Коррекционная педагогика
-
Педагогическая кинезиология по проблеме готовности детей к обучению в школе 2021
На сегодняшний день кинезиология является одной из самых экологичных отраслей на стыке медицины, психологии и педагогики, имея такие преимущества, как безопасность, возможность индивидуального и фронтального применения и точного дозирования объёма движений. В связи с этим применение кинезиологического подхода при организации учебно-познавательной деятельности детей позволяет создать условия, при которых усилия обучающихся объединяются с их спонтанной активностью.
-
Практические рекомендации «Сундучок игр для неговорящих детей» 2021
21 век – это время молчащих детей. Так почему же ребенок, абсолютно понимающий, все, о чем с ним говорят, отстает в речевом развитии?
-
Профилактика оптической дисграфии в процессе адаптации детей к обучению в школе 2021
В последнее время актуализируется проблема овладения школьниками процессом письма. Учителя говорят о большом количестве ошибок в школьных тетрадях, в том числе и таких, которые трудно обосновать правилами русского языка. Это и пропуски букв добавления лишних букв в словах, замены букв одна на другую, и замены гласных под ударением, а также приписывание или не дописывание элементов букв, замены элементов и еще много-много других специфических и повторяющихся ошибок, не связанных с незнанием правил правописания. Хотелось подчеркнуть, что допускаются эти «странные» ошибки там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений. По данным отечественных исследователей даже к концу 3 года обучения количество учащихся с дисграфией составляет 37%. Перед учителем встают вопросы о том, отчего возникают эти ошибки, а главное – каким образом помочь ребенку справится с ними?
-
Играя, развиваем! Внимание и память у дошкольников 4–5 лет с ОВЗ 2021
Подавляющее большинство детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). И их количество с каждым годом стремительно увеличивается. Поэтому возникает потребность постоянного обновления педагогических методик обучения детей с ОВЗ и ЗПР в том числе. Тем самым развитие внимания и памяти у дошкольников 4–5 лет является актуальной темой на сегодняшний день, так как эти 2 компонента психики являются одними из основных. Поэтому они являются основой дальнейшего обучения ребенка, его взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
-
Квест-игра на тему «На поиски книги» в старшей группе детей с ОНР по развитию речи 2021
Цели занятия: формировать общеучебные умения и навыки (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий).
-
Организация дистанционного обучения детей с ЗПР в период пандемии 2021
Весной 2020 учебного года все школы России столкнулись с необходимостью работать в дистанционном режиме в связи с пандемией. У каждой образовательной организации появился свой уникальный опыт работы в новых условиях. Автор поделится опытом организации учебной деятельности детей с особыми образовательными потребностями, а именно детей с ЗПР, которые обучаются в сельской коррекционной школе-интернате на втором уровне образования (НОО).
-
Влияние декоративно-прикладного творчества на социализацию и адаптацию детей с ОВЗ 2021
Социализация в обществе детей с ОВЗ очень важный фактор их развития. Одна из возможностей раскрыть потенциал ребёнка – это декоративно-прикладное творчество. Об особенностях организации и реализации комплексного подхода в решении проблем развития учащихся в школеинтернате пойдёт речь в статье педагогов Стрельцовой О.А. и Петровской В.П. «Влияние декоративно-прикладного творчества на социализацию и адаптацию детей с ОВЗ».
-
Формирование адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста 2021
В данной статье рассмотрены вопросы формирования адекватной самооценки и причины возникновения неадекватной самооценки младших школьников. Представлены, из опыта работы, наиболее удачные формы и приемы взаимодействия с родителями и детьми по формированию адекватной самооценки. Статья предназначена для учителей начальных классов, родителей учащихся 1–4-х классов.
-
Памятки по решению математических задач. 1–4-е классы 2021
Представлены памятки по решению математических задач для учащихся начальной школы.
-
Урок биологии по теме "Рост и развитие растений". 6-й класс 2021
Форма урока: урок-игра на основе импровизированного мини-экзамена. Цель урока: изучить и систематизировать основные понятия по разделу «Жизнедеятельность растительного организма».
-
Деятельностный и дифференцированный подходы в обучении учащихся с интеллектуальными нарушениями 2021
В основу Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены деятельностный и дифференцированный подходы.
