ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ определяет создание условий для реализации адаптированной основной общеобразовательной программы, обеспечивающие возможность участия педагогических работников, родителей обучающихся и общественности в поддержке родителей в воспитании обучающихся, охране и укреплении их здоровья, вовлечении семей непосредственно в образовательную деятельность.
В семье ребёнок получает опыт выстраивания отношений с окружающими. Проблемы семейного воспитания в условиях общеобразовательной школы обусловлены тем, что семья играет огромное значение в социализации ребёнка.
Исследуя проблему семейного воспитания детей с ОВЗ, обнаруживается, что родители детей испытывают психологические трудности, которые усложняют эффективно воспитывать своего ребёнка.
Исходя из этого, проблема семейного воспитания детей с ОВЗ является актуальной.
Цель работы: выявить и охарактеризовать особенности семейного воспитания детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы, предложить методические рекомендации, направленные на взаимодействие специалистов образовательной организации и семьи.
Задачи
- Провести теоретический анализ проблемы семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Изучить процесс воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в семье.
- Разработать методические рекомендации, направленные на взаимодействие специалистов образовательной организации и семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
С целью изучения особенностей семейного воспитания детей с ОВЗ нами было осуществлено экспериментальное исследование, которое проводилось на базе двух образовательных организаций. В исследовании участвовало 24 ребенка, обучающихся начальной школы в классах для детей с интеллектуальными нарушениями (лёгкая умственная отсталость) и их родители (законные представители).
Рассмотрим показатели особенностей семейного воспитания детей с ОВЗ
Методика
|
Уровни |
Показатели
|
Абсолютное число |
Учительский опросник выявления сформированности различных компонентов познавательной деятельности |
Ниже среднего
|
29
|
7
|
Анкета «Определение воспитательных умений у родителей, детей с отклонениями в развитии».
|
Низкий
|
17
|
4
|
Определение взаимоотношений ребёнка с близкими в семье и со знакомыми лицами.
|
Нижняя ступень
|
8
|
2
|
Социометрия «Моя семья» |
Отсутствие отца на момент рождения ребёнка
|
4
|
1
|
На уровне сформированности ниже среднего - 7 обучающихся.
2 обучающихся на низком уровне сформированности.
По результатам изучения уровня сформированности различных компонентов познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ мы можем сделать вывод, что у большинства обучающихся познавательная деятельность недостаточно сформирована. Можно предположить, что одной из причин низкого уровня может выступать недостаточная поддержка родителей. Неконструктивные формы взаимоотношений с ребёнком.
Из анкеты «Воспитательные умения у родителей» мы выяснили, что
- 4 родителя не понимают проблемы своего ребёнка.
- 12 родителей неадекватно взаимодействуют с ним.
- Из 24 родителей только 2 мамы указали, что читают психолого-педагогическую литературу.
Были вопросы, где родители отвечали и «Да», и «Нет» на один и тот же вопрос.
Например.
- Считаете ли вы возможным наказывать ребёнка за провинность физически (ремнём, шлепком).
- Проявляете ли вы терпение, если ребёнок капризничает или не послушен?
- Повышаете ли вы голос на ребёнка?
Из результатов исследования взаимоотношений с близкими мы видим, что в общении родители находятся гораздо ближе к своему ребёнку.
Причем, Стас К. отказался указывать маму или папу на лесенке, пояснив, что они его не любят.
Рассмотрим результаты изучения трёх этапов жизни семьи: до рождения ребёнка с отклонениями в развитии, сразу после его рождения и в настоящий момент с помощью социограммы «Моя семья». В исследовании участвовали родители. В результате исследования получились следующие качественные показатели:
Результаты исследования показали, что многие семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, нуждаются в психолого-педагогической помощи для нейтрализации проблем, которые возникают из переживаний в связи с нарушенным развитием ребёнка.
Таким образом, проведённое нами исследование позволило нам разработать рекомендации, направленные на взаимодействие специалистов образовательной организации и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
Задачи работы:
- Формирование у родителей положительного отношения к школе.
