Перинатальные поражения центральной нервной системы

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Логопедия, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Класс: д/с


Перинатальный период (с 28 недели беременности до 7 дней от рождения ребенка) - основополагающий этап онтогенеза, "события" которого влияют на возникновение и течение заболеваний нервной системы, внутренних органов, формирование речевых нарушений у детей.

Не более 10% детей дошкольного и 4% детей школьного возраста можно считать абсолютно здоровыми. Доля здоровых новорожденных в течение последних лет снизилась с 48,3% до 26,5%. Распространённость патологии и заболеваемость среди детей ежегодно увеличивается на 4-5%. Клиницистами подчеркивается высокая частота рождения детей с ППЦНС:

  • 74% новорожденных являются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья.
  • до 86% имеют неврологическую симптоматику, диагностированную родовую энцефалопатию, которая при отсутствии своевременной коррекции приводит к развитию в будущем стойких нарушений.

Причины и механизмы приводящие к нарушениям в работе ЦНС у ребенка

Перинатальная отягощенность в нашей стране за последнее десятилетие возросла в 1,9 раза и составила 544,7 на 1000 родившихся младенцев:

  • гипоксические поражения ЦНС, основной повреждающий фактор - недостаток кислорода (заболевания беременной (диабет, инфекция, анемия, повышение артериального давления, многоводие, маловодие, многоплодная беременность, тяжелые кровотечения, замедление кровотока при сжатии головы плода в родах в полости малого таза и др.),
  • травматические поражения, ведущим повреждающим фактором является механическое повреждение тканей ЦНС (головного и спинного мозга) в родах, в первые минуты и часы жизни ребенка (ручные манипуляции, родовые травмы),
  • дисметаболические и токсико-метаболические поражения, основной повреждающий фактор - нарушения обмена веществ в организме ребенка во внутриутробном периоде (алкогольный, никотиновый, наркотический абстинентный синдром плода, состояния от введенных плоду или ребенку лекарственных препаратов),
  • поражение ЦНС при инфекционных заболеваниях перинатального периода - воздействие оказывает инфекционный агент (как правило, вирус, внутриутробные инфекции).

Симптомы

Отмечаются следующие признаки наличия ППЦНС:

  • изменение мышечного тонуса (гипер- или гипотонус);
  • двигательное беспокойство;
  • тремор подбородка и конечностей;
  • судороги;
  • нарушение чувствительности;
  • дискинезия желудочно-кишечного тракта (неустойчивый стул, метеоризм, срыгивания);
  • изменение частоты сердечных сокращений;
  • приглушенный звук сердечных тонов;
  • изменение ритма дыхания;
  • увеличение объема головы ребенка более одного сантиметра за неделю;
  • неравномерная окраска кожных покровов ребенка.

Формы ППЦНС

Лёгкая:

  • Высокая возбудимость нервных импульсов
  • Слабый мышечный тонус
  • Скользящее косоглазие
  • Дрожание подбородка, рук и ног
  • Блуждающие движения глазных яблок
  • Нервные движения

Средняя:

  • Отсутствие эмоций
  • Слабый мышечный тонус
  • Паралич
  • Судороги
  • Повышенная чувствительность
  • Самопроизвольная двигательная активность глаз

Тяжёлая:

  • Судороги
  • Почечная недостаточность
  • Проблемы с сердечно-сосудистой системой
  • Сбои в работе кишечника
  • Нарушенное функционирование органов дыхания.

Группа риска

В группу высокого риска (который составляет 50%) относятся дети:

  • с тазовым предлежанием
  • с большим весом (более 4-х кг)
  • с недостаточностью функций черепных нервов: V (тройничный), VII (лицевой), IX (языкоглоточный), X (блуждающий), XII (подъязычный),
  • длительно сохраняющимися нарушениями мышечного тонуса.
  • дети с нарушениями слухового и зрительного анализатора (последствия недоношенности),
  • недоношенные (особенно с экстремально низкой массой тела).

