Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития и тяжелые нарушения речи

Разделы: Школьная психологическая служба, Логопедия, Коррекционная педагогика

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: здоровьесберегающая технология, ТНР – тяжелое нарешение речи


В последнее время все более популярными становятся педагогические технологии, которые, помимо обучения и воспитания, предполагают заботу о здоровье детей. Дети с ограниченными возможностями здоровья развиваются по общим законам психического развития, но имеют свои специфические особенности, обусловленные разными дефектами. Для обучающихся с ЗПР и ТНР характерны проблемы с развитием общей и мелкой моторики, нарушения мышечного тонуса, памяти, внимания и мышления. Возникает необходимость включения в коррекционную работу физкультминуток, мышечной релаксации, массажа и самомассажа, тренировки тонкой моторики, гимнастики для артикуляционного аппарата, дыхательной гимнастики, упражнений для профилактики снижения зрения, логоритмика, кинезиологических упражнений. Все вышеперечисленные методы можно отнести к здоровьесберегающим технологиям. Под здоровьесберегающими технологиями мы понимаем такую организацию образовательного процесса, при которой обучение, развитие и воспитание происходит не только без ущерба здоровью, но и способствует его укреплению. Новые стимулы служат для создания благоприятного эмоционального фона и активизируют нарушенные психические функции. Поговорим о них подробнее.

К здоровьесберегающим технологиям в первую очередь стоит отнести артикуляционную гимнастику - это упражнения, направленные на укрепление мышц, задействованных в процессе устной речи. Регулярные тренировки улучшат кровоснабжение, снимут спастичность, повысят иннервацию. Артикуляционная гимнастика включает в себя упражнения как для развития общей подвижности и переключаемости органов, так и для отработки так называемых «укладов» - определённых положений губ и языка для правильного произношения конкретных звуков. Комплекс упражнений подбирается логопедом индивидуально в зависимости от специфики нарушений звуковой стороны речи ребенка.

Дыхательная гимнастика способствует развитию речевого дыхания, формированию силы, длительности и плавности направленного выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательные упражнения имеют значительный оздоровительный эффект, способствует насыщению крови кислородом, и как следствие, поддерживает работу мозга, сердца, ускоряет обменные процессы и стимулирует вывод токсинов. Дыхательную гимнастику рекомендуют использовать при заикании, слабом речевом выдохе, ринолалии и искривлении носовой перегородки. Особенно следует отметить дыхательную гимнастику по методу Стрельниковой. Она проста в применении и эффективна. Комплекс, который рекомендован при заикании, состоит из резких вдохов с движениями. Осваивать дыхательную гимнастику Стрельниковой нужно постепенно, начиная с трех базовых упражнений.

  1. "Ладошки". Спина прямо, согнуть руки в локтях, ладони открыты и повернуты «от себя». Набирать воздух в легкие прерывистыми вдохами и сильно сжимать кулаки. Вдох шумный, через нос. Выдох тихий, через рот. Один подход - это четыре резких вдоха, затем опустить руки и отдохнуть несколько секунд. Постепенно доведите количество подходов до двадцати четырех.
  2. "Погончики". Спина прямо, кисти рук сжать в кулаки и прижать к талии. Во время вдоха резко выбросить кулаки к полу. Затем вернуть кисти к поясу. Один подход - это восемь вдохов, затем отдохнуть несколько секунд. Постепенно доведите количество подходов до восьми.
  3. "Насос". Спина прямо, ноги на ширине плеч, руки спокойно опущены. Сделать резкий неглубокий наклон вперед и резко выдохнуть. Слегка выпрямиться и повторить поклон и выдох. Спина сутулая, голова понурая. Движения напоминают накачивание велосипедной шины ручным насосом. Один подход - это восемь вдохов, затем отдых отдохнуть несколько секунд. Постепенно доведите количество подходов до двенадцати.

