Коррекционная педагогика
-
Особенности преподавания музыки слепым и слабовидящим обучающимся 2021
Учебный предмет «Музыка» играет особую роль в жизни слепых и слабовидящих учащихся. На каждом уроке проводится коррекционная работа, которая способствует более эффективному развитию ребенка, предупреждению вторичных отклонений: происходит уточнение и формирование представлений о предметах и явлениях, развитие зрительного восприятия, произвольной памяти, речи, коммуникативных навыков обучающихся. Информация, которая даётся на уроках музыки, расширяет кругозор незрячих школьников, способствует обогащению их знаний об окружающем мире и формированию жизненного опыта. Работа в коллективе, группе, микрогруппе (паре) дает обучающимся со зрительной депривацией необходимый опыт социального общения.
-
Приемы работы с детьми с ЗПР на уроках географии 2021
Группа детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с различными нарушениями: слуха, зрения, психики, опорно-двигательной системы, поэтому внедрение инклюзивного образования является наиболее передовой системой обучения. Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми. И наша задача найти те методы и приемы, при которых дети разных групп здоровья могли обучаться комфортно и заинтересованно. В нашей школе обучаются дети с нарушениями в психическом развитии (ЗПР) и в основном с такими проявлениями как низкая работоспособность, невнимательность, расстройства внимания, снижены свойства памяти, низкий словарный запас и т.д.
-
Положение об областном дистанционном конкурсе педагогического мастерства: «Внедрение инновационных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС для обучающихся с легкой умственной отсталостью» 2021
Задачи конкурса: выявление и распространение передового педагогического опыта; повышение профессионального мастерства педагогов и качества образования; совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса.
-
Развитие социально-коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста. Тема: «Путешествие за облаком добра» 2021
Цель занятия: формирование моральных ценностей детей; закрепить представление детей о понятии дружба, доброе дело; формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей; обобщать словарь детей вежливыми словами; учить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения.
-
Конспект воспитательного занятия «В гости к Осьминогу» 2021
Цель занятия: формирование знаний детей об осьминогах. Задачи: расширение и уточнение знаний детей о море и его обитателях; совершенствование и уточнение словарного запаса по теме «Подводный мир»; совершенствование мелкой моторики; совершенствование общей моторики; совершенствование творческого воображения.
-
Музыка в жизни незрячего человека 2021
Мы слышим повсюду звуки, музыку: дома, на улице, даже в школе. Музыка доносится из открытых окон, звучит в транспорте, вырывается из большего количества передач телевизора. Часто какие-то мелодии связываются в нашем сознании с важными событиями, печальными или радостными. И музыка, особенно для незрячего человека, становится частью нашей души, всего существа, способной вызвать в нас боль и чувство счастья. Цель исследования: выявить значимость музыки и её влияние на развитие личности незрячего человека.
-
Календарно-тематическое планирование по предмету "Математические представления" для обучающихся с умственной отсталостью. 5-й класс 2021
Представлено календарно-тематическое планирование по предмету "Математические представления" для обучающихся с умственной отсталостью в 5-м классе.
-
Современный метод обучения произношению детей с нарушением слуха 2021
В обучении детей с ОВЗ ОЦР может использоваться на разных этапах проведения урока: организационном этапе, постановки цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся, активизации внимания, актуализации знаний и проверке знаний.
-
Рабочая программа "Сенсорное развитие" 2021
Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Цель программы: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
-
Общение ребенка с ограниченными возможностями здоровья со взрослыми и сверстниками 2021
Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями создает дополнительные трудности в их социальной адаптации и установлении взаимоотношений с окружающими людьми. К обучению и воспитанию таких детей надо подходить с оптимистических позиций. Своевременная диагностика и организация коррекционных и социально-реабилитационных мероприятий, учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, опора на его сохранные психические функции и стороны личности – все это в значительной степени помогает определить адекватные формы, содержание и методы обучения и воспитания таких детей.
-
Преподавание английского языка учащимся с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью 2021
В вашем классе есть ученики с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, а вы не знаете, как их поддержать? Многие страны мира сегодня следуют политике социальной и образовательной инклюзии для учащихся с СДВГ. Это означает, что все больше и больше учащихся с ограниченными возможностями здоровья попадают в общеобразовательные классы. Многие учителя не считают, что их педагогическое образование подготовило их к включению учащихся с СДВГ в учебный процесс. По моему опыту, существует несколько распространенных мифов и заблуждений, связанных с обучением учащихся с СДВГ.
-
Разноуровневые карточки по математике для детей с нарушением интеллекта. Практические материалы 2021
Представлены разноуровневые карточки по математике для детей с нарушением интеллекта.
