Коррекционная педагогика
-
Час общения для подростков 13–14 лет с ограниченными возможностями здоровья: “Наша семья” 2021
Задачи мероприятия: закрепить знания о своих правах и правах других людей; найти компромиссные решения наших проблем, проявить творческую активность, умения познавать себя и других людей; воспитывать в себе чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
-
Конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по коррекции звукопроизношения «В гости к бабушке-волшебнице» 2021
Цель занятия: автоматизация [Л] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках.
-
Методы социальной адаптации на уроках столярного дела 2021
Занятия столярным делом формируют у детей не только общетрудовые умения, но и специальные умения обрабатывать дерево различными инструментами. Значительное место в процессе трудового обучения школьников с интеллектуальными проблемами отводиться развитию образного мышления, воображения, элементарных творческих способностей для формирования у них умения приспосабливаться к изменяющимся трудовым условиям. Включение детей в изучение столярному делу необходимо осуществлять с учетом физиологии детей школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей. Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда.
-
Методика организации различных видах деятельности, общения и обучение детей с нарушением интеллекта 2021
Специфика обучения детей дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальной сфере заключается в организации учебного процесса, а также, в подборе разнообразных специальных методов и приемов. Педагоги должны помнить, что независимо от степени нарушения интеллектуальной деятельности, дети с ОВЗ (особыми возможностями здоровья) развиваются в процессе обучения и задача педагога – обеспечить максимальное развитие ребенка. Рассмотрим основополагающие принципы построения занятий, учет которых необходим для наиболее полного и оптимального усвоения учебных знаний, умений, навыков.
-
Конспект открытого урока по русскому языку в 1-м дополнительном «А» классе «Рисование прямых линий с закруглением» 2021
Задачи урока: формировать умение рисовать прямую линию с закруглением; учить выполнять графические упражнения по образцу; корригировать и развивать зрительное восприятие, тактильные ощущения и двигательную память через упражнения; развивать мелкую моторику кисти рук и зрительно-двигательную координацию.
-
Методическая разработка по развитию зрительного и слухового внимания у детей с задержкой психического развития 2021
В статье представлены игры и игровые упражнения для развития слухового и зрительного внимания у детей.
-
Развитие внимания у детей с задержкой психического развития 2021
Представлены упражнения на развитие внимания у детей с задержкой психического развития.
-
Методическая разработка «Развитие психических процессов у детей с ООП с использованием корректурных таблиц» 2021
За основу методической разработки взята методика доктора педагогических наук, профессора Гавриш Н.В. «Использование карт умственных действий и корректурных таблиц». Корректурные таблицы – это информационно-игровое поле с различным количеством ячеек (от 9 до 30), заполненных предметными картинками (цифрами или буквами, символами или знаками, геометрическими фигурами). Картинки подбирают по смыслу – тематически. Количество картинок для младших дошкольников составляет 9–12, для старших – до 25–30. Усложняется смысл вопросов и заданий к таблицам. Таблицы могут быть демонстрационные и раздаточные для стимулирования самостоятельной деятельности. Пособие является универсальным, т.е. его можно использовать в любой образовательной области и в любом режимном моменте.
-
Перинатальные поражения центральной нервной системы 2021
Перинатальный период (с 28 недели беременности до 7 дней от рождения ребёнка) – основополагающий этап онтогенеза, "события" которого влияют на возникновение и течение заболеваний нервной системы, внутренних органов, формирование речевых нарушений у детей. Значительное количество современных детей до 3-х лет находятся в зоне риска. Перинатальная патология ЦНС играет значительную роль в формировании речевых нарушений у детей. Это обусловлено тем, что именно в перинатальном периоде происходят наиболее важные события, оказывающие прямое и опосредованное влияние на процессы структурной и функциональной организации ЦНС.
-
Открытый урок по развитию речи в коррекционной школе для детей с нарушениями слуха по теме "Весна" 2021
Цель урока: закрепить и расширить знания детей об изменениях в природе, которые происходят весной.
-
Конспект урока по русскому языку в 4-м классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Тема: «Предлоги. Употребление предлогов в речи и их правописание» 2021
Это пятый урок по теме «Предлоги» для учащихся 4-го класса с легкой умственной отсталостью (вариант 1). Учащиеся обучаются по Программе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, под редакцией Воронковой В.В., 2010 г., допущенной Министерством образования Российской федерации в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования. Особенностями употребления предлогов в устной речи младшими школьниками с УО является пропуск, замена, смешение, опускание, отсутствие предлогов, их слитное написание, непонимание падежных конструкций с предлогами.