Гимнастика глаз способствует снятию утомления, улучшает кровоснабжение и благотворно влияет на развитие зрительного восприятия. Врачи-офтальмологи рекомендуют такие упражнения использовать и в качестве профилактики, и в комплексном лечении косоглазия, дальнозоркости, близорукости и амблиопии. Отмечают положительное влияние гимнастики на работоспособность и эмоциональный фон обучающихся. Особенно важно использовать упражнения для глаз при коррекции оптической дисграфии.

Упражнения для мелкой моторики очень разнообразны и регулярно используются в работе всех коррекционных специалистов, т.к. они способствуют развитию речи, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Игры с крупами или песком - это, в первую очередь, релаксация. Кроме того, их часто применяют при автоматизации и дифференциации звуков. Например, можно спрятать несколько мелких игрушек на изучаемый звук в рисе и предложить ребенку их найти и назвать. При стимуляции биологически активных точек на пальцах рук и ступнях, при помощи различных приспособлений (Су-Джок, колючие мячики и валики, рифлёные карандаши, ортопедические коврики различной формы и текстуры) наблюдается оздоровительный эффект и стойкая положительная динамика.

Логоритмика - широко известная и эффективная технология. В результате применения этой методики улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Это система двигательных упражнений, в которых движения рук, ног, головы, корпуса сочетаются с произнесением речевого материала. Они направлены на нормализацию речевого дыхания, формирования умения изменять силу и высоту голоса, умение регулировать темп речи, автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков. Большинство логоритмических упражнений возможно использовать в качестве динамических пауз. В качестве примера можно привести игру «Самолёты». Дети сидят на корточках, вращают руками в локтях и «рычат» - заводят пропеллеры. Затем звучит веселая музыка, ребята разводят руки в стороны и бегут по кругу, произнося протяжно звук «л-л-л-л...». Как только музыка заканчивается, все останавливаются, садятся на корточки и опять начинают «крутить пропеллеры».

Различные эфирные масла используются в медицине с древних времен. Научно доказано, что обонятельные раздражители напрямую влияют на состояние нервной системы. Ароматы влияют на наше настроение, повышают работоспособность, а также могут успокаивать или тонизировать. Существует несколько видов ароматерапии (ванны, ингаляции, массаж и др.). В работе с детьми используются эфирные масла в минимальной концентрации. Разумеется, использование эфирных масел должно быть согласовано с врачом, чтобы исключить риск возникновения и развития аллергических реакций и различных побочных эффектов. При повышенном мышечном тонусе и эмоциональной возбудимости целесообразно применять эфирные масла валерианы, ромашки, мелиссы, лаванды, фенхеля, тимьяна, которые оказывают успокаивающее действие. Соответственно при низком мышечном тонусе и апатии - эфирные масла лимона, кориандра, базилика, петрушки, эвкалипта, майорана, которые обладают тонизирующим эффектом. Регулярное вдыхание разных запахов активизирует сенсорное развитие ребенка, расширяет его словарный запас, способствует формированию навыка правильного носового вдоха и выдоха, повышает мотивацию к занятиям. Можно предложить ребенку определить предмет по запаху, помять в руках свежую мяту, выжать сок из апельсина, порисовать на молотом кофе, создать объемную аппликацию из зерен кофе, понюхать мыло, помочь заварить травяной чай. При регулярном использовании ароматерапии формируются устойчивые ассоциативные связи между запахом предмета, его внешним видом и названием.

Классические методы воздействия, которыми располагают педагогическая и психологическая науки, не всегда приносят устойчивый результат, так как не могут устранить первопричину. В отличие от них, метод кинезиологической коррекции непосредственно направлен на механизм возникновения психофизиологических отклонений. Это позволяет не только снимать отдельные симптомы, но и напрямую корректировать основные психические процессы: память, внимание, мышление, речь, воображение, восприятие, пространственные представления, мелкую и крупную моторику. Кинезиология предлагает через определенные движения влиять на психологическое и физическое здоровье человека. Рассмотрим механизм такого воздействия. Правое полушарие нашего мозга отвечает за координацию, зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие перерабатывает слуховую информацию, непосредственно участвует в постановке целей и построении программ. Взаимодействие полушарий производится благодаря системе нервных волокон, так называемым мозолистым телом. Если нарушается его проводимость, то нагрузка распределяется неравномерно. Как следствие, страдают пространственная ориентация, эмоциональное реагирование и взаимодействие зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, и тем самым синхронизируют работу полушарий. Таким образом возможно значительно повысить стрессоустойчивость, улучшить мыслительную деятельность, облегчить процесс чтения и письма. В качестве примера приведем комплекс кинезиологических упражнений для координации работы глаз и рук П. и Г.Деннисон и А.Л.Сиротюк. Упражнения рекомендуется выполнять в течение полутора месяцев каждый день по 15-20 минут.

