В виду недостаточной дифференциации восприятия, малого количества образов-представлений, слабыми связями между невербальной и вербальной информацией, не всегда достаточным развитием процессов познавательного характера (мышления, речи, памяти) у детей с ОВЗ готовность к изучению нового языка может быть достаточно низкой.
Дети с ограниченными возможностями могут испытывать ряд трудностей:
- овладение лексическим материалом может быть замедлено;
- также могут возникать трудности с усвоением синтаксических конструкции и их использования в речи, воспроизводимой в устной форме;
- восприятие категорий грамматики и их практическое использование затруднено;
- характерными являются проблемы при аудировании, особенно связных текстов;
- возникают проблемы при внеситуативном восприятии диалогической речи, что приносит впоследствии сложности в освоение процесса чтения.
Учебный процесс подразумевает овладение учащимися всеми визами речевой деятельности, среди которых чтение, устная речь, аудирование и письмо. Использование последнего в качестве средства для обучения способствует упрочнению знаний. Письмо помогает усвоить лексико-грамматический материал, развивает навыки устной речи и чтения.
В общеобразовательных школах основой обучения является устная речь, в то время как в нашей оно строится на обучении чтению.
Выстраивание программы обучения в соответствии с индивидуальными потребностями каждого из учащихся определяет требования к владению видами речевой деятельности учениками на практике.
В младшей школе одним из важных компонентом является игровая составляющая занятия и верно подобранные наглядные пособия, поскольку в период начального обучения особенно важно создать мотивацию к изучению иностранного языка; сообразно с этим подбирается такой материал, который направлен на повышение этой мотивации.
Поскольку основой обучения является чтение, вводный курс в устной форме сокращается. Параллельно с введением осуществляется изучение букв, чтобы как можно раньше дать учащимся зрительную опору. Создание таких зрительных опор необходимо для учащихся с ОВЗ и является спецификой обучения ввиду того, что у таких детей часто бывает затруднено восприятие информации только на слух.
Необходимо учитывать уровень обучаемых во всём классе. Если изучение букв даётся ученикам достаточно трудно, то введение алфавита может быть замедлено. В течение урока можно изучать две буквы, многократно возвращаясь к повторению и закрепляя изученный материал.
Проанализировав практические материалы по обучению чтению детей с ОВЗ, составленые учителями - практиками разных школ, мы обобщили передовой опыт и предлагаем следующие этапы по формированию навыка чтения. [56].
Этапы работы по формированию навыка чтения, включающие дифференцированный подход в обучении чтению разных категорий детей.
Технология обучения чтению детей с ОВЗ, включает четыре этапа: - формирование мотивации, интереса к процессу чтения (с использованием приемов глобального чтения); усвоение гласных и согласных звуков, букв, буквосочетаний; изучение слоговых структур и отдельных слов; - чтение элементарных текстов.
1. Этап формирования мотивации, интереса к процессу чтения
Цель: формирование интереса к процессу чтения (с использованием приемов глобального чтения).
Перечень возможных задач для этого этапа:
- развитие основных для психологического освоения чтения процессов;
- обеспечение узнавания слов, написанных полностью, отдельных букв, умение соотносить написанное с изображениями;
- развитие интереса к процессу чтения, к тому, чтобы оперировать знаками в виде букв;
- созидание и накопление в речевой памяти акустических образов слов;
- накопление в двигательной памяти киностетических образов, соотношение с изображением;
- формирование навыка движения глаз вдоль строки, необходимого для чтения;
- формирование и развитие навыков верного произношения.
Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению является главным в традиционной методике обучения иностранному языку в инклюзивной школе.
Для начала ознакомления со смысловым значением слова ребёнку предлагается картинка, поскольку иллюстрации традиционно являются для детей более привлекательными. Согласному нашему опыту создание к изображениям подписей, узнаваемых глобально, повышает уровень интереса детей к чтению. Также такой способ может быть рассмотрен в качестве источника знаний, поскольку оказывает влияние на формирования словарного запаса ученика с ОВЗ. Образец произношения, на который ориентируются дети при глобальном прочтении, даётся учителем. Содержимое таблички проговаривается учениками сопряжённо или сопряяжённо-отражённо. Передвижение руки или указки, которое использует учитель при прочтении, призвано формировать у ребят навык передвижения взгляда слева направо. Это осуславливает выработку этого важного навыка, неотъемлемого при аналитическом чтении, уже на начальном этапе обучения.
