Цель: формирование навыков коллективных творческих дел через осмысленное чтение.
Задачи:
- Создать условия для включения изученных знаний в систему личных ценностей.
- Активизировать познавательный интерес к книге при помощи творческих дел на занятии, прививать любовь к чтению;
- Показать ценность дружеских чувств, взаимодействия, сотрудничества.
- Развивать эмпатию, умение договариваться, делать выводы для формирования навыков позитивного, эффективного взаимодействия.
- Развивать связную речь: построение простых и составных предложений, пополнение активного словаря; развитие способности к выявлению главной мысли текста.
- Формировать и совершенствовать импрессивную речь - понимания слышимого.
- Формировать навыки создания коллажа на основе прочитанного произведения.
Продолжительность занятия: 40-50 мин.
План занятия
I. Этап мотивации. Время - 2 минуты
Эмоциональный настрой на занятие.
Дети входят в класс и образуют круг.
Воспитатель: Приём "Круг желаний"
Сегодня мы вместе с вами продолжим наш путь в мир чтения и чувств. Создадим из наших отдельных желаний круг общего классного желания и силу настроя, настроения для его исполнения. (Круг из открытых ладоней-пожеланий.)
Хорошо. Мы все к занятию готовы. Вы назвали свои желания о чувствах и действиях. У нас теперь есть сила общего желания?
Да!
II. Этап актуализации знаний. Время - 7-10 минут
Включение детей в занятие.
Учитель-логопед: Прием "Чувство-действие"
Ребята, начнем наш путь реализации наших желаний в действия.
Сядьте за общий стол к снежинкам с вашими именами.
Под снежинками возьмите листочки с отрывками из прочитанных вами сказок.
В них есть предложения о чувствах и действиях.
Найдите одно предложение о чувстве или действии, вырежьте его.
Дети получают задание-тексты на листочках и выполняют его вместе с педагогами: отрывки сказок
1
Но все одноклассники знали, что это за чудо.
Матильду стали уважать, её поступком в лесу все восхищались.
2
Очень хочется с кем-нибудь дружить, быть всегда вместе, играть, гулять.
Вместе смеяться, если весело, и вместе грустить, если настроение плохое.
3
Ты добрая и отзывчивая.
Хочешь, я к тебе снова прилечу потом, и мы опять поговорим о чём-нибудь?
4
Вымою-ка я вазу! ─ решил Гномик.
А когда мама вернётся, она обрадуется, что ваза опять сверкает на солнце.
5
Я так хотел сделать для мамы что-нибудь хорошее!
Я не виноват, что у меня это не получилось!
6
Они обнялись и стали просить друг у друга прощения.
Гномик всё объяснил маме, а потом они отправились в парк и катались на карусели.
7
Предлагались разные способы уничтожения Зла.
Эдгар думал о том, что Зло можно победить только с помощью Добра и Любви.
8
Во дворце царили любовь и взаимопонимание.
Наступили счастливые дни, и королевство с тех пор процветало.
9
И Малыш-Облачко подхватил: «Да, они нуждаются в моей помощи!»
Я им помогу!
10
Они вместе пили чай.
Учительница сказала: «Я всегда знала, что из тебя выйдет толк и ты вырастешь хорошим человеком».
11
«Да, не хотелось бы всю жизнь оставаться такой маленькой и тусклой».
«Время проходит, и надо успеть многому научиться!» ─ решила Звёздочка.
Воспитатель: Давайте прочитаем то, что у нас получилось и определим, куда прикрепить предложения.
Предложение, где больше выражены чувства будем закреплять на желтом листке, а где действия - на белом.
Дети читают и после озвучивания своего мнения прикрепляют предложения на разные листики (берут их из общей вазочки на середине стола). (Клей)
Приём "Кластер"
Учитель-логопед: У нас есть две основы, два круга: желтый и белый.
Давайте пофантазируем, что получится у нас, если соберем желтые листочки и белые на эти основы-круги?
Распределитесь на две команды: желтые и белые.
Подойдите к столу, где лежит круг, соответствующий цвету вашего лучика и оформите своё солнышко или снежинку.
Работа в группах на двух отдельных столах.
Воспитатель: У нас получилось солнышко чувств.
Учитель-логопед: А у нас снежинка действий.
Воспитатель: Кто является носителем этих дружеских чувств? - Друзья.
Учитель-логопед: А что их объединяет? - Дела.
Слова "Друзья" и "Дела" показывает УЛ.
Воспитатель: Помните эти сказки, из которых мы взяли предложения и сделали солнышко и снежинку? В какой книге мы их читали?
