказками Салтыкова-Щедрина наполняют нравственным потенциалом воспитания школьников. Идейное содержание сказок «Премудрый пескарь», «Пропала совесть» предупреждает морально-этические ошибки подростков в реальной жизни.
-
Урок литературы на тему "А.П. Чехов. "Хамелеон". Смысл названия рассказа. Осмеяние трусости и угодничества" 2010
Изучение рассказов А.П. Чехова на уроках литературы - это событие. Рассказ "Хамелеон" - это открытие для учащихся. Открытие чего? Мастерства и таланта А.П. Чехова - писателя и человека.
-
"Что такое счастье?" (на основе рассказа С.Воронина "Счастье"). Урок внеклассного чтения в 5-м классе (технология погружения) 2010
Не секрет, что современные дети больше любят компьютерные игры, нежели чтение. Ребёнка нужно заинтересовать, и для этого очень подходит урок по технологии погружения. В этой работе есть масса преимуществ: дети настроены на позитив, так как эти уроки не предполагают плохих оценок - всё, что сказал ученик, хорошо, потому что сказано; подготовка и проведение таких уроков требует большой творческой активности детей, что тоже очень хорошо; если на других уроках дети иногда стесняются высказывать свои мысли, то на этих уроках не хватает времени, чтобы все желающие сказали, что для них важно.
-
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Всемирному Дню чтения "Произведения казахстанских писателей" 2010
Цель занятия: создание условий для формирования духовной культуры и воспитания поликультурной личности, углубить знания произведений казахстанских писателей.
-
Разработка урока "Глубина, цельность духовного мира человека (на материале рассказа В.Шукшина "Солнце, старик и девушка") 2010
Урок рассчитан на учащихся 11-го класса, но возможно проведение такого урока и в классах средней школы, в зависимости от уровня подготовки учащихся к размышлениям над важнейшими философскими проблемами бытия: "В чем тайна человеческой жизни? Что такое подвиг жизни?".
-
Урок внеклассного чтения в 7-м классе по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления" 2010
На уроке использованы новые педагогические технологии и интерактивные методы обучения.
-
Использование интерактивного оборудования на уроках русского языка, литературы, курса "Речь и культура общения" 2010
В статье использованы методические рекомендации по использованию медиаресурсов (интерактивного оборудования), в приложении представлены рабочие материалы с урока, неисправленные, с пометками детских работ в программе NOTEBOOK для доски SMART.
-
Урок-семинар. Тема "Революция и гражданская война в литературе 20-х годов" 2010
Публицистические, прозаические и поэтические произведения о гражданской войне звучат сегодня призывом к национальному согласию и как предупреждение о трагедии, национальной катастрофе.
-
Урок одного стихотворения в 11-м классе. "А.Вознесенский "Сага" 2010
Урок представляет личность и творчество А. Вознесенского через рассмотрение лишь одного его стихотворения в контексте традиций русской литературы XIX и XX веков, а также показывает яркую, неповторимую поэтическую манеру одного из самых заметных и знаковых поэтов XX века.
-
Информационные технологии в проектной деятельности на уроках литературы 2010
Приобщение школьников к проектной деятельности считается одной из современных форм обучения, позволяющих наиболее полно развивать интеллектуальные, творческие способности индивидуально у каждого учащегося.
-
Формирование эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия прочитанного учащимися 5–6-х классов на уроках литературы 2010
Классное чтение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать желание продолжить чтение произведений данного писателя во внеурочное время.
-
Урок литературы в 5-м классе с применением ИКТ "Сказочный мир Х.-К. Андерсена" 2010
Урок является заключительным в системе уроков по творчеству Х.-К. Андерсена и предполагает прочтение учащимися целого ряда произведений датского сказочника, способствует формированию у школьников мотивации к учению.
-
Интегрированный урок литература + обществознание в 10-м классе "Причины нравственного падения Катерины Измайловой" 2010
На уроке осуществлялся дифференцированный подход.
