Одним из актуальных направлений отечественной коррекционной педагогики является создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченные возможностями здоровья (далее ОВЗ). Программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ предусматривает создание специальных условий обучения детей с учетом их особых образовательных потребностей, а также обеспечивает им дифференцированную многопрофильную помощь в получении качественного общего образования. Один из основных механизмов реализации коррекционной работы является - оптимально выстроенное взаимодействие специалистов различного профиля, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ.
В условиях инклюзивного образования наиболее целесообразен комплексный подход в коррекции. Актуальность создания комплексной программы обусловлена необходимостью выработки единого (учитель-дефектолог-учитель-логопед) подхода к диагностике, коррекционно-развивающему воздействию на детей с ОВЗ. Комплексное бинарное занятие учителя-логопеда и учителя-дефектолога (далее бинарное занятие) позволяет решать общие задачи развития детей, исключить дублирование, обеспечить частую смену деятельности, что способствует уменьшению физических нагрузок и более успешному усвоению материала. С целью повышения эффективности работы по развитию высших психических функций и развитию всех сторон речи обучающихся с ОВЗ, возможна, реализация комплексного сопровождения, включающее в одной программе логопедическое и дефектологическое направление работы, способствующих формированию базовых высших психических функций и развитию речи одновременно. Сочетание лексического материала с заданиями по развитию высших психических функций, создаёт наиболее благоприятные условия для выполнения двойной задачи - накопление словарного запаса и развитие восприятия, словесно-логического мышления, внимания, развитие познавательной активности.
Основная цель комплексного сопровождения в школе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ - создание условий для успешной адаптации, совершенствования коммуникации и развития социализации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения адаптированной образовательной программы и способствующих преодолению нарушений познавательного и речевого развития.
Основные задачи комплексного сопровождения:
- выявить особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- организовать коррекционную работу по оказанию комплексной помощи обучающемуся с ОВЗ в условиях бинарных занятий;
- способствовать осуществлению индивидуально-ориентированной логопедической и дефектологической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии) и развить устную и письменную речь ребенка, высшие психические функции до такого уровня, на котором он бы смог успешно усваивать адаптированную программу;
- организовать консультативную помощь педагогам и родителям обучающихся с ОВЗ с целью комплексного сопровождения ребенка.
Основными направлениями комплексной работы является:
1. Формирование знаний сенсорных эталонов - определенных систем и шкал (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.
2. Развитие сенсорной системы - совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.
3. Развитие высших психическихфункций - память, внимание, мышление, речь.
4. Развитие звуковой стороны речи - формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.
5. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
6. Формирование связной речи:
- развитие навыков построения связного высказывания;
- установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
7. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивости внимания; наблюдательности (особенно к языковым явлениям); способности к запоминанию; способности к переключению; навыков и приемов самоконтроля; познавательной активности;произвольности общения и поведения.
8. Формирование полноценных учебных умений:
- планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
- контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
- применение знаний в новых жизненных ситуациях;
9. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
- умения внимательно слушать и слышать педагога, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
- умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
- умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки педагога.
10. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
- ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
- применение инструкции, наглядности (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
- употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
- обращение к педагогу или товарищу по группе за разъяснением;
- подведение итогов занятия;
- формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
- соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо» и т.п.);
В структуру каждого занятия входит: мотивационная установка, развитие фонематического слуха, лексико-грамматические упражнения, развитие связной речи, развитие общей и мелкой моторики, высших психических функций.
При обучении используются практические, наглядные, словесные методы: различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись; списывание с печатного текста; осложненные задания логического и грамматического характера; слуховой диктант со зрительным самоконтролем; графический диктант.
Комплексное коррекционно-развивающее занятия имеет следующую структуру:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний и умений.
- Учебные задания на осмысление информации.
- Динамическая пауза.
- Контроль и коррекция знаний.
- Подведение итогов урока.
Для подготовки занятий учитель-логопед подбирает речевой материал для обучающихся, а учитель-дефектолог регулирует познавательную составляющую.
Такая схема взаимодействия позволяет расставить акценты в работе дефектолога и логопеда в пределах своей компетенции, преследуя одну цель, но достигая её разными средствами.
В таблице 1 представлены основные направления деятельности учителя-дефектолога и учителя - логопеда во время комплексного занятия.