"Тропинка к своему Я"
Солнышко и Снежинка сказок:
- «О ленивой звёздочке» (В. Максюта)
- «О девочке и строгой учительнице» (О. Хухлаева)
- «Малыш-облачко» (К. Суворов)
- «Принц Эдгар» (М. Доброневский)
- «Простить маму» (А. Шмидт)
- «Неожиданная встреча» (Е. Андреева)
- «Про маленькую Бабу-Ягу» (А. Завалишина)
III. Этап работы по теме. Время - 20-25 минут
Целеполагание.
Воспитатель: У нас есть "Друзья" и "Дела" из прочитанных сказок. Как вы думаете, а чем мы сегодня с вами займемся на нашем занятии и для чего? Поговорите об этом в командах.
Обсуждение в командах.
Ответы детей.
Верно, мы с вами почитаем новую сказку и поучаствуем в полезном коллективном творческом деле (КТД) для себя и для других ребят школы-интерната. А одновременно проверим, получится ли это дело сделать дружно.
Учитель-логопед: Возьмите конверты, из их содержимого соберите слова, которые помогут нам помнить о цели. Конверты с буквами и слогами лежат на столах:
ДРУЖБА
СО-ТРУД-НИ-ЧЕСТ-ВО
Дети собирают слова и прикрепляют их на полоски бумаги.
Воспитатель: Возьмём с собой всё, что нам будет помогать помнить о цели.
Чтение в круге "Сказки о Спиногрызкине" (Т.Маркина)
Воспитатель: Усаживает детей за столы по кругу, на которых лежат индивидуальные снежинки (с именами).
Сейчас мы вместе прочитаем новую сказку в круге.
Учитель-логопед: Почитаем по абзацу и побеседуем о героях сказки, их чувствах и действиях. Читать будет каждый по очереди, а отвечать на вопросы будет любой из вас.
Последовательно по кругу даёт каждому ребёнку его отрывок для чтения.
1.Юлия В.
Одним зимним утром молоденький кролик по фамилии Спиногрызкин проснулся в восемь часов. За окном было ещё темно, падал тяжёлый липкий снег. «Как не хочется вставать! Да ещё сегодня суббота…» - застонал Кролик.
В какое время начинается история героя?---------------------
2.Анна К.
Но ровно в девять на опушке у здания школы выстрелил стартовый пистолет учителя физкультуры Барсукова. Началась лыжная эстафета. Спиногрызкин бежал в команде с Волковым, Лисицыным и Кабановым. Он был последним, четвёртым в эстафете.
Каков был состав команды?----------------------------
3.Андрей К.
Спиногрызкин бежал изо всех сил, весь вспотел, и уши его развевались по ветру, как флаги. И вдруг послышался жалобный писк: прямо на лыжне сидел маленький птенчик. На большой скорости Спиногрызкин резко свернул с лыжни и влетел прямо в кусты. Одна лыжа сломалась. Команда проиграла.
Что можно сказать о кролике?
4.Пётр Г.
На Спиногрызкина накинулись товарищи по команде и одноклассники-болельщики: «Если бы не ты, мы бы были первыми! Кто взял в команду этого лопоухого?» Все так кричали, что Спиногрызкин даже не мог никому объяснить, что произошло. На глаза его навернулись слёзы, из носа потекло.
В чём причина молчания Спиногрызкина? -------------
5.Руслан В.
Соревнования закончились, все разошлись, и Спиногрызкин поплёлся к тому месту, где случилась авария. Там валялась куча сломанных веток, но птенца на лыжне уже не было. «А может мне все это показалось? - тревожно подумал кролик.
- Может, я действительно неумеха и зря меня взяли в команду?»
Почему кролик вернулся на место аварии?---------------------
6.Сергей Б.
Спиногрызкин вернулся домой. Мама поила его вкусным морковным чаем, папа предлагал сыграть в бирюльки, но Спиногрызкин был безутешен.
О чём говорят действия родителей кролика?--------------------
7.Александра Б.
В школе бывшие друзья отворачивались от него, а победители злорадно смеялись ему в лицо. Спиногрызкин так нервничал, что за одну неделю умудрился получить три двойки и пять замечаний на невнимательность на уроках.
Какие чувства переживали одноклассники?--------------------
8.Богдан Ж.
А в следующий понедельник устраивался конкурс на лучший самодельный скворечник. Уж что-что, а скворечники Спиногрызкин делать умел. Этому его ещё дедушка научил.
Как ты думаешь, как изменилось состояние Спиногрызкина от этой новости?--------------------------
9.Александра П.
Весь класс собрался в столярных мастерских. Зазвучали молотки, завизжали пилы, полетела во все стороны стружка. Мальчики сколачивали скворечники, а девочки их раскрашивали.
