Сценарий открытого интегрированного занятия по направлению ФИП на тему “Сказка о Спиногрызкине”

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 3


Цель: формирование навыков коллективных творческих дел через осмысленное чтение.

Задачи:

  • Создать условия для включения изученных знаний в систему личных ценностей.
  • Активизировать познавательный интерес к книге при помощи творческих дел на занятии, прививать любовь к чтению;
  • Показать ценность дружеских чувств, взаимодействия, сотрудничества.
  • Развивать эмпатию, умение договариваться, делать выводы для формирования навыков позитивного, эффективного взаимодействия.
  • Развивать связную речь: построение простых и составных предложений, пополнение активного словаря; развитие способности к выявлению главной мысли текста.
  • Формировать и совершенствовать импрессивную речь - понимания слышимого.
  • Формировать навыки создания коллажа на основе прочитанного произведения.

Продолжительность занятия: 40-50 мин.

План занятия

I. Этап мотивации. Время - 2 минуты

Эмоциональный настрой на занятие.

Дети входят в класс и образуют круг.

Воспитатель: Приём "Круг желаний"

Сегодня мы вместе с вами продолжим наш путь в мир чтения и чувств. Создадим из наших отдельных желаний круг общего классного желания и силу настроя, настроения для его исполнения. (Круг из открытых ладоней-пожеланий.)

Хорошо. Мы все к занятию готовы. Вы назвали свои желания о чувствах и действиях. У нас теперь есть сила общего желания?

Да!

II. Этап актуализации знаний. Время - 7-10 минут

Включение детей в занятие.

Учитель-логопед: Прием "Чувство-действие"

Ребята, начнем наш путь реализации наших желаний в действия.

Сядьте за общий стол к снежинкам с вашими именами.

Под снежинками возьмите листочки с отрывками из прочитанных вами сказок.

В них есть предложения о чувствах и действиях.

Найдите одно предложение о чувстве или действии, вырежьте его.

Дети получают задание-тексты на листочках и выполняют его вместе с педагогами: отрывки сказок

1

Но все одноклассники знали, что это за чудо.

Матильду стали уважать, её поступком в лесу все восхищались.

2

Очень хочется с кем-нибудь дружить, быть всегда вместе, играть, гулять.

Вместе смеяться, если весело, и вместе грустить, если настроение плохое.

3

Ты добрая и отзывчивая.

Хочешь, я к тебе снова прилечу потом, и мы опять поговорим о чём-нибудь?

4

Вымою-ка я вазу! ─ решил Гномик.

А когда мама вернётся, она обрадуется, что ваза опять сверкает на солнце.

5

Я так хотел сделать для мамы что-нибудь хорошее!

Я не виноват, что у меня это не получилось!

6

Они обнялись и стали просить друг у друга прощения.

Гномик всё объяснил маме, а потом они отправились в парк и катались на карусели.

7

Предлагались разные способы уничтожения Зла.

Эдгар думал о том, что Зло можно победить только с помощью Добра и Любви.

8

Во дворце царили любовь и взаимопонимание.

Наступили счастливые дни, и королевство с тех пор процветало.

9

И Малыш-Облачко подхватил: «Да, они нуждаются в моей помощи!»

Я им помогу!

10

Они вместе пили чай.

Учительница сказала: «Я всегда знала, что из тебя выйдет толк и ты вырастешь хорошим человеком».

11

«Да, не хотелось бы всю жизнь оставаться такой маленькой и тусклой».

«Время проходит, и надо успеть многому научиться!» ─ решила Звёздочка.

Воспитатель: Давайте прочитаем то, что у нас получилось и определим, куда прикрепить предложения.

Предложение, где больше выражены чувства будем закреплять на желтом листке, а где действия - на белом.

Дети читают и после озвучивания своего мнения прикрепляют предложения на разные листики (берут их из общей вазочки на середине стола). (Клей)

Приём "Кластер"

Учитель-логопед: У нас есть две основы, два круга: желтый и белый.

Давайте пофантазируем, что получится у нас, если соберем желтые листочки и белые на эти основы-круги?

Распределитесь на две команды: желтые и белые.

Подойдите к столу, где лежит круг, соответствующий цвету вашего лучика и оформите своё солнышко или снежинку.

Работа в группах на двух отдельных столах.

Воспитатель: У нас получилось солнышко чувств.

Учитель-логопед: А у нас снежинка действий.

Воспитатель: Кто является носителем этих дружеских чувств? - Друзья.

Учитель-логопед: А что их объединяет? - Дела.

Слова "Друзья" и "Дела" показывает УЛ.

Воспитатель: Помните эти сказки, из которых мы взяли предложения и сделали солнышко и снежинку? В какой книге мы их читали?