- Просветительская работа.
- Привлечение родителей к совместной педагогической деятельности.
- Воспитание у детей привязанности к семье.
При разработке методических рекомендаций учитывались следующие дидактические принципы
- Принцип целенаправленности педагогического процесса.
- Принцип целостности и системности.
- Принцип гуманистической направленности.
- Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
- Принцип единства диагностики и коррекции.
- Деятельностный принцип коррекции.
- Принцип комплексного использования методов и приёмов коррекционно-педагогической деятельности.
Экспериментальное исследование и беседы с классными руководителями и воспитателями группы продлённого дня, работающими с детьми с ОВЗ, позволили выделить направления работы с родителями.
Направления работы
- Психолого-педагогическое просвещение (психолого-педагогическое консультирование, родительское собрание, беседы, лекции, посещение уроков родителями)
- Досуговая деятельность (участие в праздниках, концертах, выставках, прогулках, посещение музеев)
- Социальная поддержка (организация питания, посещение семьи)
- Поддержка здоровья детей (путёвки в оздоровительные лагеря, походы, встречи с медицинскими работниками)
Классное родительское собрание проводится 4-5 раз в учебном году. На нём обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы за год. С целью оказания положительного влияния на эмоциональную атмосферу в семье организуются собрания родителей совместно с детьми.
Индивидуальные доверительные беседы с родителями желательно проводить не только с теми, дети которых имеют какие-то проблемы в учёбе, но и с родителями успешных учеников. Индивидуальная беседа требует тщательной подготовки.
Приведён вариант индивидуального консультирования родителей психологом по проблеме
Цель: выявить причины проблемы в поведении.
Задачи:
- Обсудить с родителями проблему
- Способствовать формированию у родителей положительного отношения к ребёнку.
- Составить рекомендации для родителя
Инициатива встречи: по запросу родителей.
Описание консультации: в виде беседы совместно с социальным педагогом.
Этапы консультации
- Выяснение проблемы.
- Консультирование.
- Причины возникновения проблемы (внутрисемейные конфликты, взаимоотношения с отцом).
- Последствия (эмоциональные переживания у ребёнка, ухудшение поведения).
- Пути решения (беседы с ребёнком, межведомственное взаимодействие).
Рекомендации.
Выстроить взаимоотношения с ребёнком, учитывая возрастные особенности. Быть примером, не угрожать, не оскорблять. Сотрудничать с социально-психологической службой школы.
Привлекая родителей к досуговой деятельности своих детей, позволяет устанавливать партнёрские отношении образовательно-воспитательного процесса. Позволит знать и понимать своего ребёнка, увидеть его возможности. Совместно выполненные рисунки, поделки, костюмы, репетиция роли несут в себе огромное воспитательное значение, позволяет сплотить семью.
Социальная поддержка семей, воспитывающих детей с ОВЗ может выражаться в организации бесплатным питанием, посещении семей «группы риска», состоящих на различных видах учётов, обеспечение новогодними подарками отдельных категорий детей, организация досуга учащихся в каникулярное время, временное трудоустройство детей старше 14 лет.
Обязательным направлением является поддержка здоровья детей. Это может быть организация летнего отдыха детей, бесплатные путёвки в оздоровительные лагеря, встречи с медицинскими работниками. Может стать традиционным общешкольное мероприятие «День здоровья». В начале учебного года вся школа идёт в однодневный поход. Организуются спортивные конкурсы, импровизированный концерт, смотр биваков, экологические акции. Обязательным условием будет привлечение родителей к походу. Кто-то из них примут активное участие в эстафетах, подвижных играх, другие будут обустраивать бивак, подготовят пикник для детей, помогут педагогу в соблюдении дисциплины.
На основе полученных результатов исследования, а также особенности семейного воспитания детей с ОВЗ, нами разработаны рекомендации, направленные на формирование активной педагогической позиции родителей, вооружению родителей педагогическими знаниями и умениями. Считаем целесообразным их написание в виде примерного плана групповой и индивидуальной работы с родителями на учебный год.