-
Социально-коммуникативное развитие дошкольников с ОВЗ посредством интерактивных игр-сказок 2021
У детей с ОВЗ отмечаются стойкие трудности с обеспечением понимания коммуникативных действий и с реализацией их последовательности. Дети не умеют излагать свои мысли, передавать их содержание, имеют ограниченный словарный запас и агграмматизмы. Недостатки фонетического строя, слоговой структуры делают высказывания детей непонятными для окружающих. Кроме недостаточной сформированности речевой функции имеется и ряд психологических проблем: дети не владеют навыками сотрудничества и взаимодействия с другими детьми, не знают правил общения и не умеют соотнести их с конкретной ситуацией, преобладают неустойчивое внимание, низкая способность к переключению, низкий объем памяти, наблюдается сниженная мотивация к обучению. Все это в комплексе создает барьер в межличностном взаимодействии. Поэтому существует необходимость в организации специальных занятий по обучению и воспитанию коммуникативных навыков у дошкольников.
-
Музыкальная терапия. Произведения классиков на занятиях с детьми с ОВЗ 2021
Особое место среди различных методов и технологий в работе с детьми с ОВЗ в моей работе занимает музыкальная терапия. Прослушивание правильно подобранных музыкальных произведений во время занятий способно вызвать у ребенка положительные эмоции, успокоить и настроить на дальнейшую работу.
-
Рабочая программа внеурочной деятельности развивающих занятий по сенсорной интеграции «Мир ощущений». 1-й класс 2021
Рабочая программа по коррекционному курсу «Мир ощущений» для 1-го класса. Разработана на основе программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели, 1 раз в неделю. С учетом календарного учебного графика и расписания уроков на 2021–2022 учебный год, рабочая программа рассчитана на 34 часа в год. Цель программы: создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
-
Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ 2021
Занятия пластилинографией позволяют детям с ОВЗ развивать координацию, мелкую моторику, коммуникативные навыки; вызывают приятные тактильные ощущения, повышают самооценку, способствуют выплеску эмоций, учат концентрировать внимание и сосредотачиваться, формулировать мысли и добиваться желаемого результата. Однако для того, чтобы достичь всех вышеперечисленных целей, необходимо грамотно выстраивать занятия, предоставлять качественные материалы и быть готовым объяснять несколько раз, подбадривать и создавать доброжелательную обстановку во время занятия.
-
Использование метода биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми с ОНР 2021
Цель занятий: познакомить детей с движениями биоэнергопластики и научить выполнять ряд статических упражнений.
-
Презентация на тему "Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий посредством применения учителем-логопедом развивающих игр" 2021
Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. При проведении игры логопеду необходимо учитывать особенности детей с различными речевыми расстройствами. Игра может проводится не только как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых. Чтобы занятия не вызывали у детей скуку и нежелание работать, необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы. В такой ситуации на помощь приходят разнообразные логопедические игры.
-
Преемственность между детским садом и школой в области физической культуры (на примере группы компенсирующей направленности) 2021
Одна из наиболее актуальных проблем в современном образовании – проблема преемственности между дошкольным и школьным образованием. Актуальность рассмотрения ее связано с нарушением преемственных связей в целях и задачах, содержания, а также с изменением требований общества к качеству воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимаясь физической культурой дети детского сада овладевают запасом двигательных навыков и умений, которые позволят им адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности, помогут более успешному усвоению школьной программы не только на первых но и на последующих этапах обучения.
-
Представление учителя-дефектолога на дошкольника (подготовительная к школе группа) 2021
Из моей практики, я бы предложила отдать полномочия по представлению продуктивной деятельности, навыкам самообслуживания, игровой деятельности во власть воспитателей, оставив за учителями-дефектологами то, что нам предписано по НОД, отразив форму занятий и углубившись непосредственно в сформированность предпосылок учебной деятельности.
-
Формирование навыков речевой коммуникации у обучающихся с расстройствами аутистического спектра 2021
Обучение в школе требует от обучающегося налаживания контактов со взрослыми и сверстниками. Наиболее проблемной с точки зрения социальной адаптации, является группа детей с ограниченными возможностями, особенно детей с РАС. РАС может сочетаться с органическими нарушениями нервной системы, с умственной отсталостью. Но также могут быть и случаи, когда интеллектуальная сфера детей остается в норме или даже проявляться в особой одаренности, как правило, в необычных сферах. Но даже этим особо одаренным людям, страдающим аутизмом (синдромом Аспергера), приходится очень трудно — в детстве их не понимают, им очень тяжело находиться в обществе, сложно выразить свои чувства и понять чувства и эмоции других людей. Из-за этого они ощущают себя изолированными и одинокими. Основным недостатком при аутизме является нарушение общения ребенка с окружающим миром. Поэтому формирование коммуникативных навыков – одно из ведущих направлений психолого-педагогической коррекции расстройств аутистического спектра.
