12 апреля Земля празднует международный День космонавтики. Но этого не было бы, если бы не жили люди, которые задолго до наших дней мечтали о полетах в космос. И среди них одним из самых выдающихся умов является Константин Циолковский, который по праву считается отцом русской космонавтики.
На примере его жизни мы можем сказать, что мечты сбываются...
Ребята-дошкольники могут гордиться отрядом космонавтов, ученых-изобретателей, конструкторов, работающих в области космоса и своей великой страной, которая всегда верит в будущее…
Описание: предлагаемый проект может быть интересен педагогам и родителям детей старшего дошкольного возраста для проведения занятий и интересного досуга.
Актуальность проекта: дети с речевыми проблемами имеют недостаточные представления о космосе, людях, создавших первую ракету и космонавтах-покорителях внеземных цивилизаций и ограниченный словарный запас поданной теме.
Паспорт проекта «Волшебный космос»
Тип проекта - информационно-творческий, игровой.
Возраст детей - 5-7 лет (дошкольный).
Продолжительность проекта - долгосрочный.
Период выполнения - 15.03.2021 - 15.03.2024 г.
Охват проекта: логопед Антонова С.А., воспитатели Афанасьева Т.А., Артёмова Н.Г. педагог-психолог Каксис И.Н., тренеры по ФК Ильина Н.И, Давыденко О.В., музыкальный руководитель Морозова Ю.А, дети, родители (50 человек).
Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Цели:
- вызвать познавательный интерес у детей к окружающему миру;
- активизировать фантазию и творческие способности;
- развивать коммуникативную функцию и музыкальные способности у детей 5-7-летнего возраста;
- реализовать проект посредством игры в интерактивной песочнице, создав комфортный психологический климат и благоприятную пространственную среду в группе;
- пропагандировать в детском коллективе здоровый образ жизни (популяризация прикладного плавания) через обучение детей упражнениям игрового стретчинга.
Ожидаемые результаты:
- расширить кругозор детей по данной теме, заинтересовав их интересными научными фактами;
- сформировать познавательную активность, творческие способности, желание приносить пользу своему государству;
- сформировать чувство гордости и патриотизма;
- сформировать у детей коммуникативные компетенции;
- воспитать у детей привычку к здоровому образу жизни на примере наших космонавтов.
Создание и разрешение проблемной ситуации: «Как защитить Планету от экологической катастрофы?»
Привлечь родителей к совместному творчеству.
Изготовление работ на темы: «Космос - наше будущее», «еда для космонавтов».
Задачи, решаемые учителем-логопедом и воспитателем в ходе реализации проекта.
Коррекционно-образовательные:
- создать условия для развития речи, познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки и проведения проекта;
- уточнить и расширить знания детей о Солнечной системе, космических объектах;
- формировать представления детей о деятельности людей по освоению космоса и познакомить с профессиями: космонавт, астронавт, конструктор;
- активизировать словарный запас по теме (галактика, вселенная, звёзды, планеты, млечный путь, созвездия, Солнечная система, астероиды, кометы, метеорит, болит, метеор, чёрная дыра, космический мусор;
- космонавт, астронавт, звездочёт, невесомость;
- телескоп, ракета- носитель, космический корабль, космическая станция, космодром, луноход, марсоход);
- совершенствовать грамматический строй и связную речь: упражнять детей в образовании существительных родительного падежа множественного числа в согласовании с числительными; обучать детей составлению предложений из опорных слов и рассказов по картинкам;
- совершенствовать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы;
- упражнять детей в образовании новых слов (марсоход, луноход, космодром, телескоп, земляне, инопланетяне);
- воспитывать у детей готовность спасти свою планету в случае экологической катастрофы.
Коррекционно-развивающие:
- развивать познавательные и творческие способности детей, внимание, память, воображение, логическое мышление, моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к нашей планете;
- чувство гордости за свою страну, за подвиги людей в освоении космоса;
- чувство сотрудничества, умение слышать и слушать друг друга.
Задачи, решаемые инструктором по ФИЗо в ходе реализации проекта.
Образовательные:
- расширять и закреплять знания детей в области космоса;
- обучать детей разным видам имитационных движений игрового стретчинга.
- упражнять детей в ходьбе и беге различными способами, сохранении равновесия при ходьбе по повышенной опоре;
- совершенствовать координационные навыки в играх с мячом;
- совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, точности, выразительности их выполнения.
Развивающие:
- развивать мышечную силу и выносливость в упражнениях игрового стретчинга;
- развивать физические качества: общую координацию, ловкость, гибкость;
- развивать эмоционально-волевые качества личности, память, мышление, внимание.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной деятельности, формировать навыки сотрудничества в процессе подготовки к НОД;
- cоздавать положительный эмоциональный настрой, воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели.
Оздоровительные:
- укреплять мышцы стопы с целью предупреждения плоскостопия;
- способствовать формированию правильной осанки и развитию всех групп мышц;
- развивать мышечную и дыхательную системы при выполнении упражнений.
Перспективное планирование проекта.
а) Вопросы к эвристической беседе «Человек в космосе»: «На что похоже состояние невесомости?», «Можно ли её испытать на Земле?», «Как космонавт перемещается внутри корабля?», «Как справляется с состоянием невесомости?» (Опыт с пружинными весами), «Почему в космическом корабле очень важно вовремя услышать тишину?», «Бывает ли полная тишина на корабле?»
