Текст как средство формирования метапредметных умений и навыков

Разделы: Русский язык, Литература, Музыка, Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО


Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения, которые развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании. Но в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называются общеучебными умениями. Как же формировать подобные умения? Это можно делать на отдельных предметах, последовательно развивая каждую группу умений (организационные, интеллектуальные, оценочные, коммуникативные). Но наибольшего эффекта мы достигнем, реализуя в школьном обучении межпредметные связи и интеграцию различных дисциплин, направленных на формирование общеучебных умений и навыков.

Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата при минимальных затратах. Нами адаптирована и апробирована схема анализа текста, позволяющая работать с текстом любого предметного содержания и уровня сложности. На первом этапе работы необходимо усвоить основные виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее, помогающие понимать текст на различных уровнях. Для каждого вида чтения осваиваются приемы работы с текстом, позволяющие работать как с его содержанием, так и со структурой. Уровень освоения текста сам читающий проверяет при помощи несложного теста, самостоятельно выбирая необходимый вид чтения. Практика показывает, что наиболее продуктивным является изучающее чтение, дающее возможность освоить содержание текста на уровне понимания, что позволяет затем решать практические задачи различного уровня сложности, выполнять тесты, трансформировать текст для его воспроизведения и создания вторичного текста. Чтобы овладеть изучающим чтением, необходимо освоить основные его приёмы:

- выделение ключевых слов;

- определение темы текста;

- выявление проблемы текста;

- определение основной мысли и аргументов автора.

Особое внимание при работе с текстом уделяется семантизации незнакомых терминов, где одним из приемов может быть герменевтический метод анализа слов с греческими и латинскими корнями, разработанный к.ф. н. Фроловой Н.Г. и отраженный в специальном учебном словаре Фроловой Н.Г., Фролова М.Г. “Греческие и латинские элементы в русском языке”. Суть метода в том, что анализируются семантические элементы слов, помогающие выявить не только значение слова, но и создать образ, помогающий восприятию и запоминанию термина. Нами были созданы предметные словарика, фиксирующие самые распространенные термины предметной области.

Примеры словарных статей

Дактиль (daktylos – трехсложный стихотворный размер)

палец

Дактиль – стопа стихосложения, состоящая из одного долгого и двух коротких слогов.

Но можно создать словарики, фиксирующие термины с одинаковыми семантическими элементами.

Один из принципов построения электронного понятийного словаря

Русский язык Синтаксис, синоним
Литература Символ
Математика Симметрия, система
Биология Система
История Система, синод
География Система

Где “син”, “сим” означает “соединение, связь”. Поэтому учащиеся, усвоившие это значение, смогут легко его перенести на другие термины с данным семантическим элементом. Кроме того, многие термины повторяются в предметных областях, что также облегчает их освоение.

Данная методика работы с текстом была использована на интегрированном уроке русского языка и геометрии в 10 классе, практическом семинаре по экологии для студентов 2 курса СФУ.

Думается, что работа с текстом позволяет формировать не только общеучебные умения и навыки, но и эмоциональную сферу учащихся. Эту идею и вышеназванные методические приемы мы постарались реализовать на интегрированном уроке (риторика + музыка + изо) по теме “Учимся читать тексты” для учащихся 5, 7, 10 классов (каждый класс был представлен отдельной группой). Урок проводился двумя учителями: учителем русского языка и литературы Кондрашовой Л.Н и учителем музыки Цымдяновой Т.А.

Цель урока: обучение работе с разными видами текстов, формирование эмоциональной сферы через проживание текста - помогала реализовать идею универсальности приемов работы с текстами различного содержания и уровня сложности. Кроме печатного текста на уроке использовались фрагменты музыкальных произведений, репродукции картин, тематические рисунки учащихся, которые позволяли не только усвоить их содержание, а (что еще важнее) почувствовать красоту зимнего леса через разные виды восприятия. Рефлексия в конце урока показала, что эмоции заняли ведущее место в оценивании результатов учебной деятельности.

