За основу методической разработки использовала методику Гавриш Н.В. «Использование карт умственных действий и корректурных таблиц». Эта технология создана доктором педагогических наук, профессором, Натальей Васильевной Гавриш.
«Корректурная таблица» - таблица, которая дает возможность корректировать наше восприятие объектов и явлений действительности: каждый раз те же самые объекты и явления можно рассмотреть в новом ракурсе, под другим углом зрения, обратить внимание на их характерные особенности.
Корректурные таблицы - это информационно-игровое поле с различным количеством ячеек (от 9 до 30), заполненных предметными картинками (цифрами или буквами, символами или знаками, геометрическими фигурами). Картинки подбирают по смыслу - тематически. Количество картинок для младших дошкольников составляет 9-12, для старших - до 25-30. Усложняется смысл вопросов и заданий к таблицам. Таблицы могут быть демонстрационные и раздаточные для стимулирования самостоятельной деятельности. Пособие является универсальным, т.е. его можно использовать в любой образовательной области и в любом режимном моменте.
Корректурную таблицу, как и любые другие творческие игры можно использовать в различных формах деятельности детей:
- в совместной деятельности со взрослыми;
- в НОД: в начале занятия как средство активизации психических процессов и включения детей в учебно-познавательную деятельность; в основной части занятия - для усвоения темы или содержания изучаемого материала, для уточнения знаний и расширения представлений дошкольников об окружающем, установления причинно-следственных связей между объектами и явлениями окружающей действительности.
Главное, что обеспечивает успех их использования - живой интерес детей, радость открытия, любознательность, речевая инициативность, удовольствие от ощущения своей интеллектуальной способности, которые взрослый должен тщательно поддерживать.
Существуют несколько вариантов работы с корректурными таблицами:
- взрослый объявляет вопрос или задание, дети выполняют его, объясняя свои действия;
вопрос, задачи представлены на карточках с помощью символических знаков, которые дети должны самостоятельно прочитать;
дети работают с незаполненной таблицей - рамкой и набором предметных картинок, заполняя ячейки в соответствии с устными заданиями взрослого или символическими указаниями на форму, цвет, величину, букву и т.д.
Мною была разработаны и изготовлена корректурная таблица для работы с детьми ООП по теме недели «Дикие животные», а также был составлен комплекс игры и упражнений.
Дидактические игры по лексической теме «Дикие животные»
Цель: Способствовать повышению эффективности образовательного процесса посредством внедрения информационно-игровых технологий в ДОУ.
Задачи:
- Расширять знания детей о диких животных; их названиях и внешних признаках
- Обогащать словарный запас у детей по теме «Дикие животные»
- Способствовать процессу установления связей между предметами, объектами и явлениями.
- Обогащать знания детей в разных сферах окружающей действительности.
- Закреплять ориентировку в пространстве («перед», «между», «выше», «ниже», «за», «справа», «слева», «вверху», «внизу» и др.
Дидактическая игра «Найди дом для животного»
Ход игры
Взрослый предлагает детям найти (или показать) диких животных на корректурной таблице и накрыть соответствующие картинки фишками
1 способ игры:
Например: Найди зайца и накрой его фишкой синего цвета и т.д. Ребенок выполняет задание по инструкции взрослого
2 способ игры:
Взрослый просит
- Найди дом лисы? Дом зайца? И накрыть фишкой красного цвета
3 способ:
«Найди лишнее»
Взрослый уточняет знание детей о диких животных, просит назвать животных под фишками и найти лишнее животное.
- А какой дом лишний на наших таблицах? Где дикие животные не живут?
Дидактическая игра «Угадай, кто спрятался?»
Взрослый дает детям словесную инструкцию и просить детей накрыть картинку фишкой соответствующего животного.
(дети рассматривают корректурную таблицу № 2 «Дикие животные», накрывая найденное изображение, картинкой нужного животного)
- Найдите хвост лисы, зайца.
- «Назови ласково, закрой фишками»;
- «Найди животное, назови его детеныша»;
- «Назови одним словом»
Дидактическая игра «Кто что ест?»
- Назови, что ест медведь, лиса, белка и заяц и накрой фишкой.
Упражнение: «Продолжи предложение»
- У белки хвост длинный, а у зайца…(короткий)
- Лиса живет в норе, а белка… (в дупле)
- Лиса зимой бегает, а медведь…(спит)