2. Этап изучения букв
Цель: формирование обобщённого образа буквы, включающего акустический, кинестетический и зрительно-пространственный образы.
Задачами, которые решаются на данном этапе, являются:
- развитие процессов психики (памяти, мышления), развитие различных видов восприятия, а также мелкой моторики;
- ознакомление с буквами и составляющими их элементами, конструирование, их запоминание;
- развитие фонематического слуха, определение, распознавание различных звуков;
- формирование представления об артикуляционной позе, развитие кинестетических ощущений использования аппарата артикуляции, закрепление верной артикуляции, развитие звукоподражания;
- выработка навыка отслеживания перемещения предмета;
- навык выделения частей предметов, сравнение, расположение в определённом порядке;
- формирование понимания ориентации в пространстве в процессе конструирования на бумаге.
Все гласные буква отрабатываются заранее, до начала чтения. Это обусловлено принципом слогового чтения на иностранном языке. Этот принцип подразумевает предвосхищение, опережающее узнавание следующей буквы (главной) прежде или параллельно с предыдущей (согласной), что происходит во время чтения при движении взгляда. Последовательность изучения главных букв является традиционной.
Цель работы с гласными - отработка фонетико-фонематической базы для формирования и коррекции нарушений слоговой структуры слова. В дальнейшем при обучении чтению слога-слияния все гласные уже известны, узнаются и правильно называются.
3. Этап чтения элементарных текстов
Цель: Правильное прочтение и понимание адаптированного текста.
Перечень задач, которые необходимо решить на этом этапе:
- реализация навыка чтения предложения слева направо
- умение ориентироваться в предложении;
- умение читать и понимать адаптированный текст правильно;
- умение выделять в предложении отдельные слова, а также конец и начало предложения;
- развитие умения делать между предложениями необходимые паузы;
- умение работать со словарём;
- развитие семантического уровня.
Навык полноценного чтения может быть охарактеризован такими качествами как беглость, правильность, выразительность и осознанность. Педагог должен понимать, что доступным для учащихся с ОВЗ аналитическо-синтетическое чтение может быть доступно не в полной мере. Однако некоторым ученикам при индивидуальном подходе к обучению такое чтение может быть доступно. Они оказываются в состоянии верно читать слова, связывать звуки воедино в слогах, подбирать правильную артикуляцию и воспроизводить верное произношение. При многократном чтении одного текста учащимися с ОВЗ пояснения педагога постепенно помогают понять содержание текста. Дети заучивают его алгоритм и осознают собственные действия. При повторении текста большое количество раз происходит также накопление зрительного материала, что обуславливает развитие лексико-семантического аспекта речи. Сенсомоторные умения (как прочтено) обуславливает семантические умения (что прочтено). Таким образом предпосылкой понимания текста написанного техничкски является правильное прочтение. Это определяет большое количество времени, уделяемого чтению. Осмысление, понимание текста может быть осуществлено при лексико-грамматической подготовке достаточного уровня, иными словами, ребёнок должен понимать, что значит каждое из слов и осознавать связи между словами, составляющими предложение.
Развитию семантического уровня уделяется особое значение. Развиваться он может посредством ответов на вопросы по предложениям (что подразумевает элементы пересказа), соотношение между изображениями и словам, предложениям текста. Это может быть проигрывание ситуации в процессе заучивания адаптированных стихотворений, подбор картинок со слуха из предложенных к каждому из действий в тексте, выбор из двух картинок нужной, выбор из большого количества наглядного материала, выработка навыка чтения при выполнении заданий бытового характера и т.д Работа с изображениями (демонстрационным материалом) способна расширить словарный запас, поскольку происходит заучивание новых слов, усвоение их произношения и соответствующих значений. Помимо этих заданий необходимы также упражнения, направленные на ориентировку в прочитанном. Например, ответить на вопрос, используя текст или прочитать ответ, приведённый в тексте.
Вариант подобного задания приведён на рисунке 7.
На данном этапе в процессе овладением навыком чтения возрастает количество слов и предложений, предлагаемых для чтения. Уровень владения навыками чтения у обучающихся одного и того же класса оказывается разным, поэтому процесс чтения должен быть индивидуализирован.