-
Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях инклюзивной группы 2021
Как организовать групповую работу в инклюзивной группе? Ответ на этот вопрос вы найдёте в этой статье. Также освещены вопросы трудностей внедрения инклюзивного образования и приведены примеры фрагментов образовательной деятельности в инклюзивных группах.
-
Конспект урока по литературному чтению 3-м классе по теме «С.Есенин "Черемуха"» с использованием мнемотехники 2021
Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством С.А.Есенина; учить видеть в природе прекрасное с помощью поэзии и изобразительного искусства; научить учащихся быстрому и легкому способу запоминания стихотворения посредством мнемотехники.
-
Методическая разработка индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию устной речи. Тема: "Работа над пониманием фразеологических оборотов. Профориентация. Текст «Из истории города»" 2021
Цели урока: формирование умения участвовать в словесной коммуникации, быть инициатором разговора, употреблять в речи фразеологические обороты. Задачи: формировать умение понимать и поддерживать разговор, выражать своё намерение, пожелание, вслушиваться в речь собеседника.
-
Использование электронных образовательных ресурсов как метод альтернативной коммуникации 2021
Язык и коммуникация являются основой социального взаимодействия. Большинству людей освоение процесса общения даётся без каких-либо трудностей, но существует немалая часть, которая не способна использовать речь для полноценного общения. Одни из них совсем не могут говорить, речь других недостаточно хорошо развита, чтобы выполнять все коммуникативные функции. В этом случае есть необходимость обратиться к другим, альтернативным способам коммуникации, дополняющим и заменяющим речь.
-
Игровые технологии на уроке музыки в коррекционной школе 2021
В статье описаны три игровых эпизода, которые можно применить на разных этапах урока с целью активизации внимания и интереса к учебному процессу.
-
Использование активных форм и методов коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья 2021
С каждым годом в общеобразовательную школу приходит всё больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. Это дети с повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, неврозами. У них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Одной из самых важных задач для учителя при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, они лишь нуждаются в особом индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей.
-
Методическая разработка бинарного урока для детей с ЗПР. Тема: "Великий круговорот жизни" 2021
Цели урока: обучение детей новым способам нахождения знаний о круговороте жизни на Земле, введение новых понятий, терминов; обогащение и актуализация словарного запаса детей с ЗПР путём формирования системы новых понятий, расширения знаний обучающихся за счет включения новых определений, терминов, описаний.
-
Конспект коррекционного занятия по теме "Развитие слуха и речи. Текст "В парикмахерской". Работа над диалогом" 2021
Представлен план-конспект дистанционного индивидуального занятия, с применением разработанных игр в приложении Web 2.0 LearningApps.org. Цель: развитие слуха и речи на основе материала текста «В парикмахерской». На занятии ребенок учиться строить речевое высказывание, закрепляет правила орфоэпии, навыки самоконтроля за собственной речью. Используемые приемы развивают фонематический слух, внимание, речеслуховую память, связную речь.
-
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ЛФК» для 4-го класса 2021
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ЛФК» для 4 класса для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости разработана на основе Программы специальной (коррекционной) школы по лечебной физкультуре для детей с нарушением интеллекта «Азбука здоровья», автор-составитель Г.И.Гербцова. Рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели, 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Программа рассчитана на 34 занятия в год. С учетом календарного учебного графика на 2018–19 уч. год количество занятий не изменилось и составило 34 занятия. Занятия ЛФК в 4-м классе проводятся в 2-х подгруппах 1 раз в неделю по 20 минут. Цель программы: социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья.
-
Применение нетрадиционных методик массажа в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии 2021
В статье анализируются применение нетрадиционных методик массажа в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. Анализ результатов демонстрирует положительную динамику коррекции звукопроизношения с применением нетрадиционных техник, что массажа у детей экспериментальной группы. Следует отметить, применение нетрадиционных методик массажа в коррекционной работе с детьми при паретичности артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры является эффективным без каких-либо побочных эффектов.