  1. «Восьмерки». Исходное положение - стоя. Пальцами одной руки проведите перед глазами горизонтальную восьмерку. Следите глазами за движениями пальцев. Постепенно увеличивайте размеры восьмерки.
  2. «Восьмерки локтями». Разведите ноги в стороны и слегка согните их в коленях. Проведите половину горизонтальной восьмерки правым локтем. Глаза должны следить за движениями локтя. Проделайте то же самое с левой стороной.
  3. «Крылья». Поставьте ноги на ширине плеч, расслабьте колени. Потрясите руками и согните локти. Прочертите горизонтальную восьмерку одновременно двумя руками. Сначала вперед, назад и вниз, затем вверх, в сторону и вниз. Подбородок поворачивайте вместе с движениями рук. Повторите несколько раз, пока не почувствуете, что летите. Теперь парите: руки открыты и свободны. На вдохе наклонитесь вперед, опираясь на носки. На выдохе отклонитесь назад. Еще раз глубоко вдохните.
  4. «Рисующий слон». Исходное положение - стоя или сидя. Наклонитесь головой к плечу. Вытяните руку вперед «хобот слона» и рисуйте геометрические фигуры, затем повторите то же с другой рукой.
  5. «Колечко». Поочерёдно перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
  6. «Кулак - ребро - ладонь». На столе последовательно выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе. Сделайте 8-10 повторений.
  7. «Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.
  8. «Зеркальное рисование». На стол положите чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, геометрические фигуры. Это упражнение помогает синхронизировать работу обоих полушарий, что заметно увеличивает качество работы всего мозга.
  9. «Ухо - нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за левое ухо. А, теперь отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и поменяйте положение рук. Правой рукой возьмитесь на кончик носа, а левой - за правое ухо.

Помимо перечисленных выше методик, по нашему мнению, к здоровьесберегающим технологиям можно отнести логопедический массаж и физминутки. Что касается логопедического массажа, то следует отметить строгие требования к квалификации специалиста и условиям его проведения, и обязательно учитывать медицинские показания. Физминутки, или динамические паузы, являются обязательным элементом в структуре любого занятия, поэтому мы позволили себе не останавливаться на них подробно.

Таким образом, мы с вами рассмотрели основные технологии здоровьесбережения, которые возможно использовать в коррекционной работе специалистов детских учреждений. Все выше перечисленные методы регулярно применяются нами на практике. Мы наблюдаем улучшение внимания и восприятия, снятие усталости и снижение тревожности. Благодаря регулярным занятиям, повышается речевая активность, развивается общая и мелкая моторика, тренируется речевое дыхание. Использование здоровьесберегающих технологий не только благотворно влияет на здоровье, но и увеличивает компенсаторные и адаптационные ресурсы детей с особенностями в развитии.

Литература

  1. Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Ермаков В.П. Что и как видят дети от рождения до 10 лет с сохраненным и нарушенным зрением. Диагностика, развитие и тренировка зрения. М.: Владос, 2017.
  3. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. СПб.: Издательство «Корона. Век», 2018.
  4. Панфёрова И.В. «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике». - Журнал «Логопед», 2011 - №2.
  5. Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста». - СПб., КАРО, 2007.
  6. Саков И.В. Аромапсихология. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  7. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2013.
  8. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. М.: Генезис, 2007.
  9. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. М.: АСТ, 2018.