Проанализировав работы таких ученых как Л.Б.Баряева, Е.И.Капланская, Е.Т.Логинова, Л.В.Лопатина, Л.Г.Нуриева [3, с. 44] мы пришли к выводу, что технология работы и приемы, с помощью которых достигаются поставленные задачи могут быть следующими:
а) чтение целых слов, односложных предложений; представление о количестве слов в предложении, большой букве в начале и точки в конце предложения.
Этот этап вводит «предложение» в качестве понятия. Организуется подсчёт количества слов, внимание уделяется использованию большой буквы в начале предложения и точки в конце. Этап знаменует начало работы над интонированием.
Число прочитанных предложений адаптированного текста производится по точкам. Чтобы дать ученику понять смыл того, что значит предложение, оно специально выходит за пределы одной строки, «не укладываясь» в одну. Это позволяет обратить внимание ученика на окончание предложение, чтобы он увидел знак к конце в виде точки и впоследствии мог делать паузы между предложениями в процессе чтения. Многие дети начинают чтение нового предложения с новой строки, игнорируя знаки; для них не является значимым, если предложение начнётся с окончания одного из слов. Поэтому для процесса понимания смысла предложения умышленно организуется расположение предложений на две строки. Если не проводить подготовительной работы, ребёнок может чисто механически прочитывать слог за слогом, не осознавая смысла того, что читает.
б) деление слова на слоги.
Слова на начальном этапе разделяются дефисной чертой между составляющими его слогами. После слово делится вертикальной чертой. Это больше способствует восприятию слова целиком. После усвоения слогов деление на них следует прекратить, поскольку это послужит предпосылкой для освоения чтения словами целиком. Это отражено на рисунке 8.
Рисунок 8. Наглядное пособие по делению на слоги
в) отработка техники чтения.
Чтобы перейти к чтению «по цепочке», хорошим методом является хоровое чтение. Оно формирует умения следить за ситуающим по тексту (строке), навык «подключиться» к уже читаемому тексту. Также важными являются для учеников наблюдения за чтением других учащихся в группе, они способствуют эффективному формированию навыков чтения. Кроме того хоровое чтение является стимулом для того, чтобы активность на занятии проявлял весь класс. Большое количество времени, уделяемое на уроке тренировке чтения, уменьшает количество недочётов и ошибок, совершаемых учащимся. Пример задания приведён на рисунке 9.
Рисунок 9. Наглядное пособие на упражнение по хоровому чтению
Учитывая особенности детей с ОВЗ особенно важным для учителя является понимание необходимости многократного повторения про обучении иностранному языку. Только такой подход способен сформировать навык чтения. Для того, чтобы достигнуть поставленной задачи, педагог может использовать задания, подразумевающие:
- подсчёт количества слов, из которых состоит предложение;
- выделение начала, конца предложения;
- подсчёт предложений в тексте;
- задания на умение ориентироваться в рамках пространства бумажного листа;
- «хоровое» чтение;
- подражание взрослому (произношение и интонация);
- определение знаков препинания;
- интонирование («дирижирование» голосом);
- использование подстрочных символов;
- повторение многократно;
- слежение за читающим, «подключение» к процессу прочтения.
г) работа с сюжетными картинками.
Обеспечить развитие способностей мышления, а также уточнить значения уже изученных слов и усвоить новые поможет составление рассказов по изображениям. При реализации такого приёма обучения, слова запоминаются в процессе из использования при анализировании содержания сюжета изображений, что намного эффективнее механического заучивания слов. Пример такого задания изображён на рисунке 10.
Рисунок 10. Наглядное пособие по работе с сюжетными картинками
Обучающие игры способствуют более продуктивному изучению иностранного языка учениками любой школы. Особенностью игрового подходя является то, что часто игры не отнимают слишком много времени, однако существенно облегчают учащимся процесс усвоения материала, который, согласно с целью, которую необходимо достигнуть в игре, является более увлекательным для детей.
Например, при изучении темы, «Жильё» используется прием «Угадайка». Суть её состоит в том, что детям на доске или экране предлагаются виды комнат с расположенными в них предметами мебели. Ученик мысленно прячет какой-либо предмет, сообщая его название (где он, говорит только мне).
Другие ученики по очереди спрашивают: «Der Stift liegt auf dem Tisch?»