-
Сценарий открытого интегрированного занятия по направлению ФИП на тему “Сказка о Спиногрызкине” 2021
Цель: формирование навыков коллективных творческих дел через осмысленное чтение.
-
Методические рекомендации для учителей по организации дифференцированного подхода при обучении иностранному языку детей с ОВЗ 2021
В общеобразовательных школах основой обучения является устная речь, в то время как в нашей оно строится на обучении чтению. Выстраивание программы обучения в соответствии с индивидуальными потребностями каждого из учащихся определяет требования к владению видами речевой деятельности учениками на практике.
-
Комплексное сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения как залог успешной коррекции речевой и познавательной деятельности 2021
В условиях инклюзивного образования наиболее целесообразен комплексный подход в коррекции. Комплексное бинарное занятие учителя-логопеда и учителя-дефектолога (далее бинарное занятие) позволяет решать общие задачи развития детей, исключить дублирование, обеспечить частую смену деятельности, что способствует уменьшению физических нагрузок и более успешному усвоению материала. С целью повышения эффективности работы по развитию высших психических функций и развитию всех сторон речи обучающихся с ОВЗ, возможна, реализация комплексного сопровождения, включающее в одной программе логопедическое и дефектологическое направление работы, способствующих формированию базовых высших психических функций и развитию речи одновременно. Сочетание лексического материала с заданиями по развитию высших психических функций, создаёт наиболее благоприятные условия для выполнения двойной задачи – накопление словарного запаса и развитие восприятия, словесно-логического мышления, внимания, развитие познавательной активности.
-
Конспект урока по математике в 3-м классе по теме "Решение примеров и задач на деление и умножение" 2021
Задачи урока: совершенствовать вычислительные навыки и умение решать примеры и задачи; закреплять знания таблицы умножения; формировать умения правильно называть компоненты умножения и деления.
-
Комплексное сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения как залог успешной коррекции речевой и познавательной деятельности 2021
В условиях инклюзивного образования наиболее целесообразен комплексный подход в коррекции. Комплексное бинарное занятие учителя-логопеда и учителя-дефектолога позволяет решать общие задачи развития детей, исключить дублирование, обеспечить частую смену деятельности, что способствует уменьшению физических нагрузок и более успешному усвоению материала. С целью повышения эффективности работы по развитию высших психических функций и развитию всех сторон речи обучающихся с ОВЗ, возможна, реализация комплексного сопровождения, включающее в одной программе логопедическое и дефектологическое направление работы, способствующих формированию базовых высших психических функций и развитию речи одновременно. Сочетание лексического материала с заданиями по развитию высших психических функций, создаёт наиболее благоприятные условия для выполнения двойной задачи – накопление словарного запаса и развитие восприятия, словесно-логического мышления, внимания, развитие познавательной активности.
-
Особенности работы с родителями с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы 2021
Данная работа посвящена изучению особенностей семейного воспитания детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы и разработке рекомендаций, направленных на взаимодействие специалистов образовательной организации и семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Цель исследования: выявить и охарактеризовать особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы, предложить методические рекомендации, направленные на взаимодействие специалистов образовательной организации и семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
-
Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ 2021
В данной статье речь идет о пользе развития творческих способностей у детей с ОВЗ, а также о приемах и способах проведения занятий с рассматриваемой категорией учащихся. Приводятся рекомендации, соблюдение которых позволит достичь максимальных результатов при проведении творческих занятий с детьми, обладающими различными патологиями.
-
Конспект космической квест-игры на тему «Спасём Планету» 2021
Цель занятия: развитие познавательной активности детей в процессе игровой деятельности. Задачи: расширять кругозор детей по теме «Космос»; обогащать и активизировать словарный запас детей и фразовую речь.
-
Образовательный проект "Волшебный космос" 2021
12 апреля Земля празднует международный День космонавтики. Но этого не было бы, если бы не жили люди, которые задолго до наших дней мечтали о полетах в космос. И среди них одним из самых выдающихся умов является Константин Циолковский, который по праву считается отцом русской космонавтики. На примере его жизни мы можем сказать, что мечты сбываются... Ребята-дошкольники могут гордиться отрядом космонавтов, ученых-изобретателей, конструкторов, работающих в области космоса и своей великой страной, которая всегда верит в будущее… Предлагаемый проект может быть интересен педагогам и родителям детей старшего дошкольного возраста для проведения занятий и интересного досуга.
