Методическая разработка «Развитие психических процессов у детей с ООП с использованием корректурных таблиц»

Разделы: Коррекционная педагогика


За основу методической разработки использовала методику Гавриш Н.В. «Использование карт умственных действий и корректурных таблиц». Эта технология создана доктором педагогических наук, профессором, Натальей Васильевной Гавриш.

«Корректурная таблица» - таблица, которая дает возможность корректировать наше восприятие объектов и явлений действительности: каждый раз те же самые объекты и явления можно рассмотреть в новом ракурсе, под другим углом зрения, обратить внимание на их характерные особенности.

Корректурные таблицы - это информационно-игровое поле с различным количеством ячеек (от 9 до 30), заполненных предметными картинками (цифрами или буквами, символами или знаками, геометрическими фигурами). Картинки подбирают по смыслу - тематически. Количество картинок для младших дошкольников составляет 9-12, для старших - до 25-30. Усложняется смысл вопросов и заданий к таблицам. Таблицы могут быть демонстрационные и раздаточные для стимулирования самостоятельной деятельности. Пособие является универсальным, т.е. его можно использовать в любой образовательной области и в любом режимном моменте.

Корректурную таблицу, как и любые другие творческие игры можно использовать в различных формах деятельности детей:

  • в совместной деятельности со взрослыми;
  • в НОД: в начале занятия как средство активизации психических процессов и включения детей в учебно-познавательную деятельность; в основной части занятия - для усвоения темы или содержания изучаемого материала, для уточнения знаний и расширения представлений дошкольников об окружающем, установления причинно-следственных связей между объектами и явлениями окружающей действительности.

Главное, что обеспечивает успех их использования - живой интерес детей, радость открытия, любознательность, речевая инициативность, удовольствие от ощущения своей интеллектуальной способности, которые взрослый должен тщательно поддерживать.

Существуют несколько вариантов работы с корректурными таблицами:

  • взрослый объявляет вопрос или задание, дети выполняют его, объясняя свои действия;
    вопрос, задачи представлены на карточках с помощью символических знаков, которые дети должны самостоятельно прочитать;
    дети работают с незаполненной таблицей - рамкой и набором предметных картинок, заполняя ячейки в соответствии с устными заданиями взрослого или символическими указаниями на форму, цвет, величину, букву и т.д.

Мною была разработаны и изготовлена корректурная таблица для работы с детьми ООП по теме недели «Дикие животные», а также был составлен комплекс игры и упражнений.

Дидактические игры по лексической теме «Дикие животные»

Цель: Способствовать повышению эффективности образовательного процесса посредством внедрения информационно-игровых технологий в ДОУ.

Задачи:

  • Расширять знания детей о диких животных; их названиях и внешних признаках
  • Обогащать словарный запас у детей по теме «Дикие животные»
  • Способствовать процессу установления связей между предметами, объектами и явлениями.
  • Обогащать знания детей в разных сферах окружающей действительности.
  • Закреплять ориентировку в пространстве («перед», «между», «выше», «ниже», «за», «справа», «слева», «вверху», «внизу» и др.

Дидактическая игра «Найди дом для животного»

Ход игры

Взрослый предлагает детям найти (или показать) диких животных на корректурной таблице и накрыть соответствующие картинки фишками

1 способ игры:

Например: Найди зайца и накрой его фишкой синего цвета и т.д. Ребенок выполняет задание по инструкции взрослого

2 способ игры:

Взрослый просит

- Найди дом лисы? Дом зайца? И накрыть фишкой красного цвета

3 способ:

«Найди лишнее»

Взрослый уточняет знание детей о диких животных, просит назвать животных под фишками и найти лишнее животное.

- А какой дом лишний на наших таблицах? Где дикие животные не живут?

Дидактическая игра «Угадай, кто спрятался?»

Взрослый дает детям словесную инструкцию и просить детей накрыть картинку фишкой соответствующего животного.

(дети рассматривают корректурную таблицу № 2 «Дикие животные», накрывая найденное изображение, картинкой нужного животного)

  • Найдите хвост лисы, зайца.
  • «Назови ласково, закрой фишками»;
  • «Найди животное, назови его детеныша»;
  • «Назови одним словом»

Дидактическая игра «Кто что ест?»

- Назови, что ест медведь, лиса, белка и заяц и накрой фишкой.

Упражнение: «Продолжи предложение»

- У белки хвост длинный, а у зайца…(короткий)

- Лиса живет в норе, а белка… (в дупле)

- Лиса зимой бегает, а медведь…(спит)