При проведении такой игры мы можем решить сразу ряд задач. Во-первых, мы повторяем спряжение глагола liegen, во-вторых, предлоги, также нами повторяется порядок слов при построении вопроса и лексика изучаемой темы.
Игра может проводиться и в иных вариантах. Например, перед учащимся ставится задача загадать кого-либо из класса, а остальные по его описанию (имя в нём не упоминается) угадывают, кого загадал ученик. Если требуется повторение и закрепление счёта, решаем примеры, считаем по порядку, вместо определенного числительного, допустим, 3, и остальных, кратных ему, говорим «hör auf».
Детям игры такого рода очень нравятся; игровой процесс заставляет из проявлять изобретательность. При описании одного ученика они могут, например, смотреть на того, кого они не загадывали.
Помимо игр ученики любят различные рифмовки, стишки и считалки, песенки и физзарядку.
Следует помнить, что у учеников с особыми потребностями достаточно стойко внимание сохраняется в течение 5-7 минут. Таким образом, нужно по прошествии примерно соотносимого периода времени либо сменить вид деятельности, либо провести физкультурную разминку.
Такие физкультминутки могут строиться по разным принципам: обычные подразумевают выполнение действий под рифмовку, разминки, содержание элемент игры, могут тренировать внимание - например, детей просят выполнять одно действие, а показать другое.
По опыту ученики понимают, что после физкультурной разминки последует смена вида деятельности. Говорение - на чтение, либо же их ждёт выполнение упражнений.
При организации занятия необходимо всегда помнить, что подбор текстов и материалов для изучения всегда должен быть доступен для всех учащихся, поэтому следует давать посильные задания, учитывая интересы детей в соответствии с их возрастом, что особенно важно на начальном этапе обучения иностранному языку,
Работа с картинками, иллюстрациями, к которым предлагаются микротекст и задания проблемной направленности на сравнение, отгадывание, подстановку слов является одним из очень эффективных методов.
Рассмотрим пример, иллюстрирующий данный метод:
1. Ознакомьтесь с картинкой, прочтите текст и ответьте, какие ошибки были допущены художником (маленькая девочка в желтом платье).
Das ist ein Mädchen. Sie ist groß. Sie hat ein rotes Kleid.
2. Ознакомьтесь с картинкой, прочтите текст, заполните пропуски: Das ist….... Ihr name .... Sie ist…
Задания подобного типа могут выполняться всем классом сообща. В таком случае его целесообразно разместить на доске или выводить при помощи слайдов. При индивидуальной работе задание удобнее приводить в картинках.
Объём грамматического материала для изучения претерпевает изменения. Исключаются альтернативные и специальные вопросы в косвенной форме и общие косвенные вопросы. Изучение артиклей организуется в форме ознакомления, однако таким образом, чтобы дети могли выбрать нужный в простых примерах и ситуациях.
Для того чтобы сделать работу с новой лексикой более целесообразной, её обработку предпочтительнее проводить в предложениях, сочетая деятельность по изучению с работой со словарём. Упражнения, данные на дом, должны быть составлены из отработанных на уроке (или аналогичных) слов, но не новых.
Чтобы обучить обеспечить лучшее обучение диалогической речи следует использовать ситуации, взятые из обихода, понятные детям. Эти ситуации разыгрываются по ролям. Необходимо отметить, что в качестве приёма обучения, драматизация служит эффективным способом формирования речи в форме диалога.
Нужно помнить, что для учеников с ОВЗ существует определённая специфика обучения. Она заключается во введении большого количества материала в форме игр, а также наличие зрительных опор. Они является необходимым условием для понимания и освоения детьми структур лексики, грамматики и синтаксиса.
Что касается обучения детей с нарушениями слуха, также расстройствами речи или внимания, то внедрение нового материала эффективнее проводить при помощи наглядных способов представления. Это могут быть картинки, использование презентаций, небольшие понятные схемы, задания в электронной форме, таблицы, тексты в форме комиксов. Упрочнение новых знаний, лексики могут использоваться такие упражнения как подстановка слов в предложениях, составление слов и внесение пропущенных в слове букв. Домашним заданием могут быть карточки со словами, презентации по повторению той лексики, которая была отработана в процессе занятия. Особенный интерес проявляют школьники к урокам в виде видео.
