Коррекционная педагогика
-
Развивающая программа для детей с ОВЗ "Моё первое путешествие в мир театра" 2021
Театральное искусство способствует развитию и стимулированию творческих способностей дошкольников, особенно детей с ОВЗ. Театр развивает интегративные качества детей. Знакомясь с языком театра, ребенок погружается в мир литературы, музыки, изобразительного и других видов искусства.
-
Конспект клубного часа. Тема: «Хлеб – всей жизни голова» 2021
Урок предназначен для обучающихся с интеллектуальными нарушениями в соответствии с требованиями АООП во внеурочной деятельности. Занятие способствует формированию понятия у обучающихся о том, как изготовляют хлеб, обогащает и уточняет словарный запас, развивает связную устную речь, умение отвечать на вопрос полным предложением. Клубный час призван воспитывать у ребят уважительное отношение к трудящимся людям, дать понятие о необходимости труда, воспитывать культуру питания и поведения.
-
Особенности взаимодействия коррекционного учреждения, учителей-дефектологов и родителей детей с нарушениями слуха 2021
Индивидуальная работа школы с родителями необходима для согласования действий и оказания адекватной коррекционно-развивающей помощи конкретному школьнику со слуховым дефектом. Особое значение она приобретает для глухих родителей, которые нуждаются в дополнительных разъяснениях со стороны сурдопедагога и воспитателя. В ходе индивидуальной работы – на консультациях и в личных беседах – сурдопедагоги, воспитатели, учителя-дефектологи совместно с родителями могут анализировать причины недостатков в учебе и поведении школьников и намечать согласованные действия по их преодолению.
-
Рисование двумя руками 2021
Для протекания любого психического процесса необходимы ситуации, где каждое полушарие не только работает эффективно, но и находится в постоянном диалоге с другим. Рисование двумя руками одновременно – одно из упражнений, способствующих стимуляции правого и левого полушария.
-
Проект создания модели коррекционной работы с детьми с ТНР путем взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей ДОУ и родителей 2021
В соответствии с Федеральными государственными требованиями и федеральными государственными стандартами одним из компонентов в структуре образовательного процесса дошкольного учреждения является взаимодействие с семьями воспитанников. Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто наблюдателями.
-
Особенности профилактики конфликтного поведения подростков «группы риска» 2021
В статье рассматриваются вопросы профилактики конфликтного поведения подростков «группы риска». Представлен опыт решения данной проблемы.
-
Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию и развитию предметно-практической и игровой деятельности у детей с ЗПР 2021
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Вариативность отклонений в развитии воспитанников имеет широкий диапазон: от состояния, пограничного с умственной отсталостью – до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим выбор адекватных программ обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР становится одной из самых актуальных.
-
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» для 3-го класса 2021
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» для 3 класса разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствующей требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); авторской программы «В мире книг» Л.А.Ефросининой. Рабочая программа содержит в себе цель, коррекционно-развивающие задачи, психолого-педагогическую характеристику обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); планируемые результаты освоения курса; содержание учебного курса; основное содержание программы; поурочно-тематический план. Программа может быть использовано воспитателями и учителями начальной школы.
-
Технологические приемы при бучении математики слабоуспевающих детей 5-го класса 2021
Обучение математике является фундаментом для формирования средств умственной деятельности: у школьников формируются умения проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, составлять логические цепочки. Изучая математику, они учатся определённым обобщённым знаниям и способам действий. Универсальные математические способы познания помогают в целостном восприятии мира, дают возможности в выстраивании модели его отдельных процессов и явлений, а также являются фундаментом в формировании универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия гарантируют освоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют навыки самостоятельного поиска и усвоения новой информации, новых знаний и приемов, что является основой умения учиться. Не все учащиеся приходят в среднее звено хорошо подготовленными. Существует много причин. Одна из них – речевые отклонения. В своей работе предлагаю технологические приемы обучения математике таких детей.
-
Работа с детьми с ОВЗ на уроках русского языка 2021
Современные изменения в системе образования требуют от общеобразовательных школ таких условий, при которых могли бы успешно обучаться и развиваться дети с ОВЗ. Эта гибкая образовательная среда не должна заострять внимание на особенности ребенка, но с особым внимание относится к такому учащемуся и применять методы и приемы, которые позволят ему справиться с учебной программой. В данной статье рассматриваются методы работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка.
-
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей раннего возраста с ОВЗ с использованием оборудования сенсорной комнаты «Путешествие с Петушком» 2021
Конспект НОД предназначен для детей раннего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, и может быть использован в работе учителя-дефектолога, психолога, воспитателя группы ранней помощи для развития у детей представлений о домашних птицах: петухе, курице и цыплятах. В конспекте представлены игровые задания с использованием оборудования сенсорной комнаты.
-
Рабочая программа по коррекционному предмету «Альтернативная коммуникация» в шестом классе (вариант 2) 2021
Рабочая программа по коррекционному предмету «Альтернативная коммуникация» в шестом классе (вариант 2) составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
-
Театральная постановка "Цветок счастья" 2021
Представлена театральная постановка "Цветок счастья".
-
Планирование предметной недели по физической культуре в ГОКУ СКШ в рамках ФГОС 2020
Цель мероприятия: развитие у детей чувства личной ответственности за свое здоровье; формирование культуры здорового образа жизни; воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
-
Особенности организации образовательного процесса у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе (из опыта работы) 2020
Дети с временной ЗПР всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот принцип на выполнение других сходных заданий. Это показывает, что они обладают полноценными возможностями дальнейшего развития, т.е. будут способны впоследствии выполнить самостоятельно то, что в данный момент в условиях специального обучения могут выполнить с помощью педагога.