"Тропинка к своему Я"

Солнышко и Снежинка сказок:

  • «О ленивой звёздочке» (В. Максюта)
  • «О девочке и строгой учительнице» (О. Хухлаева)
  • «Малыш-облачко» (К. Суворов)
  • «Принц Эдгар» (М. Доброневский)
  • «Простить маму» (А. Шмидт)
  • «Неожиданная встреча» (Е. Андреева)
  • «Про маленькую Бабу-Ягу» (А. Завалишина)

III. Этап работы по теме. Время - 20-25 минут

Целеполагание.

Воспитатель: У нас есть "Друзья" и "Дела" из прочитанных сказок. Как вы думаете, а чем мы сегодня с вами займемся на нашем занятии и для чего? Поговорите об этом в командах.

Обсуждение в командах.

Ответы детей.

Верно, мы с вами почитаем новую сказку и поучаствуем в полезном коллективном творческом деле (КТД) для себя и для других ребят школы-интерната. А одновременно проверим, получится ли это дело сделать дружно.

Учитель-логопед: Возьмите конверты, из их содержимого соберите слова, которые помогут нам помнить о цели. Конверты с буквами и слогами лежат на столах:

ДРУЖБА

СО-ТРУД-НИ-ЧЕСТ-ВО

Дети собирают слова и прикрепляют их на полоски бумаги.

Воспитатель: Возьмём с собой всё, что нам будет помогать помнить о цели.

Чтение в круге "Сказки о Спиногрызкине" (Т.Маркина)

Воспитатель: Усаживает детей за столы по кругу, на которых лежат индивидуальные снежинки (с именами).

Сейчас мы вместе прочитаем новую сказку в круге.

Учитель-логопед: Почитаем по абзацу и побеседуем о героях сказки, их чувствах и действиях. Читать будет каждый по очереди, а отвечать на вопросы будет любой из вас.

Последовательно по кругу даёт каждому ребёнку его отрывок для чтения.

1.Юлия В.

Одним зимним утром молоденький кролик по фамилии Спиногрызкин проснулся в восемь часов. За окном было ещё темно, падал тяжёлый липкий снег. «Как не хочется вставать! Да ещё сегодня суббота…» - застонал Кролик.

В какое время начинается история героя?---------------------

2.Анна К.

Но ровно в девять на опушке у здания школы выстрелил стартовый пистолет учителя физкультуры Барсукова. Началась лыжная эстафета. Спиногрызкин бежал в команде с Волковым, Лисицыным и Кабановым. Он был последним, четвёртым в эстафете.

Каков был состав команды?----------------------------

3.Андрей К.

Спиногрызкин бежал изо всех сил, весь вспотел, и уши его развевались по ветру, как флаги. И вдруг послышался жалобный писк: прямо на лыжне сидел маленький птенчик. На большой скорости Спиногрызкин резко свернул с лыжни и влетел прямо в кусты. Одна лыжа сломалась. Команда проиграла.

Что можно сказать о кролике?

4.Пётр Г.

На Спиногрызкина накинулись товарищи по команде и одноклассники-болельщики: «Если бы не ты, мы бы были первыми! Кто взял в команду этого лопоухого?» Все так кричали, что Спиногрызкин даже не мог никому объяснить, что произошло. На глаза его навернулись слёзы, из носа потекло.

В чём причина молчания Спиногрызкина? -------------

5.Руслан В.

Соревнования закончились, все разошлись, и Спиногрызкин поплёлся к тому месту, где случилась авария. Там валялась куча сломанных веток, но птенца на лыжне уже не было. «А может мне все это показалось? - тревожно подумал кролик.

- Может, я действительно неумеха и зря меня взяли в команду?»

Почему кролик вернулся на место аварии?---------------------

6.Сергей Б.

Спиногрызкин вернулся домой. Мама поила его вкусным морковным чаем, папа предлагал сыграть в бирюльки, но Спиногрызкин был безутешен.

О чём говорят действия родителей кролика?--------------------

7.Александра Б.

В школе бывшие друзья отворачивались от него, а победители злорадно смеялись ему в лицо. Спиногрызкин так нервничал, что за одну неделю умудрился получить три двойки и пять замечаний на невнимательность на уроках.

Какие чувства переживали одноклассники?--------------------

8.Богдан Ж.

А в следующий понедельник устраивался конкурс на лучший самодельный скворечник. Уж что-что, а скворечники Спиногрызкин делать умел. Этому его ещё дедушка научил.

Как ты думаешь, как изменилось состояние Спиногрызкина от этой новости?--------------------------

9.Александра П.

Весь класс собрался в столярных мастерских. Зазвучали молотки, завизжали пилы, полетела во все стороны стружка. Мальчики сколачивали скворечники, а девочки их раскрашивали.

Что происходило в мастерских в чувствах и действиях героев сказки?