Для тех учеников, которые имеют проблемы зрительной сферы подача материала на слух будет более оптимальной. Повторение фраз должно проходить многократно. Хорошее воздействие оказывает повторение вместе с учителем материала хором в группе, после чего такое же повторение, но вслед за учителем. При работе с учащимися, имеющими проблемы со зрением, лучше использовать тексты в аудио формате, считалочки, рифмовки или песенки на изучаемом языке.
Часто ученики с ОВЗ имеют хорошую память, усваивают необходимые правила, однако часть из них не может писать. Помочь в такой ситуации может использование компьютера. Посредством специально разработанной клавиатуры дети могут печатать текст. Сложностью в этом может быть большая длительность времени, требуемой для этого во время занятия.
Во избежание перегрузки следует использовать музыкальную страничку, содержащую музыкальные файлы с видеорядом или без оного. Использование музыки поможет ребятам сохранить позитивный настрой и продолжить работу на уроке после музыкальной паузы. Также развитию аудиальных способностей способствует исполнение песен под фонограмму «караоке». Также этот приём поможет в отработке навыков речи, произношения, грамматических навыков. Помимо этого музыкальный материал на иностранном языке знакомит школьников с культурной средой изучаемого языка.
Приведем примеры заданий, иллюстрирующие данную методику
Упражнение № 1 «Расскажи, что есть в твоём портфеле!»
Введение новых лексических единиц - слов - необходимо проводить наиболее понятными для учеников и эффективными приёмами. Для того, чтобы обеспечить развитие языковой и речевой компетенции следует предложить учащимся определить соотношение предметов с картинки и новых для них слов. Затем учащиеся учатся распознавать и употреблять изученные единицы (слова, сочетания слов, речевые клише) в речи. То же касается и явлений грамматики. Используя модель «Ich habe...», учитель называет школьные принадлежности по-немецки, показывает картинки или предметы, предлагая ученику повторять. Затем учитель показывает на предметы, а ученик их называет. Использование моделей предложений очень важно для постепенного развития мышления, внимания, памяти, восприятия и воображения ребенка:
Ich habe einen Bleistift.
Ich habe ein Tagebuch.
Ich habe ein Buch.
Выполнение упражнения № 2. «Помоги собачке собрать портфель в школу».
Скажи, что ему нужно взять собой:
- Steffy, nimm bitte einen Stift!
- Steffy, nimm das Buch bitte!
- Steffi, nimm bitte ein Notizbuch!
Посредством данного упражнения ученик научается давать распоряжения, высказывать пожелания, предлагать советы, тем самым происходит упрочнение лексических навыков в рамках темы «Школа».
Повторяем буквы немецкого алфавита. На доске - таблица «ABC»
Выполнение упражнения № 3. Назови буквы немецкого алфавита.
Такое задание способствует развитию интеллектуальных, языковых способностей учеников, а также способностей к творчеству.
Если ученик испытывает затружнение с выполнением задания, то следует проработать алфавит с использованием красочных карточек.Учитель говорит:
«Nehmen Sie bitte den Buchstaben «B»! Zeig mir diesen Buchstaben!»
Следует следить за тем, чтобы ученик мог переключаться с одного вида деятельности на другой (для этого можно использовать игровые приёмы, занимательные сюжета, программы для обучения посредством компьютерных технологий) во избежании утомления детей во время однообразных упражнений.
Использование весёлых, ярких анимация к каждой букве, слову, иллюстрированного словаря немецкого языка, самой полезной лексики, подсказок в голосовой и анимационной форме, мини-игры способны обеспечить ознакомление с немецким алфавитом и новыми лексическими единицами в форме игры.
Ближе к завершению урока педагог предлагает учащемуся повторить цвета, ориентируясь на цветные карандаши или картинки с их изображением «Farben». Можно попросить ребёнка указать на карандаши определённого цвета.
Необходимо всегда держать в памяти принцип трёх «с» при работе с детьми, имеющими особые потребности: соучастие, сопереживание и содействие.
Выполнение этих упражнений формирует и развитие умений речи, говорения. Всё это обеспечивает развитие способностей к коммуникации. Иными словами, выполнение упражнений содержит в себе коммуникативный смысл. При их помощи формируется социокультурная компетенция. Это обеспечит в итоге переход к общению в действительности и постепенную социализацию в культуре, основанной на иностранном языке.