б) Вопросы к эвристической беседе «Солнечная система»: «Какие планеты образуют солнечную систему? Почему ее называют Солнечной?», «Что обозначает зелёный, синий, желтый цвет на изображении Земли?», «Для чего нужен луноход?», «Что мы знаем о луне?», «Из чего состоят астероиды и метеориты?»
в) Вопросы к беседе «Созвездия»: «Для чего нужен телескоп?», «Какая звезда самая большая и самая яркая?», «Что образуют звёзды, которые находятся рядом?», «Назовите созвездия, которые вам знакомы»
г) Вопросы к беседе «Человек в космосе»: «Какие животные побывали в космосе?», «Что придумал и запустил человек в космос?», «Кто совершил первый полёт вокруг земли?», «Зачем в космос запустили муху дрозофилу?»
д) Вопросы к беседе «Угрожает ли планете Земля экологическая катастрофа?»: «Что несёт за собой космический мусор?», «Почему люди боятся азоновых дыр?», «Кто и зачем организует час Земли?»
Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
Оформление предметно-развивающей среды.
Материалы и оборудование:
- материалы для творчества (ватман, краски, фломастеры, мелки, карандаши, клей, нитки, фольга), резиновый мяч для игр;
- костюм космонавта и шлем (для ребенка), набор разрезных ракет, разрезные слова в капсуле, карточки с зашифрованными кодами, космические конфеты с загадками; большой отрывной календарь;
- распечатанные фотографии основоположников космоса, изображения планет Солнечной системы;
- фишки, кубик и презентация «Космическое путешествие».
- Музыкальное сопровождение, надувные мячи по количеству детей, обручи, плавательные дощечки.
Этапы реализации проекта
I этап - подготовительный.
1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
2. Информирование педагогического коллектива и родителей о предстоящей деятельности.
3. Создание необходимых условий для реализации проекта: подготовка презентации, познавательных фильмов о космосе, игр малой и средней подвижности, демонстрационных плакатов для украшения группы, музыкального зала, бассейна.
II этап - основной (практический)
1. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний и умений дошкольников по данной теме.
2. Организация сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.
3. Продуктивная деятельность: рисование, аппликация, конструирование, изготовление «Космического календаря», игры-ходилки «Люберецкая орбита», карты Созвездий, «Маршрутного листа космонавта».
4. Проведенные мероприятия: космический квест на тему: «Спасём Планету», музыкальный досуг ко «Дню космонавтики», соревнования по прикладному плаванию «Юный спасатель», посвящённые 60-летию полёта в космос Ю.А.Гагарина.
III этап - заключительный
Презентация проекта. Космическая конференция для детей других групп. Оформление результата проекта в виде фотоотчета, папки с детскими работами. Публикация проекта.
Организация и участие родителей в выставке детских работ.
Содержание работы в процессе реализации проекта.
Познание |
Уточнять и расширять знания детей о космосе, космических объектах, символике созвездий.
|
Коммуникация |
Организованная логопедическая деятельность: 1. беседы с детьми на тему: «Первый отряд», «Первая женщина-космонавт», «Солнечная система», «Основоположники космоса», «Созвездия звёздного неба» с рассматриванием иллюстраций солнечной системы, фотографий космонавтов, космической техники, презентации «Космос»; 2. проведние НОД на тему: «Что такое Солнечная система?», «Земля и Луна - космические соседи во вселенной», «Шаги в освоении космоса», «Удивительный мир космоса», «Космос вокруг нас»; 3. проведение квест-игры на тему: «Спаси планету»; 4. проведение «Космической конференции».
Логопедические игры: «Составь слово», «Собери предложение из слов», «Подбери рифму», «Засели планеты», «Отгадай загадку», «Что я возьму с собой в космос?», «Космическое путешествие», «Посылка из космоса»
|
Чтение художественной литературы |
«Незнайка на Луне» Н.Носов, «Космонавты, объявляется посадка!» Пьер-Франсуа Моро, Матильда Двордж, «Первые в космосе» М.Пегов, «Малая энциклопедия Вселенной» О.Фейгин, космические сказки «Кометы и астероиды» Е.Ульева, «Знакомство с Солнечной системой», Станция «Луна» П.Клушанцев, «Большое космическое путешествие» Н.Тайсон, «Маленький шаг» на Луне, энциклопедия «Изучаем космос». |
Продуктивная деятельность |
Изобразительная деятельность. Рисование: «Я рисую космос», «Солнечная система», «Наша планета Земля».
|
Физкультурно-оздоровительная деятельность |
Проведение соревнований по прикладному плаванию «Юный спасатель», посвящённых 60-летию полёта в космос Ю.А.Гагарина.
|
Развивающая среда |
Подбор детской литературы по теме, иллюстративного материала, развивающих книжек с заданиями и наклейками «Космос»;
|
Работа с родителями |
Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?»
|
Социализация |
|
Конспект НОД на тему «Космос вокруг нас» для детей подготовительной логопедической группы
Конспект НОД на тему «Удивительный мир космоса» для детей подготовительной логопедической групп