-
Урок "Речь и альтернативная коммуникация". Тема: "Звук и буква Л. Печатание изученной буквы" 2021
Урок для 1–4-го класса для самой сложной категории обучающихся – детей: с глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми нарушениями речи «безречевые», и множественными нарушениями интеллектуального развития, ранним детским аутизмом. У детей названной группы нет интереса к деятельности окружающих, они не проявляют ответных реакций на попытки учителя организовать их взаимодействие. Эти дети не откликаются на просьбы, обращения, демонстрируют деструктивные действия. Моторная дефицитарность проявляется в замедленности темпа, недостаточной согласованности и координации движений.
-
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия с элементами логики для детей с ОВЗ 2021
Цель занятия: упражнять детей в умении выполнять задания на развитие зрительного восприятия: цвета, формы, величины; актуализировать математические знания детей.
-
Дидактические игры на уроках письма и развития речи в 5-м классе школы для обучающихся с ОВЗ 2021
На уроках письма и развития речи в средних и старших классах коррекционной школы мною используются различные виды дидактических упражнений, которые позволяют повысить интерес учеников к изучаемому предмету, позволяют работать с детьми с различным уровнем интеллекта, повышать качество обучения. Использование дидактического материала разнообразит урок, даёт возможность перенести центр тяжести в работе определённого момента на необходимые вопросы.
-
Методическая разработка по формированию сенсорных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 2021
Выделение формы, величины и цвета – обязательный этап чувственного познания мира не только нормально развивающихся детей, но и детей с ограниченными возможностями здоровья. При знакомстве с этими свойствами расширяется поле восприятия – основа развития интеллекта.
-
Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 2021
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы (т.е. сформировать полноценные представления о свойствах и качествах предметов). Накопление чувственного опыта при знакомстве с цветом, формой, величиной предметов обозначают как накопление сенсорных впечатлений. Именно эти впечатления способствуют формированию у детей полноценного восприятия окружающего мира.
-
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития и тяжелые нарушения речи 2021
К здоровьесберегающим технологиям в первую очередь стоит отнести артикуляционную гимнастику – это упражнения, направленные на укрепление мышц, задействованных в процессе устной речи. Регулярные тренировки улучшат кровоснабжение, снимут спастичность, повысят иннервацию. Артикуляционная гимнастика включает в себя упражнения как для развития общей подвижности и переключаемости органов, так и для отработки так называемых «укладов» – определённых положений губ и языка для правильного произношения конкретных звуков. Комплекс упражнений подбирается логопедом индивидуально в зависимости от специфики нарушений звуковой стороны речи ребенка.
-
Формирование межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста 2021
Статья раскрывает проблему о необходимости развития межполушарного взаимодействия у детей с ТНР (тяжёлым нарушением речи). Приведены примеры упражнений по развитию межполушарных связей. Данный материал может быть успешно реализован как педагогами, так и родителями
-
Занятие с детьми раннего возраста с использованием программы SKYPE 2021
В условиях эпидемиологической ситуации жить и работать всем приходится по-новому. Формат дистанционного обучения требует перестройки не только в техническом плане, но и в педагогическом, и психологическом. Педагоги, обучающиеся, родители – все участники образовательных отношений, пусть даже дистанционных, нуждаются в психологической поддержке. Следовательно, основными направлениями работы педагога-психолога остаются по-прежнему: профилактика, диагностика, консультирование, просвещение, коррекционно-развивающая работа. Но в привычный набор методов и подходов необходимо внести некоторые коррективы с учетом дистанционного режима.
-
Технология сопровождения ребенка с ОВЗ учителем-дефектологом 2021
одним из главных направлений деятельности учителя-дефектолога в центре является решением задач по вопросам обучения и воспитания детей начальных классов, трудности которых носят стойкий характер и требуют постоянной специализированной помощи и предоставление специальных условий. Основная цель деятельности учителя-дефектолога: максимальная образовательная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья к школьной среде, а также обеспечение своевременной помощи воспитанникам, которые испытывают выраженные трудности в обучении в условиях общеобразовательной школы.
-
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой 2021
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, в головном мозге человека расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.