Таблица 1
Учитель-дефектолог
|
Учитель-логопед |
Знакомит детей с предметным окружением и формирует элементарные математические представления. |
Формирует и совершенствует лексико-грамматический строй языка, развивает связную речь детей, формирует звукопроизношением, корректирует письменную речь |
Сенсорное восприятие |
|
- Осуществляет отдельные занятия по сенсомоторному развитию.
|
- Формирует фонематическое восприятие и звукопроизношение
|
Развитие пространственных и временных представлений |
|
- Развивает пространственные и временные представления у обучающихся (учит ориентироваться в сторонах собственного тела, относительно тела другого человека и в пространстве, ориентироваться на листе бумаги; ведет работу по формированию последовательности временных понятий). |
- Формирует предложно-падежные конструкции и развивает временные представления при пересказах и составлении рассказов. |
Память |
|
- Ведет активную работу по развитию оперативной слуховой и зрительной памяти, используя игры на запоминание слов (обучающийся запоминает несколько картинок, потом, определяет какого предмета не стало, или что-то могло измениться, должен найти недостающую и прочие вариации). |
- Развивает вербальную память посредством проговаривания предложений с отстукиванием и без отстукивания ритма (так называемое письмо «без правил» на оживление чувства языка, которое базируется на речитативе). |
Внимание |
|
- Коррекция и развитие зрительного и слухового внимания (игры на нахождение отличий между картинками, использует корректурные пробы, задания, где требуется найди рисунок, похожий на образец, прослушивание и запоминание последовательности звуков музыкальных инструментов, а затем верное их воспроизведение и пр.) |
- Развитие зрительного и слухового внимания, (занимательные игры на материале изучения букв, например: «Помоги червячку найти правильную букву» или же игра «Собери слово», прослушивание и запоминание последовательности звуков музыкальных инструментов, а затем верное их воспроизведение и пр.) |
Развитие мыслительных операций |
|
- Формирование аналитико-синтетической деятельности (например, задания типа «парные аналогии»).
|
- Ведёт работу по обучению звукобуквенному анализу и синтезу, например, в задании на составление слова из букв по первым звукам этого слова.
|
Развитие речи |
|
- Осуществляет контроль за правильным произношением этих звуков в речи детей (с этой целью логопед консультирует коллегу по поводу того, над какой группой звуков ведется работа в данный момент).
|
- Коррекция звукопроизношения и автоматизация звуков в словах
|
Формирование элементарных математических представлений |
|
- Обучает детей порядковому и количественному счету в пределах 20-ти.
|
- Упражняет в согласовании числительных с существительными на лексическом материале или на этапе автоматизации и дифференциации звуков
|
Таким образом, системно и систематизировано решаются единые задачи по развитию познавательных процессов, развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики, обогащению коммуникативного опыта (общение с социумом в разных направлениях) и в целом коррекции недостатков развития у обучающихся с ОВЗ.
Представленные формы нашего взаимодействия строятся на принципах, имеющих психолого-педагогическое содержание.
- Принцип взаимодополнения предполагает взаимопроникновение, сочетание, а не дублирование методов, задач и приёмов работы.
- Принцип целостности и законченности предполагает использование предоставляемого материала в полном объёме в соответствии с требованиями коррекционного блока адаптированной основной образовательной программы.
- Принцип эффективности реализуется посредством распределения и выполнения поставленных задач между двумя специалистами, когда максимально и всесторонне достигается общая цель в соответствии со спецификой деятельности специалистов.
- Принцип «сотворчества» и разнообразия предполагает создание творческой атмосферы с использованием развивающих заданий игрового характера, когда дети непосредственно с удовольствием и с интересом получают и усваивают предлагаемый материал.
Реализация комплексной программы сопровождения и проведение бинарных занятий у обучающихся с ОВЗ позволяет:
- разработать блок диагностических методик;
- выявить наиболее эффективные формы и методы комплексного взаимодействия;
- внедрить комплекс интегрированных коррекционно-развивающих методик в работе с обучающимися;
- отслеживать динамику развития речевых, интеллектуальных особенностей обучающихся с ОВЗ.
Тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога способствует более успешной коррекционной работе, а значит более качественному выполнению социального заказа и позволяет: развить познавательную активность ребёнка, обогатить словарь, усвоить лексико-грамматические категории, корригировать психические процессы, развить монологическую и диалогическую речь, корригировать моторные функции, развить творческие способности.