-
Использование ИКТ на дистанционном обучении по предмету "Физическая культура" для обучающихся с ОВЗ 2020
Представлены тесты для использования на дистанционном обучении по предмету "Физическая культура" для обучающихся с ОВЗ.
-
Рабочая программа по физической культуре для 1–4-х классов (уровень специального коррекционного обучения). Планирование предметной недели по физической культуре в ГОКУ СКШ в рамках ФГОС 2020
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1–4 класс» (под ред. В.В.Воронковой) М.: «Просвещение», 2013 г.
-
Тренинг для педагогов ДОУ: «Эмоциональное выгорание педагогов» 2020
Цель тренинга: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения.
-
Современные методы обучения глухих детей 2020
Данная статья посвящена современным методам обучения глухих детей. Тема является актуальной, так как в современной педагогической науке до сих пор нет единой точки зрения по этому вопросу. И тема выбора методов обучения вызывает множество споров между сторонниками того или иного метода.
-
Тифлокоррекционное обучение слабовидящих дошкольников по системе Л.Брайля 2020
Учителями-дефектологами разработана система последовательного обучения слабовидящих дошкольников по Л.Брайлю «Глаза на кончиках пальцев». Согласно возрасту детей раскрыты периоды и этапы обучения. Разработано дидактическое пособие «Школа «Лесовичка» и варианты его использования. Представлено авторское изготовление букв Брайлевского алфавита на дереве, пенопласте, картоне. Данная система обучения с использованием авторских дидактических пособий представлена как комплексное, поэтапное обучение слабовидящих детей по системе Л.Брайля.
-
Формирование жизненной компетенции у обучающихся с ментальными нарушениями в рамках коррекционного курса «Социальная коммуникация» 2020
В статье представлена программа коррекционного курса «Социальная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Особое внимание в рамках данного курса уделяется формированию жизненной компетенции, как важному составляющему компоненту в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ментальными нарушениями.
-
Развитие речи младших школьников на уроках русского языка посредством игровых технологий 2020
Научиться правильно говорить, излагать собственные мысли, соблюдать речевую культуру, развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из задач обучения учащихся является развитие речи. Игровая форма преподнесения материала соответствует психологическим возможностям младших школьников, помогает удерживать интерес ребёнка, повышает мотивационную готовность, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка. В работе представлены игры, которые учитель может использовать на уроках русского языка в процессе работы по игровой технологии.
-
Мой ребёнок – моторный алалик, что делать? 2020
В настоящее время мы наблюдаем увеличение детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями развития. Одним из них является моторная алалия. Ребёнок с данным заключением способен понять смысл обращённой к нему речи, но не может построить самостоятельное высказывание. Главное, что должны сделать родители – создать насыщенную речевую среду, изменить всю систему семейного воспитания. Все режимные моменты (купание, кормление, умывание, наблюдение на прогулке за окружающим миром, одевание и раздевание) надо сопровождать постоянными комментариями. Всё обучение происходит в игровой форме.
-
Дистанционное обучение обучающихся с ЗПР на уроках математики 2020
Переход на дистанционное обучение останется важным образовательным инструментом, который пригодится нам с вами в дальнейшей профессиональной деятельности. Возник вопрос как обучать детей с ЗПР, в том числе дистанционно. Как правило, любой ребенок с ЗПР имеет когнитивные, коммуникативные и мотивационные трудности. У него недостаточно сформированы процессы анализа и переработки информации, замедлен процесс формирования понятий, есть проблемы словесной передачи информации и другие. Работа с детьми, которые имеют особые образовательные потребности, направлена на то, чтобы с помощью специальных методов, этапов и форм устранить эти затруднения. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на образование.
-
Игровые технологии на уроке математики. Тема: «Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000». Математическая ярмарка 2020
Игра – самое любимое, самое естественное занятие детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке математики является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их и перевод в опыт.
-
Формирование навыка сознательного чтения у учащихся с недостатками умственного развития 2020
В статье рассматриваются трудности и специфические черты формирования сознательного чтения у детей с нарушениями интеллекта, проводится анализ проблемных моментов и выявляются способы и методы коррекционного воздействия, которые позволят педагогу повысить эффективность работы и будут содействовать решению данной задачи.
-
Формирование учебной мотивации на уроках швейного дела в школе для детей с ОВЗ 2020
Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих детям с проблемами в обучении в трудовой и познавательной деятельности. Профессионально-трудовое обучение строится с учетом умственных и физических возможностей учащихся, конечной целью которого является подготовка школьников к самостоятельному труду, самостоятельной жизни в обществе, развитие и воспитание личности.
-
Использование пиктограмм в работе по коррекции общего недоразвития речи дошкольников 2020
Для повышения интереса к занятию детей с ОНР, предотвращения истощаемости внимания и быстрой утомляемости учителям-логопедам приходится искать вспомогательные средства, облегчающие и систематизирующие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Учителя-логопеды ГБДОУ №6 разработали систему пиктограмм для коррекционной работы по всем направлениям преодоления ОНР. Названия игр, которые используются практически на каждом занятии, закодированы в картинках-пиктограммах. В статье описаны многофункциональные пособия и игры, которые позволяют сделать занятие учителя-логопеда динамичным и более результативным.
-
Индивидуальное занятие с ребенком дошкольного возраста с логоневрозом 2020
Цель тренинга: помочь ребенку в гармонизации психоэмоционального состояния, снятию мышечных и речевых зажимов, развитию коммуникативных навыков.
-
Игровая деятельность на уроках швейного дела 2020
Обучение и воспитание в коррекционной школе осуществляется на основе принципов, присущих общей системе обучения и воспитания. Вместе с тем, коррекционная школа решает специфические задачи, обусловленные особенностями развития детей с интеллектуальной недостаточностью, направленные на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных функций, организацию дифференцированного обучения, подготовку к жизни и труду в современном обществе.