Урок "Речь и альтернативная коммуникация". Тема: "Звук и буква Л. Печатание изученной буквы"

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика

Ключевые слова: ТНР – тяжелое нарешение речи


1. Речь и альтернативная коммуникация

Задачи:

  • Формировать зрительный эталон буквы;
  • Развивать фонематический слух, мелкую моторику, зрительное и слуховое восприятие на основе игр, игровых действий и упражнений;
  • Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, мотивацию к учению.

Оборудование: предметные картинки, палочки, шнурки, полоски, проволока, прописи.

1. Орг. момент

Мы сюда пришли учиться, не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно, работаем старательно.

Коммуникативная игра «Здравствуй»

Я здороваюсь везде дома и на улице (Имитируем движения)
Даже «Здравствуй» говорю я знакомой курице
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, маленький цветок
Здравствуй легкий ветерок, здравствуй утро, здравствуй день
Нам здороваться не лень!

Дыхательная гимнастика

Чтобы успокоиться на урок настроиться
Медленно вдыхаем 1 2 3 4
Не дышим 2 сек, выдыхаем 1-2.3.
Трем (греем) ладошки, сдуваем «пылинку».

Артикуляционная гимнастика

Улыбнулись, сделали «Заборчик», «Вкусное варенье», «Хоботок», «Лошадку».

Звуковая распевка: А У О М Н, С, Ы

2. Введение в тему

Упр. «Найди лишнее». Назвать и показать (демонстрируются картинки)

Ананас, банан, яблоко, лук.
Фикус, герань, ложка, кактус.
Сыр, бутерброд, каша, лопата

Новый материал

Сегодня мы познакомимся с новой буквой, а какой узнаете сами.

МЫ не можем звук увидеть
И не можем в руки взять
Звук мы можем только слышать, а еще его сказать.

Упр. Кто внимательный?

Назови одинаковый звук в словах: ложка, лук, лопата ( ответы детей)

Упр. «Внимательные ушки»

Хлопаем в ладоши услышав звук [Л]: А, У, И, Л, М, С, Л, А

Слушаем слоги: СА, ЛА, МА, ЛУ, СУ, ЛО, НУ, ЛА,

Слова: Лед, лето, лиса, лужа, лошадь, лось

Звук [Л] обозначается буквой Л (показ).Тема нашего урока звук и буква Л.

- На что похожа буква Л? (на крышу дома)

- Давайте сложим из рук букву Л

Составим из палочек (Сколько нужно взять палочек?)

Сконструируем из проволоки букву Л.

Обведем букву Л из наждачной бумаги.

Физминутка

Громко тикают часы (хлопки). Тик так, тик так (наклоны влево, вправо)
В школу нам пора идти (ходьба на месте). Тик так, тик так (наклоны влево, вправо)
Мы учебники собрали (показ). Тик так, тик так (наклоны влево, вправо)
В школу быстро зашагали (ходьба на месте). Тик так, тик так (наклоны влево, вправо)

Вывешивается плакат

Среди представленных букв найти букву Л и обвести в кружок.

Пальчиковая гимнастика

Ла ла ла, ла ла ла вот из прутиков метла
Ло ло ло, ло ло ло в доме чисто и светло
Лу лу лу, лу лу лу растрепал Барбос метлу
Лу лу лу, лу ло ла у нас новая метла.

Упр. По опорным точкам печатаем букву Л

Д.з. Обвести и раскрасить предметы на букву Л.

  • Оценка.
  • Итог
  • Чему учились?

3. Рефлексия

  • А теперь скажи дружок, тебе понравился урок?
  • Что расскажешь дома маме? Поделись сейчас ты с нами.
  • Какое задание было трудным?
  • Какое задание было интересным?
  • Какое у вас настроение? Покажи смайликом.