Межнейрональная организация и интенсивная миелинизация происходит не внутриутробно, а в сложных условия постнатальной адаптации. Приблизительно у половины глубоко недоношенных детей имеет место задержка речевого развития, а в школьном возрасте - трудности обучения, проблемы с чтением и письмом, концентрацией внимания и контролем поведения.

Раннее органическое повреждение ЦНС в связи с патологией течения беременности и родов традиционно рассматривают в качестве основной причины отставания в развитии речи.

Существенное значение имеет и наследственный фактор. Значительную роль наследственности в этиологии различных форм первичного недоразвития устной речи подтверждает А.Н.Корнев.

Однако точно предугадать, что может вызвать угнетение ЦНС у ребёнка сложно и больше зависит от ситуации в целом.

Клинико-инструментальное обследование

  • Нейросонография.
  • Электроэнцефалография (ЭЭГ).
  • Электронейромиография (ЭНМГ).
  • Видеомониторинг.
  • Компьютерная томография (КТ).
  • Позитронно-эмиссионная томография.
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ).
  • Доплерография.
  • Осмотр у офтальмолога, логопеда, психолога.

Пирамидный путь

Синдром пирамидной недостаточности часто отмечается у детей с перинатальной энцефалопатией (ПЭП).

Пирамидный путь - это нервный путь, состоящий из нейронов (нервных клеток), идущих от моторных зон коры головного мозга к спинному мозгу. Нейроны, образующие пирамидный путь, имеют очень длинные аксоны (отростки), по которым двигательные импульсы от коры доставляются к органам движений. Он начинается от коры головного мозга и заканчивается не в спинном мозге, а выше - в продолговатом. Именно в нём находятся ядра черепно-мозговых нервов, иннервирующих (снабжающих нервными импульсами) органы артикуляции. Поэтому очень часто патогенный фактор, повреждающий мотонейроны кортикоспинального пирамидного пути, вызывает нарушения кортикобульбарного пути, что приводит к появлению дизартрии:

Дизартрия

Наличие у ребёнка синдрома пирамидной недостаточности (неврологический диагноз), является фактором риска для псевдобульбарной дизартрии (примерно 90% случаев дизартрии у детей) и подтверждается наличием разнообразных нарушений мышечного тонуса подвижных органов артикуляции (языка, губ, мягкого нёба):

  • гипертонус (повышение мышечного тонуса); могут рано начать стоять (из-за высокого тонуса мышц-разгибателей), ходят на цыпочках, не опираясь на стопу, не сгибая ноги в коленях.
  • гипотонус (понижение мышечного тонуса); может отмечаться задержка психомоторного развития - ребенок позже начинает держать головку, садиться, стоять, ходить.
  • мышечная дистония (как повышение, так и понижение мышечного тонуса).

Нарушения мышечного тонуса могут быть односторонними или затрагивать обе половины тела.

Нарушение тонуса языка, губ, мягкого неба

При повышенном мышечном тонусе (спастичность) язык напряжен, иногда оттянут кзади. Нарушена артикуляция многих согласных, часто наблюдается их смягченное произнесение.

При сниженном тонусе (паретичность) затруднён подъём кончика языка наверх, что может приводить к межзубному произнесению свистящих, шипящих, т, д, н, л.

При слабости боковых краёв языка произносятся "хлюпающие" звуки.

При нарушении тонуса губ пропадает чёткость произнесения губных согласных и гласных О, У.

Снижение тонуса мышц мягкого нёба приводит к появлению в речи носового оттенка (ринофонии). При одностороннем снижении тонуса мышц мягкого нёба маленький язычок (увула) отклоняется в здоровую сторону при произнесении звука А.

Гиперсаливация (слюнотечение)

Наблюдаются синкинезии (содружественные движения):

  • запрокидывание головы при подъёме кончика языка наверх;
  • закрывание рта при подъеме кончика языка наверх,
  • движение кончика языка из стороны в сторону вслед за движениями глаз вправо-влево;
  • движения (поднятие) пальцев рук при подъёме кончика языка наверх.