-
Реализация проекта для дошкольников 5–6 лет с особыми образовательными потребностями “Лучше нет родного края!” 2021
Ежегодно 12 июня отмечается государственный праздник День России. Как объяснить детям с особыми образовательными потребностями значение этого праздника? Как раскрыть для них смысл таких абстрактных понятий как Родина, Россия, Отечество, Отчизна? Как ввести эти сложные для детей с общим недоразвитием речи понятия в активный словарь? Эта тема не перестает быть актуальной, поскольку год от года особенные дети, дети с ООП, требуют поиска новых педагогических приемов и методик обучения и развития. Данная статья посвящена реализации проекта для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Одной из главным задач проекта было воспитание чувства патриотизма, любви к Родине и гражданской идентичности.
-
Пиктограммы как виды вспомогательных языковых программ и коммуникаций для лиц с ОВЗ и инвалидностью 2021
В первую очередь, работа с категорией лиц с ОВЗ и инвалидов требует от психолога максимальной интеллектуальной отдачи, желания помочь таким учащимся профессионально самоопределиться и получить опыт выстраивания позитивных коммуникации в социуме. Наши ребята нуждаются в том, чтобы их слышали, понимали, и главное – принимали такими, какие они есть. Главное - вовремя помочь, оказать психологическую поддержку. Продолжая формировать у обучающихся с ОВЗ и инвалидностью необходимые умения и навыки, в рамках выбранного профессионального направления, мы опираемся на практико-ориентированный подход, включая в работу современные образовательные технологии. Объяснительно-иллюстративные технологии, а именно методика «Пиктограммы» (как пример) используется преподавателями и специалистами как на занятиях по специальным дисциплинам, так и во внеклассной деятельности. Опираясь на развитое наглядно-образное мышление у лиц с ОВЗ и инвалидностью, данная методика облегчает процесс работы с технологическими картами на практических занятиях в колледже.
-
Рабочая программа по ЛФК для 7-го класса 2021
Программа рассчитана на 34 занятия в год. С учетом календарного учебного графика на 2018–2019 уч. год количество занятий не изменилось и составило 34 занятия. Цель программы: социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья.
-
Групповое коррекционно-развивающее занятие для обучающихся 3-го класса с задержкой психического развития по теме «Зимующие и перелетные птицы». 2021
Цель занятия: познакомить детей с перелетными птицами, развитие связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, координации речи с движением.
-
Рекомендации родителям при выполнении домашнего задания ребенком с задержкой психического развития 2021
Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей. Дефектолог – это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии.
-
Моя профессиональная позиция (из опыта практической работы педагога-психолога СПО) 2021
Что делает человека профессионалом? Поисковые системы предлагают сухую трактовку – профессионал – это человек, обладающий знаниями, квалификацией, который осознает свои профессиональные возможности и умело их повышает. Но мне кажется, что ответ на этот вопрос кроется глубоко в нас самих.
-
Педагогическая кинезиология по проблеме готовности детей к обучению в школе 2021
На сегодняшний день кинезиология является одной из самых экологичных отраслей на стыке медицины, психологии и педагогики, имея такие преимущества, как безопасность, возможность индивидуального и фронтального применения и точного дозирования объёма движений. В связи с этим применение кинезиологического подхода при организации учебно-познавательной деятельности детей позволяет создать условия, при которых усилия обучающихся объединяются с их спонтанной активностью.
-
Практические рекомендации «Сундучок игр для неговорящих детей» 2021
21 век – это время молчащих детей. Так почему же ребенок, абсолютно понимающий, все, о чем с ним говорят, отстает в речевом развитии?
-
Профилактика оптической дисграфии в процессе адаптации детей к обучению в школе 2021
В последнее время актуализируется проблема овладения школьниками процессом письма. Учителя говорят о большом количестве ошибок в школьных тетрадях, в том числе и таких, которые трудно обосновать правилами русского языка. Это и пропуски букв добавления лишних букв в словах, замены букв одна на другую, и замены гласных под ударением, а также приписывание или не дописывание элементов букв, замены элементов и еще много-много других специфических и повторяющихся ошибок, не связанных с незнанием правил правописания. Хотелось подчеркнуть, что допускаются эти «странные» ошибки там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений. По данным отечественных исследователей даже к концу 3 года обучения количество учащихся с дисграфией составляет 37%. Перед учителем встают вопросы о том, отчего возникают эти ошибки, а главное – каким образом помочь ребенку справится с ними?