Работа в данном направлении позволяет формировать надпредметные умения практически на всех ученых курсах школьного обучения.

Содержание урока:

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Экспозиция

Эмоциональный настрой

3 мин

Л.Н.- Внимание на экран (Приложение1)

Т.А. - Что объединяет, по вашему мнению, эти слайды?

Просмотр видеослайдов

Ответы:

- это произведения искусства;

- творчество людей;

- это дает хорошее настроение;

- это разные тексты и др.

Завязка

1 мин

Л.Н. - Ваши ответы все правильные, но вы сказали не всё. Есть еще очень важный момент! Он настолько важен, что ему мы посвящаем сегодняшний урок.  
Развитие

Обучение анализу текстов различными приёмами

25-30 мин

 

 

 

 

 

 

Изо - 7-10 мин

 

 

Музыка –
7-10 мин

Л.Н. - Перед вами печатный текст (Приложение 2, Слайд №1). Наша задача – понять его. Что для этого нужно сделать? Какой тип чтения мы с вами выберем в начале работы? Что вы смогли определить при ознакомительном чтении текста? А что еще осталось сделать? Определите также стиль и тип речи.

Можете ли вы сказать, что текст вами понят?

Л.Н.- Что вам могло бы помочь наиболее ярко воспринять и понять данный текст?

Т.А. - Хорошо, давайте попробуем. Перед вами краски. Попробуйте изобразить своё понимание текста в виде цветовой палитры (пятен), рисунка, образа.

Анализ работ. Диалог.

Т.А. - Внимание на экран (Приложение 2, Слайды № 2-5). Перед вами фотография, анимация, картина. Изображают ли они прочитанные вами текст? Почему? С помощью каких средств художникам удалось изобразить таинственность зимнего леса, его сказочность и красоту?

- Если бы мы не читали текст и не соотносили сейчас картины с ним, были бы нам понятны произведения изобразительного искусства?

Т.А. - Как вы думаете: может ли музыка изобразить содержание прочитанного текста, увиденных картин? Представьте себя композиторами и попробуйте из средств музыкальной выразительности выбрать те, которые, на ваш взгляд, могут изобразить зимний таинственный лес… сказку. (Приложение 3).

Т.А. - Я предлагаю послушать музыку композитора П.И.Чайковского. Фрагмент из балета “Щелкунчик” - “Вальс снежных хлопьев”. Что рассказывает музыкой нам композитор? Попробуем ответить на этот вопрос после прослушивания.

Т.А. - О чем рассказывает музыка? Какую роль играет мелодия, темп, динамика в создании таинственности и сказочности? Что добавил голос музыкальному произведению? И т.д.

Ознакомительное чтение текста: определение ключевых слов и темы текста.

Изучающее чтение: определение основной мысли, стиля и типа речи.

Оценка своего понимания текста.

- картины, музыка и др.

Творческое выражение понимание текста (2-3 мин)

Выставка работ. Защита

- Анализ средств

Ответы детей. Пояснение

- игра: “Я - композитор”

Обсуждение. Диалог.

Слушание (4 мин).

Анализ музыкального произведения

Кульминация

Формирование понимания о разных видов текста

2-3 мин

Л.Н. - Что изменилось в восприятии данного текста после прослушивания музыки и просмотра картин? Ответы на вопросы
Развязка

2 мин

Л.Н. - Можно ли назвать произведения искусства: музыки, изо, литературы - текстами? Почему? Как вы сформулируете тему нашего урока, исходя из того, что вы услышали, увидели, прочитали и сказали сами? (знакомство с формулировкой темы урока)
Эпилог

2 мин

Просмотр видео-слайдов (Приложение 1)

Т.А. - Д.З: создать свой текст на любую тему, опираясь на те знаний, которые вы получили на сегодняшнем уроке.

Запись д.з.