-
Дифференция звуков [с]–[ш] 2021
Презентация создана на основе конспекта «Дифференциация звуков [с]–[ш]» для применения на логопедическом занятии в ходе индивидуальной или групповой работы, а также может быть использована для работы в дистанционном режиме родителя с ребёнком. Подобран материал для различения звуков [с]–[ш] изолированно, в слогах, словах и предложениях. Речевой материал рассчитан на учеников 2–3-го класса при коррекции дисграфии вследствие ОНР III–IV уровня, или ФФН, или недоразвития фонематического анализа и синтеза.
-
Использование «личного букваря» в работе с ребёнком с расстройством аутистического спектра 2021
Цель: обобщение и распространение педагогического опыта работы с детьми с расстройством аутистического спектра с использованием «личного букваря». В статье представлен опыт работы с ребёнком семи лет с расстройством аутистического спектра с использованием пособия «личный букварь». Раскрыта последовательность знакомство ребёнка с буквами, задания, помогающие ребёнку запомнить и различать буквы.
-
Число и цифра 4. Прямоугольник, его свойства. Квадрат и прямоугольник 2021
В конспекте предложены разнообразные упражнения, которые помогают детям с задержкой психического развития в игровой форме, в различных видах деятельности расширить представления по ФЭМП. Игровые упражнения способствуют уточнению и закреплению знаний детей об образовании числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, обозначение цифрой, соотнесении числа четыре с количеством и цифрой. Уточнение представлений о геометрической фигуре – прямоугольник. Сравнение квадрата и прямоугольника, дифференцировании и соотнесении с формой окружающих предметов.
-
Конспект урока по письму: «Определение мягкости согласных гласными е, ё. Дифференциация твердых и мягких согласных» 2021
Цель урока: закреплять умение определения мягких согласных.
-
Взаимосвязь познавательного и речевого развития у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья 2021
Важнейшей предпосылкой нормального развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определенный уровень развития познавательной деятельности. В связи с этим, методологической основой изучения нарушений речи у детей с ЗПР являются современные представления о соотношении мышления и речи. Нарушения познавательной деятельности оказывают отрицательное влияние на весь процесс речевого развития: как на овладение семантикой речи, так и на усвоение языковых закономерностей, на формирование языковых обобщений. У данной категории детей речевые трудности носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы - фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую, связную речь.
-
Малые фольклорные жанры на уроках русского языка в школе для детей с ОВЗ 2021
Детский фольклор – это особый вид устного народного поэтического творчества. Использование материала именно данного вида помогает нам достичь поставленных целей и задач гораздо быстрее и эффективнее, т.к. произведения детского фольклора короткие (поэтому их еще называют произведениями малого фольклорного жанра), что очень нравится детям с ОВЗ, имеющим интеллектуальное недоразвитие, емкие по содержанию, что помогает в умственном развитии, а также позволяет работать над развитием речи, делать ее меткой, выразительной, богатой в моральном и эмоциональном плане. Также, разделяя все произведения по их функциональности, возможно использование игрового материала (пестушки, заклички, считалки, припевки) в устной работе. А, работая над словесным содержанием, использование материала вне зависимости от игрового действия (песни, прибаутки, пословицы и поговорки, скороговорки, небылицы) возможно на любом этапе урока: при изучении, закреплении, контроле и коррекции.
-
Сценарий литературного досуга «Волшебный мир сказок А.С.Пушкина» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 2021
Цель занятия: обобщение и конкретизация знаний детей о творчестве великого русского поэта и сказочника А.С.Пушкина.
-
Конспект урока "Распространение предложений, завтра" 2021
Цель урока: закрепить умения учащихся составлять и определять распространенные предложения.
-
Развитие зрительно-пространственной координации у дошкольников в игре 2021
Зрительно-пространственная координация – сложная когнитивная способность, важная для нормального развития ребенка, его успешность обучения в школе. Формирование зрительно-пространственной координации становится необходимым уже в старшем дошкольном возрасте. Ее нужно обязательно развивать и совершенствовать, чтобы у ребенка не возникало проблем во время учебы. Это важный элемент, который считается одним из основополагающих при определении того, насколько ребенок готов к поступлению в школу. Необходимо обнаружить имеющиеся трудности до поступления в школу, а не когда они уже стали причиной школьной неуспеваемости.