Что происходило в мастерских в чувствах и действиях героев сказки?
10.Дмитрий Н.
Строительство скворечника - сложная работа, и многие одноклассники не могли обойтись без советов Спиногрызкина. Они то и дело подбегали к нему с вопросами - сначала неохотно, но постепенно всё больше и больше проникаясь уважением к его знаниям и мастерству. И Спиногрызкин терпеливо всё объяснял и помогал.
Какие качества (свойства) характера помогли сблизиться одноклассникам?
11. Олег В.
Когда проводили выставку, у бригады Спиногрызкина скворечники были самые лучшие. А потом устроили праздничное чаепитие, и все одноклассники помирились со Спиногрызкиным. Они попросили у него прощение, что были грубы с ним, а когда он рассказал о птенчике, им стало просто стыдно. Но все обиды были забыты, и кролик снова был среди друзей.
Как восстановились дружеские отношения? Ведущая
А потом принесли телеграмму от мамы-снегирихи, которая благодарила доброго и мужественного Спиногрызкина за то, что он спас жизнь её птенчика, который в тот злополучный день выпал из гнезда прямо на лыжню.
«Зря я расстраивался, - думал кролик, ставший настоящим героем дня. - Не такой уж я неумеха, хоть и лопоухий!»
12. Какие чувства испытал кролик?
Парная работа.
Приём "Добрые мысли"
Воспитатель: Объединитесь в группы по 2 человека и запишите 1 или 2 важные добрые мысли, которые вы возьмёте из этой сказки для нашего класса, чтобы они напоминали нам о дружбе и сотрудничестве.
Учитель-логопед: Озвучьте ваши мысли.
Дети читают по своим записям.
Воспитатель: Сейчас пока в черновом варианте соберем нашу памятку добрых мыслей, а потом сделаем работу над ошибками в тексте и всё красиво оформим.
Соединяем степлером все листики в книжечку.
Групповая работа.
Приём "Поиск героев"
Воспитатель: Давайте вместе вспомним основных героев сказки. Подскажу, их было столько же, сколько и вас.
Назовите их. Можете пользоваться текстом.
После каждого ответа раздаем листики (с названием героя), на которых дети будут их рисовать. 11 листиков.
Рисуем героев сказки под музыку
- Кролик Спиногрызкин
- Учитель Барсуков
- Волков
- Лисицын
- Кабанов
- Птенец-снегирь
- Мама-снегирь
- Мама кролика
- Папа кролика
- Дедушка кролика
- Почтальон
Если есть затруднения, то дети ищут в интернете картинку животного для помощи в рисовании.
Дополнительное задание.
Приём "Ребус"?
Те, кто нарисовал, разгадывают ребусы с УЛ.
Ребусы и 11 листиков для ответов.
Уборка стола после рисования.
IV. Этап подведения итогов. Время - 5 - 7 минут
Командная работа
Приём "Коллаж"
Все вместе собираемся у общего стола.
Воспитатель: Как нам оформить всё, что сделали на занятии так, чтобы это было творчески, интересно, полезно и для нас, и для всех детей школы-интерната?
Какая основная тема нашей сказки и коллажа?
Давайте придумаем сюжет коллажа.
Оформление коллажа из всех материалов занятия.
Воспитатель: У нас готов сказочный дружеский подарок для ребят всей школы. Вы можете подобным образом делать творческие коллажи после прочтения книг и тем самым заинтересовывать чтением книг своих друзей.
Игра "Масленица"
Воспитатель: А теперь поиграем в коллективную игру. Проверим, умеем ли мы дружно играть и достигать результата игры.
Учитель-логопед: Скоро праздник проводов зимы. Как он называется?
Так давайте с вами поиграем в игру "Масленица". Провожаем зиму и встречаем весну.
У нас есть разноцветное солнышко. А Александра станет Весной. Делаем солнышко (из круга и лент) и идем встречать Весну.
Играем.
Музыка
https://www.youtube.com/watch?v=0ls7JN_sBwQ
V. Этап рефлексии. Время - 3 минуты
Приём "Сердце"
Садимся за общий стол.
Воспитатель: Какие у вас впечатления от занятия?
Какие сбылись ваши ожидания от занятия, какие желания исполнились?
Выберите сердце, которое соответствует вашему впечатлению, поделитесь своим чувствами со всеми друзьями и прикрепите сердце на коллаж (верхняя ступенька).
Учитель-логопед: Красное сердце - отличное, желтое - хорошее, белое - спокойное.
Воспитатель: Образ наших чувств передадим вместе с подарком.
Приём "Обнимашки"
Воспитатель и учитель-логопед благодарят всех за дружное общение и сотрудничество. Дети обнимаются и прощаются с гостями.