Возникновение дизартрии зависит от того, как много нервных клеток пострадало, от зоны локализации повреждений (поражение кортикобульбарного пути) и от возможностей компенсации в случае минимальных нарушений.

Для родителей

Перинатальная отягощенность в нашей стране за последнее десятилетие возросла в 1,9 раза (544,7 на 1000 родившихся младенцев). Большинство родителей не знают этот диагноз.

Кора мозга, отвечающая за все высшие психические функции и подкорка - за эмоции и рефлексы, соединяются самыми длинными пирамидными нейронами, которые первыми страдают в результате родовой травмы (часто травма шейных позвонков). Мозг новорожденного ребенка в ответ на повреждение способен образовывать новые нейроны. Часть детей компенсируются самостоятельно, с небольшой задержкой развития, например начинают говорить к 3-3,5 годам, но большинство имеют стойкие нарушения развития, которые накладываются на эту первичную неврологию.

Чем старше ребенок, тем труднее корректировать эти особенности, потому что все упирается в пластичность мозга, которая наиболее активна до 3 - 6-7 лет.
http://18sp.detkin-club.ru/custom_5/209576

Воздействие

При ППЦНС наиболее частыми являются речевые расстройства - 50,5%, расстройства эмоционально-волевой сферы - 29,2%. Все чаще встречается диагноз «ранний детский аутизм» - 12,3%; нарушения поведения и внимания -7,7%; повышенная утомляемость истощаемость нервных процессов - 9,2%.

На раннем этапе обманчиво кажется, что тонус мышц нормализуется, расстройства центральной нервной системы проходят и становятся менее выраженными, рефлексы у ребенка приходят в норму, улучшается общее самочувствие.

Однако! Через некоторое время симптомы вновь обостряются. Обычно в тех ситуациях, когда у новорожденного диагностируется поражение ЦНС средней или тяжелой формы.

При отсутствии коррекционной работы структура дефекта сохраняется несмотря на рост ребенка.

Когда отклонение в развитии выявлено на ранних этапах, то лечение и психолого-педагогическое воздействие оказываются более эффективными.

В последние годы определилось особое направление в логопедии - превентивное логопедическое воздействие.

Участниками раннего логопедического и медико-психолого-педагогического сопровождения развития детей (ЛМППс) с перинатальной энцефалопатией является команда специалистов детской поликлиники: невролог, отоларинголог, ортопед, педиатр, физиотерапевт, инструктор ЛФК, логопед, психолог, методист кабинета здорового ребенка, специалисты клинической лаборатории и др.

Одна из центральных ролей возлагается на родителей ребенка, реализующих коррекционно-воспитательный режим в семье.

Некоторые последствия

Как правило, к годовалому возрасту проявления уменьшаются или исчезают полностью. Однако, перинатальные поражения могут иметь отдаленные последствия:

  • задержка психического, речевого или моторного (физического) развития;
  • цереброастенический синдром (перепады настроения, двигательное беспокойство, метеозависимость, беспокойный сон);
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности (агрессивность, приступы истерики, трудности при обучении, проблемы с памятью).
  • самыми серьезными последствиями - инвалидность: Эпилепсия, ДЦП, Гидроцефалия.

Презентация

Литература

Содержание коррекционной работы и инновационные подходы к формированию сенсомоторной базы у детей с ПЭП в младенческом и раннем возрасте, а также пути оптимизации логопедической работы при МДР отражены в следующих работах автора:

  1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста /Учебное пособие для студентов пед. вузов / «Астрель», М., 2005.
  2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии / Высшая школа / «Астрель», М., 2008.
  3. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка (монография) Библиотека программы от рождения до школы. Коррекционная работа в ДОУ М.: Мозаика-Синтез. 2012.- с.156.
  4. Архипова Е.Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста (монография) Библиотека программы от рождения до школы. Коррекционная работа в ДОУ М.: Мозаика-Синтез. 2015.- с.247.