-
Практическая работа по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" 2010
На уроке развивается внимание, связная речь, происходит совершенствование умений читать, слушать, обогащать лексику. Формируется активность детей на уроке, навыки самостоятельной работы. Повышается интерес к литературе. Воспитывается умение работать с книгой. Воспитывается уважительное отношение к женщине, к матери.
-
Конспект урока литературного чтения во 2-м классе по системе Занкова 2010
Тема урока «К.Бальмонт. У чудищ». Работа построена так, чтобы дети почувствовали «вкус и цвет» русского слова, обогатили свой словарный запас.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Любовь – это сердце всего". Любовь в жизни В.Маяковского. 11-й класс 2010
Литературный вечер посвящен той части жизни Владимира Маяковского, которая интересна старшеклассникам. Рассказ об интимной стороне жизни поэта раскрывает душу "грубого гунна", которая страдает, кричит и корчится от любовных мук. Учащиеся увидят поэта красивого, сильного, романтичного и благородного, готового на подвиги ради любимой.
-
Ток-шоу "Большая перемена" 2010
Цель мероприятия - показать, важна ли в дружбе внешность, социальное положение; какую роль играют книги в жизненных ситуациях; можно ли найти ответы в классической литературе и в литературе, рекомендуемой для подростов. Задачи: научить слушать друг друга, вести диалог; учить видеть лицо, индивидуальность писателя через художественные особенности произведения. Мероприятие знакомит учащихся с книгой Галины Гордиенко "Соперница из 8"А".
-
Поэзия времен Великой Отечественной войны (11-й класс) 2010
Цель урока – углубление знаний учащихся о войне 1941-1945 гг.; ознакомление учащихся с разнообразием и глубиной поэзии времен войны; выразительное чтение стихотворения, выступление перед аудиторией.
-
Последний урок по драме А.Н. Островского "Гроза" 2010
На уроке идет личностный смысл - активная жизненная позиция, умение отстаивать свою точку зрения, быть честным перед самим собой.
-
Интегрированный урок литература + руский язык по теме "Рассказы М.М. Пришвина о природе" 2010
Учитель раскрывает ребятам мир единения человека и природы, простоту, точность, живописность языка произведений М.М. Пришвина. Обобщает знания учащихся о строении слова, его составе, о том, как значение слова связано с его строением и происхождением; повторить чередование звуков в слове.
-
Урок литературы "Неоконченное путешествие с Жюлем Верном" 2010
Автор знакомит с основными вехами жизни Ж.Верна, с историей создания "Необыкновенных путешествий"; акцентирует внимание учеников на вере писателя в силу и возможности человека.
-
Сопоставительное изучение вступления к поэмам "Шурале" Г.Тукая и "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина 2010
Учитель закрепляет в сознании детей представления о тесной связи поэм с народным сказочным эпосом. Устанавливает ассоциативные связи между родной и русской литературой для выявления черт общности в двух литературах.
-
Спор поколений в "Дорогой Елене Сергеевне" (по пьесе Л.Разумовской и одноименному фильму Э.Рязанова) 2010
Занятие знакомит учащихся с жизнью и творчеством драматурга Л.Н. Разумовской. Учащиеся изучают историю создания пьесы «Дорогая Елена Сергеевна», определяют, в чём проявляется открытый трагизм пьесы и фильма, выделяют и сравнивают характер эпохи, явственно проглядывающийся в пьесе и фильме. Также рассматривают проблему «отцов и детей» в рамках пьесы и фильма и сравнивают портреты поколений, созданные Л.Н. Разумовской и Э.А. Рязановым. Урок может использоваться преподавателями русского языка и литературы, классными руководителями, воспитателями.
-
Религиозно-нравственное мировоззрение Гоголя по "Выбранным местам из переписки с друзьями" 2010
Цель работы – попытаться обозначить религиозно-нравственные ориентиры, заявленные Николаем Васильевичем в несколько неожиданном для него эпистолярном жанре, и дать с помощью работ К.В. Мочульского, М.М. Дунаева, С.Л. Франка, О.Зеньковского, святителя Игнатия Брянчанинова оценку писательскому труду Гоголя.