10.Дмитрий Н.

Строительство скворечника - сложная работа, и многие одноклассники не могли обойтись без советов Спиногрызкина. Они то и дело подбегали к нему с вопросами - сначала неохотно, но постепенно всё больше и больше проникаясь уважением к его знаниям и мастерству. И Спиногрызкин терпеливо всё объяснял и помогал.

Какие качества (свойства) характера помогли сблизиться одноклассникам?

11. Олег В.

Когда проводили выставку, у бригады Спиногрызкина скворечники были самые лучшие. А потом устроили праздничное чаепитие, и все одноклассники помирились со Спиногрызкиным. Они попросили у него прощение, что были грубы с ним, а когда он рассказал о птенчике, им стало просто стыдно. Но все обиды были забыты, и кролик снова был среди друзей.

Как восстановились дружеские отношения? Ведущая

А потом принесли телеграмму от мамы-снегирихи, которая благодарила доброго и мужественного Спиногрызкина за то, что он спас жизнь её птенчика, который в тот злополучный день выпал из гнезда прямо на лыжню.

«Зря я расстраивался, - думал кролик, ставший настоящим героем дня. - Не такой уж я неумеха, хоть и лопоухий!»

12. Какие чувства испытал кролик?

Парная работа.

Приём "Добрые мысли"

Воспитатель: Объединитесь в группы по 2 человека и запишите 1 или 2 важные добрые мысли, которые вы возьмёте из этой сказки для нашего класса, чтобы они напоминали нам о дружбе и сотрудничестве.

Учитель-логопед: Озвучьте ваши мысли.

Дети читают по своим записям.

Воспитатель: Сейчас пока в черновом варианте соберем нашу памятку добрых мыслей, а потом сделаем работу над ошибками в тексте и всё красиво оформим.

Соединяем степлером все листики в книжечку.

Групповая работа.

Приём "Поиск героев"

Воспитатель: Давайте вместе вспомним основных героев сказки. Подскажу, их было столько же, сколько и вас.

Назовите их. Можете пользоваться текстом.

После каждого ответа раздаем листики (с названием героя), на которых дети будут их рисовать. 11 листиков.

Рисуем героев сказки под музыку

  1. Песня "Мир, который нужен мне"
  2. Песня кота Леопольда "Мне сегодня весело с самого утра"
  • Кролик Спиногрызкин
  • Учитель Барсуков
  • Волков
  • Лисицын
  • Кабанов
  • Птенец-снегирь
  • Мама-снегирь
  • Мама кролика
  • Папа кролика
  • Дедушка кролика
  • Почтальон

Если есть затруднения, то дети ищут в интернете картинку животного для помощи в рисовании.

Дополнительное задание.

Приём "Ребус"?

Те, кто нарисовал, разгадывают ребусы с УЛ.

Ребусы и 11 листиков для ответов.

Уборка стола после рисования.

IV. Этап подведения итогов. Время - 5 - 7 минут

Командная работа

Приём "Коллаж"

Все вместе собираемся у общего стола.

Воспитатель: Как нам оформить всё, что сделали на занятии так, чтобы это было творчески, интересно, полезно и для нас, и для всех детей школы-интерната?

Какая основная тема нашей сказки и коллажа?

Давайте придумаем сюжет коллажа.

Оформление коллажа из всех материалов занятия.

Воспитатель: У нас готов сказочный дружеский подарок для ребят всей школы. Вы можете подобным образом делать творческие коллажи после прочтения книг и тем самым заинтересовывать чтением книг своих друзей.

Игра "Масленица"

Воспитатель: А теперь поиграем в коллективную игру. Проверим, умеем ли мы дружно играть и достигать результата игры.

Учитель-логопед: Скоро праздник проводов зимы. Как он называется?

Так давайте с вами поиграем в игру "Масленица". Провожаем зиму и встречаем весну.

У нас есть разноцветное солнышко. А Александра станет Весной. Делаем солнышко (из круга и лент) и идем встречать Весну.

Играем.

Музыка

https://www.youtube.com/watch?v=0ls7JN_sBwQ

V. Этап рефлексии. Время - 3 минуты

Приём "Сердце"

Садимся за общий стол.

Воспитатель: Какие у вас впечатления от занятия?

Какие сбылись ваши ожидания от занятия, какие желания исполнились?

Выберите сердце, которое соответствует вашему впечатлению, поделитесь своим чувствами со всеми друзьями и прикрепите сердце на коллаж (верхняя ступенька).

Учитель-логопед: Красное сердце - отличное, желтое - хорошее, белое - спокойное.

Воспитатель: Образ наших чувств передадим вместе с подарком.

Приём "Обнимашки"

Воспитатель и учитель-логопед благодарят всех за дружное общение и сотрудничество. Дети обнимаются и прощаются с гостями.